IV. Графический анализ. Отразить в координатах (М;i): Равновесие не денежном рынке

Отразить в координатах (М;i):

  1. Равновесие не денежном рынке.
  2. Экономика попала в ликвидную ловушку.
  3. Как изменится равновесие на денежном рынке, если в обществе произошел рост совокупного дохода.
  4. Центральный банк проводит:

а) жесткую кредитно-денежную политику;

б) гибкую кредитно-денежную политику;

в) смешанную кредитно-денежную политику.

V. Задачи и ситуации

1. В банковской системе суммарные чековые вклады = 300 млрд. у.д.е.; суммарные резервы = 50 млрд. у.д.е. Резервная норма увеличилась с 10 до 15%. Найти процентное изменение ссудного потенциала банковской системы.

2. Предложение денег и его детерминанты в США в 1929-1933 гг. (млрд. $)

  Август 1929 г. Март 1933 г. Изменение в %
I. Предложение денег 26,5 19,0  
в т.ч.:      
наличные деньги 3,9 5,5  
текущие счета (депозиты) 22,6 13,5  
II. Денежная база 7,1 8,4  
в т.ч.:      
наличные деньги 3,9 5,5  
резервы 3,2 2,9  
III. Норма резервирования      
IV. Коэффициент депонирования      
V. Денежный мультипликатор      

Это конкретная ситуация в экономике США в годы «Великой депрессии».

Необходимо:

а) рассчитать все параметры денежного рынка и заполнить таблицу;

б) сделать анализ этого рынка и политики ФРС США в этот период;

в) почему такая политика ФРС привела КБ США к массовому банкротству?

г) какие рекомендации вы могли бы дать ФРС с позиции сегодняшних ваших знаний о регулировании Мs?

3. Предложение денег и его детерминанты в России в 1991-1993 гг. характеризовалось следующими данными (млрд. руб.):

  Декабрь 1991 г. Март 1993 г. Изменение в %
I. Базовые деньги 5 700  
в т.ч.:      
наличные деньги 2 600  
Резервы КБ 3 100  
II. Общая денежная масса 10 900  
в т.ч.:      
наличные деньги 2 600  
депозиты 8 300  

Это конкретная ситуация в экономике России в первые годы реформ.

а) определить денежный мультипликатор 1991 г. и 1993 г.;

б) какие выводы можно сделать из анализа таблицы;

в) если в марте 1993 года общие денежные расходы населения составили 7200 млрд. руб., то какова была скорость обращения денег?

г) какие деньги быстрее оборачивались: вся денежная масса или наличность?

д) сравните ситуации на российском и американском рынке из задания № 2.

4. При увеличении нормы обязательных резервов с 20 до 30% оказалось, что коммерческие банки испытывают нехватку резервов в размере 60 млн. руб. На сколько млн. руб. необходимо сократить денежную массу, чтобы восстановить равновесие?

5. Известно, что общий спрос на деньги в номинальном выражении = 1000 у.е.. спрос на деньги как средство сбережения характеризуется функцией L = 280 – 20i. Номинальная ставка i = 20%. Чему будет равен номинальный спрос на деньги? Если национальный доход будет равен 2400 у.е. , то чему будет равна скорость обращения денег?

6. Рассмотрите следующие составляющие денежной массы:

а) металлические деньги, находящиеся в обращении;

б) срочный вклад в сберегательном банке на небольшую сумму;

в) банкноты на руках у населения;

г) облигации государственного займа;

д) текущий счет в банке;

е) наличные, хранящиеся в банке.

Определите, какие из перечисленных статей относятся к денежному агрегату М1, а какие к М2?

7. В стране существует достаточно высокий уровень инфляции. Необходимо быстро принять меры и притормозить инфляционные процессы. Что будет предпринимать в данной ситуации Центральный банк? Каким направлениям кредитно-денежной политики будет отдаваться предпочтение?

Есть ли какие-либо отклонения от теоретической схемы поведения Центрального банка в действиях Центрального банка России в условиях высокой инфляции в 1992-1995 гг.?

8. Вы рассчитываете, что норма процента в будущем будет снижаться. Как вы поведете себя в такой ситуации? Если большинство экономических субъектов поведет себя таким же образом, как это отразится на величине спекулятивного спроса на деньги?

VI. Контрольные вопросы

  1. Перечислите элементы, характеризующие денежную систему России.
  2. Что такое денежная масса и как она измеряется?
  3. Как формируется предложение денег, и от каких факторов зависит его величина?
  4. Кто регулирует предложение денег в стране, и с помощью каких инструментов?
  5. Узнайте, какие резервные требования предъявляет ЦБ РФ к КБ в настоящее время?
  6. Чему равна сейчас учетная ставка процента
  7. Узнайте, какие операции на открытом рынке проводились в последнее время?
  8. Чему равны золотовалютные резервы ЦБ в настоящее время?
  9. Какие теории спроса вам известны?
  10. В чем специфика кейнсианской теории спроса на деньги?
  11. Как устанавливается равновесие на денежном рынке?
  12. Что такое ликвидная ловушка
  13. В чем сущность жесткой, мягкой и промежуточной денежно-кредитной политики?
  14. Почему в проведении денежно-кредитной политики присутствует дилемма целей (то есть невозможно одновременно регулировать денежное предложение и процентную ставку)?
  15. Объясните, в чем принципиальное различие монетаристского и кейнсианского подходов к использованию денежно-кредитной политики в условиях экономического спада?
  16. Какие связи устанавливает кривая IS и как она строится?
  17. Какие связи устанавливает кривая LM и как она строится?

VII. Рекомендуемая литература

  1. Агапова Т.А., Серегина С.Ф. Макроэкономика. – М.: ДИС, 1997. Гл. 8.
  2. Долан Э.Д., Линдсей Д.Е. Деньги, банковское «Дело» и денежно-кредитная политика. – СПб.: «Литера плюс», 1996. Гл. 4,9,10,15,16.
  3. Долан Э.Д., Линдсей Д.Е. Макроэкономика. – СПб.: Литера плюс, 1996. Гл. 8-11.
  4. Ивашковский С.Н. Макроэкономика. – М.: «Дело». 2004.
  5. Макконнелл К., Брю С. Экономикс. В 2-х тт. – М.: Республика, 1991. Т.2. Гл. 15,16.
  6. Микро-макроэкономика. Практикум. – СПб., 1994. Гл. 22, 23, 24.
  7. Самуэльсон П. Экономика. – М.: АЛГОН, 1992. Гл.15, 16, 17.
  8. Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика. – М.: Дело, 1993. Гл. 26, 29, 34.

Тема 24
Макроэкономическое регулирование экономики: финансы, бюджет и фискальная политика

I. Основные вопросы темы

  1. Финансы и финансовая система: сущность и функции.
  2. Государственный бюджет как особая форма государственных финансов. Бюджетный федерализм.
  3. Структура государственного бюджета.
  4. Консолидированный бюджет и его структура. Состояние бюджета. Бюджетный дефицит.
  5. Государственный долг и эффект вытеснения.
  6. Налоги: сущность, функции, ставки. Кривая Лаффера.
  7. Финансовая (фискальная) политика и ее виды.

Наши рекомендации