Глава 4. координация выбора в различных хозяйственных системах

"Хотя и полезно думать о рынках и иерархиях как об альтернативных способах организации со многими об­щими чертами, важно также понимать, что каждый из них имеет свои сильные и слабые стороны"

Оливер Уильямсон

§ 1. Хозяйственные системы:

спонтанный порядок и иерархия

Хозяйственнаясистема - особым образом упорядочен­ная система связи между производителями и потребителями материаль­ных и нематериальных благ.

Это означает, что не существует "броуновского движения" в хозяй­ственной деятельности людей, как это может показаться на первый взгляд. Процесс производства, обмена, распределения и потребления благ, осуществляющийся в разнообразных формах, всегда оказывается организованным тем или иным образом.

Для того, чтобы осуществить свой выбор в мире ограниченных ре­сурсов, хозяйственный субъект должен располагать необходимой ин­формацией о том, что, как и для кого производить.Выделенные сло­ва формируют три основных задачи, которые должны решаться в лю­бом обществе. Мы рассмотрели их в гл. 3.

Можно сказать, что различные субъекты хозяйственных систем в истории человеческой цивилизации, будь то первобытная община, ра­бовладельческая латифундия, феодальное поместье, капиталистичес­кое или социалистическое предприятие - это различным образом уст­роенные информационные системы, которые и предопределяют способ решения трех основных задач хозяйственной жизни.

Кто же и как осуществляет координацию выбора, реализуемого людьми в процессе их повседневной хозяйственной деятельности? Ведь каждый человек строит свои собственные планы, у каждого свои вкусы и предпочтения, свои представления о способах, посредством которых необходимо осуществлять производство благ.

Координация выбора в различных хозяйственных системах

Экономическая теория рассматривает два различных способа коор­динации: спонтанный,или стихийный порядоки иерархию.В спон­танных порядках информация, необходимая производителям и потреби­телям, передается путем ценовых сигналов. Повышение или понижение цены,,^есурсов и произведенных с их помощью благ подсказывает хо­зяйственным агентам, в каком именно направлении нужно действовать, т. е. что, как и для кого производить. В любой системе производитель должен осуществлять расчет своих издержек (затрат) и получаемых выгод. Это относится и к потребителю. Но как возможно осуществить такую задачу, если человек, ведущий домашнее хозяйство или руково­дитель фирмы не в состоянии окинуть взглядом весь «экономический космос», по выражению Вальтера Ойкена, известного немецкого эконо­миста? Конечно, в хозяйстве Робинзона на маленьком острове или в рамках относительно небольшого первобытного племени количество имеющихся ресурсов и комбинации их альтернативного использования представляют собой величину, поддающуюся учету. Но как возможно рассчитать соотношение выгод и издержек не в малых группах, а при «расширенном порядке человеческого сотрудничества», как именует Ф. Хайек современную хозяйственную систему, называемую капитализ­мом? Ведь информация об имеющихся ресурсах, о вкусах и предпочте­ниях потребителей рассеяна, рассредоточена, она не находится в неко­ем Центре. В таких условиях только механизм колебания цен, или аль­тернативных издержек, может скоординировать экономический выбор людей. Такая хозяйственная система названа Хайеком спонтанным, или самопроизвольным порядком, что подчеркивает эволюционный, незави­симый от чьих-либо намерений или планов характер ее возникновения. Спонтанный порядок возник естественным путем, в ходе развития чело­веческой цивилизации. Рынок - это и есть спонтанный порядок, и подробный его анализ предстоит в последующих главах.

Но есть и другой способ получения информации о том, что, как и для кого производить. Это - система приказов и поручений, идущая сверху вниз, от некоего Центра к непосредственному исполнителю (про­изводителю). Такая система называется иерархией.Примером иерар­хического порядка может быть первобытная община, где вождь племени решал, кому, как и чем заниматься. Иерархия - это и командно-адми­нистративная система, или социализм, где государство в лице Госпла­на или высших партийных инстанций отдавало приказы, что именно про­изводить, распределяло ресурсы, прикрепляло поставщиков к потреби­телям. В форме иерархии осуществляет свою деятельность и фирма, где руководитель отдает приказы своим подчиненным. Иерархия осно­вана не на ценовых сигналах, а на власти, персонифицированной в лице руководителя фирмы или центрального управляющего государ­ственного органа.






Глава 4

В реальном мире наблюдается сосуществование стихийных поряд­ков и иерархий. Но от чего зависят столь различные формы координа­ции экономического выбора людей?

Для этого нам нужно обратиться к новой категории, которая ис­пользуется современной экономической теорией: трансакционные из­держки. Термин впервые был введен в экономическую науку американ­ским экономистом, лауреатом Нобелевской премии Рональдом Коузом в его работе «Природа фирмы» (1937 г.). Рассмотрим их подробнее. Эти издержки связаны не с производством как таковым (расходы на сырье, материалы, заработную плату, транспорт и т. п.), а с сопутствующими ему затратами. Назовем важнейшие из них.

1. Издержки поиска информации. Здесь имеются в виду, прежде все­го, затраты на поиск контрагентов хозяйственных сделок и поиск наибо­лее выгодных условий купли-продажи (ценах). Перед заключением сдел­ки экономический субъект собирает информацию о контрагенте (напри­мер, компания по страхованию жизни потребует от вас массу справок о состоянии вашего здоровья и проверит их достоверность; мафиозная группировка многократно перепроверит надежность поставщика или по­купателя крупных партий наркотиков и т. п.). Цены на одно и то же бла­го могут существенно различаться в разных местах, и каждый из нас знает, что люди с низкими и средними доходами вначале обойдут не­сколько магазинов и оптовых рынков, прежде чем купят товар.

2. Издержки заключения хозяйственного договора (контракта). Для того, чтобы заключить соглашение между контрагентами, требуют­ся затраты времени и денег. Допустим, вы собираетесь опубликовать свое литературное произведение. Вам потребуется агент, который будет вести переговоры с издателем, следовательно, потребуются и расходы на оплату его услуг. Сами переговоры займут определенное время. Под­писание договора, дружеский ужин с издателем - все это войдет в из­держки заключения контракта.

3. Издержки измерения. Блага обладают самыми различными свой­ствами, приносящими полезность их обладателю. Допустим, вы собира­етесь купить шубу. Прежде, чем совершить покупку, вы должны убедить­ся в качестве выделки меха, прочности окраски и т. п. Придирчивый по­купатель будет мять шубу в руках, встряхивать, пытаться выдернуть ворс и даже понюхать, пытаясь определить качество выделки. Издерж­ки измерения в данном случае затрудняют покупку для того, кто не об­ладает знаниями товароведа. Задачу минимизации издержек измерения в значительной мере выполняет торговая марка («брэнд») известной фирмы, но и в этом случае есть опасность подделки. Издержки измере­ния связаны и с необходимостью затрат на измерительную аппаратуру (контрольные весы, персональные калькуляторы и даже дозиметры, с которыми граждане, опасающиеся радиоактивного заражения, предпо­читают покупать овощи и фрукты).

Координация выбора в различных хозяйственных системах

4. Издержки спецификации и защиты прав собственности. Под­робнее о правах собственности и их спецификации речь пойдет в сле­дующем параграфе настоящей главы. Здесь же можно отметить, что спецификация и защита прав собственности связана с издержками на установление объекта и субъекта собственности, функционированием судебной системы, органов охраны правопорядка и т. п. В качестве при­мера можно привести деятельность многих предприятий малого бизне­са в современной России. По идее, право частной собственности этих фирм должно охранять государство, как в любой стране с рыночной эко­номикой. Однако, если в силу тех или иных причин государство плохо справляется с этой задачей, то фирмы прибегают к альтернативным спо­собам защиты своей собственности, т. е. поиску так называемых «крыш», которые выполняют охрану за определенную плату.

5. Издержки оппортунистического поведения. Оппортунистическое поведение означает нечестность, обман, сокрытие информации или, как пояснял эту категорию американский экономист О. Уильямсон, «просчи­танные усилия по сбиванию с правильного пути»; оно влечет за собой ощутимые издержки как до (ex ante), так после (ex post) заключения сделки. Иначе говоря, выявление и наказание нарушителя договора свя­зано с издержками. Требуются затраты, чтобы контрагенты защитили себя от оппортунистического поведения. Так, в обменных пунктах валю­ты стоят специальные приборы, проверяющие подлинность банкнот. Любители настоящего меда ходят по рынку с химическим карандашом, пытаясь определить подлинность этого продукта пчеловодства: если опущенный в каплю меда карандаш потечет фиолетовыми разводами, то мед поддельный. «Доверяй, но проверяй!» - гласит русская поговор­ка, которую в свое время любил повторять Рональд Рейган, президент США в 1980-1988 гг., в связи с переговорами между СССР и США об ограничении стратегических наступательных вооружений.

Трансакционные издержки пронизывают всю ткань хозяйственной
жизни общества, мы сталкиваемся с ними на каждом шагу, даже не
осознавая этого. Иногда ученые проводят аналогию между трансак-
ционными издержками в экономике и трением в физике. Дж. Стиглер,
американский экономист, утверждал, что «мир с нулевыми трансак-
ционными издержками оказывается столь же странным, как физичес­
кий мир без сил трения».1 Действительно, если отсутствуют все пе­
речисленные выше виды трансакционных издержек, то, по Коузу, ни­
чего не стоит ускорить трансакции (сделки) так, что вечность будет
прожита за доли секунды. Обмен проис­
ходил бы мгновенно, потому что не тре­
бовалось бы затрачивать ресурсы на по-

иск той информации, о которой говори- 'См. Коуз Р. Фирма, рынок и

лось ранее в нашей главе. право. М., 1993. С. 16.




5*



Глава 4

К. Эрроу дал более широкое определение трансакционных издер­жек: трансакционныеиздержки - этоиздержки эксплуатации эконо­мическойсистемы. Другими словами, любая система функционирует с «трением». И рыночная экономика, и альтернативные ей системы стал­киваются с трансакционными издержками. В одном случае мы видим, что трансакционные издержки - это издержки эксплуатации рыночной (ценовой) системы координации деятельности экономических субъектов. Но и при социализме так называемое плановое хозяйство, устроенное по иерархическому принципу управления, не могло избежать трансакционных издержек. Издержки согласования планов между вышестоящими и ниже­стоящими инстанциями; издержки, связанные с поиском дефицитных това­ров; издержки оппортунистического поведения, т. е. бесконечные «припис­ки», завышение объема произведенной продукции и т. п. требовали со­держания огромного аппарата контроля (см. подробнее гл. 29).

1 См- подробнее: Норт Д. Институты' институциональные изменения и функционирование экономики МФУ997 С.19 Здесь же д Норт утверждает, что ин- ституты «...абсолютно аналогичны правилам игры в командных спортивных играх».-
В любом обществе экономические агенты стремятся снизить вели­
чину трансакционных издержек. В связи с этим можно сказать, что воз­
никшие эволюционным путем или в результате осознанной человечес­
кой деятельности институты выполняют задачу минимизации трансакци­
онных издержек. Виднейший представитель неоинституционализма Дуг­
лас Норт определяет категорию институтов следующим образом: «ин­
ституты представляют собой рамки, в пределах которых люди вза­
имодействуют другс другом».1Институты снижают неопределен­
ность, с которой сталкиваются экономические субъекты в процессе сво­
ей деятельности, и уже тем самым способствуют минимизации трансак­
ционных издержек. Действительно, если все люди придерживаются та­
ких «правил игры», которые выражаются библейскими заповедями «не
убий», «не укради», «не лжесвидетельствуй» и т. п., то рассмотренные
нами трансакционные издержки измерения, защиты прав собственнос­
ти, оппортунистического поведения и др. становятся намного меньше.
Как правило, в странах, где население законопослушно, достигнут и
высокий уровень экономического развития. Вот маленький пример: вла­
делец автомобиля в Швейцарии может не беспокоиться о том, что его
машину угонят, если он оставил в ней ключи зажигания. Ему вообще не
требуется затрат на систему сигнализации. Выражаясь экономическим язы­
ком, его издержки на защиту права соб­
ственности намного ниже, чем у владель­
ца автомобиля в стране, где правило «не

укради» нарушается на каждом шагу.-

Итак, из рассмотренных нами опре-
делении становится ясно, что та или
иная система будет функционировать как
иерархия или как спонтанный порядок в
зависимости от величины трансакцион-
ных издержек.

Представим себе, что в «расширенном порядке человеческого со­трудничества», как называет Ф. Хайек капитализм, необходимо собрать информацию о том, что, как и для кого производить. Наиболее деше­вым способом окажется здесь спонтанный порядок, ибо «собрать в еди­ный кулак» всю рассеянную информацию о ценах, предпочтениях, на­личных ресурсах окажется непосильной никакому Центру задачей. Да, при этом существуют трансакционные издержки рыночной координации, но они оказываются ниже тех издержек, которые возникли бы в случае централизованного прикрепления каждого производителя к конкретному потребителю в масштабах всей национальной экономики.

А вот в рамках фирмы способом, экономящим трансакционные из­держки, оказывается иерархия (см. подробнее гл. 9). Здесь работники взаимодействуют друг с другом не при помощи ценовых сигналов; о том, чем ему заниматься и что производить, работник узнает от своего не­посредственного начальства. Как иерархия устроена и армия, где, как известно, приказы не обсуждаются. Семья патриархального типа также устроена на принципах иерархического управления.

Таким образом, мы подошли к интересному выводу: оценивать эф­фективность спонтанных порядков или иерархий необходимо не с точки зрения нормативных оценок (плохие или хорошие), а с точки зрения эко­номии трансакционных издержек. Конечно, это не единственный крите­рий, но он очень важен. Теория трансакционных издержек помогает по­нять, почему оказалась неэффективной социалистическая система хо­зяйства: попытка построить все общественное производство по типу фирмы, или «единой фабрики», как писал В. И. Ленин, оказалась несо­стоятельной из-за огромных трансакционных издержек, с которыми свя­зано регулирование из Центра (Госплана). Интересно, что идеальное общество, о котором мечтали социалисты-утописты и последователи марксистского учения, в терминах неоинституциональной теории долж­но было бы представлять собой систему с нулевыми трансакционными издержками. Так, Р. Коуз утверждал, что абсолютно коммунистическое общество в его представлении - это система, в которой трансакционные издержки не существуют. Но в реальности социалистическая система оказалась «перегруженной» трансакционными издержками. Наивная социалистическая утопия, что можно в едином центре сосредоточить всю рассеянную в обществе информацию о ценностях ресурсов, о по­стоянно меняющихся предпочтениях потребителей и т. п., так и осталась утопией, нереализованной мечтой. Выдающийся вклад в развенчание иллюзий о возможности построения всего общественного хозяйства по типу иерархии внесли австрийские экономисты-неолибералы Ф. Хайек («Пагубная самонадеянность»), Л. Мизес («Социализм»), российский экономист Б. Бруцкус в своей работе «Социалистическое хозяйство», вышедшей еще в 1922 г., и другие экономисты.





Глава 4

До сих пор мы исследовали, каким путем может передаваться ин­формация о редких ресурсах в различных хозяйственных системах. Но облик той или иной системы зависит и от упомянутых ранее институтов, или «правил игры», которых должны придерживаться все хозяйственные агенты. В следующем параграфе и пойдет речь о некоторых из этих важ­нейших правил.

§ 2. Права собственности как «правила

игры» в хозяйственных системах

В современной экономической теории, как нам известно из гл. 2, § 3, получило развитие направление экономического анализа, называемое неоинституционализмом. Одной из наиболее известных те­орий этого направления является экономическаятеория правсоб­ственности.У истоков теории прав собственности стояли два изве­стных американских экономиста - Рональд Коуз, о котором мы много говорили в предыдущем параграфе, и Армен Алчиан. В дальнейшем в разработке и использовании этой теории принимали активное участие такие известные экономисты неоинституциональной школы, как Й. Бар-цель, Г. Демсец, Д. Норт, Р. Познер и др.

Своеобразие подхода авторов этой теории к трактовке собственнос­ти и ее использованию в качестве методологической и общетеоре­тической основы экономического анализа состоит в следующем: во-пер­вых, в своих исследованиях они оперируют не привычным для нас по­нятием «собственность», а используют термин «правособственнос­ти».Не ресурс сам по себе является собственностью, а «пучок или доля прав по использованию ресурса — вот что составляет собственность».1

Полный пучок прав, называемый «перечнем Оноре»(в честь анг­лийского юриста А. Оноре, впервые предложившего его в 1961 г.), со­стоит из следующих 11 элементов:

1. Право владения, т. е. право исключительного физического конт­роля над благами;

2. Право использования, т. е. право применения полезных свойств благ для себя;

3. Право управления, т. е. право решать, кто и как будет обеспе­чивать использование благ;

4. Право на доход, т. е. право обладать

результатами от использования благ;

5. Право суверена, т. е. право на от- ' Demsetz H. Toward a theory
чуждение, потребление, изменение или of property rights - "American
уничтожение блага; Economic Review". 1967, v. 57, № 2.

6. Право на безопасность, т. е. право на защиту от экспроприации благ и от вреда со стороны внешней среды;

7. Право на передачу благ в наследство;

8. Право на бессрочность обладания благом;

9. Запрет вредного использования, т. е. запрет использования вещи способом, наносящим вред имуществу других хозяйственных агентов;

10. Право на ответственность в виде взыскания, т. е. возможность взыскания блага в уплату долга;

11. Право на остаточный характер, т. е. право на существование процедур и институтов, обеспечивающих восстановление нарушенных правомочий.

Права собственности понимаются как санкционированные обще­ством (законами государства, административными распоряжениями, традициями, обычаями и т. д.) поведенческие отношениямежду людьми,которые возникают в связи с существованием благ, и касают­ся их использования. Эти отношения представляют нормы поведения по поводу благ, которые любое лицо должно соблюдать в своих взаимодей­ствиях с другими людьми или же нести издержки из-за их несоблюде­ния. Иначе говоря, правасобственности есть не что иное, как опре­деленные «правилаигры»,принятые в обществе. «Права собствен­ности — это права контролировать использование определенных ре­сурсов и распределять возникающие при этом затраты и выгоды. Именно права собственности - или то, что, по мнению людей, является соответствующими правилами игры, - определяют, каким именно обра­зом в обществе осуществляются процессы предложения и спроса».1

Вторая отличительная черта теории прав собственности заключает­ся в том, что феномен собственности выводится в ней из проблемы от­носительной редкости, или ограниченности ресурсов: «Без какой-либо предпосылки редкостей бессмысленно говорить о собственности».2 Правда, такой подход не является открытием вышеназванных авторов; впервые он был обоснован еще в 1871 г. австрийским экономистом Кар­лом Менгером в книге «Основания политической экономии». Собствен­ность, писал К. Менгер, своим конечным

основанием имеет существование благ, __________

1 Хейне П. Экономический об­ раз мышления. С.325. 2 Toumanoff P.G. Theory of market failure - "Kyklos", 1984, v. 37, № 4. 3 Менгер К. Основания поли­ тической экономии. Австрийская школа в политической экономии. М.,1992. С. 79.

количество которых меньше по сравне­нию с потребностями в них. Поэтому институт собственности является един­ственно возможным институтом разре­шения проблем «несоразмерности меж­ду надобностью и доступным распоря­жению количеством благ».3 Такое несо­ответствие ведет к тому, что централь-

Глава 4

ным моментом отношений собственности становится их исключающий характер.

Таким образом, отношения собственности - это система исключений из доступа к материальным и нематериальным ресурсам. Иными сло­вами, обеспечение прав собственности предусматривает исключение других лиц из числа пользователей ограниченных ресурсов. Но само обеспечение этого права, как отмечает известный исландский экономист Т. Эггертссон, сопряжено с издержками. В некоторых случаях эти издер­жки могут быть очень высокими. Хорошо известно, что владельцы до­мов в районах с высоким уровнем преступности «отказываются от них, когда издержки обеспечения прав собственности сводят чистую цен­ность этой собственности к нулю».1

Отсутствие исключений из доступа к ресурсам, или свободный дос­туп к ним, означает, что они — ничьи, что они не принадлежат никому или, что то же самое, всем (общая собственность). Такие ресурсы не составляют объекта собственности. По поводу их использования между людьми не возникают экономические, рыночные отношения.

С точки зрения авторов теории прав собственности, исключить дру­гих из свободного доступа к ресурсам означает специфицировать права собственности на них. Другими словами, спецификация правсоб­ственности - это закрепление отдельных правомочий за одним или несколькими экономическими субъектами. Так, перечисленные выше 11 правомочий из «перечня Оноре» могут быть закреплены не обяза­тельно за одним физическим или юридическим лицом, о чем мы подроб­нее скажем далее. Государству принадлежит особо важная роль в спе­цификации прав собственности, которые принимают вид формальных правил (законов, прописанных в различных законодательных актах и, прежде всего, в Конституции).

1)Эгггерссон Т Экономичес- кое поведение и институты. М., дело 20010 г 2)Роуз Р фирма1 рынок и пра во. м., 1993. с. 14
Смысл и цель спецификации состоит в том, чтобы создать условия
для приобретения прав собственности теми, кто ценит их выше, кто спо­
собен извлечь из них большую пользу. «Если права на совершение оп­
ределенных действий могут быть куплены и проданы, - пишет Р. Коуз, -
их в конце концов приобретают те, кто выше ценит даруемые ими воз­
можности производства или развлечения. В этом процессе права будут
приобретены, подразделены и скомбинированы таким образом, чтобы
допускаемая ими деятельность приноси­
ла доход, имеющий наивысшую рыноч­
ную ценность».2 Таким образом, основ

ная цель спецификации, т. е. четкой оп-

ределенности прав собственности, зак-

лючается в изменении поведения хозяй-.

ствующих субъектов таким образом, что-

Координация выбора в различных хозяйственных системах ___________________

бы они принимали наиболее эффективные решения. Ведь только на собственника падают в конечном счете все положительные и отрица­тельные результаты осуществляемой им деятельности. Поэтому он и оказывается заинтересованным в максимально полном их учете при принятии решений.

Приведем пример, позволяющий лучше понять проблему специфи­кации прав собственности. Нередко нам приходится сталкиваться с так называемой «бесхозной» землей в черте города. Как правило, это сти­хийные мусорные свалки, крошечные огороды на окраинах города, со­оруженные в порядке «самозахвата» все той же ничейной земли и т.п. Конфликтные ситуации по этому поводу возникают из-за того, что каж­дый из его участников полагает: он имеет право сваливать мусор или выращивать редиску; в то же время другие полагают, что они имеют право на чистый воздух и цивилизованный городской вид. На самом деле вся проблема заключается в том, что права собственности не спе­цифицированы, правомочия не закреплены ни за одним из участников конфликта.

Чем определеннее права собственности, тем сильнее стимул у хо­зяйствующего субъекта учитывать те выгоды или тот ущерб, которые его решения приносят другому лицу. Именно поэтому в процессе обмена права собственности на те или иные блага будут переданы тому эконо­мическому агенту, для кого они представляют наивысшую ценность. Тем самым обеспечивается эффективное распределение ресурсов, посколь­ку в ходе обмена они перемещаются от менее производительного к бо­лее производительному использованию, от лиц, менее их ценящих - к лицам, ценящим их больше. В экономической науке эта проблема рассматривается в известной теореме Коуза, с которой мы подробно познакомимся в гл. 15.

Экономическая теория рассматривает различные режимы прав соб­ственности:

• частная собственность (private ownership). В этом случае исклю­чительными правами пользуются отдельные индивиды.

• государственная собственность (state ownership). Исключи­тельные права принадлежат государству, или точнее, тем, кто его контролирует.

• коммунальная собственность (communal ownership). Исключи­тельные права принадлежат некоему сообществу людей, которые конт­ролируют доступ к ресурсу.

• общая собственность, или свободный доступ (common ownership).

Эти базисные режимы прав собственности могут сосуществовать в самых различных сочетаниях в разных странах.

Глава 4


1 Мизес Л. Бюрократия. Зап­ланированный хаос. Анти-капиталистическая менталь-ность. М., 1993. С. 113.

Остановимся несколько подробнее на тех последствиях, которые вытекают из указанных режимов прав собственности.

Право частной собственности означает, что отдельное физическое или юридическое лицо обладает всем пучком прав собственности или только некоторыми из 11 правомочий «перечня Оноре». Допустим, вы можете обладать лишь некоторыми из перечисленных прав, но не обла­дать остальными правами. Некоторые права существуют лишь в опре­деленной комбинации и, взятые сами по себе, не имеют никакой ценно­сти (например, правомочие седьмое без правомочия первого). Комбина­ции этих прав с учетом того, что ими обладают различные физические и юридические лица могут быть весьма разнообразными. Поэтому мож­но говорить о разнообразии форм собственности.

Право государственной собственности означает, что всем пучком прав или различными его компонентами обладает исключительно госу­дарство, причем, чем в большей степени все 11 правомочий реализуют­ся государством, тем в большей степени такая система хозяйствования заслуживает название иерархии.

Свободный доступ, или общая собственность порождает проблему, которая в экономической науке называется «трагедией общин».Этим термином обозначается тенденция к хищническому использованию об­щей собственности. Действительно, представим себе озеро или реку, в которой водится рыба, при этом права собственности на ее улов ха­рактеризуются свободным доступом. Никаким законодательством не оп­ределены исключительные права на совершение хозяйственной дея­тельности, в данном случае, рыболовства. В таком случае хозяйствую­щие субъекты, не ограниченные в своих действиях никакими законами, или «правилами игры», будут эксплуатировать наличные запасы рыбы вплоть до полного их истощения. Каждый руководствуется лишь своим стремлением к максимизации выгоды, и в результате складывается си­туация «сверхиспользования» ресурса. Угроза истощения ограниченных ресурсов может привести к изменению режима открытого доступа и пе­реходу к частной, государственной или коммунальной ее формам.

Современная хозяйственная система западных стран именуется «смешанной экономикой».И все-таки мы не совершим большой ошиб­ки, если назовем эти страны капиталистическими. Во-первых, опреде­ляющим способом передачи информации в них является механизм це­новых сигналов, или спонтанный порядок. Во-вторых, в частной соб­ственности находится преобладающая доля редких (ограниченных) ре­сурсов, главным из которых является капитал. Поэтому термин «сме­шанная экономика» отражает всего лишь то обстоятельство, что в чис­том виде мы не наблюдаем ни спонтанного порядка, ни иерархии; ни

правового режима исключительно частной собственности, исключитель­но общей собственности, исключительно государственной или комму­нальной собственности. «Смешанная экономика» означает сосущество­вание механизма рыночной координации и государственного регулиро­вания экономики. Речь не идет о некоем «третьем пути», по которому якобы идут такие страны, как Великобритания, Австрия, Швеция, Япо­ния, Южная Корея и т. п. Более того, расширение государственного сек­тора с неизбежностью будет усиливать иерархические компоненты в данной системе хозяйственных связей. А это чревато нарастанием трансакционных издержек, перечеркивающим благие намерения, с кото­рыми связано усиление роли государства в экономике. В этом смысле и следует понимать бескомпромиссное высказывание Л. Мизеса: «Произ­водство может направляться либо рыночными ценами..., либо прави­тельственным советом по управлению производством. Третьего реше­ния не существует. Невозможна третья социальная система, которая была бы ни социалистической, ни капиталистической».1

spontaneous order hierarchy transaction cost property rights specification «Honore's list» private ownership state ownership communal ownership common ownership tragedy of commons «mixed economy»

Основные понятия:

Спонтанный порядок

Иерархия

Трансакционные издержки

Права собственности

Спецификация

«Перечень Оноре»

Части ая собственность

Государственная собственность

Коммунальная собственность

Общая собственность(свободный доступ)

Трагедия общин

«Смешанная экономика»





_____________________ _____________________________ Глава 5

Раздел II. МИКРОЭКОНОМИКА

Изучение микроэкономики дает ответы на многочислен­ные вопросы, связанные с проблемами индивидуального выбора в ры­ночном хозяйстве: как принимаются решения о том, что производить, что покупать, как распределить свои сбережения во времени, как сде­лать выбор в пользу дополнительной работы или досуга и т. д. Посколь­ку речь идет о децентрализованной системе, которой и является рынок, информационным сигналом для принятия решений во всех указанных и многих других примерах является цена. Не случайно микроэкономику как раздел экономической теории часто называют наукой о ценообразо­вании. В центре нашего внимания и будет находиться процесс установ­ления цен на многочисленные товары и услуги на рынке благ, а также установление цен на рынках факторов производства, т. е. рынке труда, рынке капитала, рынке земельных ресурсов. Особое внимание будет уделено и тем случаям, когда ценовой сигнал искажается, или, другими словами, цена дает неверную информацию о потребностях общества. Таким образом, нам представится возможность сравнить рыночный ме­ханизм с альтернативными системами хозяйства и дать оценку эффек­тивности их функционирования.

Наши рекомендации