Пропорциональный налоги. Кривая Лаффера
Налоги прямые и косвенные. В налоговом законодательстве РФ отсутствует деление налогов на виды и соответственно не закреплено понятие прямых и косвенных налогов. Конструкции прямых и косвенных налогов, взимаемых на территории РФ, усматриваются лишь исходя из системного толкования положений НК РФ, а также при использовании правовых позиций высших судебных инстанций.
Интересными представляются позиции о правовой природе налогов, выработанные Экономическим судом СНГ при рассмотрении дел о применении международных договоров. Так, при толковании международных договоров, когда в тексте этих договоров, а также в рамках национальных законодательств государств не содержится четкого разделения налогов на виды, Суд исходил из понятий косвенных и прямых налогов, выработанных в рамках экономических и правовых доктрин. Например, Экономический суд СНГ указывает, что прямыми налогами признаются налоги, уменьшающие доходы (прибыль) налогоплательщика. Таковыми, учитывая действующее налоговое законодательство, являются налоги на доходы, прибыль, имущество (и их большинство).
Косвенными налогами являются налоги, экономическое бремя которых возлагается на покупателя при приобретении им продукции (товаров, работ, услуг), так как они устанавливаются в виде надбавки к цене товара. Например, в консультативном заключении по запросу Совета министров Республики Беларусь о применении положений п. 1 ст. 3 соглашения о создании зоны свободной торговли от 15 апреля 1994 г. Экономический суд СНГ указывает па двойственную правовую природу косвенных налогов. В соответствии с указанным заключением Суда косвенные налоги, с одной стороны, являются внутренними, основным назначением которых служит получение государством доходов на основе учета товарного спроса, возникающего на его территории, а с другой — имеют ряд общих с таможенными платежами признаков.
Следует отметить, что несмотря на двойственную природу НДС и акцизов, указанные платежи не могут рассматриваться как имеющие эквивалентное действие с таможенными пошлинами, поскольку НДС и акциз, выступая в качестве таможенных платежей, не преследуют целей таможенных пошлин, так как не утрачивают своего основного назначения — получения государством
— их уплата производится плательщиком непосредственно на границе;
— объектом обложения является таможенная стоимость;
— контроль за платежами возложен на таможенные органы и их уплата является одним из необходимых условий принятия таможенными органами решения о выпуске товаров для свободного обращения при их ввозе и, соответственно, вывозе с территории государств доходов на основе учета товарного спроса, возникающего на его территории.
Налоги могут быть прогрессивными, пропорциональными и регрессивными. Такое деление базируется на соотношении между налоговой ставкой и доходом (или другим объектом налогообложения):
прогрессивный налог – налог, ставка которого возрастает по мере увеличения объекта налогообложения;
регрессивный налог – налог, ставка которого понижается по мере увеличения объекта налогообложения;
пропорциональный налог – налог, ставка которого остается неизменной, независимой от размера объекта налогообложения.
При прогрессивном налогообложении бремя налогов в большей степени ложится на богатых, при регрессивном и пропорциональном - тяжелее ударяет по бедным. Именно поэтому многие экономисты выступают против введённой в России единой ставки налога на доходы с физических лиц.
Совокупность взимаемых государством налогов, платежей, а также формы и методы их построения образуют все элементы налоговой системы. Как правило, она строится по формуле: ядро плюс специальные и целевые налоги. Ядро представляет собой несколько наиболее крупных налогов нате объекты, которые выражают конечные финансовые результаты производственно-хозяйственной деятельности. Оно обеспечивает основную массу денежных доходов государства. Специальные налоги учитывают наличие разнообразных второстепенных доходных объектов, они дополняют функциональные возможности ядра налоговой системы.
Кривая Лаффера — графическое и устойчивое отображение зависимости между налоговыми поступлениями и динамикой налоговых ставок. Концепция кривой подразумевает наличие оптимального уровня налогообложения, при котором налоговые поступления достигают максимума. Зависимость выведена американским экономистом Артуром Лаффером, хотя сам он признавал, что его идея присутствует уже у Кейнса и даже у средневекового арабского учёного Ибн Хальдуна.