Великобритания выбирает свободную торговлю
Аргументы в пользу свободной торговли выдвигались еще до появления знаменитого трактата Адама Смита «Богатство народов», который придал им дополнительную респектабельность.
Более того, практические соображения заставляли правительства пересматривать запреты на импорт и высокие тарифы: контрабанда была прибыльным бизнесом в XVIII в., сокращавшим как доходы правительства, так и законные доходы предпринимателей. Британское правительство начало менять свои протекционистские взгляды в конце XVIII в., но вспыхнувшая Французская революция и наполеоновские войны вынудили его отложить эти попытки. Британская блокада континента и Континентальная система Наполеона представляли собой крайние формы вмешательства в международную торговлю.
Доводы Адама Смита в защиту свободной торговли были сформулированы на основе анализа выгод от специализации и разделения труда как между странами, так и между отдельными индивидами. Они основывались на рассмотрении абсолютных издержек производства, например, различий в издержках производства вина в Шотландии и во Франции. Давид Рикардо в трактате «Принципы политической экономии» (1819 г.) предполагал (ошибочно), что Португалия имеет по сравнению с Англией абсолютные преимущества в производстве и вина, и тканей, но что относительные издержки производства вина в ней меньше, чем относительные издержки производства тканей. Он показал, что при таких условиях для Португалии было бы выгоднее специализироваться в производстве вина и покупать ткани в Англии. Тем самым был открыт принцип сравнительных преимуществ, играющий фундаментальную роль в современной теории международной торговли.
Аргументы и Смита, и Рикардо в защиту свободной торговли носили чисто логический характер. Для того, чтобы оказать какое-либо практическое влияние на политику, эти аргументы должны были убедить большие группы влиятельных людей в том, что свободная торговля принесет им выгоду. Одна из таких групп объединяла купцов, ведущих внешнеторговые операции. В 1820 г. группа лондонских купцов подала петицию в парламент о введении свободы международной торговли. Хотя петиция не была удовлетворена, она стала свидетельством изменений в общественном мнении. Примерно в то же время несколько относительно молодых людей, выступавших за модернизацию и упрощение архаических процедур принятия политических решений, выдвинулись на влиятельные позиции в правящей партии тори. Среди них был Роберт Пиль, сын богатого производителя текстильных изделий, который, занимая пост министра внутренних дел, сократил число преступлений, за которые полагалась смертная казнь, с более чем 200 до примерно 100. (Он также создал столичную полицию, первую в своем роде, служащие которой стали называться «бобби» или «пилеры» — сначала в насмешку, а потом с симпатией.) Другим представителем так называемых «либеральных тори» был Уильям Хаскиссон, который как президент Торговой палаты во многом упростил систему ограничений и налогов, которые препят-
ствовали развитию международной торговли. Парламентская реформа 1832 г. предоставила избирательные права городскому среднему классу, большая часть которого благосклонно относилась к идее свободной торговли.
Главной составляющей и символом протекционистской системы Соединенного королевства (которое включало с 1801 г. Ирландию) были так называемые Хлебные законы, устанавливающие пошлины на импорт зерна. Хлебные законы имели долгую историю, но они были значительно ужесточены в конце наполеоновских войн по желанию землевладельцев, широко представленных в парламенте. Рост численности населения и возрастающая урбанизация сделали самообеспечение продуктами питания фактически невозможным, но парламент упрямо сопротивлялся попыткам изменить Хлебные законы. После первых неудачных попыток отменить их или внести в них поправки, Ричард Кобден, предприниматель из Манчестера, создал в 1839 г. Лигу против Хлебных законов и организовал мощную и эффективную кампанию, цель которой состояла в формировании соответствующего общественного мнения. В 1841 г. правительство вигов, находившееся тогда у власти, предложило сократить пошлины как на пшеницу, так и на сахар, и когда эти меры не были поддержаны, объявило новые всеобщие выборы.
До этого Хлебные законы и протекционизм не были, в общем-то, предметом партийных разногласий, поскольку землевладельцы составляли большинство и в партии тори, и в партии вигов. В предвыборной кампании виги, пытаясь составить политический капитал на общественных настроениях, направленных против Хлебных законов, выступали за их пересмотр (но не отмену), в то время как тори отстаивали статус-кво. Тори победили, но новый премьер-министр, теперь уже сэр Роберт Пиль, решился на широкий пересмотр фискальной системы, включая отмену экспортных пошлин, отмену или сокращение многих импортных пошлин (но не пошлин на зерно) и введение подоходного налога, призванного компенсировать потерянные доходы. Некоторые из этих мер уже были введены в действие, и правительство, возможно, предложило бы и сокращение тарифов на зерно, когда в 1845 г. катастрофический неурожай картофеля поразил Ирландию (и в меньшей степени Шотландию), вызвав голод среди большей части ирландского населения. Побуждаемый этой катастрофой, Пиль выдвинул законопроект об отмене Хлебных законов, который, при поддержке вигов, прошел в январе 1846 г., преодолев сопротивление большинства членов партии тори, к которой принадлежал сам Пиль.
Следствием отмены Хлебных законов стало формирование современной политической системы Великобритании, которое продолжалось по крайней мере до 1914 г. Пиль, подвергнутый остракизму собственной партией, ушел из политики. Гладстон, один из немногих тори, которые голосовали за отмену Хлебных законов,
присоединился к вигам, став канцлером казначейства и впоследствии премьер-министром. Виги, позднее известные как либералы, стали партией свободной торговли и предпринимательства, в то время как тори, также известные как консерваторы, оставались партией землевладельцев, а впоследствии партией колониальных захватов.
Другим следствием отмены Хлебных законов стало устранение остатков старого «меркантилистского» законодательства, в том числе Законов о мореплавании, отмененных в 1849 г. После определения позиций ведущих партий в период 1850—1860-х гг., на протяжении большей части которого Гладстон занимал пост канцлера казначейства, в Великобритании утвердилась бескомпромиссная политика свободной торговли. После 1860 г. сохранялось очень малое число импортных пошлин, но и те служили исключительно для пополнения государственной казны; ими облагались такие товары, не производившиеся в Великобритании, как коньяк, вино, табак, кофе, чай и перец. Примечательно, что, хотя большинство пошлин было отменено, а ставки оставшихся были сокращены, рост объемов торговли был настолько велик, что таможенные доходы в 1860 г. были даже больше, чем в 1842 г.