Глава V. Общая теория высокого уровня развития

Сочетание мощного стимула к росту фирмы в некоторых час­тях экономики с эффективными ограничениями, на рост в дру­гих частях создает исключительно неравномерную картину эко­номического развития. Это происходит во всех несоциалисти­ческих промышленно развитых странах... В отношении США достаточно вспомнить о тысяче производственных, коммерчес­ких, транспортных, энергетических и финансовых корпораций, производящих около половины всех товаров и услуг, создавае­мых вне государственного сектора. В обрабатывающей промыш­ленности концентрация еще выше. Общие доходы двух круп­нейших промышленных корпораций “Дженерал моторс” и “Станларт ойл” намного превышают доходы штатов Калифор­ния и Нью-Йорк. Вместе с компаниями “Форд” и “Дженерал электрик” их общие доходы превышают доходы всех сельско­хозяйственных, лесных и рыболовецких предприятий.

Остальная часть экономики состоит из 12 млн. мелких фирм, куда входят 3 млн. мелких фермеров, чьи общие прода­жи ниже продаж четырех крупнейших промышленных корпо­раций, почти 3 млн. гаражей, станций обслуживания, ремонт­ных фирм, обычных прачечных, прачечных самообслуживания, ресторанов и прочих предприятий обслуживания; 2 млн. мел­ких предприятий розничной торговли; около 900 тыс. стро­ительных фирм; несколько сот тысяч мелких промышленных фирм и неучтенное число фирм, обслуживающих многообразные интересы развитого общества, известные под общим име­нем пороков.

Не существует определенного объема активов или продаж, ко­торый служил бы в качестве границы между миллионами фирм, составляющих одну половину частнопредпринимательской эко­номики, и кучкой гигантских корпораций, представляющих собой вторую половину. Однако имеется глубокое концептуаль­ное различие между предприятием, находящимся полностью под контролем отдельного лица и обязанным всеми своими успехами этому обстоятельству, и фирмой, которая, хотя и не отрицает полностью влияние отдельных лиц, однако не может существо­вать без организации. Это отличие, которое можно рассматри­вать как рубеж, отделяющий 12 млн. мелких фирм от тысячи гигантов, лежит в основе широкого разделения в экономике, на-




шедшего отражение в этой книге. Это рубеж между тем, что с этого момента мы будем называть “рыночной системой”, и тем, что будет именоваться “планирующей системой”.

Нетрудно выяснить, что планирующая система не соответствует неоклассической модели, что входящие в нее фирмы не реагируют пассивно на воздействие рынка и государства. Для этого нужно главным образом отказаться от привычного и стереотипного мышления. К указанной части экономики мы еще вернемся. Рыночная система с ее сочетанием монополии и конкуренции согласуется в общих чертах с неоклассической моделью. Эта модель является приблизительным описанием половины экономики, но она утратила связь с другой, и во многих отношениях решающей, половиной. Именно благодаря своей способности к радикальным изменениям нерыночная часть пре­терпела исключительно глубокие преобразования. Но и рыночная система тоже отходит от неоклассической модели в двух отношениях; вмешательство государства в эту часть экономики является более активным и вместе с тем более регулярным, чем это допускает теория. Рыночная система должна существовать наряду с планирующей системой, и можно предполагать, что этот факт оказывает очень сильное влияние на ее развитие.

Разница между планирующей и рыночной системами лежит не в стремлении избавиться от ограничений рынка и обрести контроль над экономической средой. Она заключается в инстру­ментах, с помощью которых достигаются эти цели, и в том, насколько успешными оказываются такие попытки. Участники рыночной системы, которые хотят обеспечить стабилизацию своих цен или добиться контроля над предложением, должны действовать коллективно или получить помощь со стороны пра­вительства. Такие действия слишком явны и часто неэффектив­ны, безуспешны и бесплодны. Добровольные коллективные усилия могут быть подорваны несколькими дезертирами. Законо­датели далеко не всегда отзывчивы даже к просьбам фермеров. Если действия и предпринимаются, то это делается в крайне осторожной форме, поскольку известно, что господствующая экономическая теория их не одобряет.

Напротив, в планирующей системе фирма автоматически добивается контроля над ценами без лишнего шума, просто в силу своих размеров. То же относится и к объему производства. Фирма может стать крупной потому, что ее задачи поддаются решению при помощи организации. Имеются также проблемы, для решения которых фирма нуждается в поддержке со стороны

государства. Но она обращается не к законодательной влас­ти, а к исполнительной бюрократии. Это менее заметно. А по­скольку бюрократия более могущественна, действия фирмы, вероятно, будут более эффективными. Не удивительно, что в результате фирмы в рыночной системе привлекают большое внимание, добиваясь очень немногого путем ослабления рыночных ограничений или какого-нибудь иного изменения среды, воз­действию которой они подергаются. А крупные фирмы в планирующей системе не привлекают никакого внимания, добива­ясь очень многого.

Наши рекомендации