Важнейшие ресурсы и государственная политика
Вторая причина существования монополии состоит в том, что одна-единственная фирма может обладать контролем над некоторыми редкими и чрезвычайно важными ресурсами или в виде сырья, или в виде знаний, защищенных патентом или содержащихся в секрете. Упоминавшаяся выше алмазная монополия “Де Бирс” опирается на контроль над сырьем. В течение многих лет фирма “Ксерокс” контролировала процесс изготов-
ления копий, называемый ксерографией, просто потому, что она обладала более совершенными знаниями в области технологий, в ряде случаев защищенными патентами. В обоих случаях у конкурентов по существу не было возможности проникнуть в эту область деятельности.
Третья причина существования монополии состоит в государственном ограничении притока новых фирм в отрасль. Монополии могут существовать в силу того, что они покупают или им представляется исключительное право на продажу некоего блага. Так, по закону только местная электрическая компания может поставлять вам электроэнергию, и только фирма “Полароид” благодаря имеющимся у нее необходимым патентам может продавать определенные типы фотопленки и фотокамер. В некоторых случаях правительство оставляет за собой право на монополию; в ряде стран только государственные монополии могут продавать табак. В некоторых странах право на импорт конкретных товаров предоставлено правительством одной-единственной компании. Зачем правительству создавать монополию в области импорта товаров? Оно могло пойти на это по политическим соображениям, или за вознаграждение, полученное государственными деятелями от импортера, или и по той, и другой причине.
Эти три причины могут быть связаны между собой. Правительство может предоставить компании монопольное право, например, в том случае, если имеет место экономия от масштаба. В данном случае конкуренция была бы расточительной с точки зрения общества. Но правительство может в то же самое время стремиться к регулированию поведения компании, с тем чтобы ослабить основные проявления неэффективности монополизации, т.е. уменьшить социальные потери, связанные с ограничением выпуска. Через патентную систему государственным структуры предоставляют права на временные монополий изобретателям, с тем чтобы, как мы обсудим это в п. 6, способствовать ускорению технического прогресса.
Обобщение базовой модели монополии
В данном параграфе мы покажем, как может быть расширена построенная в п. 2 базовая модель монополии с целью включения в нее двух важных явлений. Первое состоит в том, что мы рассматриваем такое поведение (включая ценовую дискриминацию), при котором монополии или другие фирмы, обладающие властью над рынком, назначают различные цены для
разных категорий покупателей. Второе заключается в том, что мы рассматриваем рынки, на которых единственная доминантная фирма делит рынок с большим числом мелких конкурентов-ценополучателей. Оба явления более распространены, чем обсуждавшиеся до сих пор чистые монополии с единой ценой, и их можно проанализировать с помощью простых модификаций уже представленной нами базовой модели монополии.
Ценовая дискриминация
Иногда у фирм, обладающих властью над рынком, имеются две или более группы клиентов с различными кривыми спроса. Предположим, например, что авиакомпания “Хэппи Скайз” обслуживает пассажиров двух категорий: бизнесменов и туристов. Спрос на авиапутешествия для отдыха является эластичным, тогда как спрос на деловые полеты неэластичен по цене.
Предположим, что “Хэппи Скайз” назначает одинаковую цену для всех своих клиентов, но ее самолеты летают полупустыми. Она получает прибыли, но хотела бы увеличить свои доходы за счет заполнения пустующих мест. Она могла бы заполнить эти места за счет снижения цен, установленных ею для всех авиапассажиров. Однако снижение цены, установленной для пассажиров-бизнесменов, уменьшило бы получаемый от этих клиентов доход, тогда как снижение цены для обыкновенных авиапутешественников повысило бы получаемый от них доход. Следовательно, “Хэппи Скайз” желала бы снизить цену только для пассажиров, летящих на отдых.
Для того чтобы назначать различные цены для двух групп пассажиров, “Хэппи Скайз” необходимо суметь определить, к какой категории принадлежит тот или иной клиент, а также помешать отдыхающим приобретать билеты по низким ценам и перепродавать их бизнесменам. Авиакомпании часто справляются с обеими задачами, назначая более низкую плату для авиапассажиров, чьи поездки включают субботу. Бизнесмены в отличие от пассажиров, летящих на отдых, обычно хотят попасть домой на уик-энд. В соответствии с этим отдыхающие обнаруживают себя, составляя график своих путешествий так, чтобы пользоваться преимуществами скидки. Это пример политики ценовой дискриминации.
Фирма, обладающая монопольной властью, проводит политику ценовой дискриминации, если она назначает разные цены для различных категорий потребителей на основе разницы в эластичности их спроса.
“Хэппи Скайз” будет рассматривать возможность снижения цены для любой категории пассажиров только в том случае,
если спрос данной группы является эластичным, так как только в этом случае снижение цены увеличивает доход авиакомпании. С другой стороны, если спрос какой-либо категории клиентов неэластичен, то “Хэппи Скайз” может увеличить свои прибыли путем повышения цены, которую она устанавливает для данной категории пассажиров.
Ценовая дискриминация является обычным делом. Например, рассмотрим подписку на специализированные издания и журналы. Обычно на них устанавливается высокая цена для предприятий и библиотек, спрос которых, как правило, характеризуется низкой эластичностью; относительно более низкая цена устанавливается для индивидуальных подписчиков и еще более низкая — для студентов. Путем установления различных цен для разных групп подписчиков издатель пытается “выжать” как можно больше прибыли из каждой отдельной группы. Скажем, издается журнал под названием “Обзор новостей энергетики”. Для фирм, работающих в области энергетики, 200 долл. за подписку на год — это почти что даром при условии, что “Обзор” предоставляет первоклассную информацию. Студенты могут запросто читать “Обзор” в библиотеке, и мало вероятно, что они заплатили бы более 10 долл. за удобство иметь свои собственные экземпляры. Таким образом, ценовая дискриминация — это совершенно разумная политика, ориентированная на использование низкой ценовой эластичности фирм и в то же время на реализацию продукции и получении прибыли на студенческом рынке.
Монополия и прогресс
До сих пор наше внимание было сосредоточено на проблемах функционирования монополии с фиксированной, неизменной технологией. При этих условиях для характеристики монополии мало что можно добавить сверх того факта, что экономия от масштаба обусловливает эффективность производства в некоторых отраслях только при наличии в них одного производителя.
Но картина меняется, когда мы обращаемся к нововведениям и техническому прогрессу. Монополия — это зло, но стандартная технология — и того хуже. Большинство людей скорее предпочли бы автомобили, производимые монополией, чем багги, производные совершенно конкурентной отраслью. Ocoзнавая это, правительства большинства стран в целях ускорения технического прогресса предоставляют изобретателям права на временные монополии. В Соединенных Штатах патенты обеспечивают монопольные права в течение 17 лет. Многие крупные фирмы, такие, как “Жилетт”, AT&T, “Ксерокс” и “Полароид”,
начинали как патентные монополии. Законы, охраняющие профессиональные секреты, иногда дают толчок к развитию даже монополий-“долгожителей”.
В принципе система, при которой изобретатели получали бы денежные премии, но не могли бы препятствовать использованию их изобретений, лучше соответствовала бы интересам общества в целом, чем патентная система, так как позволила бы вбежать ограничения выпуска, присущего деятельности патентных монополий. Но на практике проблема состоит в том, что величина экономически обоснованной премии за любое изобретение зависит не от блеска его технического решения, а от ценности для общества. И никто до сих пор не представляет себе, как можно точно определить общественную ценность изобретения без того, чтобы вынести его на рынок...