Примерная тематика курсовых работ. I. рынок: сущность, виды, механизм функционирования
I. РЫНОК: СУЩНОСТЬ, ВИДЫ, МЕХАНИЗМ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ
1. Ограниченность ресурсов и проблемы экономического роста в современной экономике.
2. Микроэкономика как наука и хозяйственная деятельность: предмет, метод, проблема выбора.
3. Модель рационального поведения индивида: теоретический и практический аспект.
4. Эволюция экономических систем и проблемы формирования национальной модели развития.
5. Собственность и ее роль в функционировании экономической системы.
6. Рыночный механизм: содержание, функции и особенности становления в России.
7. Виды рынков и их характеристики.
8. Институты рыночного хозяйства и их взаимодействие.
9. Предпринимательство: содержание и общественная роль.
10. Влияние НТР на формирование ресурсного потенциала современной экономики.
II. ПОВЕДЕНИЕ ПРОИЗВОДИТЕЛЯ И ПОТРЕБИТЕЛЯ НА РЫНКЕ
1. Фирма в условиях рынка.
2. Фирма как экономический агент рыночного хозяйства.
3. Малый и средний бизнес и их роль в развитии рыночной экономики.
4. Проблема издержек в деятельности фирмы.
5. Проблемы экономической безопасности хозяйственной деятельности предприятия.
6. Потребительское поведение и рыночный спрос.
7. Прибыль в системе распределения результатов производства.
8. Особенности предпринимательства во внешнеэкономической сфере.
9. Поведение фирмы в условиях экономического выбора.
10. Фирма в условиях переходной рыночной экономики.
11. Контрактная природа современной фирмы.
12. Мотивация деятельности фирмы в условиях внешних рынков.
13. Роль корпоративного сектора в развитии экономики современного общества.
14. Фирма как субъект отраслевого рынка.
III. Конкурентная среда деятельности фирм
1. Теории конкуренции их практической значение в современной экономике.
2. Конкурентоспособность фирмы: показатели, мониторинг и факторы обеспечения в условиях отраслевых рынков.
3. Рынки совершенной и несовершенной конкуренции и их отраслевая специфика.
4. Ценообразование на рынках совершенной конкуренции и особенности конкурентного поведения фирм.
5. Ценообразование на рынках несовершенной конкуренции и проблемы обеспечения конкурентоспособности фирм.
6. Продуктовая дифференциация как фактор завоевания конкурентных преимуществ фирм.
7. Ценовая политика фирм на рынке олигополии.
8. Кооперативное взаимодействие фирм: сущность и мотивы конкурентного поведения.
9. Барьеры входа и выхода из отрасли и их влияние на конкурентные отношения фирм.
10. Асимметрия информации и проблемы конкурентоспособности фирм.
11. Ценовая дискриминация: сущность, особенности реализации и регулирования.
12. Регулирование деятельности естественных монополий.
IV. Рынки факторов производства
1. Рынок труда и механизм его функционирования.
2. Государственное регулирование занятости в современной экономике.
3. Заработная плата: сущность, формы и системы в современной экономике. 4. Рынок природных ресурсов: закономерности формирования и тенденции развития.
5. Природная рента и проблемы ее распределения в современной экономике.
6. Агропромышленная интеграция как фактор формирования бизнес-структур в современной экономике.
7. Теории капитала и их практическое значение.
8. Рынок капитала: структура, институциональная организация и тенденции развития.
9. Инвестиции и их роль в развитии экономики.
10. Концепция человеческого капитала в экономической теории.
11. Общественные блага: сущность, особенности производства и роль в функционировании рыночной экономики.
12. Общее равновесие рынков и механизм его обеспечения.
ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЗАЧЕТУ
1.Экономика и общество. Экономические отношения: сущность и структура
1. Предмет экономической теории. Фундаментальная проблема экономики.
2. Методы познания экономических процессов
3. Место экономической теории в системе экономических наук. Функции экономической теории. Нормативная и позитивная экономика
4. Экономическая теория, стратегия и политика.
5. Микроэкономика: предмет и особенности анализа.
6. Объективные характеристики и тенденции развития производства.
7. Ресурсы и факторы производства. Проблема ограниченности ресурсов. Задачи «Что? Как? Для кого?» производить.
8. Внеэкономический тип организации общественного производства. Традиционное общество и командная система.
9. Экономическая организация производства. Рыночная экономика и смешанная экономика. Модели смешанной экономики.
10. Потребности общества, виды и особенности развития. Экономические интересы агентов рыночного хозяйства.
11. Проблема выбора оптимального решения в экономике
12. Исторические причины и условия возникновения рыночного хозяйства
13. Частная собственность как основа рыночного хозяйства. Структура прав собственности
14. Кривая производственных возможностей. Проблема альтернативных издержек.
15. КПВ и экономический рост в условиях неполного использования ресурсов.
16. Экономические характеристики товара.
17. Сущность и функции денег в экономическом механизме.
18. Цены и конкуренция в механизме рынка.
19. Кругооборот экономических потоков запасов, товаров и доходов.
20. Несовершенства рыночного механизма.
21. Рынок и рыночная экономика. Функции рынка.
22. Структура и инфраструктура рынка.
23. Рынок совершенной и несовершенной конкуренции
24. Бизнес и предпринимательство в современной экономике: сущность, функции и цели.
25. Внешняя среда функционирования предприятий и фирм. Неопределенность, риск и экономическая безопасность предприятий.
26. Внутренняя среда функционирования предприятий и фирм. Кругооборот и оборот ресурсов предприятия.
27. Индивидуальное предпринимательство, партнерство, корпорация и их организационно-правовые формы в РФ. Открытие и закрытие предприятий.
28. Организационно-экономические формы объединений предприятий.
29. Закон спроса и его математическое и графическое выражение. Неценовые детерминанты спроса.
30. Эластичность спроса: виды и измерение. Показатели эластичности замещения.
31. Закон предложения и его математическое и графическое выражение. Неценовые факторы динамики предложения.
32. Эластичность предложения: виды и измерение.
33. Принципы и теории потребительского поведения. Динамика предельной и общей полезности.
34. Отношения потребительского предпочтения и безразличия. Кривые и карта безразличия.
35. Бюджетное ограничение и факторы его динамики.
36. Эффект дохода и замещения. Равновесие потребителя.
37. Равновесие классической модели рынка. Излишки производителя и потребителя.
38. Мгновенное, краткосрочное и долговременное равновесие классического рынка.
39. Нерыночные факторы равновесия в экономике. Регулирование «внешних эффектов» и производства общественных благ.
40. Ценообразование на конкурентных рынках. Сущность, функции и виды цен в рыночной экономике.
41. Теории поведения производителя. Ценообразование на неконкурентных рынках.
42. Технологии и производственный выбор фирмы.
43. Производственная функция и ее значение для анализа выбора фирмы.
44. Затраты и выпуск фирмы. Изокванта и изокоста.
45. Издержки производства и их классификация.
46. Издержки производства фирмы в краткосрочном периоде. График издержек.
47. Динамика издержек в долгосрочном периоде. Графики издержек.
48. Валовой доход производителя и его структура.
49. Положительный, отрицательный и неизменный эффекты масштаба.
ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЭКЗАМЕНУ
1. Рынок совершенной конкуренции и его основные характеристики.
2. Формирование спроса на продукцию совершенного конкурента. Правило максимизации прибыли
3. Предложение товаров на рынке совершенной конкуренции в краткосрочном и долговременном периодах. Равновесие фирмы.
4. Излишек производителя и особенности его регулирования.
5. Рынок монополистической конкуренции: принципы функционирования и основные характеристики.
6. Сущность и типы продуктовой дифференциации.
7. Спрос на продукцию фирмы на рынке монополистической конкуренции. Определение цены и объема выпуска.
8. Равновесие фирмы на рынке монополистической конкуренции в краткосрочном и долговременном периодах.
9. Конкуренция и рыночная власть. Индекс Лернера как метод оценки монопольной рыночной власти.
10. Концентрация производства, монопольная власть и способ ее оценки. Индекс Герфиндаля-Хиршмана.
11. Основные признаки рынка олигополии.
12. Некооперативные стратегии фирм на рынке олигополии.
13. Теория равновесия Нэша и ее практическое значение.
12. Кооперативное взаимодействие фирм и разработка стратегий конкурентного поведения фирм на рынке олигополии.
13. Ценовая политика фирм на рынке олигополии.
14. Цели инструменты антимонопольной политики государства.
15. Рынок чистой монополии и его характерные черты.
16. Особенности формирования спроса на продукцию монополиста. Экономическая прибыль монополии.
17. Ценовая дискриминация и ее виды.
18. Государственное регулирование деятельности монополий. Естественные монополии.
19. Спрос и предложение на рынках ресурсов производства в условиях совершенной конкуренции.
20. Спрос и предложение на рынке труда. Компромисс индивида между потреблением и досугом.
21. Проблема равновесия на рынке труда. Регулирование занятости.
22. Безработица: формы, виды и последствия. Государственное регулирование безработицы.
23. Заработная плата как цена фактора «труд». Номинальная и реальная заработная плата.
24. Формы и системы оплаты труда.
25. Динамика спроса на неконкурентных рынках факторов производства. Дискриминация на рынках труда.
26. Общее и частичное равновесие рынков.
27. Общее равновесие и проблема эффективности распределения ресурсов.
28. Распределение благосостояния в конкурентной экономике. Парето-эффективность.
29. Спрос и предложение на рынке природных ресурсов и земли.
30. Экономическая и земельная рента.
31. Цена земли арендная плата.
32. Рынок сельскохозяйственной продукции и его особенности. Проблемы фермерских хозяйств
33. Агропромышленная интеграция и ее характерные черты. Структура АПК
34. Рынок капитала и его структура.
35. Механизм регулирования рынка капитала. Роль ставки ссудного процента в формировании спроса и предложения капитала.
36. Инвестиции и их основные виды. Дисконтированная стоимость.
37. Реальная и номинальная ставка процента: сущность и особенности расчета.
38. Сущность обменной экономики и проблема равновесия.
39. Теория экономики благосостояния и ее практическое значение.
40. Распределение доходов и социальная справедливость.
41. Роль налогов и субсидий в регулировании доходов. Социальная справедливость и проблема эффективности производства.
42. Причины возникновения и основные формы проявления внешних эффектов.
43. Методы и инструменты государственного регулирования внешних эффектов.
44. Теории прав собственности Р. Коуза и ее роль в обосновании необходимости регулирования внешних эффектов.
45. Производство общественных благ и их основные виды.
46. Формирование спроса и предложения чистых общественных благ в рыночной экономике.
47. Рынок смешанных общественных благ и механизм его функционирования.
48. Проблема «безбилетника» при потреблении общественных благ и ее решение в рыночной экономике.
49. Роль политических институтов в регулировании производства общественных благ.
50. Общественный сектор экономики и его роль в производстве общественных благ.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
по самостоятельной работе студентов
и проведению семинарских (практических) занятий
Дисциплина: «Микроэкономика»
Направление подготовки: 080100.62 «Экономика»
Квалификация выпускника: бакалавр
Автор
Асия Измаиловна Рябошапка
Издано в авторской редакции
Подписано в печать 4.06. 2012
Формат 64х84/16. Ксерокопия. Таймс. 4,3 усл. п. л..
Заказ № 3341. Тираж 6 экз.
Российская таможенная академия Ростовский филиал
344002, г. Ростов-на-Дону, пр. Буденновский, 20