Тема 8. Рекурсивные системы уравнений: особенности построения, оценивания и применения

Практическое занятие: Построение и анализ системы рекурсивных уравнений методом стандартизованных переменных

Задача 1.

Для проверки рабочих гипотез (№1 и №2) о связи социально-экономических показателей в регионе используется статистическая информация по территориям Центрального федерального округа.

Y1- Среднегодовая стоимость основных фондов в экономике, млрд. руб.;

Y2 – Стоимость валового регионального продукта, млрд. руб.;

X1 - Инвестиции данного года в основной капитал, млрд. руб.;

X2 – Кредиты, предоставленные предприятиям, организациям, банкам и физическим лицам;

X3 – Среднегодовая численность занятых в экономике, млн. чел.

Тема 8. Рекурсивные системы уравнений: особенности построения, оценивания и применения - student2.ru

Предварительный анализ исходных данных по 18 территориям выявил наличие трёх территорий (г. Москва, Московская обл., Воронежская обл.) с аномальными значениями признаков. Эти единицы должны быть исключены из дальнейшего анализа. Значения приводимых показателей рассчитаны без учёта указанных аномальных единиц.

При обработке исходных данных получены следующие значения линейных коэффициентов парной корреляции, средних и средних квадратических отклонений -σ:

N=15.

Для проверки рабочей гипотезы №1. Для проверки рабочей гипотезы №2.

  Y1 X1 X2   Y2 Тема 8. Рекурсивные системы уравнений: особенности построения, оценивания и применения - student2.ru X3
Y1 0,7823 0,7093 Y2 0,8474 0,7337
X1 0,7823 0,6107 Тема 8. Рекурсивные системы уравнений: особенности построения, оценивания и применения - student2.ru 0,8474 0,7061
X2 0,7093 0,6107 X3 0,7337 0,7061
Средняя 115,83 5,600 0,2701 Средняя 23,77 115,83 0,5697
Тема 8. Рекурсивные системы уравнений: особенности построения, оценивания и применения - student2.ru 30,0303 2,4666 0,2036 Тема 8. Рекурсивные системы уравнений: особенности построения, оценивания и применения - student2.ru 7,2743 30,0303 0,1160

Задание:

1. Составьте систему уравнений в соответствии с выдвинутыми рабочими гипотезами.

2. Определите вид уравнений и системы.

3. На основе приведённых в условии значений матриц коэффициентов парной корреляции, средних и средних квадратических отклонений:

- определите бета коэффициенты (b) и постройте уравнения множественной регрессии в стандартизованном масштабе;

- дайте сравнительную оценку силы влияния факторов на результат;

- рассчитайте параметры a1, a2 и a0 уравнений множественной регрессии в естественной форме;

- с помощью коэффициентов парной корреляции и b-коэффициентов рассчитайте для каждого уравнения линейный коэффициент множественной корреляции (R) и детерминации (R2);

- оцените с помощью F-критерия Фишера статистическую надёжность выявленных связей.

4. Выводы оформите краткой аналитической запиской.

Задача 2.

Требуется проверить гипотезы о факторах, определяющих уровень занятости населения в экономике региона, размеры инвестиционных вложений в основной капитал, стоимость валового регионального продукта и о взаимодействии этих трёх процессов. Для изучения проблемы предлагается рассмотреть следующие показатели и их значения по территориям Центрального ФО:

Тема 8. Рекурсивные системы уравнений: особенности построения, оценивания и применения - student2.ru - среднегодовая численность занятых в экономике региона, млн. чел.;

Тема 8. Рекурсивные системы уравнений: особенности построения, оценивания и применения - student2.ru - инвестиции в основной капитал за год, млрд. руб.;

Тема 8. Рекурсивные системы уравнений: особенности построения, оценивания и применения - student2.ru - стоимость валового регионального продукта (валовая добавленная стоимость) млрд. руб.;

Тема 8. Рекурсивные системы уравнений: особенности построения, оценивания и применения - student2.ru - численность безработных в расчёте на одну заявленную вакансию, чел.;

Тема 8. Рекурсивные системы уравнений: особенности построения, оценивания и применения - student2.ru - число предприятий и организация, тыс.;

Тема 8. Рекурсивные системы уравнений: особенности построения, оценивания и применения - student2.ru - численность мигрантов за год, тыс. чел.;

Тема 8. Рекурсивные системы уравнений: особенности построения, оценивания и применения - student2.ru - среднегодовая стоимость основных фондов в экономике, млрд. руб.;

Тема 8. Рекурсивные системы уравнений: особенности построения, оценивания и применения - student2.ru - доля социальных выплат в денежных доходах населения, %;

Тема 8. Рекурсивные системы уравнений: особенности построения, оценивания и применения - student2.ru - доля инвестиций в активную часть основных фондов экономики, %;

Тема 8. Рекурсивные системы уравнений: особенности построения, оценивания и применения - student2.ru - оборот розничной торговли за год, млрд. руб.

Территории ФО Тема 8. Рекурсивные системы уравнений: особенности построения, оценивания и применения - student2.ru Тема 8. Рекурсивные системы уравнений: особенности построения, оценивания и применения - student2.ru Тема 8. Рекурсивные системы уравнений: особенности построения, оценивания и применения - student2.ru Тема 8. Рекурсивные системы уравнений: особенности построения, оценивания и применения - student2.ru Тема 8. Рекурсивные системы уравнений: особенности построения, оценивания и применения - student2.ru Тема 8. Рекурсивные системы уравнений: особенности построения, оценивания и применения - student2.ru Тема 8. Рекурсивные системы уравнений: особенности построения, оценивания и применения - student2.ru Тема 8. Рекурсивные системы уравнений: особенности построения, оценивания и применения - student2.ru Тема 8. Рекурсивные системы уравнений: особенности построения, оценивания и применения - student2.ru Тема 8. Рекурсивные системы уравнений: особенности построения, оценивания и применения - student2.ru
1. Белгородская обл. 0,678 13,5 44,3 1,3 25,4 11,09 164,1 18,0 44,0 20,9
2. Брянская обл. 0,596 3,7 26,2 3,3 18,4 -0,14 129,9 26,5 26,4 13,7
3. Владимирская обл. 0,721 6,3 35,4 3,0 24,3 2,69 139,1 24,8 47,0 14,6
4. Воронежская обл. 1,076 10,1 52,1 1,8 40,4 2,67 251,2 19,1 40,6 38,0
5. Ивановская обл. 0,491 2,4 18,1 1,3 22,0 1,20 88,7 32,7 42,0 9,6
6. Калужская обл. 0,484 6,5 26,1 0,9 22,9 0,96 112,9 23,4 38,0 12,1
7. Костромская обл. 0,330 4,1 18,2 1,1 14,1 0,31 94,5 20,4 42,6 8,4
8. Курская обл. 0,606 6,2 31,9 1,3 20,9 -1,29 143,5 21,0 37,2 15,1
9. Липецкая обл. 0,570 8,3 48,2 0,7 16,8 5,05 156,9 17,7 55,3 19,4
10. Орловская обл. 0,416 5,8 25,5 1,5 13,2 1,51 79,5 20,7 42,9 12,1
11. Рязанская обл. 0,535 10,1 32,0 0,7 26,0 -0,38 139,9 22,7 59,9 14,8
12. Смоленская обл. 0,488 8,8 29,9 1,3 18,9 -1,44 147,6 17,6 30,0 19,4
13. Тамбовская обл. 0,514 3,5 25,9 4,6 16,3 -2,62 143,3 19,0 35,5 17,0
14. Тверская обл. 0,665 10,9 38,7 0,9 36,5 -0,31 199,2 24,8 28,0 18,0
15. Тульская обл 0,781 8,1 43,7 1,3 27,6 -1,87 183,1 24,8 40,0 19,2
16. Ярославская обл. 0,663 14,5 46,9 0,9 31,4 1,53 221,6 16,9 48,5 17,7

Примечание. Данные приводятся без сведений по г. Москве и Московской области, так как они являются аномально высокими по своим значениям.

Необходимо проверить следующие предположения:

Тема 8. Рекурсивные системы уравнений: особенности построения, оценивания и применения - student2.ru

Задание:1. Постройте систему рекурсивных уравнений, выполните расчёт параметров каждого уравнения;

2. Проанализируйте результаты.

3. Выполните прогноз уровня занятости, размера инвестиций и стоимости ВРП при условии, что экзогенные переменные увеличатся на 4,8% от своих средних значений.

Наши рекомендации