Теории международной торговли: Меркантилизм. Теория абсолютного преимущества А.Смита. Теория сравнительного преимущества Д.Рикардо

Меркантилизм

В XV в. возникла первая в истории экономической мысли школа – меркантилизм (от англ. merchent – «купец», «торговец»). Сторонники этой теории считали, что нация будет тем богаче, чем больше золота и серебра имеет. Накопление происходит в процессе внешней торговли или в ходе добычи благородных металлов. Отсюда, только труд в сфере добычи благородных металлов является производительным. В вопросах экономической политики сторонники этой теории дают рекомендации по увеличению притока золота и серебра в страну.

Теория абсолютного преимущества А.Смита.

Страны экспортируют те товары, которые они производят с меньшими издержками(в производстве которых они имеют абсолютное преимущество) и импортируют те товары, которые производятся другими странами с меньшими издержками (в производстве которых преимущество принадлежит их торговым партнерам)

Теория сравнительного преимущества Д.Рикардо

Если страны специализируются на производстве тех товаров и услуг, которые они могут производить с относительно более низкими издержками по сравнению с другими сторонами, то торговля будет взаимовыгодный для обеих стран, независимо от того является ли производство в одной из них более эффективной, чем в другой

Теории международной торговли: Теория Хекшера-Олина. Парадокс Леонтьева и его возможные объяснения. Торговля, основанная на технологическом разрыве. Торговля, основанная на жизненном цикле товара.

Теория Хекшера-Олина:

Каждая страна экспортирует те фактрозаинтересованные товары, для производства которых она обладает относительно избыточными факторами производства, для производства которых она испытывает относительный недостаток факторов производства

Парадокс Леонтьева и его возможные объяснения

Теория соотношения факторов производства Хекшера-Олина не подтверждается на практике: трудонасыщенные страны экспортируют капиталоёмкую продукцию, тогда как капитолонасыщенные трудоемкую.

Торговля, основанная на технологическом разрыве

Торговля между странами может быть вызвана технологическими изменениями, возникающими в какой-то одной отрасли в одной из торгующих стран. Эта страна приобретает сравнительные преимущества: новая технология позволяет производить товары с низкими издержками. Если же создан новый продукт, то фирма-новатор в течение определенного времени обладает квази-монополией, т.е. получает дополнительную прибыль.

В результате технических новшеств образовался технологический разрыв между странами. Этот разрыв будет постепенно преодолеваться, т.к. другие страны начнут копировать нововведение страны-новатора.

Обе торгующие страны выигрывают от нововведения. По мере распространения новой технологии менее развитая страна продолжает выигрывать, а более развитая страна теряет свои преимущества. Таким образом, международная торговля существует даже при одинаковой наделенности стран факторами производства.

Торговля, основанная на жизненном цикле товара.

В середине 60-х гг. XX века американский экономист Р. Вернон выдвинул теорию жизненного цикла продукта, в которой попытался объяснить развитие мировой торговли готовыми изделиями на основе этапов их жизни. Этап жизни – это период времени, в течение которого продукт обладает жизнеспособностью на рынке и обеспечивает достижение целей продавца.

Цикл жизни продукта охватывает 4 стадии:

1. Внедрение. На этой стадии происходит разработка нового продукта в ответ на возникшую потребность внутри страны. Производство носит мелкосерийный характер, требует высокой квалификации рабочих и концентрируется в стране нововведения. Производитель занимает почти монопольное положение. Лишь небольшая часть продукта поступает на внешний рынок.

2. Рост. Спрос на продукт растет, его производство расширяется и распространяется на др. развитые страны. Продукт становится стандартизованным. Увеличивается конкуренция, расширяется экспорт.

3. Зрелость. Для этой стадии характерно крупносерийное производство, в конкурентной борьбе преобладает ценовой фактор. Страна нововведения уже не имеет конкурентных преимуществ. Начинается перемещение производства в развивающиеся страны, где дешевле рабочая сила.

4. Упадок. В развитых странах сокращается производство, рынки сбыта концентрируются в развивающихся странах. Страна нововведения становится чистым импортером.

Теории международной торговли: Международная торговля, основанная на экономии от масштаба. Теория внутриотраслевой международной торговли. Теория конкурентных преимуществ М.Портера.

Международная торговля, основанная на экономии от масштаба.

Одно из допущений теории Хекшера-Олина предполагает, что производство товаров обеих стран характеризуется наличием постоянной отдачи от масштаба. При возрастающей отдачи от масштаба торговля может оказаться взаимовыгодной и между странами с совершенно одинаковыми условиями производства. Такой вариант торговли уже нельзя объяснить с помощью теории Хекшера-Олина.

Иными словами, каждый работник сможет специализироваться на одной простой повторяющейся операции, что повысит его производительность труда. По сравнению с меньшим масштабом производства, расширенный масштаб позволяет увеличить применение специализированной техники с более высокой производительностью.

Теория внутриотраслевой международной торговли

теория внутриотраслевой торговли английского экономиста Белы Балассы, который обратил внимание не только на эффект масштаба, но и на различия во вкусах потребителей разных стран, географическую близость их пограничных регионов, несовпадение сельскохозяйственных сезонов.

Теория конкурентных преимуществ М.Портера.

М. Портер в своей книге "Международная конкуренция" утверждал, что пока "не существует общепринятого определения конкурентоспособности. Для фирм конкурентоспособность означала возможность конкурировать на мировом рынке при глобальной стратегии. Для многих конгрессменов конкурентоспособность означала положительный внешнеторговый баланс. Для некоторых экономистов конкурентоспособность подразумевала низкие производственные издержки на единицу продукции, приведенные к обменному курсу. Единственное, на чем может основываться концепция конкурентоспособности на уровне страны - это продуктивность использования ресурсов". Вместе с тем он отмечает, "корпорации, не нации, находятся на переднем крае международной конкуренции... конкурентное преимущество компаний напрямую связано с местом, которое они называют своей нацией или страной происхождения... формирование корпорации в "неправильной" нации должно вызывать фундаментальную стратегическую озабоченность... Корпорация получает важное преимущество от наличия в своей нации таких компаний-поставщиков и компаний-покупателей ее продукции, которые занимают ведущие позиции на мировом рынке, т.е. компаний мирового класса... Наиболее требовательные покупатели и поставщики подталкивают корпорацию-производителя к улучшению качества и конкурентоспособности ее продукции...".

Наши рекомендации