Особенности малайских инвестиций
Малайзия – еще один инвестор в российскую экономику, находящийся в Юго-Восточной Азии. К сожалению, объем прямых инвестиций поступающих из Малайзии в Россию остается на крайне низком уровне: в 2011 г. малазийская экономика инвестировала в РФ всего 28 млн. долл. США, 9 млн. долл. из которых пришлись на инвестиции в уставной капитал российских компаний, а остальная часть инвестирована в Россию в виде долговых обязательств и иных форм[53]. При этом стоит отметить наметившуюся за последние несколько лет тенденцию к преобладанию инвестирования в долговые инструменты над инвестированием в капитал российских компаний. В целом объем инвестиций из Малайзии в российскую экономику остается из года в год приблизительно на одном уровне.
Единственным крупным проектом на территории России является деятельность малазийской транснациональной компании «Rimbunan Hijau Group», осуществляющий широкий спектр бизнес-операций на Дальнем Востоке. Предприятия, входящие в данный холдинг, были зарегистрированы в России в конце 1990-х гг. и начали операционную деятельность в 1997 г. ООО «Римбунан Хиджау Интернешнл», ООО «Римбунан Хиджау ДВ», ЗАО «Форест Старма» и ООО «Римбунан Хиджау MDF», принадлежащие «Rimbunan Hijau Group» вместе образуют крупнейший на Дальнем Востоке лесопромышленный пул, базирующийся в Хабаровском крае[54]. В 2008 г. общий годовой объем лесозаготовок российских дочерних компании группы превышал 1 млн. куб. м, что составляло приблизительно 14% от лесозаготовок Хабаровского края[55]. Большая часть из этой заготовленной древесины и сопутствующей продукции была экспортирована в КНР. Малазийские дочерние компании, ведущие свою операционную деятельность на территории Хабаровского края, обеспечивают до одной пятой всех инвестиций поступивших в регион. Вследствие финансового кризиса и нестабильной рыночной конъюнктуры доля иностранных инвестиций из Малайзии в экономику региона снизилась в 2009 г. до 11,4%, что, однако, позволило занять Малайзии 2-е место в географической структуре иностранных вложений[56]. Помимо указанных проектов, «Rimbunan Hijau Group» приняла решение создать на территории России завод по производству изделий из дерева и целлюлозы. В 2006 г. группой дочерних компаний «Rimbunan Hijau Group», ведущих операционную деятельность на Дальнем Востоке была начата реализация greenfield-проекта по созданию производства древесноволокнистых плит средней и высокой плотности MDF/THDF в поселке Хор района им. Лазо (Хабаровский край). Общий объем инвестиций в строительство завода, а также создания необходимой инфраструктуры оценивается примерно в 110 млн. долл. США[57] Правительство Хабаровского края постаралось включить данный проект в перечень федеральных инвестпроектов, что предполагало двукратное уменьшение налога на использование лесных биоресурсов, а также выделение 240 млн. рублей из бюджета на развитие инфраструктуры. Однако преференции, по-видимому, не были предоставлены. В ноябре 2010 г. на совещании инвесторов с полпредом в ДФО гендиректор одной из компаний, входящих в группу «Rimbunan Hijau», отметил, что «…было бы неплохо получить средства Инвестфонда РФ на компенсацию строительства электростанции и развитие инфраструктуры», а также подчеркнул, что введение льгот для иностранных инвесторов на тарифы и пошлины на экспорт леса «неизбежно»[58].
Помимо инвестиций в деревообрабатывающий сектор российской экономики, Малайзия также рассматривала варианты инвестиций в высокотехнологичные отрасли российской экономики. В октябре 2006 г. малазийская корпорация «Kedah Wafer Emas Sdn Bhd» рассматривала возможность создания производства микроэлектроники на базе ФГУП «Нижегородский завод имени Фрунзе» (НЗиФ). Общая сумма инвестиций по оценкам экспертов должна была составить 1,2 млрд. дол. США. Планировалось создать производство микросхем величиной 0,11-0,13 микрона с переходом в перспективе на 0,065 микрона, также намечалось организация производства солнечных батарей и микроэлектронных механизмов для автомобилестроения[59]. Однако спустя полгода заместитель гендиректора НЗиФ Александр Паршин заявил, что малазийцы от совместных планов с россиянами отказались. Несмотря на срыв сделки по созданию СП, «Kedah Wafer Emas Sdn» не отказалась от планов по выходу на российский рынок. Через свою китайскую дочернюю компанию малазийская компания контролирует пять предприятий: дизайн-центр в Новосибирске, а также «Юник Ай Сиз», «Юникор Микросистемы», «Кедах Электроникс Инжиниринг», НПК «Оптолинк», расположенные в Зеленограде. Первые три компании специализируются на разработках микросхем, четвертая и пятая – на разработке микроэлектронной аппаратуры[60].
В настоящее время в России не существует крупных компаний с участием инвесторов из Малайзии. Несмотря на заметно активизировавшуюся тенденцию по увеличению иностранных инвестиций за рубеж, малазийцы на данный момент не рассматривают российский рынок в качестве притягательного центра для вкладывания средств в развитие совместных проектов. Наблюдается некоторая незаинтересованность малазийских институциональных и частных инвесторов во вкладывание средств на территории РФ. Однако существует ряд предпосылок и перспектив для увеличения инвестиций из Малайзии. Самым перспективным направлением развития российско-малазийских торгово-экономических отношений может стать совместная разработка российскими нефтегазовыми компаниями и малазийской государственной топливной компанией «Petronas» месторождений углеводородов на территории страны, а также в третьих странах. В 2006 г. «Petronas» приобрела крупный пакет акций российской нефтяной компании «Роснефть» на сумму более 1 млрд. долл. США[61]. В 2007 г. «Газпром» и «Petronas» заключили меморандум о сотрудничестве в совместной разработке месторождений в Малайзии и России, а также в третьих странах (например, на Кубе[62], где в 2011 г. дочерняя компания «Газпрома» «Газпром Нефть» совместно с «Petronas» арендовала буровую платформу для проведения геологоразведочных работ в мексиканском заливе).