РЕГИОНАЛЬНЫЕ ИННОВАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ: ОПЫТ ФИНЛЯНДИИ Автор: В. Пчелинцев

Опыт проведения инновационной политики в Финляндии (в частности, региональных программ) признан международными финансовыми организациями как образец успешного развития малых стран с открытой экономикой1 и стал примером для других скандинавских стран: он использовался в Норвегии, а также в Швеции, хотя и в модифицированной форме.

В статье кратко рассмотрены особенности финской модели, которые позволили стране войти в группу лидеров по показателям конкурентоспособности и инновационного развития в мире. Цель работы - показать основные черты системного подхода к инновационным процессам, воплощенного в теории и реализованного на практике - в национальной стратегии и региональной инновационной политике.

Финляндия, наряду с другими скандинавскими странами (в частности, Швецией и Данией) в последнее десятилетие устойчиво занимает ведущие позиции в рейтингах конкурентоспособности и инновационного развития таких организаций, как Всемирный экономический форум (ВЭФ), Всемирный банк, Евросоюз, ОЭСР и ряд других.

Согласно данным европейской статистики за 2008 - 2009 гг., Финляндия, несмотря на финансово-экономический кризис, продолжает финансирование НИОКР на уровне около 4% ВВП - выше среднего значения для стран ЕС, ОЭСР и США (2.76%). При этом на частный сектор (в основном крупнейшие компании) приходится преобладающая часть (свыше 70%) финансирования НИОКР2.

По оценкам экспертов ВЭФ, в рейтинге глобальной конкурентоспособности 139 стран в 2010 - 2011 гг. Финляндия заняла седьмое место, опередив такие страны, как Великобритания и Франция. Среди комплекса факторов, за счет которых достигается высокая конкурентоспособность, - наиболее высокие в мире показатели "прозрачности" и эффективности общественных институтов, очень низкий уровень коррупции, сбалансированность бюджета, эффективность антимонопольной политики, высокий уровень расходов фирм на НИОКР, а также тесное сотрудничество университетов с промышленностью в области НИОКР. По показателям развития систем здравоохранения и начального образования страна занимает второе место, а систем высшего образования и подготовки кадров - первое место. Это обеспечивает Финляндии высокий уровень квалификации рабочей силы, достаточную численность ученых и инженеров, необходимые для поддержания инновационного потенциала (третье место)3.

Основу успешного инновационного развития страны заложил последовательный переход от политики поддержки научных исследований к более широкой научно-технической и технологической, а затем и к инновационной политике. Переход на инновационный путь развития обеспечивается высоким статусом инновационной политики и сопровождается совершенствованием соответствующей инфраструктуры - в первую очередь организационной структуры государственного управления инновационными процессами. То, что Финляндия имеет наиболее всесторонне разработанную инновационную стратегию, в частности объясняется уникальной ролью Национального совета по науке и технологиям. Его председателем является премьер-министр, в нем работают творческие и компетентные администраторы. Этот орган уже в начале 90-х годов XX в. инициировал в

ПЧЕЛИНЦЕВ Валентин Сергеевич, кандидат экономических наук, сотрудник ИНИОН РАН ([email protected]).

1 Например, в докладе Всемирного банка "Finland as a Knowledge Economy Elements of Success and Lessons Learned" отмечается: успех Финляндии свидетельствует о том, что "сильная экономика, основанная на знаниях, может быть построена в небольшой и относительно периферийной стране" (http://www.strf.ru/organization.aspx?CatalogId=221&d_no=19448).

2 См.: Global Pressure - Nordic Solutions? The Nordic Globalization Barometer 2010. Nordic Council of Ministers. Copenhagen, 2010 (http://www.norden.org/en/publications/publications/2010 - 714).

3 См.: The Global Competitiveness Report 2010 - 2011. Ed. K. Schwab. The Global World Economic Forum. Geneva, 2010 (http://www.weforum.org/issues/global-competitiveness/WEFGlobalCompetitivenessReport_ 2010 - 11.pdf).

стр. 51

стране дискуссии о национальной инновационной системе, в которой принимали участие различные министерства и социальные партнеры. Таким образом удалось избежать ситуации, в которой инновационная политика стала бы заложником отдельного министерства в рамках правительства4.

Следует также отметить успешный опыт государственной политики реструктуризации и модернизации экономики страны в 90-е годы. После серьезного экономического спада, вызванного утратой обширного рынка сбыта для своей продукции в связи с распадом СССР, руководство Финляндии радикально пересмотрело приоритеты экономической политики. В новой стратегии экономического развития упор был сделан на развитие НИОКР в области высоких технологий -прежде всего информационных - и поиск выхода для финской продукции на новые западные рынки. Восстановление экономики началось с создания в середине 90-х годов кластера высокотехнологичных компаний, включая крупнейшего мирового производителя мобильных телефонов и систем связи - компанию Nokia. Успех проекта по созданию высокотехнологичного сектора был обеспечен инновационными управленческими решениями, целевыми инвестициями, установлением новых приоритетов образования и подготовки кадров, а также крупными инвестициями в модернизацию всей системы образования. Важным импульсом преобразований финской экономики стали значительные государственные расходы на НИОКР, при этом важный акцент был сделан на коммерциализацию их результатов5.

КОНЦЕПЦИИ ИННОВАЦИОННЫХ СИСТЕМ

В последние годы в качестве общеевропейского тренда, связанного с экономикой знаний, в политике Финляндии и других скандинавски?; стран нашел отражение подход к инновациям как к эволюционному и нелинейному процессу, который требует интенсивного взаимодействия между акторами различных организаций - участников данного процесса. В соответствии с теорией систем, инновационную систему можно предварительно идентифицировать как конденсированную структуру институции, акторов и отношении -культурных, экономических и политических, - имеющую специфические по сравнению со своей средой/контекстом промышленные и инновационные свойства. Как основной фактор возникновения инноваций рассматривается качество взаимодействия между производителями, потребителями и посредниками в сфере знаний в регионах: компаниями; центрами генерирования или передачи знаний; местными органами власти и институтами координации; агентствами, обеспечивающими финансирование малых и средних предприятий (МСП) или исследований. Считается, что взаимодействие такого типа наиболее благоприятно осуществляется на региональном уровне. Согласно этой точке зрения, инновации создаются в процессах обучения, которые заключены в рамки "локального" общества и характеризуются климатом доверия, наличием социально-экономических связей между различными акторами, а также институциональных механизмов, способствующих предпринимательской деятельности. На этой основе создаются связи и взаимодействие между глобальным/национальным и местным/региональным уровнями различных акторов: в результате из этого могут возникнуть несколько разных форм региональных инновационных систем. Причем вопрос пространственного разграничения взаимодействия в рамках инновационной системы далеко не однозначен6.

Системный подход не только является средством для изучения инновационных процессов, но также обеспечивает концептуальные рамки выработки инновационной политики и стратегий. Он помогает идентифицировать те составляющие инновационного процесса, которые могут стать узким местом и привести к различным видам системных провалов. Эксперты ОЭСР говорят о необходимости выявления этих узких мест в качестве объектов региональной инновационной политики и стратегий.

Теоретические рамки такого подхода - концепции национальных инновационных систем (НИС), региональных инновационных систем (РИС), интерактивного обучения и так называемой "тройной спирали" {Triple Helix). Первоначально концепция инновационных систем применялась на

4 См.: Lundvall B. -A. A note on Characteristics of and Recent Trends in National Innovation Policy Strategies in Denmark, Finland and Sweden (http://www.tekna.nc/ikbViewer/Content/746507/081112_Lundvall_Note%20on%20Nordic %20Innovation%20Policy%20Strategies.pdf).

5 См.: Knapp J. Crisis-Exit: "Finnish Paradigm" Appeals to Slovenia (http://www.europeaninstitute.org/Special-G-20-Issue-on-Financial-Reform/crisis-exit-finnish -paradigm-appeals-to-slovenia.html).

6 См.: Kallio A., Harmaakorpi V., Pihkala T. Absorptive Capacity and Social Capital in Regional Innovation Systems: The Case of the Lahti Region in Finland // Urban Studies. 2010. V. 47. N2. P. 303 - 319 (http://usj.sagepub.com/content/47/2/303); Nuur C., Gustavsson L., Laestadius S. Promoting Regional Innovation Systems in a Global Context // Industry & Innovation. 2009. V. 16. N 1. P. 123 - 139 (http://dx.doi.org/10.1080/13662710902728142).

стр. 52

национальном уровне, позже этот аналитический подход был разработан для различных территориальных (географических) уровней (континент, субконтинент, регион) и стал применяться к различным секторам экономики и технологическим системам.

Модель "тройной спирали" признает возрастающие связи и взаимодействие между университетами, частным бизнесом (промышленностью) и структурами общественного сектора, играющими роль стимулятора передачи технологий. Организации-посредники общественного сектора включают технологические агентства и другие финансируемые государством разнообразные учреждения (или их региональные и местные отделения), которые обеспечивают как прямую, так и косвенную поддержку общественно-частного партнерства в области финансирования, сотрудничества, налаживания связей и распространения информации, консультационных услуг или программ образования и подготовки рабочей силы для предприятий частного сектора. Региональные и местные посредники обычно финансируются органами власти соответствующего уровня через организации развития бизнеса.

Основные функции посредников при осуществлении исследовательских проектов заключаются в передаче технологий и их коммерциализации. Передача технологий включает четыре основных типа взаимодействия: (1) расширение сотрудничества между фирмами и вузами, (2) развитие сферы управления интеллектуальными правами собственности, (3) расширение технической поддержки, включая экспертные услуги, а также поддержка в области приобретения оборудования, (4) формальная и неформальная "транспортировка" знания между агентами и организациями. Коммерциализация состоит из (1) НИОКР, управления бизнесом и маркетинга и (2) поддержки факторов производства, то есть финансирования, инфраструктуры и рабочей силы.

Упрощенную, но показательную модель РИС исследователи представляют как формирующуюся из двух подсистем: (i) подсистемы создания и распространения знания, (ii) подсистемы приложения и использования знания. Первая подсистема состоит из четырех основных типов институтов, и все они участвуют в производстве и распространении как кодифицированного, так и неявного технологического знания и технической компетенции. Ключевые элементы включают государственные научно-исследовательские учреждения, организации - посредники в передачи технологий, образовательные учреждения, организации рынка труда и кадрового обеспечения. Государственный сектор выполняет управляющую роль в инновационных системах и осуществляет несколько функций в поддержке НИОКР регионального и национального уровня - от предоставления консультационных услуг до прямой финансовой поддержки. Подсистема приложения и использования знания состоит из четырех элементов: компании, клиенты, контрагенты и конкуренты. В идеальном случае, в подсистеме должны существовать горизонтальные и вертикальные связи между компаниями. К необходимым предварительным условиям для эффективного функционирования РИС относятся социально-культурные факторы: общепринятые обычаи, привычки, практики и правила, преобладающие в регионе. Они регулируют взаимодействие между акторами и таким образом влияют на их способность к инновациям. К другим важным элементам относится региональная политика, направленная на поддержку инновационной деятельности и обеспечение связей между подсистемами и локальными потоками знания и компетенций. Только в том случае, когда две вышеупомянутые подсистемы постоянно вовлечены в интерактивное обучение, РИС фактически существует7.

Факторы конкурентного преимущества имеют тесную связь с институциональной способностью регионов создавать и обрабатывать знания в быстро изменяющейся среде. Регионы должны воспринять принципы создания знаний и продолжающегося обучения (continuous learning), создать соответствующую инфраструктуру, обеспечивающую поток знаний, идей и обучения. Кроме того, для формирования инновационной политики важен тот факт, что инновационные системы становятся все более открытыми. Так, уже на ранних стадиях появления концепции НИС такой видный исследователь как Б. -А. Лундваль, признавая потребность в гибком подходе к пространственному разграничению систем, подчеркивал, что хотя многие компоненты инновационной системы национальные, сам инновационный процесс в возрастающей степени становится транснациональным.

Давая оценку предложениям по новой национальной инновационной стратегии Финляндии (2008 г.), подготовленным группой ведущих экспертов финской инновационной системы, Лундваль отмечает, что в документе поставлена задача

7 См.: Uotila T., Ahlqvist T. Linking Technology Foresight and Regional Innovation Activities: Network Facilitating Innovation Policy in Lahti Region, Finland // European Planning Studies. 2008. V. 16. N 10. P. 1423 - 1443 (http://dx.doi.org/10.1080/09654310802420142).

стр. 53

принять новые меры для того, чтобы страна осталась в группе лидеров. В целом стратегия строится на всестороннем понимании процесса инноваций. Она представляет собой тесное объединение двух подходов ("обучения, базирующегося на опыте" и "науки как источника инноваций") в системном понимании того, что движет инновациями, и того, как инновации трансформируются в экономические достижения. При этом акцент сделан на интегрированном и системном подходе: "Концепция инноваций стала значительно более широкой и разнообразной в течение последних нескольких лет. С точки зрения стратегических вопросов, инновации воспринимаются как используемый актив конкурентоспособности, базирующийся на компетентности, который, в дополнение к технологическим приложениям, может заключаться, например, в новой услуге и моделях бизнеса, методах труда и операциях, или управлении концепцией продукта и торговой марки. Наиболее часто инновации возникают как комбинации многих компетенций. Учитывающая такой широкий подход инновационная политика создает предварительные условия для операционных моделей бизнеса, объединяющих потребности клиентов, потребителей и граждан наряду со знаниями, творческим подходом и компетентностью"8.

Финская стратегия принимает во внимание, что не реалистично рассчитывать на включение в систему глобального разделения знаний {global knowledge sharing), если страна не вносит существенный вклад в эту систему. Поэтому стратегия устанавливает взаимосвязь между развитием в стране потенциала экономики знаний на уровне ведущих мировых стран и разделением компетенций в сфере знаний со всеми странами.

В финскую инновационную стратегию заложено не только понимание необходимости стимулирования индивидуального предпринимательства, но также "коллективного предпринимательства", которое Лундваль считает более важным. Например, существует рекомендация о том, что система образования должна повышать способность студентов взаимодействовать между собой и работать в группе. Основная часть инновационных процессов является интерактивной и происходит в рамках управленческого аппарата существующих организаций или между ними. Более успешные в части инноваций страны имеют высокую степень участия наемных работников (служащих) в работе организаций и широкую практику обучения на уровне организации.

СТРУКТУРА УПРАВЛЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ ИННОВАЦИОННОЙ СИСТЕМОЙ

Как уже отмечалось выше, ответственность за стратегическое развитие и координацию инновационной политики в Финляндии, а также инновационной системы в целом несет возглавляемый премьер-министром Совет по научной и технологической политике. Важный государственный центр в области НИОКР и один из ведущих партнеров в формировании национальной инновационной стратегии страны - Центр технических исследований Финляндии (Valtion teknillinen tutkimuskeskus, VTT). Другими партнерами Совета по научной и технологической политике являются правительство Финляндии, наиболее важные IT-компании, Академия Финляндии и университеты. Такая институциональная конфигурация отражает интересы основных сторон, принимающих участие в формулировании инновационной политики, которая основана на государственно-частном партнерстве на самом высшем национальном уровне. Сила подобной структуры государственно-частного партнерства основана на ее потенциале, позволяющем рассматривать стратегические вопросы, - такие, как, например, образовательные и инфраструктурные потребности.

Ключевой актор в области финансирования инновационной системы Финляндии - с точки зрения как прямого государственного финансирования, так и предоставления смешанных (частно-государственных) источников - это Финское агентство по финансированию технологий и инноваций (Teknologian ja innovaatioiden kehittamiskeskus, TEKES), действующее с 1983 г. В Финляндии TEKES отвечает за распределение основной части финансовых средств общественного сектора, направляемых предприятиям и научно-исследовательским организациям страны, при этом стимулируя их сотрудничество. На региональном и местном уровнях агентство действует через широкую сеть региональных офисов. Оно осуществляет поддержку НИОКР и их коммерциализации, включая "предпосевную" стадию9, непосредственно обеспечивает венчурное финансирование предприятий на основании их заявок. TEKES также выполняет

8 Lundvall B.-A. Op. cit.

9 "Предпосевная" стадия в финансировании инноваций в основном включает государственные программы поддержки прикладных исследований и проектов и их финансирование со стороны исследовательских институтов (до стадии организации старт-ап компаний - так называемой посевной стадии) (см.: Инновационное развитие: экономика, интеллектуальные ресурсы, управление знаниями. Под ред. Б. З. Мильнера. М., 2010. С. 117).

стр. 54

функции финского секретариата ЕС в области НИОКР: информирует и помогает различным претендентам, в том числе компаниям и научно-исследовательским группам, подключаться к программам, финансируемым ЕС10.

Разработкой программ по управлению инновационной сферой занимается Национальный фонд исследований и разработок Финляндии

(Suomen itsenaisyyden juhlarahasto, SITRA). В основе деятельности этого Фонда лежит идея о необходимости для государства иметь инструмент, который бы позволил оперативно проводить эксперименты и начинать новую деятельность без долгих политических согласований и ожидания бюджетного финансирования. В результате успешной реализации ведущих проектов SITRA возникли постоянно действующие целевые организации, переведенные в режим венчурного финансирования. Благодаря своему уникальному статусу независимого общественного фонда под эгидой парламента и под руководством правления, состоящего из представителей центральных государственных органов исполнительной власти, SITRA сумел соединить научно-исследовательскую работу и деятельность по выработке политики11.

Финансированием фундаментальных исследований занимается Академия Финляндии, a SITRA и TEKES - финансированием прикладных исследований и разработок. SITRA осуществляет прямое финансирование компаний старт-ап, вкладывает средства в региональные фонды поддержки высокотехнологичных предприятий. Фонд финансирует фирмы венчурным способом - в обмен на долю акций (от 15 до 40%) и на суммы от 200 тыс. до 2 млн. евро. Обычно фонд входит в компанию на 3 - 5 лет и продает свои акции сразу, как только другие инвесторы изъявят готовность вкладывать в нее свои средства. Кроме того, зачастую SITRA поддерживает ученых еще до образования компании (на так называемой "предпосевной стадии") и помогает ей найти оптимальные пути выхода на рынок. Фонд внес вклад в успешное развитие системы венчурного финансирования инновационных компаний в Финляндии (как на "предпосевной", так и на "посевной" стадии)12.

На национальном уровне группой министерств центрального правительства установлены функции разветвленной сети Центров занятости и экономического развития, направленные на поддержку сбалансированного регионального развития. Поэтому само разделение организаций на "акторов инновационной системы" национального и регионального уровня проблематично. Основная финансовая поддержка исходит из национальных источников финансирования (или Европейского союза), распределяемых через региональные офисы. Региональные и местные системы поддержки испытывают недостаток финансовых ресурсов по сравнению с теми возможностями, которые имеет в своем распоряжении национальное правительство. В то же время, организационное сотрудничество особенно очевидно на региональном уровне: функции региональных офисов TEKES взаимосвязаны с Центрами занятости и экономического развития13.

ОСНОВНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ РЕГИОНАЛЬНОЙ ИННОВАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ

За последнее десятилетие в Финляндии произошли значительные изменения в системе управления политикой регионального развития. Они были обусловлены как глубокой экономической депрессией начала 90-х годов XX в., так и множеством новых требований к региональной политике, связанных с присоединением к ЕС в 1995 г. Тем не менее финская политика регионального развития обладает преемственностью - некоторые ее программы осуществлялись еще в 80-е годы. Централизованное планирование все еще играет роль в решении вопросов стратегического порядка, но широкие полномочия переданы демократически избранным органам провинциального уровня. В настоящее время наблюдается сдвиг в финской политике регионального развития, который на языке исследований обозначен как переход "от управления к системе управляемости" (from governing to governance)14.

Региональные советы Финляндии и региональные государственно-частные кластеры форми-

10 См.: Антюшина Н. Страны северной Европы: наукоемкий тип развития (http://www.rvca.ru/rus/show_info.php?id=408); Инновационное развитие...; Hedin S., Ikoпеп R., Tynkkynen V. -R., Edvardsson I. -R., Gunnarsdottir R. National Overviews of Regional Innovation Policies and Case Studies in the Nordic Countries // Nordregio Working Paper. Stockholm, 2008. N 2 (www.nordregio.se/filer/Files/wp0802.pdf).

11 См.: Инновационное развитие... С. 126 - 127.

12 Как отмечалось, "посевная" стадия включает организацию финансирования деятельности старт-ап компаний (см.: Антпюшина Н. Указ. соч.; Инновационное развитие... С. 211,217).

13 См.: Hedin S., Ikonen R., Tynkkynen V. -P. et. al. Op. cit.

14 Ibidem.

стр. 55

руют основу развития региональных инновации. Предполагается, что новшества возникают благодаря местным возможностям (например, наличию социальных сетей, знаний и НИОКР, финансового капитала и природных ресурсов), но для обеспечения такого позитивного регионального развития центральное правительство осуществляет несколько программ. В частности, программы Центров экспертизы и Региональных центров служат целям продвижения региональных инновационных систем. В целом фокус государственной региональной инновационной политики сместился от охвата исключительно технологических новшеств до политики, которая признает значение социальных новшеств и культурного капитала.

Структура финской системы управления инновационными процессами включает несколько звеньев. Во-первых, ведущую роль в формулировании целей и руководящих принципов региональной инновационной политики играет тесно связанная группа министерств центрального правительства15. Эти цели связаны с программами находящегося у власти правительства, так что при смене правящей партии в них обычно вносятся поправки. Вторая важная группа игроков в области региональных инноваций - университетские города, такие, как, например, Хельсинки и окружающие его муниципалитеты, Тампере, Оулу и Турку. Они представляют собой ключевых акторов высокотехнологичных научно-исследовательских кластеров. Развитие инновационной среды в сфере НИОКР в Финляндии связано с состоянием национальной сети университетов. Усиление связи между региональными университетами, университетскими городами и жизнеспособностью местного бизнеса стало одной из центральных задач финской региональной инновационной политики. Однако если города-регионы влияют на научную политику, то менее развитые периферийные и даже сельские регионы вынуждены приспосабливаться к общим целям инновационной политики, ориентированным на городские условия.

Государственные инвестиции в развитие национальной университетской сети, и особенно в технологические университеты, обеспечили основу развития инновационного бизнеса региональными предпринимателями. Крупные и наиболее успешные финские компании, включая Nokia, имеют свои собственные подразделения НИОКР в университетских городах - таких, как, например, Эспоо, Оулу и Тампере. Однако в целом важную роль в успешном развитии инноваций (например, в секторе информационных технологий) сыграло значительное государственное финансирование НИОКР. Особое значение имеют государственные инвестиции в развитие НИОКР для поддержки МСП. Недостаточный уровень инновационного развития в частном секторе в отдельных периферийных регионах объясняется прежде всего слабыми связями МСП с системой высшего образования или научно-исследовательскими институтами, в которые поступает основная часть государственного финансирования НИОКР.

Интересны результаты обследования высокотехнологичных предприятий в северной Финляндии, проведенного учеными Хельсинского университета, чтобы оценить роль посреднических институтов общественного сектора с точки зрения фирм как участников инновационного процесса. На деятельность анализируемых высокотехнологичных компаний оказывали воздействие несколько организаций-посредников национального, а также регионального или местного уровня (табл. 1).

Ученые пришли к выводу, что инновационная система этой части страны более ориентирована на развитие крупных и наукоемких компаний, чем остальных предприятий. "Целевой группой" компаний, на которые ориентировались мероприятия инновационной политики, были растущие компании, стремящиеся выйти на международные рынки и более активно опирающиеся на сотрудничество в инновационных процессах16. Именно такие компании чаще всего являлись получателями финансовой поддержки от TEKES и одновременно пользовались поддержкой и услугами других важнейших организаций общественного сектора - Центров занятости и экономического развития. Finnvera и Университета Оулу (см. табл. 2).

5 До недавнего времени Министерство внутренних дел и Министерство торговли и промышленности были основными государственными институтами, осуществлявшими установление целей региональной инновационной политики, финансирование и координацию программ. С начала 2008 г. эти функции сосредоточены в новом Министерстве труда и промышленности Тем не менее, поскольку региональная инновационная политика рассматривается как соединение более традиционной региональной политики и развивающейся инновационной политики, мероприятия, осуществляемые Министерством образования, также считаются важными (см.: Hedin S., Ikonen R., Tynkkynen V. -P. et. al. Op. cit.).

16 См.: Inkinen T., Suorsa K. Op. cit. P. 169 - 187.

стр. 56

Таблица 1. Организации-посредники в Северной Финляндии

Наименование и территориальный уровень организации Место расположения Задачи и основные инструменты
Национальный уровень
TEKES Хельсинки Финансирование НИОКР; усиление сотрудничества между различными предприятиями, вузами и исследовательскими организациями. Займы, технологические программы
Finnvera Региональные отделения в Оулу и других центрах Северной Финляндии Операции с венчурным капиталом. Займы, гарантии, инвестиции и услуги в области финансирования торговой деятельности
Фонд финских инноваций Представители по вопросам изобретательства и инноваций в Центрах занятости и экономического развития в Оулу и других региональных центрах, а также в Университете Оулу Поддержка изобретательской деятельности; операции с венчурным капиталом. Консультации (например, по вопросам прав на интеллектуальную собственность), финансирование
Finpro Региональное отделение в Оулу Поддержка бизнеса, особенно в выходе на международный уровень. Консультации, поддержка сетевых связей, проектов
VTT (Центр технических исследований Финляндии) Региональные отделения в Оулу и других региональных центрах Разработка новых технологий, создание инновационных продуктов, повышение конкурентоспособности своих клиентов, тестирование и информационные услуги
Региональный уровень
Региональные советы В региональных центрах Поддержка бизнеса. Финансирование проектов регионального развития из источников ЕС и региональных фондов
Государственные провинциальные офисы, Департамент образования В Оулу и другом центре (Rovaniemi) Поддержка образования и исследовательской деятельности в вузах. Финансирование ЕС
Центры занятости и экономического развития, отдел технологий В региональных центрах Услуги в области технологий, предоставляемые TEKES регионам. Бизнес-ориентация, финансирование TEKES
Центры занятости и экономического развития, отдел бизнеса и предпринимательства В региональных центрах Предоставление услуг всем видам бизнеса. Бизнес-ориентация, финансирование на различных этапах развития бизнеса (например, старт-ап, выход на международный уровень, инвестиции в оборудование)
Компании регионального развития В основных региональных центрах, наиболее важная - в Оулу Поддержка бизнеса, (например, компаний старт-ап, НИОКР, выхода на международный уровень). Проекты, форумы, поддержка сетевых связей
Центры экспертизы В основных региональных центрах Поддержка бизнеса, развитие некоторых отраслей. Активизация сетевых связей
Региональные центры В региональных центрах (регионы уровня NUTS 4, согласно территориальной классификации ЕС) Поддержка развития региональных центров и окружающих их регионов

стр. 57

Таблица 1 (окончание)

Наименование и территориальный уровень организации Место расположения Задачи и основные инструменты
Местный уровень
Технологические центры В 19 местностях Северной Финляндии Поддержка бизнеса. Предоставление помещений, поддержка сетевых связей, предоставление бизнес-услуг
Бизнес-инкубаторы В технологических центрах, вузах Поддержка компаний старт-ап
Агентства занятости 18 главных офисов, местные офисы в большинстве муниципалитетов Поддержка занятости. Помощь предприятиям в подборе кадров и проведение образовательных программ
Промоутеры торговли В каждом муниципалитете Поддержка бизнеса. Консультации

Источник здесь и далее: Inkinen T., Suorsa K. Intermediaries in Regional Innovation Systems: High-Technology Enterprise Survey from Northern Finland // European Planning Studies. 2010. V. 18. N2. P. 169 - 187 (http://www.informaworld.com/smpp/title~content=t713417253).

Таблица 2. Распределение наиболее важных видов услуг организаций-посредников, оказываемых высокотехнологичным предприятиям в Северной Финляндии

Виды деятельности % полученных ответов от респондентов
Финансовая поддержка 61.1
Услуги (в области финансов, развития бизнеса и т.п.) 10.7
Сетевые связи, проекты 9.1
Прочие (поиск клиентов, продажа продукции и т.п.) 8.4
Знания, сотрудничество в области НИОКР 5.3
Инфраструктура (например, предоставление помещений) 3.1
Образование 2.3
В целом

МСП в меньшей степени сотрудничали с такими организациями17 (в том числе вузами и университетами), чем крупные компании с растущим объемом производства, проводящие собственные НИОКР, имеющие международных партнеров. Государство сегодня стремится активизировать роль университетов в региональном развитии: например, они становятся инкубаторами для регионального инновационного бизнеса.

Важная роль в вопросах регионального развития принадлежит Региональным советам,

ответственным за формулировку региональной политики. Однако в вопросах региональной инновационной политики важными игроками являются местные отделения государственных и других публичных институтов, отвечающих за развитие инновационной политики. Например, Центры занятости и экономического развития, региональные университеты и колледжи - активные партнеры регионального бизнес-сообщества (особенно МСП) в формулировании региональной инновационной политики.

В качестве основных инструментов финской региональной инновационной политики выступают программы, во-первых, Центров экспертизы (ЦЭ) и, во-вторых, Региональных центров (РЦ). Программа ЦЭ была инициирована в 1994 г., и в настоящее время осуществляется ее третий период (2007 - 2013 гг.). Программа Региональных центров была инициирована в 2001 г. для того, чтобы расширить географию финской региональной инновационной политики.

17 Наибольшей критике МСП подверглась самая востребованная для получателей поддержки область - финансирование: компаниям не были известны критерии, на основе которых оно предоставлялось; средства для развития маркетинга или выхода на международный уровень были недостаточны; проблемы с получением финансовой поддержки отмечались у малых предприятий (от одного до четырех занятых) (см.: Inkinen Т., Suorsa K. Op. cit.).

стр. 58

В своей региональной инновационной политике Финляндия сфокусирована на центрах роста, одним из главных инструментов формирования которых с середины 90-х годов XX в. стала программа Центров экспертизы. Национальные цели Программы этих центров: создать долгосрочную стратегию для развития инновационной деятельности в регионах; поддерживать специализацию регионов и сотрудничество между ними; усилить процесс привлечения инвестиций и профессиональных кадров в регионы; консолидировать местные, региональные и национальные ресурсы для развития избранных приоритетных направлений; координировать деятельность в области регионального и национального развития.

Задачи Центров экспертизы - использовать конкурентоспбсобные на международном уровне знания и компетенции в качестве источника развития бизнеса, создания новых продуктов, услуг, компаний, рабочих мест и в целом регионального развития. Для выполнения этих задач Центры: изучают сильные стороны и возможности развития своего региона; создают условия для инноваций и коммерциализации; инициируют проекты развития бизнеса, основанные на компетенции высокого уровня; открывают компаниям доступ к новейшим знаниям; укрепляют взаимодействие между различными организациями в развитии исследований и бизнеса, основанного на знаниях; используют людские ресурсы, интенсифицируют образование и дополнительное обучение; активизируют деятельность малых и средних предприятий в области НИОКР в избранных областях компетенции18.

Наши рекомендации