Распределение средств из общественных фондов осуществляется по трем направлениям
Первое направление характеризуется тем, что часть поступлений, получаемых населением, находится в зависимости от труда, но при этом принимаются во внимание и размеры удовлетворенных потребностей. Это касается, прежде всего, пособий по социальному страхованию, выплат за время болезни, оплачиваемых отпусков, пенсий по инвалидности и старости и т.д. Размеры этих выплат зависят от заработной платы работника в настоящем и прошлом.
Второе направление распределяется характеризуется тем, что производимые выплаты не имеют связи с трудом данного работника, а в расчет берется размер потребностей, на удовлетворение которых эти выплаты направляются. Эти выплаты охватывают пособия на детей многодетным работникам, одиноким матерям, на специализированное лечение, дотации государства на содержание детей в детских дошкольных учреждениях, а также в школах-интернатах.
Особенностью третьего направления выплат из общественных фондов потребления (ОФП) определяется тем, что основная их часть, выступающая в форме льгот и услуг, поступает населению непосредственно в натуральной форме через соответствующие учреждения непроизводственной сферы. Эта часть ОФП формирует своего рода «дополнительные» доходы: они не проходят через бюджет семьи и ими нельзя распоряжаться по ее усмотрению. Такие доходы распределяются без учета меры индивидуального труда и целиком определяются интересами и возможностями общества на данный конкретный исторический момент. Это услуги общеобразовательных школ, учреждений здравоохранения.
Другими словами, выплаты из общественных фондов призваны смягчить различия в уровне доходов, вызванные не различиями в труде, а причинами, стоящими вне самого процесса труда, а также способствовать удовлетворению ряда потребностей, наиболее важных с точки зрения задач формирования способностей к труду, развития личности, достижения более высокого общеобразовательного и культурного уровней, доступного здравоохранения, пенсионного обеспечения. Но поскольку эта форма распределения затрагивает интересы всего общества в целом и каждого его члена в отдельности, то государственная политика в области здравоохранения, образования, жилищного строительства и т.д. должна находиться в центре внимания государства.
Уровень экономического развития страны определяет уровень и масштабы потребления, а значит во многом и условия формирования потребностей людей.
При этом необходимо отметить, что система социальной защиты не определяется только поддержкой малообеспеченных слоев населения или тех, кто не включен в общественное производство (учащиеся, инвалиды, пенсионеры). Она включает в себя защиту лиц, участвующих в общественном производстве и прежде всего людей, работающих по найму. Осуществляется это через регламентирование в законодательной форме труда (продолжительность рабочей недели, продолжительность и порядок распределения отпусков) и его оплата (установление минимальных ставок заработной платы и др.), а также определение прав работников при приеме на работу и увольнении. Эта сторона системы социальной защиты определяется уровнем экономического развития страны, соотношением политических сил и уровнем общественного самосознания.
Нельзя забывать, что неравенство в доходах в значительной степени порождено объективным действием закона стоимости (закона ценности). Стремление уничтожить полностью дифференциацию доходов означало бы намерение полностью разрушить сам рыночный механизм.
Масштабы перераспределительных процессов в различных странах неодинаковы, но, по общему признанию, они особо велики в Швеции.
Таким образом, социальная политика государства в рыночном хозяйстве должна быть весьма тонким инструментом: с одной стороны, она призвана способствовать социальной стабильности и смягчению социальной напряженности, а с другой – никоим образом не подрывать стимулов предпринимательства и высокоэффективного труда по найму.
Семейный бюджет
Уровень и динамика доходов населения связаны с такой специфической категорией, как семейный бюджет. Исследование семейных бюджетов является основой для изучения уровня жизни населения, принятия и развития социальных программ, позволяет выяснить динамику среднедушевого дохода, структуры семейных расходов.
Семейный бюджет включает совокупные доходы и совокупные расходы семьи.
Совокупные семейные доходы включают:
a. зарплату (или предпринимательский доход);
b. пенсия;
c. стипендия;
d. пособия;
e. приработки;
f. доходы от личного подсобного хозяйства;
g. проценты по вкладам;
h. дивиденты по акциям;
i. другие доходы (подарки, помощь родных, выигрыши, страховки).
Совокупные семейные расходы включают:
a. потребительские расходы (питание, непродовольственные товары текущего спроса и длительного пользования, фармацевтические товары, алкогольные, табачные изделия);
b. оплату услуг (бытовых, досуговых, юридических, медицинских, оздоровительных, транспортных, связи, охраны и т.п.);
c. налоги, сборы, платежи;
d. сбережения;
e. другие расходы (подарки, прием гостей, помощь родным и пр.).
Показатели материального благополучиясемьи является так называемый дискреционный доход – разница между совокупным доходом семьи и расходами для удовлетворения насущных первоочередных потребностей. Дискреционный доход обладает наибольшей мобильностью. Он может быть использован на следующие цели:
- расширение потребления высококачественных товаров и услуг;
- приобретение устойчивых ценных бумаг;
- вклады в банки, сбережения;
- открытие и развитие собственного предпринимательского дела.
Минимальный потребительский бюджет связан с категорией «прожиточный минимум», он представляет собой минимальную сумму денежных средств, достаточную для удовлетворения объективно необходимых потребностей в пище, одежде, культурно-бытовых и других услугах при сложившемся уровне розничных цен и тарифов. Прожиточный минимум определяется в расчете на среднестатистического жителя страны и рассчитывается по так называемой потребительской корзине, то есть набору товаров и услуг (примерно 300 наименований), обеспечивающих человеку потребление на принятом в обществе минимальном допустимом уровне. Примерно половину минимального потребительского бюджета составляют расходы на питание, второе место – (около 20 %) расходы на непродовольственные товары (одежду, обувь, белье и т.п.), третье место (14 %) – коммунально-бытовые услуги, последнее место (3-4 %) – удовлетворение духовных потребностей. Этому минимуму должны соответствовать минимальная зарплата, минимальный размер пенсий, пособий по уходу за ребенком и т.д. Набор товаров и услуг, по которому определяется прожиточный минимум, по своему составу стабилен, поэтому основное влияние на его величину оказывает изменение розничных цен.
Начало формы
Начало формы
Конец формы