Экономическая роль государства

Неолиберализм - одно из направлений современной политической экономики, стремящееся обосновать необходимость сочетания государственного регулирования экономики с осуществлением принципов свободного предпринимательства и выработать на этой основе определенную линию экономической политики.

В противоположность кейнсианскому направлению, выступающему за активное и широкое вмешательство государства в процесс воспроизводства, с целью обеспечения нормальных условий функционирования капиталистической системы, сторонники неолиберального направления считают, что эта система может и в настоящее время успешно функционировать на основе автоматически действующего рыночного механизма при ограниченном государственном вмешательстве в экономику.

Кейнсианцы считают, что необходимость государственного вмешательства в экономику вызвана крушением автоматически действовавшего механизма свободной конкуренции. Неолибералы, напротив, полагают, что государственное вмешательство в экономику обусловлено необходимостью восстановить действие этого механизма, использовать, его в капиталистическом хозяйстве. Кейнсианцы открыто защищают государственное регулирование экономики, отводя ему решающее значение в механизме капиталистического воспроизводства. Неолибералы маскируют апологию государственного вмешательства в экономику лозунгами «свободного предпринимательства».

Разногласия между представителями неолиберализма и кейнсианства касаются не самого принципа государственного вмешательства в экономику, а степени и, главное, формы его осуществления. Поэтому неолиберализм и кейнсианство - это, по существу, две разновидности теории «регулируемой рыночной экономики».

В настоящее время неолиберализм является главным представителем всего либерального направления современной западной экономической теории. Он пришел на смену старому экономическому либерализму, наиболее видными представителями которого были А. Смит и Д. Рикардо, и имеет с ним то сходство, что считает самым совершенным экономическим строем общества рыночное хозяйство, стихийно регулируемое через механизм свободной конкуренции.

Вместе с тем, в отличие от своих предшественников, неолибералы считают, что современный капитализм «потерял способность к автоматическому саморегулированию», а механизм свободной конкуренции не может обеспечить нормальный процесс капиталистического воспроизводства. Неолибералы вынуждены признать ряд существенных пороков монополистического капитализма. Крупнейшие монополии, обладая значительной финансовой и экономической силой, деформируют механизм свободного ценообразования, усиливают диспропорциональность общественного воспроизводства - придают конкуренции невиданную ранее разрушительную силу, что в конечном счете приводит к глубоким потрясениям всей системы капитализма.

Отсюда неолибералы делают вывод о необходимости «стабилизирующего вмешательства» в экономику со стороны государства при условии, чтобы государство не нарушало, а охраняло основы рыночного» хозяйства и, как правило, не вмешивалось в ценообразование, которое должно быть предоставлено стихийным силам рынка

Отказываясь от старого либерализма, его принципа; «Laissez faire» (дословно: «предоставьте действовать, предоставьте вещам идти своим ходом»), неолибералы в качестве теоретического постулата и основной меры экономической политики провозглашают принцип «конкуренция - насколько возможно, планирование - насколько необходимо».

Неолиберализм возник в 30-е годы XX века, но наибольшее распространение он получил после окончания второй мировой войны. Его идеи разделили многие экономисты Англии, США, Франции. Однако наиболее полная систематизированная разработка этого направления принадлежит экономистам Западной Германии, где неолиберализм превратился в официальную доктрину. Главным идеологом западногерманской школы неолибералов является профессор Фрейбургского университета В. Ойкен. К числу видных представителей этой школы относятся: министр хозяйства ФРГ - Л. Эрхард, профессора: В. Репке, В. Рюстов, Л. Мюллер-Армак, и другие.

Благоприятной почвой для превращения Западной Германии в центр неолиберализма послужила историческая обстановка, сложившаяся в этой стране в послевоенные годы. Экономическая политика фашистской Германии, связанная с милитаризацией экономики и борьбой за мировое господство, базирующаяся на «принудительном хозяйстве» с широко разветвленной государственной регламентацией, с крахом гитлеровского режима, полностью себя дискредитировала. В этих условиях западногерманская буржуазия и ее идеологи были вынуждены отстаивать свои интересы под лозунгом «экономической свободы» и «восстановления способной к функционированию системы цен совершенной конкуренции».

Методологической основой, на которую опирается вся теория неолиберализма, служит выдвинутое В. Ойкеном учение о двух типах экономических систем, согласно которому все экономические системы в истории человечества делятся на два «идеальных типа» - конкурентно-рыночное и центрально-управляемое. Решающим критерием такого разграничения неолибералы объявляют формы управления экономикой, наличие или отсутствие меновых отношений в отрыве от конкретно-исторического способа производства и отношений собственности. В соответствии с таким подходом социалистическая экономика (наряду с хозяйственными системами фараонов, средневековыми феодальными поместьями, экономикой фашистской Германии) трактуется как разновидность центрально-управляемого хозяйства, которое, в отличие от рыночного, распределяет ресурсы не через рынок с присущим ему механизмом свободных цен, а путем приказов предприятиям о производстве, отдаваемых им из центра. Здесь хозяйство выступает в виде «абсолютной командной экономики», где государство регламентирует до мельчайших деталей деятельность предприятий и исключает действие рыночного механизма. Система централизованного планирования превращает социалистическую экономику в «сверхмонополию», лишенную внутренних экономических стимулов, предполагает тоталитаризм, глушит личную инициативу, исключает свободу, не считается с нуждами потребителя.

Основным признаком центрально - управляемой модели является централизованный способ управления, когда горизонтальная координация действий отдельных звеньев хозяйства заменяется вертикальным управлением из центра и создается хозяйственно - управленческая субординация.

Вальтер Ойкен дал классификацию хозяйств по формам централизованного управления и таким образом выделил различные варианты:

• Тотальный

• Центрально - управляемый со свободным обменом потребительских товаров

• Центрально - управляемый со свободным выбором профессии и рабочего места

• Центрально - управляемый со свободным выбором потребителя

Единственно рациональной и соответствующей природе человека экономической системой неолибералы считают конкурентно-рыночное хозяйство, основанное на частной собственности и свободной конкуренции. Частная собственность, являясь предпосылкой строя конкуренции, выражает «свободный государственный и общественный порядок» и поощряет предпринимательскую инициативу. В свою очередь, строй конкуренции предотвращает отрицательные экономические и социальные последствия, так как рыночное хозяйство использует в интересах всего общества личные интересы как сильнейший стимул хозяйственной деятельности, Конкурентный порядок не может установиться сам по себе, он нуждается в активной поддержке со стороны государства, которое должно осуществить «политику конкурентного порядка», энергично противодействуя монополистическим тенденциям, способным причинить большой вред конкуренции.

Сущность рыночного хозяйства, по словам В. Репке, состоит в том, что оно управлению хозяйственным процессам через план и приказ властей предпочитает управление через механизм свободных цен, и, делая это, оно выполняет двойную функцию, а именно: с одной стороны, функцию вносить в хозяйственную жизнь порядок, а, с другой стороны, функцию обеспечивать этот хозяйственный процесс нужными побудительными силами для наивысшей эффективности производства.

Противопоставление конкурентно-рыночного хозяйства центрально-управляемому представляет собой исходный пункт теории «социального рыночного хозяйства». Согласно учению западногерманских неолибералов, сочетание конкурентного хозяйственного порядка, обеспечивающего высокую экономическую эффективность, с экономической и социальной ролью «сильного государства», гарантирующего полную занятость, справедливость в распределении доходов и привлечение широких масс населения к владению имуществом, дает так называемое «социальное рыночное хозяйство».

Собственно новым в либерализме послевоенного времени является открытие заново (значения) государства для хозяйства. Неолибералы сами признают, что «рыночное хозяйство», предоставленное самому себе, может привести к неблагоприятным социальным последствиям, к числу которых относятся образование монополий и чрезмерное неравенство в распределении доходов. Чтобы устранить эти отрицательные последствия стихийно развивающегося «рыночного хозяйства», нужна сознательно осуществляемая государством экономическая и социальная политика.

В неолиберальной концепции экономическая политика государства покоится на «конституцирующих» и «регулирующих» принципах. К первой группе неолибералы относят мероприятия, при помощи которых государство обеспечивает и сохраняет частную собственность и оберегает свободу конкуренции:

1. Организация системы цен в границах условий свободной конкуренции.

2. Обеспечение с помощью денежной и кредитной политики стабильности денежного обращения и национальной валюты.

3. Открытый доступ к рынку путем снятие государством таможенных ограничений, внешнеторговой монополии, запрета и ограничения инвестиций.

4. Сохранение частной собственности.

5. Свобода сделок и договоров.

6. «Гарантия-ответственность».

7. Обеспечение стабильности государственной политики.

Вторая группа мероприятий связана с регулированием, то есть активным вмешательством государства непосредственно в свободу рынка, не вопреки рыночным законам, а в направлении их действия. Такая форма государственного вмешательства называется «либеральным интервенционизмом». К числу этих мероприятий неолибералы относят:

1. Политика доходов.

2. Контроль за монополиями.

3. Конъюнктурная политика.

4. Координация частнохозяйственной деятельности.

Смысл социального рыночного хозяйства, по мнению неолибералов, состоит в том, что принцип свободы рынка сочетается с принципом социального выравнивания. Цель социального рыночного хозяйства сводится к тому, чтобы на базе конкурентного хозяйства связать свободную инициативу с социальным прогрессом, сделать невозможными ограничения конкуренции, поставить, монополии, олигополии и картели под контроль и, тем самым, сделать конкуренцию наиболее действенной в интересах потребителя.

Социальное рыночное хозяйство отличается в четырех главных пунктах от классического принципа свободного рыночного хозяйства:

1. Эффективная конкуренция не принимается за нечто данное само собой, а конституируется активной конкурентной политикой государства.

2. Устанавливаемое рынком распределение доходов корректируется последующим перераспределением доходов.

3. Государство проводит активную конъюнктурную политику с целью достижения полной занятости, стабильности цен и равновесия платежного баланса.

4. Кроме перераспределения доходов, предусматривается также и воздействие на образование имущества, к владению которым должны быть привлечены широкие массы населения.

Таким образом, «социальное рыночное хозяйство» - это не само себе предоставленное либеральное рыночное хозяйство, но сознательно направляемое, а именно социально направляемое рыночное хозяйство.

«Социальной» неолибералы называют хозяйственную систему, которая в состоянии предоставить широким массам населения, включая неспособных к труду, детей, стариков, больных и инвалидов, достойное существование и всем трудоспособным членам общества соответствующие возможности для работы.

Задачу поддержания должного конкурентного хозяйственного порядка может выполнить только сильное государство, которое не партийно и могущественно, стоит над борьбой хозяйственных интересов в противоположность распространенному воззрению, что «капитализму» должна соответствовать слабая государственная власть.

Государство должно следить за тем, чтобы не нарушались правила конкуренции, и осуществлять мероприятия, которые придают конкуренции те рамки, те правила игры, в которых конкуренция нуждается.

Государство не должно, по возможности, вмешиваться в хозяйственный процесс, но оно должно принимать участие в создании рамок, в которых он оканчивается.

Курс экономической политики на формирование социального рыночного хозяйства, проводимый правительством Германии в послевоенные годы, обеспечил быстрый подъем западногерманской экономики, восстановление разрушенного войной хозяйства, решение многих социальных проблем.

Теория социального рыночного хозяйства представляет значительный интерес и для России, которая подобно послевоенной Германии осуществляет переход от командно-административных к рыночным формам государственного регулирования экономики.

Наши рекомендации