Межгосударственные институциональные структуры в валютно-
Финансовой сфере.
Одной из черт современного этапа развития международных валютных отношений является углубление координации экономической политики государств в этой области. С точки зрения организационно-управленческой международную валютно-кредитную систему сегодня образуют межгосударственные структуры:
1. Международный валютный фонд (МВФ);
2. Международный банк реконструкции и развития;
3. Организация экономического сотрудничества и развития;
4. Банк международных расчетов;
5. Европейский банк реконструкции и развития и др.
Международный валютный фонд (МВФ). МВФ – международная финансовая организация, обладающая статусом специализированного учреждения ООН. Она организована в 1944 г., действует с 1947 г. Место пребывания – Вашингтон.
Бывший СССР принимал участие в организационном собрании по созданию МВФ и МБРР, но в члены МВФ Советский Союз не вошел. Формальной причиной тому послужили разногласия по условиям членства в фонде. Представители СССР настаивали на увеличении выделенной стране квоты с 800 млн до 1,2 млрд долларов. Кроме того, Советский Союз отказался платить 25% суммы паевого взноса золотом, как того требовал устав МВФ.
В результате длительных дебатов было получено согласие увеличить квоту СССР до 1,2 млрд дол., что равнялось сумме квоты Англии и ее заморских территорий. Требование же о внесении 25% паевого взноса в золоте было сохранено. Это и помешало Советскому Союзу вступить в члены МВФ при его создании.
Сближение МВФ с бывшим СССР совпадает с началом перестройки. Реальные контакты и разработка общих программ совпали с началом проведения экономической реформы в России.
На 1.01.1047 г. членами МВФ стали 49 стран. В 1975 г. в фонде участвовало 126 стран. Ныне членами МВФ являются более 180 стран, в том числе Россия.
Общий бюджет фонда составляет более 210 млрд дол. Размер квоты каждой страны в основном капитале МВФ устанавливается с учетом экономического значения данной страны в мировой торговле. Например, квота США составляет 26,5 млрд СДР (18,2%). Для сравнения: квота России – 4,3 млрд СДР (2,99%).
Каждая страна – член МВФ, имеет в Совете 250 голосов плюс один голос на каждые 100 тыс. дол. квоты. Свыше 60% голосов располагают 10 наиболее развитых стран – США, Канада, Великобритания, ФРГ, Франция, Япония, Италия, Нидерланды, Бельгия, Швеция.
Руководящими органами МВФ являются Совет управляющих и Директорат. Совет управляющих – высший орган МВФ. Состоит из управляющих центральными банками стран-членов и их заместителей. Директорат – исполнительный орган, занимающийся текущими делами.
Задачи, решаемые Международным валютным фондом, определены в его уставе: содействие развитию внешней торговли, международного валютно-финансового сотрудничества; поддержание равновесия платежных балансов стран, входящих в МВФ; регулирование курса их валют.
Пожалуй наиболее важным направлением деятельности МВФ является кредитование стран для урегулирования платежных балансов.
МВФ связывает предоставление кредитов странам-членам с условием проведения теми определенных изменений в экономической политике. Страна согласовывает с МВФ программу финансово-экономической стабилизации сроком от одного года до трех лет. И это служит своего рода свидетельством платежеспособности страны. Кредитные ресурсы предоставляются стране в зависимости от хода выполнения такой программы.
Важным шагом в развитии валютных отношений явилось Ямайское соглашение (1969 г.), признавшее в качестве коллективной валютной единицы стран-членов МВФ «специальные права заимствования» (СДР), так называемой бумажное золото. К созданию СДР подтолкнули неустойчивость национальных валют, демонетаризация золота.
СДР используются как международная счетная единица и разновидность мировых кредитных денег. Некоторые экономисты высказывают мнение о том, что СДР в определенной мере можно рассматривать как резервную валюту и вместе с тем – как кредит. Скорее же всего, их можно рассматривать в качестве того и другого. Один из создателей СДР сравнил их с зеброй, которую одни рассматривают как белое в черные полосы, а другие – как черное в белые полосы.
СДР не существует в виде наличных знаков, а только в виде кредитных записей на специальных счетах в МВФ и используется в расчетах между центральными банками стран-членов фонда.
В самом начале единица СДР приравнивалась к золотому содержанию американского доллара. Начиная же с 1974 г. в связи с переходом к плавающим валютным курсам было отменено золотое содержание специальных прав заимствования. Курс этой валютной единицы стали определять по методу валютной корзины.
Валютная корзина – это способ соизмерения средневзвешенного курса одной валюты по отношению к определенному набору других валют. Вначале валютная корзина включала 16 валют стран, внешняя торговля которых составляла не менее одного процента мировой торговли. С 1981 года стоимость СДР рассчитывается как средневзвешенная стоимость валют – США, ФРГ, Франции, Англии, Японии. Один раз в пять лет учитываются изменения относительной значимости валют, входящих в валютную корзину.
СДР приносит доход в форме процента. Его получает страна при условии, если ее авуары в СДР превышают ее ассигнования. Если же авуары страны в СДР меньше ассигнований, она платит проценты. Квоты валюты, выделенные странам-членам МВФ, используются ими для закупки конвертируемой валюты или для погашения дефицита платежного баланса. Удельный вес СДР в общих валютных резервах составляет всего 6 процентов.
Международный банк реконструкции и развития (МБРР). МБРР – международная кредитная организации. Как и МВФ, МБРР учрежден в 1944 г. Начал функционировать через два года после своего создания. Место пребывания – Вашингтон. Членами МБРР могут быть только страны – члены МВФ. Сегодня он объединяет более 180 стран. Россия стала членом МБРР 16 июня 1992 года. Часто этот банк называют Всемирным банком.
Руководящие органы банка – Совет и Директорат. В Совет банка входят представители всех стран-участниц. Во главе МБРР стоит Президент.
Капитал банка образуют взносы стран-членов. Наибольшие суммы в капитале МБРР имеют США, Великобритания, ФРГ, Франция, Япония. Россия имеет около двух процентов голосов. Квота США составляет более 17% голосов, т.е. столько же, сколько имеют 140 развивающихся стран. Решения принимаются большинством голосов.
Каждая страна – член МБРР имеет 250 голосов плюс один голос на каждые 100 тыс. дол. взноса.
Банк предоставляет долгосрочные займы с целью стимулирования экономического развития стран-членов МБРР. За первые тридцать лет своей деятельности МБРР подписал соглашения о предоставлении 851 займа на общую сумму свыше 18 млрд дол. Из этой суммы предоставлено странам Южной Америки 3,7 млрд дол., Южной Азии – 2,7 млрд дол., Центральной Америки и бассейна Карибского моря – 2, 381, Восточной Азии и района Тихого океана – 1,914 млрд дол., Европы, Ближнего Востока и Северной Африки – 3,0 млрд дол.
МБРР имеет два филиала.
1. Международная финансовая корпорация (МФК), она финансирует прежде всего не правительства, а непосредственно предприятия частного сектора в развивающихся странах. Действует с 1956 г. В МФК в настоящее время входят 174 государства. Российская Федерация вступила в эту организацию 12 апреля 1993 г. За все время своего существования МФК выделила более 21 млрд дол. на осуществление различных проектов и организовала финансирование около 900 предприятий в 129 развивающихся странах на сумму 15 млрд дол. МФК утвердила программу финансирования 38 российских проектов на 785 млн дол. Совокупная стоимость этих проектов составила 1,9 млрд дол.
2. Международная ассоциация развития (МАР). Предоставляет льготные, зачастую беспроцентные кредиты наименее развитым странам сроком 35-40 лет со льготным периодом 10 лет. Кредиты открываются в национальной валюте государства. Право на кредит и участие в МАР имеет только страна – член МБРР. Целями МАР являются поощрение экономического развития, повышение производительности труда, а также уровня жизни в странах-членах.
Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). ОЭСР – это международная экономическая организация промышленно развитых стран, созданная в 1961 г., в состав которой входят 29 государств: Австралия, Австрия, Бельгия, Великобритания, Греция, Дания, Ирландия, Исландия, Испания, Италия, Канада, Люксембург, Мексика, Нидерланды, Новая Зеландия, Норвегия, Польша, Португалия, Республика Корея, США, Турция, Финляндия, Франция, Чехия, ФРГ, Франция, Швейцария, Швеция, Япония.
Высший орган организации экономического сотрудничества и развития – Совет, сессии которого проводятся на уровне министров стран. При Совете действуют комитеты: по вопросам экономического развития; по изучению экономического положения и программ экономического развития; по сельскому хозяйству; по делам международных капиталовложений и многонациональных компаний и др.
ОЭСР призвана либерализовать условия прямых взаимных капиталовложений в экономику стран-участниц, обеспечить расширение рынков инвестиций, уравнять права национальных и иностранных вкладчиков, выявлять тенденции в экономическом развитии стран-членов, влияние внутренних решений и действий в сфере экономики на платежные балансы других стран. В рамках ОЭСР разрабатываются весьма авторитетные в мире прогнозы, даются рекомендации по проведению макроэкономической политики, способствующие взаимному приспособлению национальных экономик с учетом тенденций развития мирового хозяйства.
Банк международных расчетов (БМР). БМР – первый межгосударственный банк, организованный в Базеле (Швейцария) в 1930 г. Его учредителями были банки Великобритании, Франции, Италии, Германии, Бельгии, Японии, США. Банк международных расчетов не является международной финансовой организацией. Вместе с тем играет ведущую роль в международном регулировании банковской деятельности, объединяя центральные банки практически всех европейских государств, Канады, Австралии, Японии и группу коммерческих банков США. В БМР хранят свои резервные валютные средства более 70 центральных банков.
В рамках БМР разработаны правила государственного регулирования и надзора за банковской деятельностью. С 1992 г. они стали обязательными для всех коммерческих банков стран-членов ОЭСР. Это следует оценивать как первую попытку унификации национальных правил государственного банковского регулирования.
Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР).Перечисленные международные экономические организации в последние годы занимаются также проблемами содействия восточно-европейским странам и странам бывшего СССР в валютно-финансовой сфере. В целях координации этой деятельности в 1991 г. был создан Европейский банк реконструкции и развития, который призван финансировать различного рода программы и проекты, связанные с процессами реформирования названных стран, способствовать ускорению адаптации и интеграции этих стран в мировое хозяйство.
Членами ЕБРР являются 59 стран, в том числе и Россия. Акционерный капитал банка составляет 10 млрд евро (1 млн акций). На долю России приходится 40 млн евро, т.е. 40 тысяч акций. Это позволяет ей быть представленной в Совете директоров.
Основные направления деятельности этого банка в России – содействие развитию малого предпринимательства и новых частных предприятий, создание возможностей для доступа российских предприятий к инвестиционному капиталу, поддержка региональных банков и их клиентов, помощь в формировании рискового (венчурного) капитала в России, финансирование внешнеторговых операций.
Органическое вхождение России в систему мирового хозяйства предполагает ее активное участие в международных валютно-финансовых и кредитных организациях.
Таким образом, по мере роста и совершенствования международного разделения труда все большее значение приобретает изучение теорий мирового хозяйства, нуждаются в дальнейшем исследовании проблемы постиндустриализации, преодоления поляризации стран в уровнях социально-экономического развития, интернационализации, глобализации и либерализации хозяйственной жизни в мире.
На основе конструктивного анализа тенденций развития мировой экономики целесообразно исследовать международную торговлю товарами и услугами, международные валютно-расчетные отношения, интеграционные процессы в мировой экономике, ее институциональное устройство.
Дальнейшее углубление познания проблем мировой экономики с объективной необходимостью требует всестороннего изучения механизма функционирования мирового хозяйства и образующих его элементов, главными из которых являются национальные экономики, транснациональные, многонациональные и глобальные корпорации, интеграционные объединения, международные экономические организации.
Особую актуальность в нынешних условиях приобретает исследование современного мирового кризиса, затронувшего все стороны жизни как в индустриально развитых, так и в развивающихся странах. Их преодоление традиционными способами становится невозможным. Поэтому возникает необходимость коренного переосмысления теорий мировой экономики, поиска концептуальных подходов для разработки новой парадигмы развития современной цивилизации.
Решение этой задачи связано с дальнейшим изучением многомерной концепции устойчивого развития мировой экономики; обоснованием и реализацией разумного баланса, способного удовлетворить экономические интересы ныне живущих людей и будущих поколений; смещением общественной шкалы ценностей в пользу духовности.