Тема 6: теория контрактов
Вопросы семинарского занятия
1. Понятие контракта.
2. Контракт о продаже и контракт о найме.
3. Типы контрактов.
a. Классический контракт.
b. Неоклассический контракт.
c. Имплицитный контракт.
4. Механизмы управления трансакциями.
Методические указания
В институциональной экономической теории контрактный подход связан с анализом рынка и фирмы. В экономической теории распределение экономической деятельности между рынком и фирмой принимаются заданным. Фирмы специализируются на функции производства, обеспечивающей трансформацию ресурсов в продукт, а рынки – на обмене, в рамках которого осуществляется аллокация ресурсов, с одной стороны, и распределение производственных продуктов – с другой. Контрактный подход к анализу рынка и фирмы позволяет рассматривать их как взаимодополняющие способы координации и мотивации экономических агентов.
Начать изучение целесообразно с определения контракта. Контракт представляет собой институциональные рамки осуществления конкретных сделок. Контракт, как и любой институт не столько ограничивает взаимодействие, сколько создает для него предпосылки, что становится особенно очевидным в случае сделок с несовпадением во времени моментов их заключения и совершения.
Во втором вопросе необходимо рассмотреть сделки связанные с риском возникновения не зависящих от намерений их участников обстоятельств. В связи с чем можно выделить два вида контрактов: контракт о продаже, регулирующий отношения между нейтральными к риску партнерами; контракт о найме, позволяющий взаимодействовать людям, нейтральным к риску и противникам риска.
В институциональной экономике рассматриваются несколько классификаций контрактов. Изучая различные типы контрактов предполагается, что стороны заключают их осознанно и добровольно, явно декларируя свои намерения. Явным (эксплицитным) называется контракт, заключение которого происходит в явном виде в устной или письменной форме, когда оба контрагента, так или иначе, выражают свою готовность к сотрудничеству. Неявный (имплицитный) контракт – это молчаливое понимание и признание сторонами обязанностей, которое не подкреплено юридической или внешней защитой. Имплицитный контракт является сложным для понимания. Проанализируйте типы данного контракта: социальные и конвенциальные. В таблице 5 показано взаимодействие таких характеристик контракта, как полнота, формализованность и имплицитность. Если существование контракта с определенными параметрами возможно, то в соответствующей графе стоит «+», если нет, то «-».
Типология контрактов
Таблица 5
Типы контрактов | Явные (эксплицитные) | Неявные (имплицитные) | ||
Формализо- ванные | Неформа- лизованные | Формализо- ванные | Неформа- Лизованные | |
Полные | + | - | - | - |
Неполные | + | + | - | + |
Далее рассмотрите типологию контрактов, опирающуюся на трехзвенную классификацию юридических концепций контракта Я. Макнейла, в основе которой лежит деление контрактного права на классическое, неоклассическое и «отношенческое». Для закрепления материала и более четкого понимания сущности и основных характеристик разных типов контрактов заполните следующую таблицу 6:
Таблица 6
Классический | Неоклассический | Имплицитный | |
Характеристика сторон контракта | |||
Форма контракта | |||
Отношения между сторонами | |||
Период, на который заключается контракт | |||
Способ адаптации к непредвиденным обстоятельствам | |||
Стимулы к выполнению условий контракта | |||
Санкции за неисполнение условий контракта | |||
Инстанция, в которой разрешаются конфликты | |||
Факторы, ограничивающие эффективность процедуры разрешения конфликтов | |||
Примеры |
В четвертом вопросе речь пойдет о механизмах управления трансакциями. Здесь необходимо рассмотреть типы структур управления контрактными отношениями: рыночную, трехстороннюю, двухстороннюю, одностороннюю. А затем – формы эффективного управления трансакциями. Последние находятся в зависимости от специфичности активов и частоты сделок (см. табл. 7).
Формы эффективного управления трансакциями
Таблица 7
Активы Сделки | Неспецифи- ческие (активы общего назначения) | Мало- специфические | Высоко- специфические (идеосинкра- тические) |
Разовые | Рыночное управление (классический контракт) | Трехстороннее Управление (неоклассичес- кий контракт) | Трехстороннее/ двустороннее управление (неоклассичес- кий контракт) |
Случайные | Рыночное управление (классический контракт) | Трехстороннее управление (неоклассичес- кий контракт) | Трехстороннее/ двустороннее управление (неоклассичес- кий контракт) |
Регулярные | Рыночное управление (классический контракт) | Двустороннее управление (отношенческий контракт) | Одностороннее управление (отношенческий контракт) |
Проанализируйте таблицу 7 и обязательно используйте ее данные для изучения механизмов трансакции.
Вопросы для повторения:
1. В чем состоит специфика определения контракта в новой институциональной экономической теории?
2. Перечислите основные критерии выделения трех типов контрактов по Макнейлу.
3. Какого типа контракты Вам приходилось заключать сегодня? Обоснуйте Вашу характеристику на примере одной из сделок.
4. Дайте институциональную интерпретацию известной поговорке «Договор дороже денег». Идеал какого контракта нашел свое отражение в ней?
5. Почему для разрешения диспутов, возникающих в ходе реализации имплицитного контракта, нет необходимости к привлечению третьей стороны? В чем причина самодостаточности имплицитного контракта по сравнению с другими видами контрактов?
6. В 1997-1998 г.г. на российском рынке особую известность приобрели товары, которые продавались под торговой маркой «Довгань»: спиртные напитки, сигареты, бакалейная продукция и многое другое. Порядок использования торговой марки и основные характеристики качества товаров регулировались договорами, которые заключались между компанией – собственником торговой марки и производителями товаров, принадлежащих различным владельцам, вплоть до зарубежных. О контракте какого типа идет речь?
7. Какими причинами, на Ваш взгляд, объясняется тот факт, что крупные торговые компании, владеющие распространенными в Европе и мире сетями универсальных магазинов (IKEA, C&A, Marks & Spenser и т.д.), в 1990-х гг. не проявляли интереса к российскому рынку, в то время как ряд крупных производственных транснациональных корпораций (Coca Cola) присутствует с самого начала 1990-х гг.?