Проблемы сбалансированности национальной экономики
Сбалансированность национальной экономики означает соответствие между взаимосвязанными отраслями, между объемами производимых продуктов и потребностями в них. Основу сбалансированности составляет пропорциональность. Сбалансированность и пропорциональность в реальной действительности обычно неустойчивы и постоянно нарушаются. Например, экономический рост ведет к установлению новых пропорций и новой сбалансированности. Поскольку полного соответствия между отраслями в реальной жизни не бывает, существует постоянная необходимость в поддержании сбалансированности путем корректировки пропорций между отдельными сферами экономики, а также внутри них. В материальном производстве для этого нужно, прежде всего, обеспечить соответствие между первым и вторым подразделениями, т.е. между производством средств производства и предметов потребления. Если такое соответствие будет нарушено, то I подразделение не сможет обеспечить средствами производства оба подразделения, а II подразделение — предметами потребления занятых и дополнительно привлекаемых работников обоих подразделений.
Рассмотрим макроэкономические показатели – инфляцию и безработицу – на территории Республики Беларусь и влияния их на экономику Беларуси.
В Беларуси зарегистрированная безработица с сентября прошлого года сохраняется на уровне 0,9% к численности экономически активного населения. Для сравнения: на 1 мая прошлого года показатель безработицы равнялся 1%. Ситуация на рынке труда Беларуси нуждается в постоянном контроле, она более напряженная, чем в докризисные времена. Вместе с тем масштабы недозанятости в республике постепенно снижаются - это позитивная тенденция
Прогнозный показатель по уровню безработицы к концу 2010 года составит 1,2-1,5%. Таким образом, в настоящее время безработица находится ниже прогнозной отметки. Но в течение года возможен рост этого показателя. В первую очередь из-за того, что в условиях либерализации экономики возможна оптимизация численности работающих и, как следствие, возрастет выход рабочей силы на рынок труда.
"Индикатором" возможного повышения уровня безработицы в республике является такой показатель, как регистрация безработных. В январе-апреле текущего года статус безработного получили 76,1 тыс. человек - на 2,4% больше по сравнению с аналогичным прошлогодним периодом. Но при этом за апрель численность безработных снизилась на 0,7 тыс. человек (за март их стало на 0,3 тыс. больше). В результате на 1 мая нынешнего года на учете по безработице состояли 43,1 тыс. человек (на 1 мая 2009-го было 44 тыс.).
Что касается инфляции, то её уровень будет зависеть не от ожиданий правительства, а от того, как оно будет действовать.
Увеличение спроса на продовольствие на мировом рынке привело к резкому скачку цен на некоторые белорусские продовольственные товары. Существует значительная вероятность того, что за 2010 года инфляция в Беларуси может превысить уровень в 10%, что может заставить Национальный банк повысить ставку рефинансирования.
По данным Национального статистического комитета Беларуси, потребительские цены в Беларуси за сентябрь увеличились на 1,6% по сравнению с августом 2010 года и на 6,8% по сравнению с декабрем 2009 года. В годовом выражении цены поднялись на 9%, вплотную приблизившись к установленному в Основных направлениях денежно-кредитной политики на 2010 год верхнему уровню инфляции в 10%.
В наибольшей степени в сентябре выросли цена на продовольственные товары – на 2,2% в месячном выражении и на 7,6% с начала года. Среди них, в свою очередь, лидерами оказались овощи (24% роста за месяц и 40,7% за год), крупы (17,7% за месяц и 26,8% за год) и картофель (12,1% за месяц и 46,2% за год). К этому привели внешние причины, так как внутренний рынок по большинству подобных товаров в Беларуси насыщен. Можно ожидать, что, так как спрос на белорусскую сельскохозяйственную продукцию за рубежом будет оставаться высоким, по крайней мере, до урожая следующего года, цены на продовольствие продолжат рост.
Это может иметь важные последствия для финансового рынка страны в целом, так как инфляция имеет шансы приблизиться, а то и превысить ставку рефинансирования Национального банка, составляющую на сегодняшний день 10,5% годовых. В связи с этим Национальный банк может приостановить снижение или даже увеличить эту ставку.
Переход к устойчивому развитию – это смена стратегии развития цивилизации, переход к построению постиндустриального (ноосферного) общества. В новом обществе мерилом богатства становятся не вещи, а духовные ценности и знания человека, живущего в гармонии с окружающей средой.
Переход к устойчивому развитию – длительный эволюционный процесс, требующий целенаправленной, осознанной деятельности всего человечества. Главным механизмом его реализации могут и должны быть национальные стратегии устойчивого развития, использующие высоконравственный гуманный разум объединенного человечества, всевозможные мировые и национальные социально-экономические, политические, технические и др. средства.
Сложившиеся тенденции, глобальный и национальный императивы определяют стратегическую цель устойчивого развития Республики Беларусь как динамичное повышение уровня благосостояния, обогащение культуры, нравственности народа на основе интеллектуально-инновационного развития экономической, социальной и духовной сфер, сохранение окружающей среды для нынешних и будущих поколений.
Основными источниками устойчивого развития должны стать: человеческий, научно-производственный и инновационный потенциалы, природные ресурсы и выгодное географическое положение страны, а главными приоритетами – «высокий интеллект-инновации-благосостояние».
Для достижения конечных целей НСУР необходим длительный период, включающий несколько этапов социально-экономического развития.
Первый этап (до 2010 г.). Основной целью этапа является дальнейшее повышение качества и уровня жизни на основе развития и рационального использования человеческого потенциала, повышения эффективности экономики и роста ее конкурентоспособности. На этом этапе должно быть завершено создание необходимой законодательно-правовой базы устойчивого развития, заложены основы для формирования новой модели белорусской экономики, обеспечивающей эффективное воспроизводство благ и услуг, обладающей потенциалом долгосрочного динамичного роста и позволяющей решать задачи повышения благосостояния народа, совершенствования производственного аппарата, обеспечения безопасности страны, что потребует усиления экономической функции государства в построении основ рыночной экономики. Приоритетными направлениями в этот период должны стать:
· развитие человеческого потенциала на основе совершенствования систем образования, здравоохранения, жилищного строительства и других отраслей сферы услуг;
· инновационное развитие национальной экономики;
· наращивание экспортного потенциала на основе повышения уровня конкурентоспособности, технологического перевооружения производства, внедрения наукоемких, ресурсосберегающих, экологически чистых производств;
· развитие агропромышленного комплекса и социальное возрождение села.
Второй этап (2011–2020 гг.). Целью устойчивого развития является гармонизация взаимоотношений общества и природы на основе развития хозяйственной деятельности в пределах воспроизводственных возможностей биосферы и перенесения акцента в приоритетах человеческих ценностей с материально-вещественных на духовно-нравственные. На этом этапе будут формироваться основы нового постиндустриального информационного общества с новым технологическим базисом, обеспечивающим переход к ресурсосберегающему типу воспроизводства. Экономическое развитие должно обеспечиваться за счет создания зрелых институтов рыночной экономики, активизации структурных преобразований, расширение частного бизнеса, широкого внедрения достижений науки и техники, создания экологически чистых производств, ускорения интеграционных процессов со странами ближнего и дальнего зарубежья, сбалансированного развития территорий и населенных пунктов. Совершенствование социальных процессов будет базироваться на принципах зрелой демократии и гражданского общества.
Неопределенность влияния внешних и внутренних факторов на устойчивое развитие в длительной перспективе определили необходимость проработки нескольких вариантов, их оценки и выбора для НСУР-2020 наилучшего (целевого) варианта, параметры которого в наибольшей степени отвечают стратегическим целям и задачам, основным принципам и критериям устойчивого развития страны, учитывают императивы и ограничения в социальной, экономической и экологической сферах деятельности.