Классические теории внешней торговли
Теория абсолютных преимуществА. Смитаисходит из того, что благосостояние нации зависит от степени углубления разделения труда, в том числе и международного.
А. Смит пришел к выводу, что каждая страна должна специализироваться на производстве и экспорте товаров, в изготовлении которых имеет абсолютные преимущества, т. е. страна, в которой производство определенного экономического блага обходится дешевле, должна не только ориентироваться на удовлетворение потребностей в этом благе собственных жителей, но и обеспечивать экспорт этого блага в другие страны, в которых его производство обходится дороже. Отбор отраслей и видов производств, на которых будет специализироваться страна, осуществляет не правительство, а невидимая рукарынка. Каждая нация выигрывает от международной торговли, поскольку обязательно имеет определенное абсолютное преимущество в производстве тех или иных экономических благ.
Теория относительных преимуществ Д.Рикардо основана на предположении о том, что каждая страна использует свои ресурсы в отраслях, обеспечивающих ей (стране) наибольшие выгоды. Руководствуясь принципом эгои-
Глава 21
стического индивидуализма, участники международной торговли обеспечивают общее благо для всех. Таким образом происходит наиболее эффективное разделение труда между национальными государствами. Сущность концепции Д. Рикардо: наличие абсолютного преимущества в национальном производстве того или иного товара не является необходимым условием для развития международной торговли; международный обмен возможен и эффективен даже при наличии относительных (сравнительных) преимуществ. Сравнительные преимущества возникают там, где альтернативные издержки производства будут меньшими. Например, две страны "А" и "В" производят по два товара (шерсть и вино). Пусть страна "В" имеет абсолютное преимущество перед страной "А" и в производства шерсти, и в производстве вина (табл. 21.3).
Таблица 21.3. Издержки производства на единицу продукции в рабочих днях
Товары | Страна"А" | Страна "В" |
Вино | ||
Шерсть |
В стране "В" издержки по производству шерсти в сравнении с производством вина составляют 2 : 1, а в стране "А" 4 : 3, т. е. относительно меньше издержки на производство
шерсти имеет страна "А" (1—<2). Издержки на производство вина в стране "В" в сравнении с производством шерсти составляют S, а в стране "А" — s, т. е. производство вина более эффективно в стране "В", имеющей относительно меньшие издержки (S < s). Поэтому, исходя из теории относительных преимуществ, стране "В" необходимо специализироваться на производстве вина, а стране "А" — на производстве шерсти.
Неоклассические теории мировой торговли. Теория Хэкшера — Олина — Самуэльсона является современной модификацией теории относительных преимуществ и из-
интернационализация хозяйственной жизни и мировой рынок
вестна как теория соотношения факторов производства.
Шведские экономисты Эли Хекшер и Беркли Олин теоретически обосновали необходимость и направленность внешнеторговых отношений, а американский ученый Пол Саму-эльсон определил математические условия, при которых реализуется теория Хекшера — Олина.
Авторы связывают теорию сравнительных преимуществ с теорией цен экономических ресурсов (факторов производства). Страны продают (экспортируют) товары интенсивного использования относительно избыточных ресурсов и ввозят (импортируют) товары интенсивного использования относительно дефицитных для них факторов. В результате происходит выравнивание цен на ресурсы, теряются относительные преимущества, выравниваются условия развития.
Парадокс Леонтьева. Американский экономист Василий Леонтьев, исследуя структуру экспорта и импорта США в 1947 г., вывел закономерность, известную под названием парадокс Леонтьева.
Парадокс заключается в том, что США экспортировали преимущественно трудоемкие товары, а импортировали — капиталоемкие. Объясняется парадокс тем, что один человеко-час труда американского работника эквивалентен трем человеко-часам иностранных работников. Следовательно, США имеют излишек труда высокой квалификации, что объяснят структуру экспорта в этой стране.
Теория альтернативных издержек Г. Хаберлера зиждется на исследовании технологических переменных, определяющих поведение субъектов на мировом товарном рынке. Он утверждает, что страны экспортируют продукцию наиболее прогрессивного технологического производства, содействуя тем самым распространению в мире новейших технологий. Следствием этого являются выравнивание технологического уровня, сокращение экспорта, изменение структуры внешней торговли.
Теория жизненного цикла товара (ЖЦТ) Раймонда Варнона исходит из того, что все товары имеют свой жизненный цикл. Данная теория рассматривает взаимосвязь
Глава 21
между жизненным циклом типичного нового товара и международной торговлей по следующей схеме:
I этап — появление нового продукта на рынке;
II этап — зрелость продукта;
III этап — выпуск стандартизированного продукта.
В международном аспекте производство данных товаров перемещается в зависимости от этапа цикла. Этой теорией Р. Варной стремился объяснить, почему именно США занимают лидирующие позиции в производстве новых и перспективных товаров. В связи с тем, что спрос на эти товары на американских рынках возникает раньше, чем на рынках других стран, это обеспечивает США технологические преимущества.
Данная теория не распространяется на:
— товары с коротким жизненным циклом;
— предметы роскоши;
— товары с очень высокими транспортными издержками;
— товары, относительно которых фирма применяет стратегию дифференциации с целью поддержания потребительского спроса без использования ценовой конкуренции (рекламные услуги).