Научная мысль средневековья: основные представители
Источники экономической мысли Средневековья:
– в арабских странах: Коран (610 - 632 гг.); учение Ибн-Халдуна (1332-1406);
– в Западной Европе: идеи Августина (354–430); идеи Фомы Аквинского (Аквината) (1225–1274);
– в России: "Русская правда" (XII - XIII вв.) – свод законов Киевского государства; И. С. Пересветов (конец XV - начало XVI в.): М. Башкин (XVI в.).
Изучение и толкование Корана – собрания проповедей, обрядовых и юридических установлений, заклинаний и молитв, назидательных рассказов и притч, произнесенных Мухаммедом в форме пророческих откровений в Мекке и Медине – положили начало гражданскому и каноническому мусульманскому праву.
Ибн-Халдун (Ибн Халдун Абдуррахман Абу Зейд ибн Мухаммед) (1332 -1406) – арабский историк и философ. Его основной труд носит название "Книга назидательных примеров по истории арабов, персов, берберов и народов, живших с ними на земле". Выдвинул концепцию "социальной физики", которая призывала:
– к осознанному отношению к труду;
– борьбе с расточительством и жадностью;
– пониманию несбыточности имущественного и социального равенства.
Главные труды Блаженного Августина – «О граде Божием» и «Исповедь». Экономические воззрения Августина:
1) вид труда (умственный или физический) не должен влиять ни положение человека в обществе, так как эти виды труда равноценны;
2) нетрудовое накопление золота и серебра, ростовщический процент и торговая прибыль являются грехами;
3) «справедливая цена» есть цена товара, которая соответствует затратам на его производство.
Идеи Августина соответствуют взглядам раннего феодализма. Фома Аквинский (Фома Аквинат) (1225 - 1274) - монах-доминиканец. С 1257 г. доктор Парижского университета. Читал лекции в Париже, Кельне, Риме и Неаполе. В своем основном произведении "Сумма теологии" дает оценку товарно-денежным отношениям. Ключевые догмы Фомы Аквината:
– деньги не могут порождать деньги;
– необходимо сословное деление общества;
– богатство подразделяется на естественное (плоды земли и ремесла) и искусственное (золото и серебро);
– признание необходимости частной собственности.
«Справедливой ценой» Фома Аквинат считал:
– цену, которая сообразна издержкам;
– цену, которая обеспечивает блага людям соразмерно их сословию.
Догмы Фомы Аквинского являются характерными для позднего феодализма
Меркантилизм: основные черты. Французские и английские меркан-
Тилисты: основные отличия
Меркантилизм – это экономическое учение и экономическая политика периода раннего капитализма. Он возник в период заката феодализма. Огромную роль в разложении феодализма сыграло так называемое первоначальное накопление капитала. Главной задачей меркантилистской политики было привлечение в страну возможно большего количества золота и серебра.
Объективной основой этого стремления была возросшая потребность в деньгах в связи с развитием товарно-денежных отношений. В развитии меркантилизма различают два этапа – ранний и поздний (развитый). На первом этапе проводилась политика торгового баланса (активное сальдо). На первый план выдвигалась система протекционизма. С этой целью поощрялось развитие экспортных отраслей промышленности при активной поддержке государства.
Самых крупных успехов меркантилизм добился в Англии. Здесь сложились наиболее благоприятные условия для развития капитализма. Наиболее выдающимся представителем меркантилизма в его развитой форме является Томас Ман (1571–1641).
Особенности французского меркантилизма отражены во взглядах А. Монкретьена (1575–1621). Он впервые ввел термин «политическая экономия». В 1615 г. он опубликовал книгу под названием «Трактат политической экономии».
В своих исследованиях меркантилисты много времени уделяли сфере обращения и деньгам. Деньги ими рассматривались прежде всего в двух функциях – сокровищ и мировых денег. В них деньги выступают как всеобщее воплощение общественного богатства. Меркантилистами была разработана металлическая теория денег, в которой сущность денег объясняется их естественными свойствами.
Особенности развития Франции периода второй половины XVII в. наложили отпечаток на экономические взгляды родоначальника классической политической экономии П. Буагильбера (1647–1714). В отличие от меркантилистов он считал источником богатства не обмен, а производство. Физиократы являются представителями классической политической экономии во Франции. Они продолжили и развили учение Буагильбера.
Учение физиократов: основные идеи, представители. Ф. Кенэ и его
Экономическое учение.
Особенности развития Франции периода второй половины XVII в. наложили отпечаток на экономические взгляды родоначальника классической политической экономии П. Буагильбера (1647–1714). В отличие от меркантилистов он считал источником богатства не обмен, а производство. Физиократы являются представителями классической политической экономии во Франции. Они продолжили и развили учение Буагильбера.
Главой школы физиократов был Франсуа Кенэ (1649–1774). Его основное произведение – «Экономическая таблица» (1758).
Физиократизм (власть природы) достиг своего пика к 60–70 гг. XVIII в. По своей классовой природе он был выразителем интересов крупного капиталистического фермерства. Центральное место в экономическом учении физиократов принадлежит проблеме «чистого продукта». Они отвергали меркантилистское представление о богатстве как скоплении драгоценных металлов в стране. Заслуга физиократов состоит в перенесении вопроса о происхождении богатства из сферы обращения в сферу производства материальных благ. Однако они ошибочно считали только земледелие той сферой, где создается «чистый продукт» и происходит увеличение богатства. Промышленность они определили как бесплодную сферу, не создающую «чистого продукта». Это различие обеих отраслей состоит в том, что в земледелии, в отличие от промышленности, работает природа, земля. Следовательно, сводили «чистый продукт» к физическому дару природы. Физиократам принадлежит постановка вопроса о воспроизводстве и обращении всего общественного продукта как по стоимости, так и по натуральной форме. Этот процесс отражен в «Экономической таблице» Кенэ. Она содержит в себе учение о «чистом продукте», производительном и непроизводительном труде, капитале, классовой структуре общества.