Научная мысль средневековья: основные представители

Источники экономической мысли Средневековья:

– в арабских странах: Коран (610 - 632 гг.); учение Ибн-Халдуна (1332-1406);

– в Западной Европе: идеи Августина (354–430); идеи Фомы Аквинского (Аквината) (1225–1274);

– в России: "Русская правда" (XII - XIII вв.) – свод законов Киевского государства; И. С. Пересветов (конец XV - начало XVI в.): М. Башкин (XVI в.).

Изучение и толкование Корана – собрания проповедей, обрядовых и юридических установлений, заклинаний и молитв, назидательных рассказов и притч, произнесенных Мухаммедом в форме пророческих откровений в Мекке и Медине – положили начало гражданскому и каноническому мусульманскому праву.

Ибн-Халдун (Ибн Халдун Абдуррахман Абу Зейд ибн Мухаммед) (1332 -1406) – арабский историк и философ. Его основной труд носит название "Книга назидательных примеров по истории арабов, персов, берберов и народов, живших с ними на земле". Выдвинул концепцию "социальной физики", которая призывала:

– к осознанному отношению к труду;

– борьбе с расточительством и жадностью;

– пониманию несбыточности имущественного и социального равенства.

Главные труды Блаженного Августина – «О граде Божием» и «Исповедь». Экономические воззрения Августина:

1) вид труда (умственный или физический) не должен влиять ни положение человека в обществе, так как эти виды труда равноценны;

2) нетрудовое накопление золота и серебра, ростовщический процент и торговая прибыль являются грехами;

3) «справедливая цена» есть цена товара, которая соответствует затратам на его производство.

Идеи Августина соответствуют взглядам раннего феодализма. Фома Аквинский (Фома Аквинат) (1225 - 1274) - монах-доминиканец. С 1257 г. доктор Парижского университета. Читал лекции в Париже, Кельне, Риме и Неаполе. В своем основном произведении "Сумма теологии" дает оценку товарно-денежным отношениям. Ключевые догмы Фомы Аквината:

– деньги не могут порождать деньги;

– необходимо сословное деление общества;

– богатство подразделяется на естественное (плоды земли и ремесла) и искусственное (золото и серебро);

– признание необходимости частной собственности.

«Справедливой ценой» Фома Аквинат считал:

– цену, которая сообразна издержкам;

– цену, которая обеспечивает блага людям соразмерно их сословию.

Догмы Фомы Аквинского являются характерными для позднего феодализма

Меркантилизм: основные черты. Французские и английские меркан-

Тилисты: основные отличия

Меркантилизм – это экономическое учение и экономическая политика периода раннего капитализма. Он возник в период заката феодализма. Огромную роль в разложении феодализма сыграло так называемое первоначальное накопление капитала. Главной задачей меркантилистской политики было привлечение в страну возможно большего количества золота и серебра.

Объективной основой этого стремления была возросшая потребность в деньгах в связи с развитием товарно-денежных отношений. В развитии меркантилизма различают два этапа – ранний и поздний (развитый). На первом этапе проводилась политика торгового баланса (активное сальдо). На первый план выдвигалась система протекционизма. С этой целью поощрялось развитие экспортных отраслей промышленности при активной поддержке государства.

Самых крупных успехов меркантилизм добился в Англии. Здесь сложились наиболее благоприятные условия для развития капитализма. Наиболее выдающимся представителем меркантилизма в его развитой форме является Томас Ман (1571–1641).

Особенности французского меркантилизма отражены во взглядах А. Монкретьена (1575–1621). Он впервые ввел термин «политическая экономия». В 1615 г. он опубликовал книгу под названием «Трактат политической экономии».

В своих исследованиях меркантилисты много времени уделяли сфере обращения и деньгам. Деньги ими рассматривались прежде всего в двух функциях – сокровищ и мировых денег. В них деньги выступают как всеобщее воплощение общественного богатства. Меркантилистами была разработана металлическая теория денег, в которой сущность денег объясняется их естественными свойствами.

Особенности развития Франции периода второй половины XVII в. наложили отпечаток на экономические взгляды родоначальника классической политической экономии П. Буагильбера (1647–1714). В отличие от меркантилистов он считал источником богатства не обмен, а производство. Физиократы являются представителями классической политической экономии во Франции. Они продолжили и развили учение Буагильбера.

Учение физиократов: основные идеи, представители. Ф. Кенэ и его

Экономическое учение.

Особенности развития Франции периода второй половины XVII в. наложили отпечаток на экономические взгляды родоначальника классической политической экономии П. Буагильбера (1647–1714). В отличие от меркантилистов он считал источником богатства не обмен, а производство. Физиократы являются представителями классической политической экономии во Франции. Они продолжили и развили учение Буагильбера.

Главой школы физиократов был Франсуа Кенэ (1649–1774). Его основное произведение – «Экономическая таблица» (1758).

Физиократизм (власть природы) достиг своего пика к 60–70 гг. XVIII в. По своей классовой природе он был выразителем интересов крупного капиталистического фермерства. Центральное место в экономическом учении физиократов принадлежит проблеме «чистого продукта». Они отвергали меркантилистское представление о богатстве как скоплении драгоценных металлов в стране. Заслуга физиократов состоит в перенесении вопроса о происхождении богатства из сферы обращения в сферу производства материальных благ. Однако они ошибочно считали только земледелие той сферой, где создается «чистый продукт» и происходит увеличение богатства. Промышленность они определили как бесплодную сферу, не создающую «чистого продукта». Это различие обеих отраслей состоит в том, что в земледелии, в отличие от промышленности, работает природа, земля. Следовательно, сводили «чистый продукт» к физическому дару природы. Физиократам принадлежит постановка вопроса о воспроизводстве и обращении всего общественного продукта как по стоимости, так и по натуральной форме. Этот процесс отражен в «Экономической таблице» Кенэ. Она содержит в себе учение о «чистом продукте», производительном и непроизводительном труде, капитале, классовой структуре общества.

Наши рекомендации