Динамика реальных и номинальных показателей при сочетании политики предложения со стимулированием эффективного спроса
До сих пор мы рассматривали такие мероприятия экономической политики государства, которые сдвигают кривую совокупного спроса. Однако государство способно воздействовать и на кривую совокупного предложения. Так, снижение налогов может повысить стимулы к интенсификации производства и росту частных инвестиций. Со временем это сместит кривую совокупного предложения вправо. Государство способствует росту совокупного предложения, участвуя в переподготовке рабочей силы и трудоустройстве безработных. В целях повышения эффективности национального хозяйства государство участвует в финансировании научных исследований и разработок. Повышению эффективности использования наличных производственных ресурсов служит государственная политика содействия конкуренции. Все это приводит к сдвигу кривой совокупного предложения вправо. Соответственно ограничения, налагаемые правительством на условия производства в целях охраны труда, защиты окружающей среды и обеспечения безопасности продукции, сдвигают кривую совокупного предложения влево, так как они ведут к повышению затрат производства. Наибольший результат достигается в тех случаях, когда есть возможность сочетать политику предложения со стимулированием эффективного спроса (рис. 11.15). При неизменном уровне цен обеспечен прирост национального дохода за счет политики предложения на (y1 - y0) и за счет стимулирования спроса на (y2 - y1).
Рис. 11.15. Сочетание стимулирования совокупного спроса с политикой предложения
Когда стабилизационная политика направлена на достижение одной или нескольких комплементарных целей, тогда и фискальная, и денежная политики могут быть однонаправленными (обе являются либо экспансионистскими, либо рестриктивными), благодаря чему эффективность их проведения взаимно усиливается. Но если требуется реализовать одновременно две цели, находящиеся в отношении субституции, то приходится сочетать экспансионистский вариант одной из политик с рестриктивным вариантом другой. В этом случае возможна взаимная нейтрализация мероприятий стабилизационной политики.
Пусть правительство планирует изменить величину реального национального дохода на y*, а уровень цен - на P* в состоянии, когда обе эти цели находятся в отношении субституции. В упрощенном виде зависимость между экзогенными (управляемыми) и эндогенными (целевыми) параметрами можно представить следующими линейными уравнениями:
(11.10)
(11.11)
где a, b, c, l, m, n - положительные коэффициенты; причем a > b, а n > m.
Уравнение (11.10) констатирует, что эффективный спрос (а следовательно, производимый национальный доход и занятость) растет при увеличении государственных расходов и количества находящихся в обращении денег; причем каждая дополнительная единица государственных расходов дает большее приращение национального дохода, чем каждая единица денежной эмиссии; повышение уровня цен снижает величину эффективного спроса
Уравнение (11.11) отражает факторы, обусловливающие повышение уровня цен: рост государственных расходов и количества денег увеличивает инфляционные ожидания и, как следствие, повышает уровень цен. При этом каждая дополнительная единица денег сильнее воздействует на уровень цен, чем единица государственных расходов. К повышению уровня цен ведет также рост национального дохода из-за увеличения предельных издержек производства.
Из системы уравнений (11.10)-(11.11) определяют необходимые для достижения намеченных целей приращения государственных расходов и денег13:
Отсюда следует, что искомые величины существуют лишь тогда, когда an bm, т.е. когда управляемые переменные G и M линейно независимы.
Следовательно, для достижения одновременно нескольких экономических целей, находящихся в отношении субституции, необходимо использовать столько же независимых инструментов экономической политики, сколько преследуется целей. Этот вывод получил название правила Тинбергена
Макроэкономическая интерпретация результатов комбинированной политики с помощью кейнсианской модели ОМР. Применение правила эффективной рыночной классификации при распределении полномочий в закрытой экономике.
В кейнсианской концепции уровень цен играет активную роль в процессе проведения мероприятий как фискальной, так и денежно-кредитной политики. При этом эффект изменения уровня цен действует в противоположном целям экономической политики направлении. В случае увеличения государственных закупок повышение уровня цен, снижая покупательную способность денег и повышая ставку процента, уменьшает спрос на инвестиционные блага со стороны бизнеса. Когда Центральный банк проводит мероприятия по сокращению номинального количества денег, снижение цен увеличивает реальные кассовые остатки. Поэтому для повышения конечной результативности регулирования рыночной экономики целесообразно сочетать мероприятия фискальной и денежно-кредитной политики: расширение государственных закупок на рынке благ согласовывать с мерами Центрального банка по увеличению ликвидности, а сокращение номинального количества денег - с ростом налогообложения или сокращением государственных расходов.
Рассмотрим последствия увеличения государственных закупок на рынке благ, финансируемых за счет увеличения задолженности государства Центральному банку при неполной занятости и наличии резервных производственных мощностей. Исходное состояние экономики представлено на рис. 11.14 сочетанием y0, P0, N0, W0, i0.
Рис. 11.14. Комбинированная стабилизационная
политика в кейнсианской концепции
Увеличение закупок государства сдвигает IS0 в положение IS1, перемещая одновременно кривую совокупного спроса в положение y1D. Поскольку дополнительные государственные расходы финансируются посредством монетизации дополнительной задолженности государства, то увеличивается предложение денег; это отображается сдвигом кривой LM вправо до положения LM2. Так как сдвиг кривой LM произошел вследствие роста номинального количества денег, то кривая совокупного спроса сдвинется еще дальше вправо до положения y2D.
В целом дополнительные закупки государства, финансируемые за счет монетизации дефицита государственного бюджета, доводят величину эффективного спроса до y3. При исходном уровне цен P0 на рынке благ образуется дефицит в размере (y3 - y0). Уровень цен начнет расти, стимулируя предложение и ограничивая спрос. Спрос сокращается в результате снижения реальных кассовых остатков и повышения ставки процента. В графическом представлении это отобразится сдвигом кривой LM влево до тех пор, пока растущий уровень цен не уравняет на рынке благ предложение с возросшим спросом: (LM2 LM1). Ставка процента возрастет до i1, а совокупный спрос сократится с y3 до y2.
На рынке труда повышение уровня цен с P0 до P1 увеличивает спрос на труд так, что N0D перемещается в положение N1D. Если рост денежной зарплаты будет отставать от роста уровня цен, то, несмотря на сдвиг N0S N1S, занятость возрастет с N0 до N1, что позволяет довести совокупное предложение до y2. В итоге новое равновесие в экономике восстанавливается при значениях y2, P2, N1, W1, i2.
В результате комбинирования фискальной и денежно-кредитной политики удается уменьшить эффект вытеснения, но платой за это является больший рост уровня цен.
На практике, как правило, инструменты фискальной политики находятся в распоряжении одной правительственной инстанции (Министерства финансов), а инструменты денежной политики - в распоряжении другой (Центрального банка). В этом случае важно правильно распределить ответственность за реализацию каждой из поставленных целей стабилизационной политики.
Если Министерство финансов отвечает за поддержание на заданном уровне величины эффективного спроса (занятости), то оно определяет объем государственных расходов в соответствии с уравнением (11.10):
,
(11.10а)
т.е. при каждом изменении предложения денег соответственно меняются государственные расходы.
Центральный банк для достижения намеченных целей поддерживает количество находящихся в обращении денег в соответствии с уравнением (11.11):
(11.11а)
Результаты взаимодействия Министерства финансов и Центрального банка показаны на рис. 11.16. Уравнение (11.10а) представлено линией y*, а уравнение (11.11а) - линией P*; областям над этими линиями соответствуют сочетания G и M, при которых P > P* и y > y*, а ниже - P < P* и y < y*. Точка пересечения линий y* и P* указывает на сочетание М и G, обеспечивающее одновременное достижение обоих намеченных целей экономической политики.
Рис. 11.16. Проблема распределения полномочий
Пусть исходное состояние экономики характеризуется точкой a на рис. 11.16. Поскольку она находится на линии P*, то Центральному банку не нужно воздействовать на экономическую конъюнктуру. Но так как точка a находится ниже линии y* (равенство (11.11) не выполняется), то Министерство финансов должно увеличить государственные расходы. Приращение государственных закупок на величину ab обеспечит желаемый объем эффективного спроса, но уровень цен оказывается выше намеченного предела (точка b лежит выше линии P*). Для восстановления желаемого уровня цен Центральный банк сократит предложение денег на величину bc. Поскольку в результате этого снизится эффективный спрос (точка c ниже линии y*), то необходимо в очередной раз увеличить государственные расходы на cd. Так в результате стремления каждого из ведомств к достижению поставленной перед ним цели в экономике сложится желаемая конъюнктура, представленная на рис. 11.16 точкой e.
По другому складывалась бы экономическая конъюнктура, если бы Центральный банк отвечал за величину эффективного спроса, а Министерство финансов - за рост уровня цен. Чтобы в состоянии экономики, представленной точкой a (уровень цен соответствует намеченному значению, а эффективный спрос меньше желаемого), за счет денежной политики довести доход до y*, необходимо увеличить предложение денег на ah. В результате возникнет конъюнктура, представленная точкой h, при которой y = y*, но P > P*. Для снижения уровня цен нужно сократить государственные расходы, это еще более отдалит экономику от поставленных целей.
Таким образом, каждый инструмент экономической политики должен использоваться для достижения той цели, на которую он сильней действует. Этот вывод называется правилом Манделла15. Поскольку в рассматриваемом примере a > b и n > m, то фискальная политика должна использоваться для достижения запланированной величины эффективного спроса, а деятельность Центрального банка - на поддержание желаемого уровня цен.