Методы разработки организационных структур
●Метод аналогий используется, когда необходимо разработать организационную структуру для нового предприятия, и имеется предприятие того же назначения с примерно одинаковыми параметрами. При построении организационной структуры методом аналогий необходимо провести анализ, чем новое предприятие отличается от аналога, какие недостатки имеются в оргструктуре аналога, и формировать структуру управления новым предприятием с учетом результатов анализа.
●Экспертный метод используется, прежде всего, при реорганизации организационной структуры предприятия. Группа экспертов анализирует достоинства и недостатки существующей оргструктуры и разрабатывает предложения по ее совершенствованию.
●Метод структуризации целей - более сложный. Он предполагает разработку оргструктуры предприятия в два этапа. На первом этапе разрабатывается дерево целей фирмы - графическое отображение взаимосвязей целей и задач различных уровней. На втором этапе формируется схема организационной структуры управления, материализуя цели и задачи в структурные подразделения. Делается это таким образом, чтобы все цели и задачи были накрыты структурными подразделениями. При этом не должно быть целей, не реализуемых никаким подразделением, и следует избегать подразделений, выполняющих одну и ту же функцию или реализующих одну цель.
●Метод организационного моделирования - самый сложный и дорогостоящий. Он базируется на разработке формализованных графических или математических моделей распределения полномочий и ответственности при управлении производством. Организационное моделирование проводится в три этапа:
1. Аналитический этап. Анализируются все стороны функционирования системы: цели и задачи предприятия, состояние объекта и субъекта управления, существующие взаимосвязи, функции и методы управления, и т.д. в конце разрабатывается дерево целей.
2. Этап проектирования. Разрабатывается вариант организационной структуры; производится расчет параметров системы управления - состав и структура подразделений, количество управленческого персонала по подразделениям; формируется информационная система предприятия; определяется загрузка подразделений и сотрудников.
3. Этап реализации. Осуществляется опытное внедрение новой оргструктуры системы управления. Фиксируются все недочеты, анализируются недостатки и вносятся коррективы. После устранения всех недостатков система считается принятой в эксплуатацию.
Современные орг. структуры управления транспортом
За последние годы произошли очень серьезные изменения в системе управления страной в целом и на транспорте - в частности. С 2004 года управление всеми видами транспорта осуществляет единое Министерство транспорта Российской Федерации – Минтранс.
Следует отметить, что организационная структура управления железнодорожным транспортом имеет существенные отличия от структур управления на всех остальных видах транспорта. На железнодорожном транспорте до сих пор существует централизованная административная система управления, т.к. границы между железными дорогами - условны, и отсутствие централизованной координации работы железных дорог в условиях современной России может привести к огромным экономическим потерям.
В отличие от железнодорожного, управление водным транспортом (так же как авиационным и автомобильным) осуществляется по несколько иной схеме:
- Федеральному агентству морского и речного транспорта Минтранса России административно подчиняются не все, а только государственные предприятия. Вновь созданные частные (акционерные) и приватизированные компании административного подчинения Федеральному агентству не имеют. В то же время они подчинены ему функционально, т.к. обязаны выполнять требования Агентства и подчиненных ей организаций (например, Администрации морского порта) в части выполнения общеобязательных требований - по безопасности мореплавания, охране жизни на море, охране окружающей среды, и т.д. В то же время никакие требования или предложения Федерального агентства, связанные с коммерческой эксплуатацией акционерной (частной) компании, не являются для нее обязательными.
Организационные структуры российских компаний, связанных с доставкой грузов морем, отличаются большим разнообразием. Даже судоходные компании имеют очень большой разброс в структуре и количественном составе своих подразделений.
Характерной чертой современных успешных судоходных зарубежных компаний является упрощение организационных структур управления и сокращение управленческого персонала за счет повышения производительности управленческого труда. При этом остается достаточно большим соотношение работников плавсостава и управленцев. Практически во всех ведущих компаниях мира на одного работника в управлении приходится от 4 до 5 работников плавсостава.