Характеристики рыночной экономики
Экономика
Лекции по экономике (для неэкономических специальностей), направление 27 03 02 Управление качеством, ФГОС, 2013.
Модуль 2. Микроэкономика.
Разработчик: Валентинов Вячеслав Аркадьевич
Версии: 25 09 2014, 27 09 2014 29 09 2014, 26 10 2014, 17 11 2014 20 11 2014
15 02 2015, 23 02 2015, 9 04 2015, 10 05 2015, 5 07 2015
Содержание
Тематический план курса экономика для неэкономических специальностей
Модули и темы | Лекции | Практ | |
Модуль 1. Введение в экономическую теорию. | |||
1. Предмет и метод экономической теории | |||
2. Этапы развития экономической теории | |||
3. Потребности и ресурсы | |||
4. Общественное производство и экономические отношения | |||
5. Производственные возможности общества и экономический выбор | |||
6. Экономические системы | |||
7. Собственность: права и формы | |||
8. Экономические агенты, собственность и хозяйствование | |||
9. Конкуренция | |||
Модуль 2. Микроэкономика. | |||
10. Рынок | |||
11. Рыночный механизм | |||
12. Эластичность | |||
13. Поведение потребителя | |||
14. Функционирование фирмы | |||
15. Издержки и прибыль фирмы | |||
16. Конкуренция | |||
17. Монополия | |||
18. Несовершенная конкуренция | |||
19. Рынок капитала | |||
20. Рынок труда | |||
21. Рынок земли | |||
22. Доходы: формирование, распределение и неравенство | |||
23. Внешние эффекты и общественные блага | |||
24. Роль государства в регулировании экономики | |||
25. Излишек производителя и потребителя | |||
26. Поведение производителя в условиях совершенной конкуренции | |||
27. Спрос и предложение на рынке факторов производства | |||
Модуль 3. Макроэкономика. | |||
28. СНС и макроэкономические показатели | |||
29. Макроэкономическое равновесие | |||
30. Потребление и сбережение | |||
31. Инвестиции | |||
32. Инфляция и ее виды | |||
33. Безработица и ее формы | |||
34. Государственные расходы и налоги | |||
35. Бюджетно-налоговая политика | |||
36. Деньги и их функции | |||
37. Банковская система | |||
38. Денежно-кредитная политика | |||
39. Экономические циклы | |||
40. Экономический рост | |||
41. Международные экономические отношения | |||
42. Внешняя торговля и торговая политика | |||
43. Валютный курс | |||
44. Макроэкономические проблемы переходной экономики | |||
45. Общественное воспроизводство | |||
46. Социально-экономические последствия инфляции и безработицы | |||
47. Макроэкономическое равновесие (модель IS-LM) | |||
48. Налоги и налогово-бюджетная политика государства | |||
49. Региональное экономическое развитие (на примере казачьих областей). | |||
Всего | |||
.
Тема 10. Рынок |
10.2 Функции рынка |
10.1 Определение рынка |
Рынок - это не только особым образом организованный обмен товарами, но и целостная экономическая система, представляющая собой единство воспроизводственных сфер: производства, распределения и потребления, определяемое рыночным обменом. |
1. Информационная; 2 Посредническая 3 Ценообразующая 4 Регулирующая 5 Стимулирующая |
Валентинов В.А. 2014 |
- преобладание частной собственности, - рыночный механизм координации хозяйственных связей, - свобода предпринимательства, - суверенитет потребителя, - много конкурирующих предпринимателей, - доминирование личного интереса при вступлении в экономические отношения - формирование цен на основе взаимодействия спроса и предложения, - формирование доходов на рынках ресурсов, - ограниченную роль правительства. |
10.3 Характеристики рыночной экономики |
Рынок
Определение рынка
Рынок- одна из основных категорий в экономической теории.
Вместе с тем существуют многообразные и зачастую противоречивые трактовки этого понятия, как в теории, так и на практике.
Эти расхождения чаще всего связаны с применением термина ―рынок к различным явлениям и сферам экономики.
Первоначально рынок рассматривался как базар, место розничной торговли, рыночная площадь.
Сегодня характерно понимание термина «рынок» как - форма обмена, осуществляемого на основе свободной купли - продажи товаров и услуг.
В конце 80-х - начале 90-х годов в России термином “рынок” стали обозначать экономическую систему, основанную на преобладании негосударственных форм собственности, координация хозяйственных связей в которой осуществляется на основе рыночного механизма.
Рынок - это организованный обмен товарами, целостная экономическая система, представляющая собой единство сфер: производства, распределения и потребления, определяемое рыночным обменом.
Рыночные связи охватывают всю систему и всех субъектов экономических отношений.
Участниками рынка являются и предприниматели, и работники, продающие свой труд, и конечные потребители, и владельцы ссудного капитала, собственники ценных бумаг.
Рынки различаются по следующим классификационным признакам:
● по территориальному признаку – местный, региональный, национальный, мировой;
● по объектам обмена – рынки факторов производства, рынок товаров и услуг, финансовый рынок;
● по ассортиментному признаку – замкнутый, насыщенный, смешанный;
● по степени соблюдения законности – легальный (официальный), нелегальный (теневой);
● по степени насыщенности – равновесный, дефицитный, избыточный;
● по степени развитости экономической свободы – свободный, регулируемый.
Имеющейся в описании информации достаточно, чтобы определить данный рынок как национальный, легальный, рынок факторов производства. [ИТ 2013]
Примером объекта легального рынка товаров и услуг в РФ могут служить …
Укажите один вариант ответа
гранатометы и пулеметы
сырье и материалы
обувь и одежда *
магазины и покупатели
Решение
Субъектами рынка (рыночных отношений) выступают продавец, покупатель, посредник.
К объектам относят рабочую силу, потребительские товары и услуги, средства производства, финансовый капитал, интеллектуальную собственность.
Объектом официального (легального) рынка товаров и услуг из предложенных вариантов являются обувь и одежда.
Магазины и покупатели – субъекты рыночных отношений,
сырье и материалы – объекты рынка факторов производства,
гранатометы и пулеметы – объекты нелегального для РФ рынка товаров и услуг.[ИТ 2013]
Ситуация, когда рыночная координация процессов экономического выбора не обеспечивает эффективное использование ресурсов, называется фиаско рынка.ее причинами являются внешние эффекты, общественные блага, асимметрия информации, риск и неопределенность/
Провалы (фиаско) государства – это случаи, когда государство не в состоянии обеспечить эффективное распределение и использование общественных ресурсов.
Фиаско или провал государства - сфера, в которой вмешательство государства в хозяйственную жизнь приводит к снижению экономической эффективности в результате искажения механизмов ценообразования и снижения эффективности использования производственных ресурсов.
По сути, к сферам фиаско государства можно отнести все те сферы хозяйственной жизни, в которых рыночный механизм оказывается более эффективным регулятором экономических пропорций, чем прямое государственное вмешательство.
С точки зрения экономической науки свободный рынок наиболее точно отвечает на три основных вопроса:
во-первых, какие товары должны производиться в существующей экономической ситуации, т.е. какие из них в данных условиях будут востребованы рынком?
во-вторых, как производить пользующиеся спросом товары, т. е. какие технологии и ресурсы необходимо использовать, чтобы обеспечить производство пользующихся спросом товаров с наименьшими издержками;
в-третьих, для кого производить товары.
В условиях рынка потребители, исходя из своих финансовых возможностей, как правило, приобретают именно те товары, которые имеют для них наивысшую ценность.
Таким образом, вопрос о фиаско государства фактически сводится к вопросу о том, какие задачи могут быть эффективно решены рыночной экономикой без государственного вмешательства или при условии минимального государственного вмешательства, когда функции государства ограничиваются установлением правовых рамок и контролем за соблюдением законов[1].
Причинами «фиаско государства» являются давление электората, лоббирование интересов, поиск политической ренты, бюрократизм. [ИТ 2013].
Посредством рыночного механизма производятся блага, обладающие конкурентностью и (или) исключаемостью в потреблении.
Общественные блага не обладают этими признаками, поэтому не производятся в чисто рыночной системе и, соответственно, не существует рынка таких благ. [ИТ 2013]
Функции рынка
К функциям рынка относятся:
(1) информационная– рынок предоставляет его участникам информацию о необходимом количестве товаров и услуг, их ассортименте, качестве и цене;
(2) посредническая– рынок выступает посредником между производителем и потребителем;
(3) ценообразующая – цена складывается на рынке на основе взаимодействия спроса и предложения, с учетом конкуренции;
(4) регулирующая – рынок приводит в равновесие спрос и предложение;
(5) стимулирующая– рынок побуждает производителей создавать нужные обществу экономические блага с наименьшими затратами и получать достаточную прибыль. Цель предприятия получить максимальную прибыль при условии продажи качественного товара.[ИТ 2013]
Характеристики рыночной экономики
Можно выделить следующие характеристики рыночной экономики:
- преобладание частной собственности,
- рыночный механизм координации хозяйственных связей,
- свобода предпринимательства,
- суверенитет (независимость) потребителя от производителя,
- много конкурирующих предпринимателей,
- доминирование личного интереса при вступлении в экономические отношения
- формирование цен на основе взаимодействия спроса и предложения,
- формирование доходов на рынках ресурсов,
- ограниченную роль правительства.
Такого рода условия функционирования рыночной экономики считаются общепринятыми.
Литература.
1. Курс экономической теории: Общие основы экономической теории. Микроэкономика. Макроэкономика. Основы национальной экономики: учеб. пособие для студентов вузов / рук. авт. коллектива и науч. ред. А.В. Сидорович; МГУ им. М.В. Ломоносова. – М.: Изд-во «Дело и Сервис», 2007. – С. 313–315.
2. http://axd.semestr.ru/econ/economy-lectures.php Основные понятия рынка.
.
Тема 11. Рыночный механизм |
Величина спроса |
11.1 Определение рыночного механизма |
Рыночный механизм — это механизм взаимосвязи и взаимодействия основных элементов (параметров) рынка: спроса, предложения, цены, конкуренции и основных экономических законов рынка. |
Валентинов В.А. 2014 |
Величина предложения |
Величина или объем спроса определяется тем максимальным количеством (кг., штук, м, литр.) данного блага, которое может приобрести данный покупатель или покупатели за данный период времени при данных условиях. |
Экономические законы рынка - изменения спроса, - изменения предложения, - равновесной цены, - конкуренции, - стоимости (ценности), - полезности, - прибыли и т.д. |
11.2 Законы изменения спроса, предложения, равновесной цены. |
Закон равновесной цены |
Действие рыночного механизма основано не на уговорах, а на естественном стремлении человека к благосостоянию. |
Закон величины спроса утверждает: что с ростом цены количество товара, которое способен купить потребитель, сокращается. |
Величина (объем) предложенияQS определяется максимальным количеством товара, приготовленного для продажи за данный период времени при данных условиях. |
Закон величины предложенияутверждает,: что чем выше цена данного товара, тем больше объем его предложения за данный период. |
Закон равновесной ценыутверждает, что при равновесной цене Р* объем спроса QD равен объему предложения Q |
Рыночный механизм
Рыночный механизм
Рыночный механизм — это механизм взаимосвязи и взаимодействия основных элементов (параметров) рынка:
- спроса,
- предложения,
- цены,
- конкуренции
- и основных экономических законов рынка.
Эти элементы являются важнейшими параметрами рынка, которыми руководствуются производители и потребители в своей экономической деятельности в рыночной системе хозяйствования.
Рыночный механизм действует на основе экономических законов:
- закон величины спроса,
- закон величины предложения,
- закон равновесной цены,
- конкуренции,
- стоимости (ценности),
- полезности,
- прибыли и т.д.
Важно отметить что рыночный механизм проявляется как механизм принуждения, заставляющий предпринимателей, преследующих свою собственную цель (прибыль), функционировать в конечном счете на пользу потребителей.
Действие рыночного механизма основано не на уговорах, а на естественном стремлении человека к благосостоянию.
Поэтому для реализации рыночного механизма не нужно ничего, кроме свободы производителей и потребителей.
Чем полнее свобода, тем эффективнее функционирует механизм саморегулирования рыночной экономики. [2]