Характеристики рыночной экономики

Экономика

Лекции по экономике (для неэкономических специальностей), направление 27 03 02 Управление качеством, ФГОС, 2013.

Модуль 2. Микроэкономика.

Разработчик: Валентинов Вячеслав Аркадьевич

Версии: 25 09 2014, 27 09 2014 29 09 2014, 26 10 2014, 17 11 2014 20 11 2014

15 02 2015, 23 02 2015, 9 04 2015, 10 05 2015, 5 07 2015

Содержание

Тематический план курса экономика для неэкономических специальностей

Модули и темы Лекции Практ
Модуль 1. Введение в экономическую теорию.
1. Предмет и метод экономической теории    
2. Этапы развития экономической теории    
3. Потребности и ресурсы    
4. Общественное производство и экономические отношения    
5. Производственные возможности общества и экономический выбор    
6. Экономические системы    
7. Собственность: права и формы    
8. Экономические агенты, собственность и хозяйствование    
9. Конкуренция    
Модуль 2. Микроэкономика.
10. Рынок    
11. Рыночный механизм    
12. Эластичность    
13. Поведение потребителя    
14. Функционирование фирмы    
15. Издержки и прибыль фирмы    
16. Конкуренция    
17. Монополия    
18. Несовершенная конкуренция    
19. Рынок капитала    
20. Рынок труда    
21. Рынок земли    
22. Доходы: формирование, распределение и неравенство    
23. Внешние эффекты и общественные блага    
24. Роль государства в регулировании экономики    
25. Излишек производителя и потребителя    
26. Поведение производителя в условиях совершенной конкуренции    
27. Спрос и предложение на рынке факторов производства    
Модуль 3. Макроэкономика.
28. СНС и макроэкономические показатели    
29. Макроэкономическое равновесие    
30. Потребление и сбережение    
31. Инвестиции    
32. Инфляция и ее виды    
33. Безработица и ее формы    
34. Государственные расходы и налоги    
35. Бюджетно-налоговая политика    
36. Деньги и их функции    
37. Банковская система    
38. Денежно-кредитная политика    
39. Экономические циклы    
40. Экономический рост    
41. Международные экономические отношения    
42. Внешняя торговля и торговая политика    
43. Валютный курс    
44. Макроэкономические проблемы переходной экономики    
45. Общественное воспроизводство    
46. Социально-экономические последствия инфляции и безработицы    
47. Макроэкономическое равновесие (модель IS-LM)    
48. Налоги и налогово-бюджетная политика государства    
49. Региональное экономическое развитие (на примере казачьих областей).    
Всего
       


.

Тема 10. Рынок
10.2 Функции рынка
10.1 Определение рынка
Рынок - это не только особым образом организованный обмен товарами, но и целостная экономическая система, представляющая собой единство воспроизводственных сфер: производства, распределения и потребления, определяемое рыночным обменом.  
1. Информационная; 2 Посредническая 3 Ценообразующая 4 Регулирующая 5 Стимулирующая
Валентинов В.А. 2014
- преобладание частной собственности, - рыночный механизм координации хозяйственных связей, - свобода предпринимательства, - суверенитет потребителя, - много конкурирующих предпринимателей, - доминирование личного интереса при вступлении в экономические отношения - формирование цен на основе взаимодействия спроса и предложения, - формирование доходов на рынках ресурсов, - ограниченную роль правительства.  
10.3 Характеристики рыночной экономики

Рынок

Определение рынка

Рынок- одна из основных категорий в экономической теории.

Вместе с тем существуют многообразные и зачастую противоречивые трактовки этого понятия, как в теории, так и на практике.

Эти расхождения чаще всего связаны с применением термина ―рынок к различным явлениям и сферам экономики.

Первоначально рынок рассматривался как базар, место розничной торговли, рыночная площадь.

Сегодня характерно понимание термина «рынок» как - форма обмена, осуществляемого на основе свободной купли - продажи товаров и услуг.

В конце 80-х - начале 90-х годов в России термином “рынок” стали обозначать экономическую систему, основанную на преобладании негосударственных форм собственности, координация хозяйственных связей в которой осуществляется на основе рыночного механизма.

Рынок - это организованный обмен товарами, целостная экономическая система, представляющая собой единство сфер: производства, распределения и потребления, определяемое рыночным обменом.

Рыночные связи охватывают всю систему и всех субъектов экономических отношений.

Участниками рынка являются и предприниматели, и работники, продающие свой труд, и конечные потребители, и владельцы ссудного капитала, собственники ценных бумаг.

Рынки различаются по следующим классификационным признакам:

● по территориальному признаку – местный, региональный, национальный, мировой;

● по объектам обмена – рынки факторов производства, рынок товаров и услуг, финансовый рынок;

● по ассортиментному признаку – замкнутый, насыщенный, смешанный;

● по степени соблюдения законности – легальный (официальный), нелегальный (теневой);

● по степени насыщенности – равновесный, дефицитный, избыточный;

● по степени развитости экономической свободы – свободный, регулируемый.

Имеющейся в описании информации достаточно, чтобы определить данный рынок как национальный, легальный, рынок факторов производства. [ИТ 2013]

Примером объекта легального рынка товаров и услуг в РФ могут служить …

Укажите один вариант ответа

гранатометы и пулеметы

сырье и материалы

обувь и одежда *

магазины и покупатели

Решение

Субъектами рынка (рыночных отношений) выступают продавец, покупатель, посредник.

К объектам относят рабочую силу, потребительские товары и услуги, средства производства, финансовый капитал, интеллектуальную собственность.

Объектом официального (легального) рынка товаров и услуг из предложенных вариантов являются обувь и одежда.

Магазины и покупатели – субъекты рыночных отношений,

сырье и материалы – объекты рынка факторов производства,

гранатометы и пулеметы – объекты нелегального для РФ рынка товаров и услуг.[ИТ 2013]

Ситуация, когда рыночная координация процессов экономического выбора не обеспечивает эффективное использование ресурсов, называется фиаско рынка.ее причинами являются внешние эффекты, общественные блага, асимметрия информации, риск и неопределенность/

Провалы (фиаско) государства – это случаи, когда государство не в состоянии обеспечить эффективное распределение и использование общественных ресурсов.

Фиаско или провал государства - сфера, в которой вмешательство государства в хозяйственную жизнь приводит к снижению экономической эффективности в результате искажения механизмов ценообразования и снижения эффективности использования производственных ресурсов.

По сути, к сферам фиаско государства можно отнести все те сферы хозяйственной жизни, в которых рыночный механизм оказывается более эффективным регулятором экономических пропорций, чем прямое государственное вмешательство.

С точки зрения экономической науки свободный рынок наиболее точно отвечает на три основных вопроса:

во-первых, какие товары должны производиться в существующей экономической ситуации, т.е. какие из них в данных условиях будут востребованы рынком?

во-вторых, как производить пользующиеся спросом товары, т. е. какие технологии и ресурсы необходимо использовать, чтобы обеспечить производство пользующихся спросом товаров с наименьшими издержками;

в-третьих, для кого производить товары.

В условиях рынка потребители, исходя из своих финансовых возможностей, как правило, приобретают именно те товары, которые имеют для них наивысшую ценность.

Таким образом, вопрос о фиаско государства фактически сводится к вопросу о том, какие задачи могут быть эффективно решены рыночной экономикой без государственного вмешательства или при условии минимального государственного вмешательства, когда функции государства ограничиваются установлением правовых рамок и контролем за соблюдением законов[1].

Причинами «фиаско государства» являются давление электората, лоббирование интересов, поиск политической ренты, бюрократизм. [ИТ 2013].

Посредством рыночного механизма производятся блага, обладающие конкурентностью и (или) исключаемостью в потреблении.

Общественные блага не обладают этими признаками, поэтому не производятся в чисто рыночной системе и, соответственно, не существует рынка таких благ. [ИТ 2013]

Функции рынка

К функциям рынка относятся:

(1) информационная– рынок предоставляет его участникам информацию о необходимом количестве товаров и услуг, их ассортименте, качестве и цене;

(2) посредническая– рынок выступает посредником между производителем и потребителем;

(3) ценообразующая – цена складывается на рынке на основе взаимодействия спроса и предложения, с учетом конкуренции;

(4) регулирующая – рынок приводит в равновесие спрос и предложение;

(5) стимулирующая– рынок побуждает производителей создавать нужные обществу экономические блага с наименьшими затратами и получать достаточную прибыль. Цель предприятия получить максимальную прибыль при условии продажи качественного товара.[ИТ 2013]

Характеристики рыночной экономики

Можно выделить следующие характеристики рыночной экономики:

- преобладание частной собственности,

- рыночный механизм координации хозяйственных связей,

- свобода предпринимательства,

- суверенитет (независимость) потребителя от производителя,

- много конкурирующих предпринимателей,

- доминирование личного интереса при вступлении в экономические отношения

- формирование цен на основе взаимодействия спроса и предложения,

- формирование доходов на рынках ресурсов,

- ограниченную роль правительства.

Такого рода условия функционирования рыночной экономики считаются общепринятыми.

Литература.

1. Курс экономической теории: Общие основы экономической теории. Микроэкономика. Макроэкономика. Основы национальной экономики: учеб. пособие для студентов вузов / рук. авт. коллектива и науч. ред. А.В. Сидорович; МГУ им. М.В. Ломоносова. – М.: Изд-во «Дело и Сервис», 2007. – С. 313–315.

2. http://axd.semestr.ru/econ/economy-lectures.php Основные понятия рынка.

.

Тема 11. Рыночный механизм
Величина спроса
11.1 Определение рыночного механизма
Рыночный механизм — это механизм взаимосвязи и взаимодействия основных элементов (параметров) рынка: спроса, предложения, цены, конкуренции и основных экономических законов рынка.
Валентинов В.А. 2014
Величина предложения
Величина или объем спроса определяется тем максимальным количеством (кг., штук, м, литр.) данного блага, которое может приобрести данный покупатель или покупатели за данный период времени при данных условиях.
Экономические законы рынка - изменения спроса, - изменения предложения, - равновесной цены, - конкуренции, - стоимости (ценности), - полезности, - прибыли и т.д.
11.2 Законы изменения спроса, предложения, равновесной цены.
Закон равновесной цены
Действие рыночного механизма основано не на уговорах, а на естественном стремлении человека к благосостоянию.
Закон величины спроса утверждает: что с ростом цены количество товара, которое способен купить потребитель, сокращается.
Величина (объем) предложенияQS определяется максимальным количеством товара, приготовленного для продажи за данный период времени при данных условиях.
Закон величины предложенияутверждает,: что чем выше цена данного товара, тем больше объем его предложения за данный период.
Закон равновесной ценыутверждает, что при равновесной цене Р* объем спроса QD равен объему предложения Q  
Характеристики рыночной экономики - student2.ru

Рыночный механизм

Рыночный механизм

Рыночный механизм — это механизм взаимосвязи и взаимодействия основных элементов (параметров) рынка:

- спроса,

- предложения,

- цены,

- конкуренции

- и основных экономических законов рынка.

Эти элементы являются важнейшими параметрами рынка, которыми руководствуются производители и потребители в своей экономической деятельности в рыночной системе хозяйствования.

Рыночный механизм действует на основе экономических законов:

- закон величины спроса,

- закон величины предложения,

- закон равновесной цены,

- конкуренции,

- стоимости (ценности),

- полезности,

- прибыли и т.д.

Важно отметить что рыночный механизм проявляется как механизм принуждения, заставляющий предпринимателей, преследующих свою собственную цель (прибыль), функционировать в конечном счете на пользу потребителей.

Действие рыночного механизма основано не на уговорах, а на естественном стремлении человека к благосостоянию.

Поэтому для реализации рыночного механизма не нужно ничего, кроме свободы производителей и потребителей.

Чем полнее свобода, тем эффективнее функционирует механизм саморегулирования рыночной экономики. [2]

Наши рекомендации