Методы государственного регулирования внешней торговли
В современной политике государственного регулирования внешней торговли постоянно взаимодействуют две тенденции: либерализация и протекционизм.
Либерализацияпредставляет собой экономическую политику государства, направленную на снижение таможенных и нетарифных барьеров во внешней торговле.
Протекционизм – это экономическая политика страны, направленная на ограждение внутреннего рынка (национальных производителей) от иностранной конкуренции.
Политика либерализации и протекционизма характерна для любой страны мирового сообщества. В настоящее время прослеживается тенденция либерализации внешней торговли. Этот процесс осуществляется на трёх уровнях:
1) между отдельными странами во взаимной торговле;
2) между государствами, входящими в единый таможенный союз (например, страны европейского союза);
3) на многосторонней основе в рамках Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ), а сейчас Всемирной торговой организации (ВТО).
Различают два элемента регулирования внешней торговли: таможенные тарифы и нетарифные ограничения. Таможенные тарифы представляют собой перечень таможенных пошлин, которыми облагаются товары при пересечении государственной границы. Таможенный тариф выполняет несколько функций: защищает национальных производителей от иностранной конкуренции, является источником поступления средств в бюджет государства, служит средством улучшения условий доступа национальных товаров на зарубежные рынки.
Защита национальных производителей достигается тем, что в области импорта таможенная политика ориентирована на удешевление сырья, поступаемого из-за рубежа. Как правило, импортное сырье облагается по минимальной таможенной ставке. Это, соответственно, снижает издержки местных производителей готовой продукции. И, наоборот, таможенные тарифы на импортируемые готовые изделия устанавливаются на более высоком уровне. Это позволяет местным производителям даже при повышенном уровне своих издержек производства конкурировать на национальном рынке с импортной продукцией. Так, средние ставки тарифов США, стран-членов ЕС и Японии на сырьевые товары при импорте составляют, соответственно, 1,8; 1,6 и 1,4%; на полуфабрикаты – 6,1; 6,2 и 6,3%; на готовые изделия – 7,0; 7,0 и 6,4%.
Значение функции таможенных тарифов как источника поступления средств в бюджет государства имеет тенденцию к уменьшению в связи с общемировым процессом в рамках ГАТТ/ВТО либерализации таможенных пошлин. В настоящее время доля этого источника в налоговых поступлениях государственного бюджета стран с развитой рыночной экономикой составляет всего несколько процентов.
Наконец, таможенные тарифы могут служить средством улучшения условий доступа национальных товаров на зарубежные рынки. Для этого страны, заинтересованные во взаимных поставках, проводят переговоры о взаимном снижении ставок таможенных тарифов по соответствующей продукции. Таможенные тарифы могут применяться как на национальном уровне, так и на уровне отдельных политических и экономических группировок. Так, например, страны Европейского Союза отделены от всех других государств единым таможенным тарифом.
Таможенные тарифы строятся на основе товарных классификаторов. В настоящее время наиболее распространенным классификатором товаров, обращающихся во внешней торговле, является Гармонизированная система описания и кодирования товаров.
Различают два вида таможенных пошлин: адвалорные и специфические. Адвалорные таможенные пошлины взимаются в процентах от цены товара. Специфические таможенные пошлины устанавливаются в твердой сумме, взимаемой с физических характеристик товара (веса, объема, штуки).
Нетарифное регулирование внешнеэкономических
Связей
Большинство современных мер регулирования внешней торговли относится к нетарифным ограничениям. Среди нетарифных ограничений различают: контингентирование (квотирование), лицензирование, антидемпинговые пошлины, добровольные ограничения экспорта, валютные ограничения, прочие ограничения (таможенные формальности, технические стандарты и нормы, требования к упаковке и маркировке и пр.).
Контингентирование – это ограничения в стоимостном или количественном выражении, вводимые на импорт и экспорт определенных товаров. Контингенты на импорт товаров обычно вводятся как для защиты интересов национальных производителей от иностранной конкуренции, так и для ограждения национального рынка от наплыва дешевой продукции из других стран. В основном квотирование импорта применяют развитые страны.
Контингенты на экспорт вводятся на продукцию, дефицитную на национальном рынке, или в связи с принимаемыми правительством торгово-политическими мерами. Квотирование экспорта применяют как развитые страны, так и развивающиеся.
Лицензированиепредполагает, что государство через специальный уполномоченный орган выдает разрешение (лицензию) на проведение внешнеторговых операций по определенным лицензируемым экспортным и импортным товарам. Внешнеторговые лицензии подразделяются на два основных вида: открытые генеральные лицензии и индивидуальные (разовые).
Открытая генеральная лицензия публикуется в печати и является основанием для беспрепятственного ввоза или вывоза товара, включенного в списки, в пределах определенного срока.
Индивидуальная лицензия выдается экспортеру или импортеру для каждого в отдельности товара с указанием его количества, стоимости, периода действия. Лицензия направляется вместе с товаром или высылается в таможенные учреждения заблаговременно и служит разрешением на пропуск товаров через государственную границу.
Лицензионная система сегодня – это важное орудие проведения внешнеторговой политики протекционизма, так как позволяет государству осуществлять прямое вмешательство во внешнюю торговлю страны, ограничивая количественно размеры импорта или экспорта, а в ряде случаев и полного запрещения экспорта или импорта отдельных товаров.
Антидемпинговые пошлины – это дополнительные пошлины, которыми облагаются импортные товары. Решение о взимании антидемпинговой пошлины принимается национальными судами в случае установления факта демпинга.
Официально защита от демпинга узаконена в рамках ГАТТ/ВТО в виде специального Антидемпингового кодекса. Статья 6 кодекса определяет демпингом ситуацию, когда товары продаются на рынках других стран по ценам ниже уровня, нормального для этих стран. Однако законодательство автоматически обычно не применяется. Его действие вступает в силу лишь в тех случаях, когда «демпинг» причиняет или угрожает причинить ущерб национальной торговле, наносит вред конкуренции внутри страны, замедляет уровень ее развития. Основным критерием при определении нормального уровня цены является сравнение фактических экспортных цен с ценами на этот или аналогичный ему товар в стране, где осуществляется демпинг. Если сравнить товары в данной стране не представляется возможным, то берутся цены на рынках третьих стран. При этом учитывается ряд дополнительных факторов, в том числе дизайн, косвенные налоги, издержки обращения (перевозка, страхование) и др. Основными инициаторами антидемпинговых обвинений выступают, как правило, страны с развитой рыночной экономикой.
Антидемпинговое законодательство –специальные правовые акты и положения, направленные против «бросового» экспорта (демпинга), т.е. продажи товаров на внешних рынках по ценам более низким, чем на внутреннем.
После признания факта демпинга законодательные органы страны проводят антидемпинговое расследование. На практике получили распространение несколько видов пресечения демпинга. Так, в США, Японии устанавливается антидемпинговая пошлина в размере разницы между демпинговой и нормальной ценой. В странах ЕС антидемпинговое законодательство устанавливает антидемпинговые пошлины в размере нанесенного ущерба. Но в ряде случаев экспортеры добровольно отказываются от демпинговой практики, так как судебные решения могут повлечь за собой принудительный уход с рынка.
К демпингу прибегают экспортеры, чтобы внедриться на рынок, расширить объём продаж, вытеснить конкурентов. Причём демпинг может осуществляться как фирмой – экспортёром (через занижение цен на свою продукцию), так и государством. Через государство демпинг достигается посредством субсидирования экспортных поставок из средства госбюджета.
«Добровольные» ограничения экспорта – это сравнительно новая форма государственного протекционизма. Специфика этой формы торговых ограничений состоит в том, что торговый барьер, защищающий страну импортера, вводится на границе экспортирующей страны.
Добровольное ограничение экспорта означает обязательство одного из партнёров, под угрозой санкций в его сторону, ограничить экспорт определённых товаров в импортирующую страну. По существу, это те же импортные квоты, которые создают видимость сокращения объёма поставок по инициативе самого экспортёра. (Например, под давлением правительства США, Япония вынуждена была подписать соглашение о лимитировании продаж автомобилей на американском рынке). Чаще «добровольные» ограничения экспорта вводятся в отношении компаний, нарушивших законодательство о добросовестной конкуренции импортирующих стран.
Валютные ограничения – представляют собой систему правил, регламентирующих операции с валютными ценностями, в том числе с национальной и иностранной валютой, золотом, ценными бумагами и др. Они включают меры по регулированию переводов и платежей за границу, вывоза капитала, репатриации прибылей, частичное или полное запрещение свободной купли и продажи иностранной валюты. Валютные операции в этом случае сосредотачиваются в центральных (национальных) или специально уполномоченных банках. Валютные ограничения являются составной частью валютного контроля, включающего также мероприятия государства по надзору, регистрации, статистическому учету этих операций. Цель валютных ограничений – выравнивание платежного баланса, поддержание валютного курса и концентрация валютных ценностей у государства.
Чисто политическим методом ограничения торговли между государствами являются эмбарго. Под этим термином понимается запрещение государством ввоза в какую-либо страну или вывоза из какой-либо страны товаров и валютных ценностей. Эта мера может осуществляться как в одностороннем порядке, так и по коллективному решению нескольких стран. Она применяется по отношению к государству, действия которого являются угрозой международной безопасности.
Еще одна категория административных мер регулирования внешнеторговой деятельности включает в себя таможенные формальности, технические стандарты к упаковке и маркировке товаров, нормы санитарного и ветеринарного контроля и т.д. Безусловно, такие нормы необходимы. Но бывает так, что они предъявляют чрезмерные требования к участникам внешнеторговой сделки и становятся барьером на пути определенных товаров.
В целом между экономическими и административными мерами регулирования внешнеторговой деятельности имеется принципиальное различие. Использование экономических мер зачастую приводит к удорожанию импортируемого товара на внутреннем рынке, однако окончательное право выбора импортного или местного товара остается за покупателем, который руководствуется качеством товара, его ценой, системой послепродажного обслуживания и т.п. При использовании же административных мер право выбора товара государство оставляет за собой. При этом нарушаются рыночные механизмы, сокращается ассортимент ввозимых товаров, и фактически насильственным путем предрешается выбор потребителем товара в пользу местной продукции.
Особую группу мер регулирования внешнеторговой деятельности составляют меры государственного стимулирования экспорта.
В странах с развитой рыночной экономикой государство редко принимает непосредственное участие во внешнеторговых сделках. Однако оно заинтересовано в увеличении экспорта, т.к. это способствует расширению производства, росту занятости, увеличению налоговых поступлений в бюджет, зачастую положительно сказывается на отраслевой структуре экономики.
Один из главных инструментов стимулирования экспорта – его государственное кредитование. Во многих странах созданы специальные государственные или смешанные банки и фонды, которые предоставляют экспортерам кредиты по более низким ставкам и на более длительные сроки. Такие льготы предоставляются, прежде всего, для экспорта тех товаров, реализация которых требует длительного финансирования (в основном, это машины и оборудование).
Кроме того, государственная поддержка экспорта может выражаться в том, что государство предоставляет правительственные гарантии коммерческим банкам, дающим экспортные кредиты, т.е. государство, берет на себя риск не возврата кредита, предоставленного экспортеру.
Наиболее агрессивной формой стимулирования экспорта является его прямое государственное субсидирование. Оно позволяет экспортеру значительно снизить Цену товара, что создает необоснованные преимущества и потому) рассматривается в практике международного торгового общения как один их методов недобросовестной конкуренции. Использование субсидий жестко регламентируется соглашениями в рамках ГАТТ-ВТО.
Стимулирование экспорта может осуществляться путем предоставления помощи менее развитым странам (т.к. товары для оказания помощи закупаются главным образом в стране-доноре.)
Кроме того, государство стимулирует экспорт, оказывая фирмам-экспортерам организационное и информационное содействие.