ИСПАНИЯ И КОНФЛИКТ ВОКРУГ ЗАПАДНОЙ САХАРЫ Автор: Е. Черкасова
Конфликт вокруг Западной Сахары принадлежит к числу так называемых забытых или отложенных конфликтов, и в этой связи представляется целесообразным кратко напомнить его историю. Западная Сахара (266 тыс. кв. км) граничит на севере с Марокко, на северо-востоке - с Алжиром, на востоке и на юге - с Мавританией, кроме того, на протяжении около 1300 км омывается водами Атлантического океана. Коренное население принадлежит к различным группам арабо-берберского происхождения, исповедующих ислам суннитского толка. В 1884 г. Испания начала колонизацию территории на северозападном побережье Африки. В начале XX в. Испания и Франция заключили ряд договоров, согласно которым данная территория была признана сферой влияния Испании. В 1958 г. здесь была создана провинция Испанская Сахара. Местные племена вели борьбу против испанского владычества, и эта провинция всегда считалась беспокойной. В 1963 г. было разведано крупное месторождение высококачественных фосфоритов (около четверти мировых разведанных запасов) Бу-Краа, которое стало активно разрабатываться. Вопрос о ликвидации испанского колониального господства в Испанской Сахаре неоднократно обсуждался в ООН. В 1965 г. на XX сессии Генеральной Ассамблеи была принята резолюция 2072, на основании которой правительству Испании рекомендовалось немедленно принять меры для ликвидации колониального господства в Испанской Сахаре. В 1966 г. ГА ООН признала право сахарского народа на самоопределение, призвала Испанию в соответствии с устремлениями коренного населения Испанской Сахары и после консультации с представителями Мавритании и Марокко и любой заинтересованной стороной, "установить порядок проведения референдума под эгидой ООН". Под "любой заинтересованной стороной" подразумевался Алжир, впервые заявивший на сессии о своей заинтересованности в судьбе пограничной с ним Западной Сахары. В последующие годы ООН приняла ряд решений о необходимости предоставления западносахарскому населению возможности свободного волеизъявления относительно своего будущего.
С 1973 г. франкистский режим стал предпринимать шаги по передаче власти местным институтам, и началась разработка Автономного статута. Рост национализма среди населения Западной Сахары привел к формированию в мае 1973 г. Народного фронта освобождения Сегит эль-Хамра и Рио-де-Оро1 - политической организации, созданной с целью защиты прав и интересов коренного населения Западной Сахары, в том числе завоевания независимости вооруженным путем и известной по своей испанской аббревиатуре как Фронт ПОЛИСАРИО. Сразу же после своего образования Фронт ПОЛИСАРИО развернул вооруженную борьбу против испанцев.
В 1974 г. король Марокко Хасан II обратился в Международный суд в Гааге с просьбой вынести заключение о правах Марокко на территорию Западной Сахары. Еще в 1956 г., в год провозглашения независимости Марокко, его правящие круги выдвинули тройственное обоснование своих прав на соседнюю территорию. Во-первых, концепция воссоздания "Великого Марокко" базировалась на том, что в его состав должны войти земли, которые еще в XII в. находились под управлением правителей из династии Альморавидов. Во-вторых, клятва на верность местных племен султану Марокко как главе мусульман фактически означала, что территория проживания этих племен входит в состав владений султана, ибо не существует формального разделения духовных институтов, общины и государства. В-третьих, в пользу Рабата свидетельствовало этническое сходство сахарского и марокканского населения. Фронт ПОЛИСАРИО и его главный союзник - Алжир категорически отрицали все аргументы марокканского правительства. Фронт утверждал, что Западная Сахара не имеет ничего общего с Марокко, а духовная верность не равнозначна политической. Кроме того, отмечалось, что культура и образ жизни сахарцев-
ЧЕРКАСОВА Екатерина Геннадьевна, кандидат исторических наук, старший научный сотрудник ИМЭМО РАН ([email protected]).
1 Страна подразделяется на два исторически сложившихся района: Сегиет эль-Хамра (на севере) и Рио-де-Оро (на юге).
стр. 33
кочевников радикально отличаются от культуры и образа жизни оседлого населения Марокко. Международный суд 16 октября 1975 г. вынес консультативное решение не в пользу Марокко, отметив, однако, что в прошлом между султаном Марокко и некоторыми племенами, населявшими Западную Сахару, существовали юридические связи, носившие характер вассальной зависимости.
Несмотря на решение Международного суда, в ноябре 1975 г. король Хасан II возглавил так называемый зеленый марш 350 тыс. безоружных марокканцев на территорию Западной Сахары (зеленый цвет символизирует цвет знамени ислама). Решение короля Хасана сплотить народ Марокко вокруг проблемы Западной Сахары получило поддержку у марокканских националистов, которые приняли активное участие в этом мероприятии.
Не желая быть вовлеченной в затяжной вооруженный конфликт, Испания приняла решение вывести свои войска с территории Западной Сахары и передать ее Марокко и Мавритании. 14 ноября 1975 г., буквально накануне смерти диктатора Франко, был заключен трехсторонний Мадридский договор, согласно которому Марокко получало под свой контроль две трети территории Западной Сахары (север), Мавритания - треть (юг), а Испания - доступ к фосфоритам, добыча которых оценивается примерно в 2.4 млн. т ежегодно, а также права на лов рыбы у побережья. Алжир решительно выступил против раздела Западной Сахары и расценил действия Рабата и Нуакшота как прямую угрозу своей территориальной целостности. В то же время он не предъявлял каких-либо претензий на Западную Сахару. Мнение Алжира было проигнорировано. Фронт ПОЛИСАРИО 27 февраля 1976 г. провозгласил создание независимой Сахарской Арабской Демократической Республики (САДР) и начал боевые действия уже против войск арабских стран. Первым государством, признавшим САДР, был Алжир. В ответ на этот шаг Марокко и Мавритания разорвали с ним дипломатические отношения, средства массовой информации двух стран развязали широкую антиалжирскую кампанию. Алжир, основной соперник Марокко за влияние в Северной Африке, предоставил Фронту ПОЛИСАРИО оружие и базы на своей территории.
В начавшемся следом за трехсторонним соглашением конфликте ПОЛИСАРИО проявил себя как квалифицированная военная и политическая сила. Отношение стран Магриба к событиям в Западной Сахаре было далеко не однозначным, столь же не однозначным оно было во всем арабском мире. Показательной в этом отношении явилась позиция Лиги арабских стран, которая вообще отказалась от обсуждения западносахарской проблемы и передала ее на рассмотрение Организации африканского единства (ОАЕ) (с 2002 г. Африканский союз). Однако и в ОАЕ изучение проблемы периодически откладывалось из-за политической неоднородности стран, входящих в эту организацию, неоднозначности их позиций в отношении национально-освободительного движения, а главное из-за того, что Марокко открыто препятствовало ее объективному обсуждению. Тем не менее к концу 1977 г. большинство государств - членов ОАЕ (33 из 38) подтвердили право населения Западной Сахары на самоопределение. Решения ОАЕ спровоцировали подъем национализма в марокканском обществе. Практически все действующие партии активно поддержали политику властей по западносахарскому вопросу. Разгоревшийся конфликт оказал большое влияние на внутреннюю политику Марокко, отвлек внимание населения от решения острых социальных проблем, сосредоточив его на Западной Сахаре, что способствовало определенной консолидации марокканского общества и правящего режима.
Совершенно иную реакцию война вызвала в Мавритании. Начало военных действий имело крайне негативные последствия для такой слаборазвитой в экономическом отношении страны. Ее правительство было вынуждено увеличить численность вооруженных сил, закупить новое вооружение, ввести новые налоги, к 1977 г. расходы на военные цели составили около трети всего государственного бюджета. Ведение войны в Западной Сахаре легло непосильным бременем на экономику Мавритании. Кроме того, война против сахарских партизан была крайне непопулярной среди широких слоев населения, она считалась братоубийственной. В июле 1978 г. в Мавритании группой военных был совершен государственный переворот.
Новое руководство Нуакшота заняло по вопросу Западной Сахары иную позицию, чему в определенной степени способствовало одностороннее прекращение с 12 июля 1978 г. Фронтом ПОЛИСАРИО военных действий против мавританских войск. В августе 1979 г. Мавритания подписала мирный договор с ПОЛИСАРИО и заявила о нейтралитете в конфликте, выведя свои войска с оккупированной ею части Западной Сахары. После выхода Мавритании из войны та часть Западной Сахары, которая должна была отойти ей, сразу была оккупирована Марокко. 22 февраля
стр. 34
1982 г. САДР стала полноправным членом ОАЕ. В феврале 1984 г. Мавритания официально признала САДР.
С учетом изменившихся условий Фронт ПОЛИСАРИО в 1984 г. провозгласил "войну на истощение", рассчитанную на длительное время. Партизаны продолжали активно пользоваться поддержкой Алжира, боевые действия приняли затяжной характер. Марокканский воинский контингент в Западной Сахаре превысил 150 тыс. человек. Чтобы прекратить проникновение партизан с алжирской территории, в начале 80-х годов марокканская сторона, неся огромные расходы по ведению военных действий (по различным источникам они обходились Марокко от 1 до 2 млн. долл. ежедневно), применила новую тактику борьбы с партизанскими силами ПОЛИСАРИО. Наиболее важные экономические и административные центры были обнесены так называемыми стенами безопасности - сплошными песчаными валами до 5 м высотой с оборонительными сооружениями и наблюдательными постами на них. К концу 80-х годов эти сооружения общей протяженностью свыше 1500 км были возведены практически по всему периметру западносахарской границы, вдоль стен были расположены 500 постов с постоянными воинскими гарнизонами, имеющими электронную систему наблюдения. Эти меры значительно снизили эффективность партизанской войны сахарцев, позволив марокканским войскам установить контроль над значительной частью Западной Сахары. В настоящее время территория разделена стеной протяженностью более 2 тыс. км. К западу от стены расположена территория, находящаяся под управлением Марокко, -"Марокканская Сахара", а территория к востоку называется "освобожденными территориями" и контролируется Фронтом ПОЛИСАРИО.
Стороны оказались в патовом положении и 6 сентября 1991 г. при посредничестве ООН заключили перемирие. В Западной Сахаре была развернута миротворческая миссия ООН (Миссия ООН по референдуму в Западной Сахаре, МООНРЗС). Миссия сформирована из специального представителя Генсека ООН, его заместителей и ряда подразделений военного, гражданского и правоохранительного персонала. Соглашение о прекращении огня вступило в силу после 16-летного периода боевых действий между Марокко и Фронтом ПОЛИСАРИО и вселило большие надежды на решение одного из самых долгих конфликтов на Африканском континенте.
За 15 лет было потрачено более 600 млн. евро, мандат МООНРЗС продлевался 32 раза, а число сотрудников миссии было уменьшено с 3 тыс. человек в 1991 г. до 228 гражданских лиц и 231 военного персонала в 2005 г. Из семи задач, поставленных перед миссией, выполнены только две: соблюдается прекращение огня и освобождены все военнопленные. Численность марокканских военных, сосредоточенных в зоне конфликта (120 тыс. человек по официальным данным), остается неизменной2. Главная задача миссии -подготовка референдума - не была выполнена, не осуществлена и репатриация сахарских беженцев.
Дипломатически победа осталась за ПОЛИСАРИО: провозглашенную Фронтом САДР к настоящему времени признали 84 страны3 (при этом ее не признало ни одно европейское государство, кроме Албании). Посольства САДР есть в полутора десятках стран, причем не только африканских, и никто никогда не признал официально марокканский суверенитет над территорией. Однако правительство провозглашенной республики вынуждено оставаться на алжирской территории, в районе города Тиндуф, где сосредоточена основная масса беженцев (около 160 тыс. человек) или примерно половина от общего числа жителей Западной Сахары.
Чтобы добиться сдвигов в решении вопроса, ООН назначила своим специальным представителем в регионе бывшего госсекретаря США Дж. Бейкера, но его усилия не увенчались особым успехом, и достигнутые договоренности не выполнялись. В январе 2003 г. был предложен новый план (так называемый план Бейкера-2), который получил единодушное одобрение ГА ООН (резолюция 1495). Этот план предусматривал создание автономии под суверенитетом Марокко и проведение референдума о независимости в течение пяти лет. Предполагаемая автономия включала образование, культуру и контроль над рыбными ресурсами, в то время как внешняя политика, оборона, внутренние дела, безопасность, финансы и коммуникации оставались бы под контролем Марокко. Предполагалось проведение выборов в автономное правительство, а по истечении пяти лет - референдума, который призван решить, желает ли население и дальше жить в рамках такой системы или стремится к независимости.
Фронт ПОЛИСАРИО высказал готовность "изучить" план, а Марокко не желало и слышать о самоопределении "южных провинций" и продолжало поддерживать план Бейкера-1, то есть ограниченную автономию Сахары в рамках
2 См.: http://www.regnum.ru/news/703887.html
3 См.: http://www.regnum.ru/news/1167042.html#ixzz10fflaLAAc
стр. 35
Марокканского королевства. Взамен Рабат согласился предоставить Западной Сахаре широкую автономию в рамках Марокко и создать Королевский совет по делам Сахары из представителей всех сахарских кланов и племен. В 2006 г. Рабат выдвинул новый план по "расширенной автономии", включающий сохранение и уважение всех политических, экономических, социальных, культурных прав западносахарцев (возможно, в ведении Рабата останутся лишь вопросы государственных герба, флага и армии), и не менее широкую конституционную реформу в самом Марокко, предусматривающую децентрализацию власти и изменение административного устройства Королевства (включая так называемые южные провинции, то есть оккупированную территорию Западной Сахары). Это был жест в сторону Запада, обеспокоенного ситуацией с демократией в самом Марокко. Некоторые западные страны, в том числе США, склонялись к тому, чтобы поддержать план, требуя взамен от Марокко обещания провести в Королевстве демократические реформы, включая принятие новой конституции и нового административного устройства страны. Рабатом делались многочисленные ссылки на федеральное (как в Германии) или автономное (как в Испании) устройство ряда европейских стран, на создание подобия Соединенного Королевства Марокко {United Kingdom of Morocco) или "федерального королевства"4. В марте 2006 г. король Марокко Мохамед VI совершил поездку в Западную Сахару. Тогда же он обнародовал обширный пятилетний план по социально-экономическому развитию южных провинций - Национальную инициативу по человеческому развитию на 2006 - 2010 гг., предусматривающий осуществление различных социально-экономических проектов по обеспечению населения Западной Сахары питьевой водой, жильем, дорогами. Одновременно были освобождены все сахарские заключенные, включая тех, кто сидел в тюрьмах по уголовным делам. Но марокканский план не устраивал Фронт ПОЛИСАРИО.
Камнем преткновения между ПОЛИСАРИО и Марокко является проблема избирательного ценза. Специальная Комиссия по идентификации решала вопрос о том, кто может принять участие в референдуме. В основу была положена проведенная еще испанцами перепись 1974 г. Но, как уже говорилось, значительная часть населения Западной Сахары вот уже несколько десятилетий проживает в алжирских лагерях беженцев, а часть населения Марокко в свою очередь переехала в "южные провинции". По плану Бейкера в референдуме могли участвовать лица, которые постоянно проживали в Западной Сахаре с 30 декабря 1999 г. (это требование Марокко, которое таким образом предоставляет право голоса 130 тысячам марокканцев, переселенным в зону конфликта). Кроме того, голосовать должны были лица старше 18 лет, признанные сахарскими избирателями миссией ООН до 30 декабря 1999 г. (86 тыс. человек), а также лица, признанные ООН к октябрю 2000 г. беженцами из Западной Сахары и проживающими на территории приграничного района Тиндуф (Алжир) (160 тысяч человек). Лагеря беженцев, которые расположены в Алжире и в освобожденных районах Западной Сахары, управляются властями Сахарской республики. Но основным источником существования населения продолжает оставаться международная помощь.
Таким образом, конфликт вокруг Западной Сахары продолжается более 30 лет. Его влияние ощущается во всем Магрибе. Конфликт продемонстрировал неэффективность ООН и пассивность мирового сообщества. Западная Сахара остается спорной территорией между Марокко, осуществляющим управление над территорией, и Фронтом ПОЛИСАРИО, представляющим интересы коренного населения Западной Сахары и выступающим за ее независимость. Тем временем многие аналитики считают невозможным создание независимого государства, поскольку оно дестабилизирует ситуацию во всей Северной Африке, может дать толчок к возобновлению вооруженного конфликта и добавит еще одно "неудавшееся" мини-государство к сложной политической африканской панораме. Многочисленные попытки разрешить конфликт привели лишь к прекращению огня, но не к политическому урегулированию ситуации.
ПОЗИЦИЯ ИСПАНИИ
Север Африки - сфера жизненных интересов Испании. Общая политическая нестабильность в районе Магриба, экономический кризис, демографическое давление, подъем религиозного фундаментализма и - главное - наличие территориального спора с Марокко, осложняя положение во всем Западном Средиземноморье, вызывают особую тревогу в Испании. Именно поэтому южный фланг (Север Африки) является для нее наиболее уязвимым с точки зрения национальной безопасности.
Эта угроза связана со сложным комплексом проблем и в первую очередь с неурегулированной проблемой принадлежности Сеуты и Мели-
4 См.: http://www.regnum.ru/news/703887.html
стр. 36
льи - двух испанских анклавов на марокканской территории. Марокко неоднократно обращалось к Испании с требованием передачи суверенитета над Сеутой и Мелильей вместе с необитаемыми островами, проводя параллели с территориальным спором из-за Гибралтара. В обоих случаях национальные правительства и местное население спорных территорий отвергают эти претензии подавляющим большинством. Однако Испания не устает повторять, что Сеута и Мелилья являются неотъемлемой частью испанского государства с XV столетия, в то время как Гибралтар в качестве заморской территории никогда не был частью Соединенного королевства, и Испания ни при каких условиях не откажется от требований Гибралтара.
Рабат неоднократно обращался в ООН с просьбой разрешить проблему Сеуты и Мелильи - "последних остатков колониальной оккупации". Мадрид в ответ заявлял, что будет защищать эти территории всеми средствами, поскольку они являются частью Испании и принадлежали ей намного раньше, чем образовалось само Королевство Марокко (1956 г.).
За этими спорами скрывается еще более важный вопрос - проблема Западной Сахары, на которую претендует Марокко. Испания в целом поддерживает идею независимости этой территории. Рабат в свою очередь, учитывая тесные экономические связи между Марокко и Испанией, а также массовую миграцию марокканцев в Испанию, избрал тактику слабого, но постоянного давления на Мадрид, пытаясь заставить его отказаться от позиции по Западной Сахаре.
Одно время Рабат даже считал возможным говорить, что он откажется от своих притязаний на Сеуту и Мелилью в обмен на изменение позиции Испании по Западной Сахаре. Затем Рабат заявил, что потребует эти территории лишь с момента передачи Испании Гибралтара. Марокко стремится таким образом объединить в одном пакете решение проблем, с одной стороны, Гибралтара, с другой - Сеуты и Мелильи, одновременно сосредоточивая контроль за зоной пролива в руках прибрежных стран. Такое объединение двух важнейших национальных проблем не устраивает Испанию. Она неоднократно указывала на то, что в отличие от Гибралтара, Сеута и Мелилья никогда не были включены ООН в список территорий, подлежащих деколонизации.
Испанские правящие круги отдают себе отчет в том, что в случае вооруженного конфликта с Марокко Испания не получит поддержки ни в арабском мире, ни со стороны развивающихся стран, ни со стороны Запада, поскольку на территории Сеуты и Мелильи не распространяется юрисдикция НАТО.
Сложное положение Испании в регионе обусловливается и необходимостью постоянного лавирования между Марокко и Алжиром, ведущими упорную борьбу за доминирующее положение на Севере Африки. Таким образом, угроза с юга включает для Испании целый комплекс стратегически важных проблем: территориальный спор с Марокко, англо-испанский спор из-за Гибралтара, проблему Западной Сахары и проблему взаимоотношений с Алжиром.
Все испанские правительства постфранкистского периода опирались на решения ООН в вопросе разрешения конфликта вокруг Западной Сахары. Правительство Испанской социалистической рабочей партии (ИСРП) во главе с Х. Л. Родригесом Сапатеро обязалось сделать все необходимое, чтобы добиться урегулирования, но его политика сближения с Марокко вызвала критику со стороны испанского общественного мнения и недовольство сахарцев, которые обвиняли его в уступках Рабату и отказе от политической линии, всегда заключавшейся в поддержке идеи независимости Западной Сахары.
Сапатеро, еще будучи лидером оппозиции, в ходе визита в Марокко обратился к средствам массовой информации на фоне карты "Большого Магриба", на которой Западная Сахара, Канарские о-ва, Сеута и Мелилья были окрашены тем же цветом, что и Марокко. Эта карта отражала марокканские претензии, но здесь возникал вопрос, как далеко было готово пойти правительство Сапатеро в попытках "улучшения" отношений с Марокко. Во время официального визита в Рабат председатель правительства не говорил о самоопределении, а лишь о достижении двусторонней договоренности. Возможно, Сапатеро таким образом пытался апробировать идею о решении западносахарской проблемы не в рамках ООН (мировой уровень), а на региональном уровне, чего давно добивалось Марокко. Здесь же вставал вопрос о возможности достижения предложенного Парижем четырехстороннего соглашения (с участием Франции, Марокко, Испании и Алжира) по Западной Сахаре, без участия самих сахарцев. С другой стороны, во время визитов официальных лиц в Алжир, Мадрид заявлял, что его приверженность идее самоопределения остается неизменной.
Между тем в Испании существует мощное движение солидарности с Фронтом ПОЛИСАРИО, а просахарские настроения являются преобладаю-
стр. 37
щими в обществе. Так, 10 тыс. сахарских детей каждый год проводят лето в испанских семьях. Испанская общественность проявляет солидарность со своей бывшей колонией, что выражается в значительной гуманитарной помощи, которая оказывается лагерям беженцев. Правозащитные организации страны постоянно следят за нарушениями прав человека в Западной Сахаре. С 2005 г. и вплоть до настоящего времени население оккупированных Марокко городов (Эль-Аюн, Смара, Эд-Дахла, Буждур) проводит регулярные мирные демонстрации (интифада) против марокканских оккупантов. В знак солидарности с демонстрантами к ним присоединились западносахарские студенты в Рабате и Касабланке, а также жители городов юга Марокко. Для подавления демонстрантов Марокко бросило целые бригады полиции и военных. В результате сотни западносахарцев были брошены в тюрьмы, ранены, несколько десятков пропали без вести и погибли5.
В Мадриде уже много лет действует испанская неправительственная организация, следящая за экономической деятельностью Марокко на оккупированных сахарских территориях. Эта деятельность, с точки зрения международного права, является незаконной. Марокканцы разрабатывают сахарские фосфаты, но ООН запрещает эксплуатацию полезных ископаемых и других природных богатств на территориях, чья судьба еще не решена. Их использование разрешается только в пользу местного населения. Также незаконными являются разработка месторождений нефти и выдача лицензий на рыбный промысел у сахарских берегов. Между тем ни одна страна мира не признает, что Западная Сахара является частью Марокко.
Представительство Фронта ПОЛИСАРИО в Мадриде является ключевым. Именно отсюда координируется вся международная деятельность Фронта, который пытается мобилизовать международное общественное мнение на поддержку своего народа. Так, Фронт ПОЛИСАРИО обратился к Испании с просьбой использовать свое председательство в ЕС в первой половине 2010 г., чтобы способствовать проведению референдума в Западной Сахаре. При этом делались многочисленные ссылки на историческую ответственность Испании, указывалось на то, что Сапатеро "боится" Марокко и готов пойти на уступки, а также выражалось разочарование сближением Мадрида с Рабатом.
ПОЗИЦИИ ЗАИНТЕРЕСОВАННЫХ СТОРОН
Как представляется, решение конфликта будет определяться не ООН, а тремя странами - США, как глобальной сверхдержавой, Францией, поскольку это ее зона влияния, и Испанией как бывшей колониальной державой.
До настоящего времени расстановка сил была следующей.
США занимали в целом нейтральную позицию.
Франция солидаризировалась с Марокко, причем в декабре 1977 г. французские боевые самолеты даже участвовали в бомбардировке боевых расположений Фронта ПОЛИСАРИО, что вызвало резкое обострение франко-алжирских отношений. Затем наметилась тенденция в пользу признания существования сахарского народа и его права на самоопределение, которая усилилась с приходом в 1981 г. Французской социалистической партии. С тех пор французская дипломатия стремилась соблюдать равновесие между всеми конфликтующими сторонами, но официально Париж и при социалистах так и не признал САДР де-юре. После возвращения правых к власти произошло некоторое дистанцирование Франции от конфликта в сочетании с явным сдвигом в направлении Марокко.
Испания прошла разные этапы. С одной стороны, она понимает, что несет историческую ответственность за судьбу западносахарцев и ситуацию на территории. Но для Мадрида крайне важно сохранить и укрепить хорошие отношения с Рабатом и из-за спорных испанских анклавов Сеуты и Мелильи, и из-за вопросов рыболовства в марокканских и западносахарских водах, и из-за близости к региону Канарских о-вов, и из-за растущей нелегальной иммиграции, в том числе и марокканцев, в Испанию. Позиция правительства Сапатеро, пытавшегося сблизиться с Рабатом и занять нейтральную позицию в вопросе Западной Сахары, вызывала критику, в том числе внутри страны, где еще сильны просахарские настроения. Как заявил представитель САДР в ООН М. Бухари: "Мы приходим к выводу, что Испания уже не может играть ту роль, которую нам хотелось бы, чтобы она играла. Мы убеждены в том, что Испания решила играть марокканскую партию. Мы поняли, что должны пытаться найти общий язык с французами и американцами, поскольку мы уже дошли до крайней точки: Испания ничего
5 См.: http://www.regnum.ru/news/1167042.html#ixzz10kHaLAAc
стр. 38
предпринимать не будет"6. Официальный Мадрид заявляет, что его позиция неизменна и состоит в уважении решений ООН и права сахарцев на независимость и самоопределение. С другой стороны, Мадрид исходит из реальности, которая состоит в том, что территория Западной Сахары уже много десятилетий фактически контролируется Марокко. Испанские дипломаты (например, бывший министр иностранных дел М. А. Моратинос) крайне неопределенно высказываются по рассматриваемой проблеме - и в поддержку марокканской позиции, и одновременно за право сахарского народа на самоопределение.
Приход к власти в ноябре 2011 г. Народной партии (НП), которая, находясь в оппозиции, много и резко критиковала правительство ИСРП за его позицию по Западной Сахаре, пока не привел к существенным сдвигам. Следуя сложившейся традиции, новый глава правительства М. Рахой нанес свой первый официальный визит в Рабат (январь 2012 г.). Хотя положение о самоопределении Западной Сахары и содержалось в предвыборной программе НП, испанская сторона постаралась не поднимать этот вопрос во время переговоров. Значительное время было уделено обсуждению договора о рыболовстве между ЕС и Марокко, который Европарламент отказался продлевать в декабре 2011 г, как не соответствующий международному праву. Такое решение наносит ущерб прежде всего интересам Испании, она вместе с Марокко более других стран ЕС заинтересована в заключении нового договора.
В интервью газете El Pais M. Рахой заявил, что в вопросе о Западной Сахаре придерживается резолюций ООН и выступает за "справедливое, долгосрочное и взаимоприемлемое политическое урегулирование, предусматривающее свободное самоопределение народа Западной Сахары", в связи с чем будет оказывать всяческое содействие личному представителю Генсека ООН по Западной Сахаре К. Россу. На прямой вопрос о референдуме Рахой ответил весьма уклончиво: "Мы поддержим любое решение, которое устроит обе стороны. Не дело испанского правительства указывать, в какой форме стороны должны осуществить право на самоопределение"7.
Официально в решение проблемы Западной Сахары Европейский союз не вовлечен. Лишь время от времени ЕС делает формальные заявления по поводу нарушения здесь прав человека. Тем не менее эта проблема, пусть и косвенно, затрагивает интересы стран - членов ЕС. Так, в июле 2005 г. ЕС и Марокко подписали договор по рыболовству, который был ратифицирован обеими сторонами лишь в конце мая - начале июня 2006 г. и вызвал множество споров и нареканий (прежнее соглашение истекло семь лет назад). Примечательно, что ряд стран ЕС выразил свои сомнения при ратификации соглашения Еврокомиссией (Финляндия, Нидерланды и Ирландия), а Швеция вообще проголосовала против. В договор включены и атлантические воды Западной Сахары, богатые рыбой, которыми официально, согласно международному праву, Марокко не владеет. ЕС исходил при этом из положения, что Марокко является "административной властью" Западной Сахары. Противники же договора, в первую очередь руководство Фронта ПОЛИСАРИО, ссылаются на то, что официально Западная Сахара признана "не автономной территорией", а объектом деколонизации, и юридически Марокко не имеет никаких прав на эту территорию и на ее воды. По мнению Фронта, данное соглашение не только нарушает международное право, но и является фактически "формой поддержки со стороны Евросоюза Марокко, чтобы сохранить незаконную оккупацию сахарской территории, поддержки его политики репрессий и угнетения сахарского населения, там проживающего". Договор рассчитан на четыре года, цена вопроса -144.4 млн. евро компенсации, которую в течение четырех лет заплатит ЕС Марокко за использование его вод. Из 119 лицензий на лов рыбы в марокканских и западносахарских водах 100 лицензий получат испанские рыбаки. Квота испанцев составляет 400 т рыбы в год8.
Несколько слов о позиции России. В годы холодной войны СССР выступал на стороне Фронта ПОЛИСАРИО и Алжира, в то время как США поддерживали Марокко. В последующий период Россия явно потеряла интерес к конфликту (как и к Африке в целом) и долгое время не занимала какой-либо внятной позиции. В настоящее время РФ поддерживает резолюции СБ ООН о необходимости проведения референдума и уважения права сахарского народа на самоопределение и придерживается мнения, что любое решение должно быть принято обеими сторонами. Представители России входят в состав МООНРЗС. В 2008 г. состоялась встреча министра иностранных дел РФ С. Лаврова с личным посланником Генсека ООН
6 http://www.geosap.com/cgi-bin/ph.cgi?l=r&page=comments&action=commentart&commarti d=228
7 http://www.saharalibre.es/modules.php?name=News&file=article&sid=5606
8 См.: Висенс Е. Западная Сахара: преданная независимость / Западная Сахара: преданная независимость. М., 2007. С. 26.
стр. 39
по Западной Сахаре П. Ван Валсумом. Тогда с российской стороны вновь была подтверждена принципиальная позиция в данном вопросе - политическое урегулирование на основе соответствующих резолюций СБ ООН, которое было бы принято сторонами конфликта и одобрено Советом. Было подчеркнуто, что принцип взаимоприемлемости модели урегулирования для сторон конфликта - одна из важных гарантий долгосрочного характера решения проблемы9.
* * *
В настоящее время продолжается планомерно ведущаяся "марокканизация" Западной Сахары. Рабат считает, что время работает на него. Это дает ему возможность сохранить желательное для Марокко территориальное статус-кво. Уже сейчас западносахарская проблема отодвинута на второй план. Со временем она, вероятнее всего, будет все более и более утрачивать остроту в межмагрибских отношениях. В определенной степени этому способствует дальнейшее развитие интеграционных процессов в Магрибе. В то же время далекая от полного и устраивающего все стороны решения проблема Западной Сахары сохраняет потенциальную опасность для стабильности в Магрибе. При определенных условиях она может быть взрывоопасной для всего региона.
Как представляется, однако, открытый конфликт в регионе маловероятен и не выгоден никому, поскольку все стороны заинтересованы в региональной стабильности.
Выполняя свои обязательства по предотвращению и урегулированию конфликтов, Испания руководствуется и интересами национальной безопасности. Эти интересы и далее будут включать в первую очередь Средиземноморье и так называемый магрибский комплекс, во многом определяя географические рамки испанского миротворчества.
Главная задача Запада в данном вопросе - сохранение стабильности в регионе, что как нельзя лучше отвечает интересам Испании. Усилия Мадрида направлены прежде всего на предотвращение того, чтобы развитие политической и экономической ситуации поставило страну перед необходимостью укреплять военными средствами ее южную границу. Эта стратегическая цель приобрела особую актуальность в свете последних событий на Севере Африки.
Ключевые слова: Западная Сахара, Марокко, Испания, САДР, Фронт ПОЛИСАРИО, Мавритания, страны Магриба.
9 См.: http://www.ecosahara.com/MID_250308.htm
стр. 40