Макроэкономический анализ
Макроэкономика – наука, исследующая закономерности функционирования и тенденции развития национальной экономики в целом либо ее основных секторов и отраслей. Различают два вида макроэкономического анализа проблем: анализ ex post и анализ ex ante. Анализ ex post, или национальное счетоводство, – это анализ статистических данных, который позволяет оценивать результаты экономической деятельности, разрабатывать экономическую политику на перспективу. Анализ ex ante – это прогнозное моделирование экономических процессов и явлений, которое позволяет определить закономерности развития экономических процессов. При макроэкономическом анализе используют те же методы и принципы, что и при микроанализе макроэкономических проблем.
К общим методам и принципам экономического анализа относятся: абстрагирование (использование моделей для исследования и объяснения экономических процессов и явлений); сочетание методов дедукции и индукции; сочетание нормативного и позитивного анализа; использование принципа «при прочих равных условиях», предположения о рациональности поведения экономических агентов и др.
Особенностью макроэкономического анализа является использование принципа агрегирования, т.е. объединения отдельных элементов в одно целое, в агрегат, совокупность. Агрегирование всегда основывается на абстрагировании, т.е. отвлечении от несущественных моментов и выделении наиболее значимых черт, закономерностей экономических процессов и явлений, что позволяет выделять макроэкономические рынки, взаимосвязи и показатели агентов.
Национальная экономика как предмет макроэкономического анализа – это сложное системное явление, предполагающее наличие относительно самостоятельных элементов, определяемых по различным критериям.
1. Воспроизводственная структура национальной экономики. Классифицируется по критерию наличия различных фаз осуществляемых хозяйственных процессов. При таком подходе выделяют макроэкономические связи между производством и потреблением, накоплением и потреблением, производством и обращением. Макроэкономический анализ позволяет оценивать и прогнозировать расширение воспроизводственных процессов и определять темпы экономического роста.
2. Социальная структура национальной экономики. Характеризуется таким критерием, как отношения собственности. В соответствии с этим критерием в странах с развитой рыночной экономикой выделяют два крупных сектора: государственный и частный (включая, индивидуальную, акционерную и другие формы собственности). Макроэкономический анализ данной структуры позволяет оценивать вклад форм собственности в создание национального богатства страны.
3. Отраслевая структура национальной экономики. Классифицируется по совокупности отраслей, т.е. качественно однородных хозяйственных единиц с особыми условиями функционирования в системе общественного разделения труда. Группа предприятий, для которых характерно единство назначения производственной продукции, однородность используемых ресурсов и технологии, образуют соответствующую отрасль в рамках национальной экономики. Макроэкономический анализ данной структуры позволяет оценивать внутренние и межотраслевые связи и вклад отраслей в развитие народнохозяйственного комплекса.
4. Секторальная структура национальной экономики. Ее основным критерием является институциональная единица, т.е. единица, которая самостоятельно принимает решения, распоряжается материальными и финансовыми ресурсами, берет на себя обязательства и осуществляет экономическую деятельность и операции с другими единицами. Так, сектор национальной экономики нефинансовых предприятий охватывает институциональные единицы, основная функция которых – производство продуктов и нефинансовых услуг для реализации по ценам, возмещающим издержки производства (хозрасчетные единицы), хотя в ряде случаев часть издержек может покрываться за счет субсидий и дотаций из госбюджета. При этом под продуктами понимаются результаты труда, имеющие материально-вещественную форму (включая энергию), а под услугами – результаты деятельности, удовлетворяющие определенным личным и общественным потребностям, но не воплощенные в материальных продуктах. Ресурсы этих единиц формируются в основном за счет поступлений от реализации продукции. К данному сектору условно относятся также предприятия, финансируемые за счет госбюджета, но занятые производством продуктов (предприятия лесного и водного хозяйства и т.п.). В него включаются предприятия независимо от формы собственности.
Сектор финансовых учреждений состоит из институциональных единиц, занятых финансовыми операциями на коммерческой основе (коммерческие кредитные учреждения) и операциями по страхованию (страховые учреждения), причем независимо от формы собственности. Под производственной деятельностью в данном секторе понимается, во-первых, финансовое посредничество, а именно: обязательства банков и других финансовых учреждений по собственным счетам на финансовых рынках, которые возникают в результате заимствования средств и предоставления их в качестве кредитов на разные сроки и на разных условиях другим институциональным единицам, а во-вторых, вспомогательная финансовая деятельность, страховая деятельность и организация пенсионных фондов.
Сектор государственных учреждений включает в себя институциональные единицы, занятые предоставлением нерыночных услуг коллективного потребления, а также перераспределением национального дохода и богатства. К данному сектору относятся государственные учреждения и организации, в основном финансируемые из госбюджета и занятые в области общего управления, финансов, регулирования и планирования экономики, научно-исследовательской деятельности, защиты окружающей среды, обороны, поддержания внутреннего порядка, а также в области бесплатного или льготного обслуживания населения в сфере образования, здравоохранения, физической культуры и искусства, социального обеспечения. Кроме того, в этот сектор включаются: фонды социального страхования; государственные, центральные, региональные и местные банки, основными функциями которых являются предоставление финансовых услуг органам государственного управления, выпуск банкнот, ценных бумаг и чеканка металлических денег, хранение запасов золота и иностранной валюты; государственные сберегательные банки, осуществляющие финансовое обслуживание домашних хозяйств; некоммерческие общественные организации, обслуживающие население, если они финансируются и контролируются госучреждениями. Ресурсы этих единиц образуются в основном за счет обязательных платежей, производимых единицами, принадлежащими другим секторам.
Сектор некоммерческие организаций, обслуживающих домашние хозяйства, охватывает институциональные единицы, занятые оказанием нерыночных услуг особым группам домашних хозяйств. Он включает в себя общественные организации, обслуживающие как индивидуальные потребности домашних хозяйств (главным образом, в области образования, здравоохранения, культуры и искусства, отдыха и развлечений, социального обслуживания и т.д.), так и их коллективные потребности (политические партии, профсоюзные организации и т.д.). В этот сектор включаются организации, не контролируемые и не финансируемые госучреждениями, ресурсы которых складываются в основном из добровольных взносов и пожертвований домашних хозяйств и из дохода от собственности.
Сектор домашних хозяйств охватывает отдельных индивидов и их группы как потребителей, а также предпринимательскую деятельность населения по производству продуктов и услуг, которую невозможно ни с юридической, ни с экономической точки зрения отделить от домашнего хозяйства ее владельца. В этот сектор включаются: домашние хозяйства-резиденты данной страны (независимо от их размещения и форм, в том числе подсобные хозяйства рабочих и служащих, членов кооперативов); индивидуальные крестьянские хозяйства и хозяйства некооперированных кустарей и ремесленников; частные предприятия, не имеющие независимого юридического статуса.
Сектор предприятий, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность (так называемый «остальной мир»), охватывает зарубежные экономические единицы в той мере, в какой они осуществляют операции с резидентами данной страны.
5. Территориальная структура национальной экономики. Характеризуется критерием экономического районирования. В нашем государстве можно выделить элементы данной структуры в соответствии с принятым административным делением на федеральные округа, области, районы и т.п. Территориальная структура предполагает определенную связь отраслей и предприятий с источниками сырья, энергии, рынками сбыта, наличием трудовых ресурсов. Макроэкономический анализ обеспечивает оптимизацию данной структуры, позволяет оценивать ее специализацию и кооперацию, взаимозависимость отраслей по ряду показателей: выпуск продукции, рациональность размещения производительных сил по территориям, минимальные транспортные издержки и т.д.
В решении экономических проблем (таких, как экономический рост и его темпы, экономический цикл и его причины, уровень занятости и проблемы безработицы, общий уровень цен и инфляции, уровень ставки процента и денежного обращения, состояние государственного бюджета, проблема финансирования бюджетного дефицита и проблема государственного долга, состояние платежного баланса и проблемы валютного курса) макроэкономический анализ имеет свою специфику и задачи (имеется в виду раздел экономической теории «Макроэкономика» по сравнению с другими учебными курсами, в частности с дисциплинами «Национальная экономика» и «Экономическая политика»). Макроэкономика как теоретическая наука изучает скрытые сущности и формирует соответствующие концепции закономерного функционирования экономики. «Экономическая политика» и «Национальная экономика» как прикладные экономические дисциплины соответственно исследуют эффективность коррекции экономических процессов и организации экономической жизни страны с целью повышения ее потенциала и места (рейтинга) в мировой экономике. Связь макроэкономики с другими экономическими науками можно представить следующим образом (рис. 13.1).
Рис. 13.1. Взаимосвязь экономической теории,
экономической политики и национальной экономики
Структура национальной экономики предполагает наличие макроэкономических пропорций, т.е. количественное и качественное соотношение отдельных частей и сфер общественного производства. При этом можно выделить общеэкономические (секторальные), межотраслевые, внутриотраслевые, территориальные и межгосударственные пропорции.
Общеэкономические (секторальные) пропорции представляют собой соотношение сфер экономики, выполняющих различную роль в общественном воспроизводстве и характеризующихся, как правило, однотипными видами деятельности. Для определения элементов общеэкономических пропорций могут быть использованы весьма разнообразные критерии. Вычленение групп предприятий, обеспечивающих создание продукта, его перемещение к потребителю, и деятельности в сфере личного потребления позволяет анализировать соотношение производства, обращения и потребления. В качестве примеров можно также привести соотношения потребительских и инвестиционных расходов, базовых отраслей и инфраструктурных, сферы создания материально-вещественных благ и сферы услуг.
Межотраслевые и внутриотраслевые пропорции – это количественные и качественные соотношения однородных хозяйственных единиц с особыми условиями функционирования в системе общественного разделения труда. Можно сопоставлять, например, промышленность и сельское хозяйство, машиностроение и транспорт. Внутриотраслевые пропорции характеризуют соотношение производств в рамках одной отрасли, например: производство одежды и обуви – в легкой промышленности, молока и мяса – в пищевой, растениеводство и животноводство – в сельском хозяйстве.
Территориальные пропорции – это количественные и качественные соотношения между подразделениями, сферами, отраслями, выделяемые в рамках административно-территориальных образований. Примерами могут служить соотношения потребительских и инвестиционных расходов юридических и физических лиц в рамках конкретного города, промышленности и сельского хозяйства в определенной области и т.п.
Межгосударственные пропорции складываются между отдельными государствами на основе международного разделения труда.
Таким образом, макроэкономическая пропорциональность предполагает определенное количественное и качественное соотношение элементов национальной экономики, т.е. секторов, отраслей, сфер, подразделений общественного производства. Пропорциональность – основа сбалансированного, или равновесного (категория макроэкономического анализа), состояния национальной экономики. В данном случае речь идет о совпадении величин совокупного спроса с аналогичными параметрами совокупного предложения, другими словами, доходов и расходов, которые в рамках хозяйственного оборота отражают государственный бюджет как совокупность бюджетов экономических субъектов в их взаимосвязи. Поскольку в рыночной экономике расход одного субъекта становится доходом другого, и наоборот, то все бюджеты оказываются взаимосвязанными, и в экономической системе образуется кругооборот денежных средств.
Народнохозяйственный кругооборот есть совокупность бюджетов экономических субъектов в их взаимосвязи.
Графы табл. 13.1 раскрывают содержание «притока» к каждому субъекту, строки – «оттока». Сальдо «притока» и «оттока» представляет собой приращение имущества в текущем периоде.
Таблица 13.1
Представление народнохозяйственного кругооборота
Поступления от | Поступления к | ||||
домашнему хозяйству | предпринимателям | государству | загранице | сектору имущества | |
домашнего хозяйства | Оплата благ | Прямые налоги | Трансферты | Сбережения | |
предпринимателей | Оплата факторов производства | Налоги | Оплата импорта | Нераспределенная прибыль, амортизация | |
государства | Пособия | Оплата благ | Оказание помощи | Избыток бюджета | |
заграницы | Трансферты | Оплата экспорта | Получение помощи | Дефицит платежного баланса | |
сектора имущества | Изъятия | Валовые инвестиции | Дефицит госбюджета | Избыток платежного баланса |
Основные потоки народнохозяйственного кругооборота представлены на рис. 13.2.
Рис. 13.2. Схематическое представление
народнохозяйственного кругооборота
Как видим, входящие в каждый прямоугольник и исходящие стрелки показывают движение потоков, из которых составляются бюджетные уравнения следующие макроэкономических субъектов:
домашние хозяйства: у = С + Th + S;
предприниматели: у + Z + Тf = С + I + G + Е;
государство: G = Т + (G – Т);
остальной мир (заграница): Z = Е + (Z – Е),
где (G – Т) – дефицит государственного бюджета; (Z – Е) – дефицит торгового баланса страны.
Из бюджетных уравнений домашних хозяйств и предпринимателей следует, что в процессе народнохозяйственного кругооборота обеспечивается равенство
где C – оплата товаров и услуг;
Th – налоги, выплачиваемые домашними хозяйствами;
S – сбережения;
y – оплата факторов производства (доходы);
Z – оплата экспорта;
Th – налоги предпринимателя;
I – валовые инвестиции;
G – государственные расходы;
E – оплата импорта;
Tf – налоги на производство, выплачиваемые предпринимателями;
T – суммарные налоги на производство.
Представление народнохозяйственного кругооборота посредством бухгалтерских счетов составляет суть системы национального счетоводства.
13.2. Теоретические основы
системы национальных счетов
и особенности ее построения
Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23 октября 1992 г. № 3708-1 утверждена Государственная программа перехода Российской Федерации на принятую в международной практике систему учета и статистики в соответствии с требованием развития рыночной экономики. Центральное место в этой программе занимает раздел, предусматривающий переход на Систему национальных счетов (СНС), рекомендуемую ООН и другими международными организациями.
СНС – это система взаимосвязанных показателей, применяемая для описания и анализа макроэкономических процессов в странах с рыночной экономикой. Основываясь на западных теориях факторов производства, СНС расширительно трактует понятие экономической деятельности (в отличие от методологии баланса народного хозяйства (БНХ), широко применяемой бывшими странами социалистической ориентации с централизованным планированием и командно-административной системой), отражает результат функционирования экономики в целом, отдавая предпочтение характеристике финансового аспекта процесса воспроизводства материальных благ и услуг. (Уместно напомнить, что, например, в марксистско-ленинской экономической теории расширенного воспроизводства признавался производительным только труд, связанный с созданием материальных благ и обслуживанием процесса их обращения; труд по созданию услуг считался общественно полезным, но не производительным, а вся сфера услуг – непроизводственной. В соответствии с этим в балансе народного хозяйства отражались только процесс воспроизводства материальных благ и результаты функционирования одной материальной сферы. Поэтому оценочные показатели баланса народного хозяйства не учитывали особенности функционирования сферы услуг.)
В экономической науке и практике западных стран применяется расширенная концепция производства. В соответствии с этой концепцией производство включает в себя создание материальных благ и услуг. Услуги, как и материальные блага, обладают полезностью, и поэтому они должны быть включены в состав национального продукта и национального дохода. Существуют понятия «техническое производство» и «экономическое производство». С технической точки зрения производство представляет собой переработку с целью получения новых благ и услуг; с экономической точки зрения – это более широкая категория, которая, кроме непосредственно процесса производства благ, включает в себя оказание услуг, облегчающих использование этих благ (хранение, транспортировка, торговля и др.).
Таким образом, в состав продукта входят: блага и услуги, произведенные для рынка, т.е. реализуемые по ценам, превышающим затраты; услуги потребительских благ длительного пользования; услуги органов управления; услуги организаций некоммерческого характера; товары и услуги, произведенные домашними хозяйствами для собственного использования. Эта расширенная концепция производства с теми или иными модификациями применяется в большинстве стран мира и международных организаций. В России в настоящее время разработана и внедряется система национальных счетов, которая также базируется на данной концепции производства.
Объем и структура результатов производственной деятельности во многом определяются качеством и эффективностью использования различных факторов производства. Экономическая теория выделяет четыре основных фактора производства: труд, земля, капитал, предпринимательская способность. Признавая огромную роль живого труда в процессе воспроизводства, ученые тем не менее исходят из предпосылки равноправного участия всех факторов в процессе создания экономических благ. При этом процесс производства невозможен не только без живого труда, но и без капитала. Для создания экономических благ обязательно нужно иметь орудие труда и предмет труда. В условиях существования частной собственности на орудия и предмет труда их собственник имеет право на определенную долю создаваемого продукта и дохода. К тому же живой (население, занятое в экономике) и общественный труд (основной и оборотный капитал) являются взаимозаменяемыми факторами: один и тот же объем продукции можно создать при разных их комбинациях. При этом научно-технический прогресс ведет к повышению производительности труда и, таким образом, способствует вытеснению рабочей силы из сферы производства и замене ее основным и оборотным капиталом. В современных условиях все большее значение приобретает фактор производства, называемый предпринимательской способностью, – деятельность по организации работы предприятий и фирм, включая снабжение, производство и реализацию продукции и услуг. В условиях перепроизводства товаров и услуг при обострении конкуренции предпринимательская деятельность приобретает все большее значение, а в ряде случаев становится решающим фактором.
Все факторы принимают участие в производстве на равных, т.е. каждый вносит свою долю в создание национального продукта и национального дохода и поэтому имеет право на соответствующее вознаграждение: за живой труд в качестве вознаграждения работник получает заработную плату, владельцы земли и природных ресурсов – ренту, владельцы капитала – процент, владельцы предпринимательской способности – прибыль. Таким образом, какая бы то ни было эксплуатация отсутствует, а имеет место справедливое вознаграждение равноправных участников производства. Подобная трактовка роли производственных факторов в создании национального продукта и дохода заложена в системе национальных счетов, внедряемой в практику российской статистики.
Все рассмотренные выше производственные факторы должны оптимально сочетаться для достижения максимального результата производства при имеющихся ресурсах. Для этого необходимо обеспечить сбалансированность производства и потребления, потребления и накопления, производства средств производства и предметов потребления, совокупного спроса и совокупного предложения, межотраслевых и межтерриториальных пропорций, материальных и финансовых ресурсов. В реальной же экономике не наблюдается идеальной сбалансированности всех факторов и элементов воспроизводства. Для достижения идеального состояния экономики общая теория равновесия предлагает различные макроэкономические модели, среди которых наиболее прогрессивной является модель IS–LM (инвестиции, сбережения – ликвидность, деньги).
Основным инструментом реализации взаимозависимости и достижения взаимосогласованных пропорций является обмен.
Экономическое равновесие предполагает такое состояние хозяйства, когда используются все экономические ресурсы страны. Сохраняя резервы мощностей и нормальный уровень занятости, равновесная экономика подразумевает отсутствие простаивающих мощностей, избыточной продукции, чрезмерного перенапряжения в применении ресурсов.
Равновесная экономика – это экономика, соответствующая рыночному «идеалу», так как вышеперечисленные условия, необходимые для установления равновесия, на практике не могут быть созданы.
В настоящее время общая теория равновесия базируется на нескольких постулатах.
1. Основой жизни общества служит рыночная экономика, а важнейшим видом экономической деятельности – производство товарных благ и услуг.
2. Экономическая деятельность осуществляется в условиях свободной конкуренции, при отсутствии монополий, а цены складываются на рынке под влиянием спроса и предложения.
3. Основная цель производителя – получение максимальной прибыли от реализации товарной продукции и услуг.
4. Основная цель потребителя – получение и потребление максимума полезного продукта с минимальными затратами.
5. Макроэкономическое равновесие выступает как результат действия отдельных факторов производства или как равновесие спроса и предложения на рынке товаров и услуг.
Таким образом, система национального счетоводства базируется на фундаментальных теоретических основах, важнейшие из которых – концепция производства, теория факторов производства и теория экономического равновесия. Концепция производства существует в двух вариантах: марксистско-ленинская концепция и расширенная концепция производства, отвечающая требованиям современной рыночной экономики. Теория факторов производства тоже существует в двух вариантах, объединенных общим составом факторов производства: марксистско-ленинская теория явно недооценивает роль предпринимателя и доминирующим фактором называет фактор труда (наемных рабочих); западная экономическая теория исходит из равноправного участия факторов производства в процессе создания экономических благ, подчеркивая всевозрастающую роль фактора предпринимательской способности (деятельности). И, наконец, теория экономического равновесия определяет основные законы функционирования рыночной экономики.
Последовательность построения СНС определяется стадиями воспроизводственного цикла. Базой служит хозяйственный кругооборот, обеспечивающий замкнутость системы на основе жесткой увязки показателей, предопределяющих балансовое равенство совокупных доходов и расходов по секторам и народному хозяйству в целом. Логика метода национального счетоводства заключается в том, что весь процесс общественного воспроизводства может быть представлен как совокупность хозяйственных операций экономических агентов, а каждая операция отражается на счетах контрагентов как процесс пополнения ресурсов или их использования.
Счета представляют собой систему именно потому, что они, во-первых, взаимосвязаны; во-вторых, ориентированы на достижение единой цели; в-третьих, построены по единому методологическому принципу; в-четвертых, содержат систему взаимосвязанных показателей, исчисленных по единым методологическим основам.
Основные принципы составления национальных счетов:
1) соблюдение формы «Т», т.е. счета состоят из двух частей (разделов): ресурсы (по составляющим компонентам) отражаются с правой стороны в колонке «Ресурсы», а их использование – с левой в колонке «Использование»;
2) соответствие принципам бухгалтерского учета, что выражается в двойном отражении в СНС каждой операции (или корреспондирующей с ней): в части «Использование» – одного счета, в части «Ресурсы» – другого (это соответствует бухгалтерскому принципу записи операции в дебете одного счета и кредите другого счета-корреспондента). Это обеспечивает дополнительный контроль достоверности отражаемой в счетах информации и взаимоувязывает счета. При изучении динамики этих показателей необходимо предварительно привести к сопоставимому виду их содержание;
3) идентичность каждого счета балансовой таблице, в которой расчетным путем обеспечивается равенство (баланс) между двумя частями – «Ресурсы» и «Использование»;
4) показатели счета представляют собой операции. Каждая операция – это стоимостный поток между институциональными единицами. Экономические операции в соответствии с различными стадиями процесса воспроизводства могут быть операциями производственными, обменными или потребления и сбережения, причем в счетах отражаются не сами процессы потребления или накопления, а приобретение (доходы) с целью потребления или накопления;
5) соблюдение принципа двойной записи, принятого в системе: итоги операций на каждой стороне счета балансируются или по определению, или с помощью балансирующей статьи, которая сама по себе важна в экономическом анализе и служит для перехода к следующему счету. Балансирующие статьи счетов, обеспечивающие баланс (равенство) правой и левой частей счета, рассчитываются как разность между объемами ресурсов и их использованием;
6) построение счетов в определенной последовательности, соответствующей в основном фазам воспроизводственного цикла:
7) обеспечение увязки счетов между собой и превращение их в систему: балансирующая статья предыдущего счета, отраженная в разделе «Использование», является исходным показателем раздела «Ресурсы» последующего счета;
8) обязательная регистрация всех экономических потоков в форме балансов, которые характеризуют деятельность экономических агентов системы по совершению операций. Поэтому вся экономическая деятельность отражается в счетах операции и в счетах агентов. Счета агентов фиксируют деятельность определенной их категории и группируют все виды экономических операций, в которых агенты принимали участие;
9) оформление счетов в виде балансирующих статьей, представляющих собой: а) расчетную категорию, предназначенную не только для обеспечения сбалансированности между объемами ресурсов и их использованием в каждом счете (для арифметического равенства двух частей счета), но и для характеристики результатов соответствующего экономического процесса, отражаемого данным счетом; б) важнейший макроэкономический показатель экономического развития.
СНС как метод народнохозяйственного учета и статистических расчетов достаточно полно и адекватно отражает реалии рыночной экономики. Положенные в основу функционирования системы принципы балансирования доходов и расходов по методу двойной записи, стоимостной оценки всех товаров и услуг, раздельного учета на специальных счетах финансовых и перераспределительных потоков позволяют проводить макроэкономический анализ, строить систему индикаторов для целей государственного регулирования экономики, осуществлять планирование и прогнозирование экономического развития.
Каждый счет относится к одному аспекту экономической деятельности. В системе счетов отражается взаимосвязь между начальным формированием ресурсов, движением доходов и их использованием и конечными финансовыми результатами деятельности.
Счета можно разделить на текущие и счета накоплений. К первым относятся те, в которых операции полностью заканчиваются в текущем году – счета производства и счета доходов, ко вторым – счета операций с капиталом, финансовые счета, балансы активов и пассивов.
Ряд счетов начинается со счета производства. Результатом производства является выпуск товаров и услуг. Разница между выпуском и промежуточным потреблением, называемая добавленной стоимостью, представляет собой сумму первичных доходов, созданных в экономике в результате производства.
Счета доходов являются центральными в этой системе счетов, связывая результат производства с процессами капиталообразования и изменения финансовых активов и пассивов. Счета доходов, как уже упоминалось, делятся на три группы. Смысл этого разделения в выделении трех основных этапов кругооборота доходов: образование; распределение и перераспределение; использование на потребление и сбережение. Все эти процессы исследуются не только для экономики в целом, но и по институциональным секторам.
Задача счетов доходов – выделить все доходы, связанные с производством, которое, конечно, понимается в широком смысле. Так, валовая добавленная стоимость представляет собой сумму доходов: оплату факторов производства, предоставленных в распоряжение внутренней экономики, плюс налоги на производство и продукты – доходы государства. В счете образования доходов эта сумма делится на три части: оплата труда наемных работников – трудовые доходы, налоги на производство и сумма остальных факторных доходов, которую называют прибылью, а для сектора домашних хозяйств – смешанный доход.
В счете распределения первичных доходов происходит выделение остальных факторных доходов – доходов от собственности (проценты, дивиденды, рента, нераспределенная прибыль и др.). Сальдо первичных доходов, формирующееся как балансирующая статья этого счета и как основной итог этой первой группы счетов, представляет собой распределение валовой добавленной стоимости в соответствии с предоставленными факторами по институциональным секторам. Свой вклад в сальдо первичных доходов добавляет и сектор «Остальной мир».
Счет распределения вторичных доходов показывает, как различные трансферты изменяют сальдо первичных доходов, перераспределяя доход в соответствии с текущей социально-экономической политикой государства. В итоге получается располагаемый доход как максимальная сумма (скорее абстрактная, воображаемая, теоретическая), которую можно было бы использовать, не изменяя прежних наличных денег и финансовых активов. Этот счет наиболее сложен для составления, и методическая проработка его составления на основе текущей отчетности пока не является окончательной.
Завершают группу счетов доходов счета использования доходов. Они показывают, какая часть дохода, находящаяся в распоряжении домохозяйств, органов государственного управления и некоммерческих организаций, обслуживающих домашние хозяйства, пошла на потребление и сбережение. У остальных секторов располагаемый доход равен сбережению (только у пенсионных фондов и страховых компаний имеют место поправки). Соотношение потребления и накопления является очень важной характеристикой экономики. Потребление в этом счете характеризуется с точки зрения тех, кто контролирует расходы, и этим оно отличается от фактического потребления. Поправка на перераспределение социальных трансфертов в натуре позволяет выявить те расходы, которые производят секторы органов государственного управления и некоммерческих организаций в пользу индивидуальных домашних хозяйств. Эта поправка к располагаемому доходу выполняется в отдельном счете – счете перераспределения доходов в натуре.
Фактическое потребление, как индивидуальное (домашних хозяйств), так и коллективное (органов государственного управления), фиксируется в последнем счете доходов – счете использования скорректированного располагаемого дохода.
Счет операций с капиталом показывает, что для экономики в целом сбережение равно капиталовложениям, т.е. валовому накоплению основного капитала и изменению запасов материальных оборотных средств.
Финансовый счет показывает, как на чистые кредиты или чистые долги влияет приобретение или ликвидация финансовых активов. В этом счете нет конечной балансирующей статьи. Чистое приобретение финансовых активов должно быть равно чистому принятию финансовых обязательств. Тем самым заканчивается цепь операций, которая началась с производственной деятельности в счете производства.
Своеобразной сводной таблицей является счет товаров и услуг. Как и все счета, он состоит из двух частей, однако все его статьи взяты из других счетов. Он характеризует общий объем ресурсов, складывающихся из валового выпуска продуктов и услуг и импорта, а их использование на потребление – промежуточное и конечное, накопление основного и оборотного капитала, экспорт.
Полную систему счетов дополняют балансы активов и пассивов для каждого из секторов, показывающие их активы, пассивы и чистую стоимость собственного капитала в начале и конце периода. Изменения, имеющие место в течение периода, вызываются четырьмя типами явлений. Первые два уже были отражены в счете операций с капиталом и финансовом счете. Третий тип изменений активов показывается в счете других изменений в объеме активов, в котором отражается влияние неэкономической деятельности (например, стихийных бедствий или открытий новых месторождений полезных ископаемых). Последний счет касается изменений в оценке активов и пассивов, вызванных изменениями в относительных и фактических ценах, и такой счет называется счетом переоценки.