По самостоятельному изучению дисциплины
Курс экономической теории играет роль фундамента экономических знаний, получаемых в процессе обучения. Он знакомит с основными теоретическими взглядами о закономерностях развития хозяйственной жизни общества, принципами и инструментами экономического анализа, разработанными многими поколениями ученых, которые стали методологической основой целой системы других теоретических и прикладных экономических дисциплин, формирует навыки и умения разработки и принятия решений на всех уровнях управления экономикой.
Курс экономической теории условно состоит из введения в экономическую теорию, раздела микроэкономики и макроэкономики.
Во введении в экономическую теорию студенты особое внимание должны уделить таким базовым экономическим категориям: как потребности, блага, производство, факторы производства, производственные возможности общества, экономический выбор, альтернативные издержки, отношения собственности, с которыми непосредственно связаны экономические интересы потребителей, производителей и государства.
Раздел микроэкономики помогает понять и объяснить закономерности поведения покупателей, продавцов, государственных чиновников, рассмотреть условия, при которых люди в условиях ограниченных возможностей могут максимизировать результат, к которому они стремятся. Анализ законов спроса и предложения на товарных рынках, рынках факторов производства с использованием теоретических положений разных направлений экономической мысли, позволяет понять сущность происходящих рыночных процессов, часто скрытых от поверхностного взгляда.
Переход России к рыночной экономике, безусловно, делает настоятельным изучение раздела макроэкономики. Макроэкономика наряду с классическими представлениями марксизма о закономерностях и условиях воспроизводства общественного капитала предоставляет знания, необходимые для понимания сути происходящих трансформационных процессов. «Макроэкономика» представлена классической и кейнсианской моделями экономического равновесия, теориями денег, занятости и делового цикла; концепциями монетаризма, новых классиков и новых кейнсианцев, которые позволяют дать ответ на целый ряд чрезвычайно важных вопросов общетеоретического характера, связанных с переходом от централизованной плановой экономики к рыночной системе. Эффективными инструментами макроэкономического анализа выступают «совокупный спрос» и «совокупное предложение», кейнсианская модель макроэкономического равновесия и ее инструментарий.
При изучении курса экономической теории в современных условиях студентам следует иметь в виду, что идеального единственного учебника по этому курсу не существует. Сейчас издано уже достаточное количество отечественной и переводной учебной литературы по экономической теории и ее основным разделам, в которой представлено все богатство теоретических взглядов на экономическую жизнь общества, а объем аудиторной и самостоятельной работы, предусмотренный учебным планом ограничен. Поэтому базовым учебником по данному курсу принят учебник Иохина В.Я. «Экономическая теория», рекомендованный УМО по специальности по 100700 «Коммерция» и учебник «Курс экономической теории» под общей редакцией профессоров Чепурина М. Н. и Киселевой Е.А., которым библиотека БФ АлтГТУ располагает в большом количестве экземпляров. Но это совсем не значит, что не следует пользоваться и другими рекомендованными учебниками, а также первоисточниками – трудами тех великих экономистов, которые создавали экономическую теорию как науку: А. Смита, К Маркса, А. Маршалла, Дж. М. Кейнса, П. Самуэльсона и др.
В качестве нити Ариадны студенты должны внимательно прорабатывать конспект лекций, опорные конспекты по экономической теории, которые составляют канву курса, содержащие основные устоявшиеся положения экономической теории, отталкиваясь от которых они смогут самостоятельно расширять свой кругозор по основным темам курсам, используя весь перечень рекомендуемой основной и дополнительной литературы.
Курс экономической теории изучается студентами в течение двух семестров. По окончании первого курса студенты сдают зачет, а по окончании второго − экзамен за весь курс.
Особенностью получения образования по заочной форме обучения является большой объем самостоятельной работы.
Цели СРС состоят:
– в формировании у студентов навыков к самостоятельному творческому труду, умения решать профессиональные задачи;
– в формировании потребности к непрерывному самообразованию, совершенствованию знаний и умений, расширению кругозора;
– в приобретении опыта планирования и организации рабочего времени.
Самостоятельная работа студентов охватывает все формы организации учебного процесса. Самостоятельная работа студентов делится на следующие виды:
– СРС во время аудиторных занятий (на лекциях, семинарах, практических занятиях) под непосредственным руководством и контролем преподавателя;
– СРС под контролем преподавателя при проведении научных, научно–практических и научно–методических конференций, семинаров, олимпиад и т.п. мероприятий различного уровня (внутри– и межвузовских, региональных, всероссийских, международных);
– СРС во внеаудиторное время под контролем преподавателя на основе специально разрабатываемого учебно–методического обеспечения; при этом основной формой контроля СРС является самоконтроль.
Аудиторная СРС по дисциплине предполагает выполнение самостоятельных заданий на практических и семинарских занятиях, проведение контрольных опросов (текущее тестирование).
Внеаудиторная СРС по дисциплине предполагает:
– конспектирование обязательной литературы к семинарским занятиям, работа с первоисточниками;
– проработка конспекта лекций, учебников, учебных пособий, другой учебно–методической литературы;
– подготовка к практическим и семинарским занятиям, тестовому контролю, экзамену.
Среди всех видов самостоятельной работы особое место занимает самостоятельное изучение достаточно большого количества тем курса по учебникам, учебным пособиям, первоисточникам. При самостоятельном изучении соответствующих тем курса студентам-заочникам целесообразно конспектировать изучаемый материал, проверять самостоятельно себя в процессе выполнения многочисленных тестовых заданий, которые предусмотрены материалами по тестированию для студентов ЗО, выложеных на сайтах в интернете, предложеных интернет-тренажерами по экономике, микроэкономике, макроэкономике в рамках ФЭПО. Ключ доступа, как правило, выкладывается на сайте института.
При составлении конспектов при самостоятельном изучении учебного материала необходимо иметь в виду, что конспект – это краткое связное изложение содержания произведения или его части, без подробностей и второстепенных деталей. По своей структуре и последовательности конспект должен соответствовать плану изучаемой темы или ее части. Поэтому важно, сначала составить план, а потом писать конспект в виде ответа на вопросы плана. Основные требования для написания конспекта: краткость, сжатость, целесообразность каждого записываемого слова, содержательность записи. Объем конспекта, как правило, меньше объема изучаемого текста в 7-15 раз. При конспектировании студенты должны отдавать себе отчет, что конспекты составляются для себя, и представляют важнейшую форму усвоения материала курса, подготовки к контрольным точкам и формирования общекультурных и профессиональных компетенций.
Чтобы успешно освоить курс экономической теории и показать отличные знания на экзамене, студентам-заочникам рекомендуется в течении всего семестра регулярно работать над курсом, чтобы во время сессии в течении очень ограниченного количества часов аудиторных занятий рассмотреть наиболее сложные для восприятия и понимания вопросы.
Для рациональной организации работы по самостоятельному изучению курса «Экономическая теория» студентам рекомендуется общее количество часов, отведенных учебным планом на самостоятельную работу равномерно распределить по учебным неделям каждого из семестров. Так, например, в первом семестре из 90 часов целесообразно работать над курсом по 4 часа в неделю, исходя из предусмотренных 18 недель семестра (итого 72 часов), 18 часов подготовки студентам рекомендуется использовать в период сессии. Во втором семестре − 5 часов в неделю, исходя из предусмотренных 18 недель семестра (итого 90 часов), 29 часов рекомендуется использовать в период сессии.
Содержание тем курса «Экономическая теория» и количество часов для самостоятельного изучения дисциплины приведено в таблице.
Дисциплина состоит из 4 модулей. Текущий тестовый контроль предусмотрен на 9 неделе первого семестра и 10 неделе второго семестра. Сдача контрольной работы предусмотрена на 18 неделе каждого семестра.