Основные организационные формы деловых предприятий
В соответствии с классификацией О.Уильямсона можно выделить четыре базовых формы крупных фирм: U- структура, H, M и смешанная.
- Унитарные предприятия (U – структура) – это узкоспециализированные предприятия с максимальной централизацией управления. Эффективны при использовании неспецифических активов, устойчивом спросе на выпускаемую простую, массовую продукцию.
- Холдинг (H – структура) это фирма с множеством подразделений, в которой главный офис не занят стратегическим контролем их деятельности. В США банковские холдинговые компании (BHC) являются основной организационной формой банков, владеют несколькими коммерческими банками и небанковскими дочерними фирмами. Материнская компания (главный офис холдинга) выполняет различные финансовые, юридические, бухгалтерские функции в интересах дочерних фирм (банков), с которых она собирает комиссионные и процентные выплаты, а также свободные от налогообложения дивиденды.
- М-фирма – мультидивизионная структура, впервые появившаяся в 1920-е годы в США («Дюпон» и «Дженерал Моторс») и характерная созданием полуавтономных производственных подразделений, функционирующих на основе принципа самоокупаемости и сформированных в зависимости от типа продукта, торговой марки или по географическому признаку. М-структура интегрирует U- организацию и H- структуру. Здесь сохранена централизация принятия решений (выпуск новой продукции, инвестиционная политика, стратегический менеджмент), но децентрализованы оперативный контроль и управление.
- Смешанная структура возникает в том случае, если одно из подразделений полностью управляется и контролируется главным офисом как унитарное предприятие, второе – зависит от главного офиса только финансово, как в холдинге, а третье имеет операционную самостоятельность и действует на принципе самоокупаемости, как в М-струтуре.
Хозяйственная практика позволяет также выделить следующие типы фирм: действующие в командной экономике (К); фирма американского типа (А); фирма японского типа (J); предприятия переходной экономики (П).
1. Предприятия командной экономики (К). Такое предприятие ориентировано не на максимизацию прибыли, не на минимизацию издержек, а на выполнение плановой выработки в заданные сроки и на основе выделенных по плану ресурсов. По существу, К являлось подразделением унитарной организации, т.е. министерства, ведомства («конторы»). К функционирует в экономике дефицита, не может изменять поставщиков, потребителей, цены и вынуждено создавать собственный запас ресурсов, держать в штате избыточную рабочую силу (в том числе для того, чтобы помогать колхозам и совхозам).
2. Фирма А наиболее близка модели, описываемой в учебниках: нацелена на максимум прибыли, обладает необходимой информацией, действует в конкурентной среде, не регулируется государством. Такая фирма ориентирована на снижение трансакционных издержек. Максимизации прибыли требуют акционеры – через максимизацию своего дохода в расчёте на акцию (P/E). Индивидуальным акционерам принадлежит большинство акций фирмы.
3. Фирма J. Индивидуальным акционерам принадлежит менее четверти акций, а ¾ - финансовым институтам и холдингам – «кейретцу». Интересно, что работники , не являясь собственниками- акционерами, принимают реальное участие в осуществлении контроля за деятельностью фирмы, а крупные акционеры (прежде всего банки) охотно доверяют текущий контроль самим работникам фирмы. В фирме J активно используется ротация работников между подразделениями и выполняемыми функциями. Этим формируется универсальный работник, способный выполнять разные виды работы и руководить. Максимизация прибыли не так важна для фирмы J. Более важным для неё является достижение более высокой доли рынка, рост объёма выпуска и продаж.
4. Предприятие П на начальном периоде ориентировано на выживание, на сохранение трудового коллектива. Структура собственности только складывается. Характерна «рекомбинация собственности», допускающая размытость частной и государственной собственности, формальность приватизации, нечёткость организационных границ предприятий. Структура производственных связей формируется предприятием П не на основе минимизации трансакционных издержек, а на стремлении сохранить традиционные связи с поставщиками и потребителями.
Основными организационно-правовыми типами фирм являются: а) индивидуальное предприятие; б) товарищество; в) акционерное общество.
Малый бизнес функционирует в виде индивидуальных предприятий и реже товариществ. Индивидуальное предприятие – это небольшая фирма, владелец которой одновременно является главным служащим и менеджером. В России юридически индивидуальные предприятия организуются как: 1) индивидуальная трудовая деятельность (ИТД); основанная на собственном труде предпринимателя; 2). индивидуальное частное предприятие (ИЧП), где наряду с предпринимателем используется труд наёмных работников; 3). предпринимательская деятельность без образования юридического лица (ПБОЮЛ) - исключительно популярна, предполагает небольшую оплату разрешения (патента) и небольшой налог вместо подоходного налога.
Для среднего, а иногда и крупного бизнеса лучше подходит форма товарищества (партнёрство),основанного на объединении денег и имущества (паи) участников. Различают полное товарищество с максимальной степенью доверия, полной солидарной ответственностью не только в размере своего пая, но и всего личного имущества по долгам товарищества.
Далее следует товарищество с ограниченной ответственностью, которая распространяется лишь на капитал предприятия и в случае банкротства за долги не могут быть востребованы личное имущество товарищества, личные счета, ценные бумаги других предприятий. Наконец, смешанные товарищества (коммандитное, «на вере») включает полных участников (товарищей, партнёров), которые руководят делом и полностью солидарно отвечают по всем обязательствам предприятия, и вкладчиков, не участвующих в управлении и отвечающих по обязательствам только размером своего вклада.
Крупный бизнес, как правило, организуется в форме закрытых и открытых (публичных) акционерных обществ. Закрытое общество (ЗАО) по своей сути очень похоже на товарищество, так как капитал здесь распределяется среди замкнутого круга лиц, а акции не могут свободно обращаться.
Открытое акционерное общество (ОАО) является публичной компанией с ограниченной ответственностью, акции которой свободно обращаются на фондовом рынке. Характерной чертой акционерных обществ является разделение в рамках пучка прав собственности функций владения и управления. Владельцами выступают акционеры-собственники, а управляют собственностью, предприятием наёмные управляющие – менеджеры.
В России весьма распространена такая организационная форма бизнеса, как группа компаний (ГК), представляющая собой объединение фирм, находящихся в собственности одного и того же владельца (или нескольких владельцев), единство управления которыми обеcпечивается неформальными методами. ГК снижает трансакционные издержки защиты прав собственности. Однако эта форма в значительной степени непрозрачна, часто подозревается в уклонении от уплаты налогов, непривлекательна для сторонних инвесторов. По мере роста размеров и «солидности» ГК часть преобразуется в холдинги, имеющие прозрачную структуру и стратегию развития и стремящиеся стать публичными компаниями, например, через выход на биржу путём IPO (первоначального публичного предложения акций).
Наиболее масштабной формой объединения компаний являются финансово-промышленные группы (ФПГ), в которых интегрированы крупные банки, финансовые компании и промышленные фирмы. Каждая составная часть ФПГ самостоятельна экономически и финансово, но учитывает общий интерес группы. Координационную роль выполняет головная организация (крупнейшее предприятие или банк).
Среди государственных предприятий в России выделяются:
- государственные корпорации -Росатом, Роснано, Внешэкономбанк и др. Сейчас они необходимы, обеспечивают инновационные прорывы, но в перспективе они должны приватизироваться (полностью или частично);
- унитарные предприятия – школы, больницы. Имущество их неделимо;
- акционерные предприятия– ОАО «РЖД», ОАО «Газпром», ОАО «Сбербанк». Контрольный пакет акций таких предприятий принадлежит государству;
- казённые предприятия– финансируемые из бюджета через казначейство по сметам доходов и расходов.
В непроизводственной сфере много автономных учреждений, которые весьма самостоятельно распоряжаются получаемой прибылью, федеральных государственных бюджетных учреждений.(ФГБОУ ВПО «КГТУ»)
В развитых рыночных экономиках все большее значение приобретают некоммерческие (НКО) и негосударственные (НГО) организации. Это добровольные общественные организации, которые предоставляют товары и услуги, производство которых обычно относится к обязанностям государства: (merit goods) – блага, потребление которых желательно для общества. Спрос на эти блага превышает то предложение, которое обеспечивают частные фирмы и государство. НКО (НГО) обеспечивают питание и социальные услуги бедным, поддерживают искусство, медицинские исследования, дополнительные образовательные услуги.
НКО (НГО) могут зарабатывать прибыль, но в них запрещается распределять эту прибыль. Если организация получает чистую прибыль, то она должна быть целиком направлена на финансировании тех услуг, для производства которых создана НКО. Некоммерческие организации принимают разные формы. Одни могут существовать на пожертвования («Красного Креста», «Армии Спасения», благотворительных фондов); могут оказывать услуги за плату (дома престарелых, больницы); могут сочетать два способа финансирования и развития (западные университеты получают пожертвования, в том числе из своих благотворительных фондов, и оказывают платные образовательные услуги).
Существуют также фирмы с рабочим самоуправлением, или предприятия, «управляемые трудом». Их было очень много в бывшей Югославии. Но определённое значение они имеют и в промышленно-развитых рыночных странах. Например, бывший хозяин предприятия, расставаясь в конце жизни с бизнесом и зная, что у него нет достойного наследника – продолжателя дела, решает передать предприятие в совместную собственность работников. Каждый получает долю в капитале в виде определённого числа акций. Тогда он одновременно является собственником и работником.
В таких предприятиях возникают проблемы отношений собственников- рабочих и наёмных менеджеров, которым бывает сложно управлять персоналом. Для устранения такой проблемы практикуют передавать акции в специальный фонд (или в трастовое управление). Накапливать в нём дивиденды, а при выходе не пенсию (увольнении) работнику возвращают акции (или выкупают их).