Признаки отраслевого рынка
Классификация рыночных структур базируется на ряде параметров, которые определяют признаки отраслевого рынка:
Численность продавцов
Рыночные доли фирм,
3) степень замещения продукта,
Условия вступления в отрасль и выхода из нее,
Степень контроля производителей над ценами
6) характер поведения фирм,
7) доступность информации.
В зависимости от содержания каждого признака и их комбинации формируются различные типы отраслевых рынков, характеризующиеся разной степенью конкурентности[21].
В конечном счете, все эти признаки найдут свое выражение в характерном для каждого типа рынка количестве и размере фирм, что дает возможность представить распределение основных типов рыночных структур в виде следующей схемы рис. 16.1:
Рис. 16.1 – Типы рыночных структур
Типы рынков.
В экономической литературе принято выделять следующие типы рынков.
1) Рынок совершенной конкуренции
2) Рынок монополистической конкуренции
3) Рынок абсолютной (чистой) монополии
4) Рынок монопсонии
5) Олигополистический рынок
1. Рынок совершенной конкуренциипредставляет собой рыночную структуру, характеризующуюся большим числом небольших фирм, которые не оказывают влияния на рыночную цену.
Приводим признаки рынка совершенной конкуренции:
1) численность продавцов,
атомизация рынка, свидетельствующая о присутствии большого количества покупателей и продавцов, рыночные доли которых столь малы, что субъекты рынка полностью подчинены влиянию рыночных сил и не могут оказывать воздействия на рыночные цены;
Рыночные доли фирм,
Рыночные доли фирм малы.
Степень замещения продукта,
стандартизация продукции, означающая такую однородность продукции разных фирм, что у потребителей нет оснований предпочитать продукцию одной фирмы продукции другой;
Условия вступления в отрасль и выхода из нее,
свободный вход в отрасль и выход из нее указывает на то, что в отрасли отсутствуют какие-либо препятствия для того, чтобы помешать новым фирмам начать производство, а действующим — прекратить операции;
Степень контроля производителей над ценами,
Большое количество продавцов и покупателей приводит к тому, что их рыночные доли столь малы, поэтому субъекты рынка полностью подчинены влиянию рыночных сил и не могут оказывать воздействия на рыночные цены;
Характер поведения фирм.
автономность поведения фирм, свидетельствующая о том, что, принимая решения, фирмы не учитывают реакции своих конкурентов.
Доступность информации
прозрачность рынка, подразумевающая, что отрасль характеризуется свободным и бесплатным доступом к информации о ценах и альтернативах, а участники рынка располагают полной рыночной информацией;
Информация имеет три характеристики: доступность, достоверность и достаточность.
2. Рынок монополистической конкуренции— тип рыночной структуры, где обладающие рыночной властью продавцы дифференцированного товара конкурируют друг с другом за объем продаж.
Приводим признаки рынка монополистической конкуренции:
Численность продавцов
большое число продавцов, достаточное для того, чтобы отрасль была конкурентной, однако меньше, чем при совершенной конкуренции
Рыночные доли фирм
Значительные рыночные доли каждой фирмы
3) степень замещения продукта,
замещение продукта, означающая, что, хотя товары разных фирм удовлетворяют одну и ту же потребность, товару каждой фирмы присущи свои уникальные особенности, обусловливающие высокую, но не абсолютную степень замещения их товаров, что приводит к возникновению ограниченной рыночной власти;
Условия вступления в отрасль и выхода из нее,
отсутствие барьеров проникновения в отрасль хотя и сохраняется в виде отсутствия легальных (технологических и законодательных) препятствий, но при более высоких, нежели в условиях совершенной конкуренции, издержках проникновения в отрасль, обусловленных дифференциацией продукции (лояльность потребителя по отношению к торговой марке);
5) степень контроля производителей над ценами,
Так как каждая фирма располагает большой рыночной долей. то это способствует влиять на рыночный спрос;
Характер поведения фирм,
отсутствие стратегического поведения из-за большого количества продавцов.