Направления развития в разработке систем FADEC
Основные конструктивные особенности систем FADEC, описанные выше, будут применяться и в системах двигателей следующего поколения. Но эти системы, учитывая современные темпы развития, как, например, у двигателей GEnx (GE Aviation), устанавливаемых на самолетах семейства Boeing (В787 и В747-8) и аналогичных ему, будут иметь улучшенные характеристики, позволяющие повысить надежность и понизить стоимость эксплуатации. Фирма GE Aviation предлагает покупателям данные системы под названием «интеллектуальный двигатель».
В ближайшей перспективе будет улучшено обнаружение отказов для достижения полного обнаружения всех отказов на борту самой системой FADEC. Будут улучшены характеристики диагностирования, как для газового тракта, так и для определения механической исправности критических элементов двигателя.
Вследствие улучшения качества диагностики газового тракта система будет способна обнаружить разрушение турбины ВД, и его влияние на температуру EGT. Это позволит сохранить оптимальную эффективность регулировки в реальном времени системы управления зазорами ТВД. Другим эффектом снижения стоимости эксплуатации будет способность использовать информацию о реальных циклах налета для расчета ресурса деталей с ограниченным сроком службы (LLPs). Происходит оптимизация использования деталей типа LLPs, так как для расчета ресурса берется в расчет влияние циклов налета при пониженных температурах.
Состояние масляной системы будет отслеживаться более тщательно усложненной системой обнаружения стружки. Датчики будут снабжены технологией индуктивного измерения, позволяющей обнаруживать, подсчитывать и классифицировать металлические частицы по размеру и типу (ферромагнитные или неферромагнитные). Это позволяет системе определить тенденцию изменения количества частиц в масле.
Использование датчиков давления вместо переключателей для мониторинга масляных фильтров позволяет рассчитывать тенденцию изменения пропускной способности фильтра.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Черкасов Б.А. Автоматика и регулирование воздушно-реактивных двигателей. М.: Машиностроение, 1988. 360с.
2. Березлев В.Ф, и др. Системы автоматического регулирования газотурбинных двигателей. Конспект лекций. Киев: КНИГА, 1984. 40с.
3. Гаевский С.А, и др. Автоматика авиационных газотурбинных двигателей; Под ред. проф. А.В. Штоды. М.: Военное издательство министерства обороны СССР, 1980. 248с.
4. И.И. Кринецкий. Основы авиационной автоматики. М.: Машиностроение, 1983. 404с.
5. Бесекерский В.А. Лекции по теории автоматического регулирования. ЛКВВИА им. А.Ф. Можайского, Ленинград-1962. 577с. – шифр 62-52 (Б53).
6. Минин П.П. Автоматическое регулирование газотурбинных реактивных двигателей. ХВАИВУ, 1957.
7. Боднер В.А, и др. Системы автоматического управления двигателями летательных аппаратов. М.: Машиностроение, 1973. 248с. – шифр 629.321Э (Б75).
8. ГОСТ 23851-79г. Двигатели газотурбинные авиационные. Термины и определения. М.: Государственный комитет по стандартам, издательство стандартов, 1980.100с.
9. ГОСТ 31754-79г. Схемы гидравлические. Условные обозначения. М.: Государственный комитет по стандартам, издательство стандартов, 1980. 28с.
10. Иноземцев А.А., Нихамкин М.А., Сандрацкий В.Л. Автоматика и регулирование авиационных двигателей и энергетических установок. Том 5. - М.: Машиностроение, 2008. - 200с.
11. Andreas Linke. System of Commercial Turbofan Engines. Springer – Verlag Berlin Heidelberg, 2008. - 239c.
12. Training manual CFM 56-3. Engine Systems, Power management and fuel control. CFM international for B737-300, B737-400.
13. Presentation by CFM. Flight Operations Support. 13 December 2005.
14. Training manual CFM 56-5B. Engine Systems, Power management and fuel control. CFM international for A319, A320.
15. Paul Deutschle, Marty Koenemann. Presentation ECU. 3 May 2011.
16. Didier Parent. PS3 Line. CFM56-5/-5B Focus Team Meeting. 21 March 2007
17. Paul Deutschle, Cameron Winton. Presentation HMU. 3 May 2011.
18. Дорошко С.М. Авиационные силовые установки (англо-русский терминологический словарь) . – М.: АСПОЛ Аргус, 1997. – 192с.
19. ГОСТ 23851-79г. Двигатели газотурбинные авиационные. Термины и определения.
20 – Engine_Fuel_&_Control-CFM56-3. Training manual Boeing B.737-300/400/500. Sabena.
Оглавление
Раздел 1. Теоретические основы устройства и работы систем автоматического управления (регулирования) авиационных газотурбинных силовых установок (АГТСУ)……………………………………………………………………………...
Тема 1. Системы автоматического управления (регулирования) авиационных газотурбинных силовых установок (АГТСУ)……………………………………...
1.1. Обоснование необходимости применения САУ (САР) для обеспечения надежного и эффективного управления АГТСУ. Краткие сведения об истории развития САУ…………………………………………………………….
1.2. Определение САУ (САР) АГТСУ, состав, назначение, основные требования………………………………………………………………………….
1.3. Системы и устройства силовых установок, работа которых управляется с помощью автоматических систем……………………………………………....
1.4. Классификация основных типов АС управления современных АГТСУ.
Тема 2. Управление авиационными ГТД…………………………………………...
2.1. Основные эксплуатационные режимы работы авиационных ГТД……...
2.2. Регулируемые параметры (РП) и регулирующие факторы (РФ) авиационных газотурбинных двигателей. Требования к регулируемым параметрам (РП)……………………………………………………………………
2.3. Программы регулирования одновального ТРД, двухвального ТРД, двухконтурного ТРД (ТРДД), ТВД и турбовального ГТД (ТВаД)……………..
2.4. Изменение различных параметров двигателей при изменении внешних условий (pн* и Тн*) для различных программ регулирования……………………
Раздел 2. Устройство и работа систем автоматического управления (регулирования) авиационных газотурбинных силовых установок (АГТСУ)……
Тема 3. Системы двигателя………………………………………………………….
3.1. Общие сведения о системах двигателя……………………………………
3.2. Классификация систем двигателя………………………………………….
Тема 4. Общая характеристика топливной системы….……….…………………...
4.1. Основные данные топлива……………………………………………….…
4.2. Состав, назначение, описание и работа топливной системы…………….
Тема 5. САУ двигателем и подачей топлива…………………...…………………...
5.1. Основные задачи системы автоматического управления………………...
5.2. Регулирование тяги и частоты вращения роторов…..……………………
5.2.1. Регулирование частоты вращения ротора высокого давления (N2)..
5.2.2. Регулирование частоты вращения ротора низкого давления (N1) и степени повышения давления в двигателе………………………………………..
5.2.3. Режимы работы двигателей самолетов коммерческих авиалиний………………….......................................................................................
5.3. Гидромеханические САУ двигателем и подачей топлива……………….
5.3.1. Упрощенная схема управления подачей топлива (гидромеханическое устройство)…….……………………………………………
5.3.2. САУ двигателем и подачей топлива ТРДД CFM56-3…….………....
5.3.3. САУ двигателем и подачей топлива ТРДД CF6-80C2 (версия с РМС)………………………………………………………………………………...
5.4. САУ двигателем и подачей топлива типа FADEC………………………..
5.4.1. Конструкция системы………………………………………………….
5.4.2. Интерфейс ²Самолет/Двигатель²……………………………………...
5.4.3. Системы FADEC конкретных двигателей……………………………
5.4.4. Направления развития в разработке систем FADEC………………...
Список использованной литературы……………………………………………..