Проблемы альтернативных и предельных затрат
Когда экономика находится на границе производственных возможностей, то выбор всякий раз происходит между максимальными объемами производства товаров А и В.
Однако чаще производитель пребывает в точке Е, когда имеется резерв ресурсов для одновременного увеличения сопряженных результатов (и товара А, и товара В). В подобной ситуации число альтернатив необозримо возрастает, причем здесь альтернативы не связаны, как на границе производственных возможностей, с ростом одного продукта за счет абсолютной потери другого.
Действительно, на границе производственных возможностей выбор регулируется только допустимой величиной «альтернативной цены». Внутри же сферы производственных возможностей (точка Е) возникает иная ситуация:
а) имеется резерв ресурсов для расширения производства;
б) наличие резерва снимает ограничение, накладываемое альтернативной ценой, позволяя одновременно наращивать производство и товара А, и товара В.
Это осложняет выбор оптимального решения, однако каждый избранный вариант по-прежнему делает невозможным другие варианты. Различие лишь в том, что если на границе производственных возможностей речь шла о неизбежной потере части какого-либо результата, то теперь — о потере, которой могло не быть! Количество товаров, которое приходится терять при максимизации производства в условиях неполного (неэффективного) использования ресурсов, в экономической теории получило название «альтернативная затрата».
Таким образом, в условиях неполного применения ресурсов максимизация возможна в любом направлении, в том числе и одновременного увеличения обоих результатов. И тем не
менее уже выбранное направление делает невозможными другие варианты, которые, однако, были возможны. Вот эта несостоявшаяся возможность, а с ней — и упущенная выгода, — постоянно «кровоточит» в сердце производителя, заставляя его бесконечно взвешивать выгоды всех возможных альтернативных затрат.
Сказанное позволяет понять содержание такой важнейшей экономической категории, как «альтернативная затрата». Под ней экономическая наука понимает не действительно состоявшийся расход ресурсов (это были бы действительные, реальные издержки производства), а потенциальную потерю тех товаров, которые могли бы быть произведены из примененных ресурсов.
Такое понимание затраты для не экономистов непривычно. Фактически понесенные затраты — это понятно, но считать затратами, потерями то, что не произведено, но что могло бы быть произведено из тех же ресурсов при ином их использовании, — такое понимание затрат присуще только экономической теории.
Какому же из множества доступных в точке Е вариантов следует отдать предпочтение?
Экономическая теория отвечает на этот вопрос так: оптимальным вариантом нужно считать тот, который — при прочих равных условиях — обеспечивает максимальную эффективность использования ресурсов. Формула эффективности, как мы помним, есть отношение максимума возможного результата к минимуму необходимых затрат. Поскольку в рыночной экономике под «результатом» имеют в виду величину денежного дохода, а под «затратами» — величину денежных расходов на ресурсы, то привычная формула (результат/затраты)-превращается в «рыночную» (доходы/расходы). Следовательно, отношение максимально возможного дохода к минимально необходимым расходам — такова универсальная логика действий каждого участника рыночной экономики.
Однородность денежного выражения результатов и затрат позволяет рассчитывать ожидаемую доходность на единицу затрат ресурсов в любом альтернативном варианте. При такой методике расчета все альтернативные затраты становятся «при-
веденными», сопоставимыми, что и позволяет определить максимальную доходность на единицу расходов в каждом варианте. Тем самым участники рыночной экономики приобретают возможность выбора оптимального варианта альтернативных затрат.
Любому, даже начинающему бизнесмену понятно, что при прочих равных условиях дополнительный доход достигается только дополнительным производством данного товара. Возникает естественное стремление к максимизации объема производства. «Предельность» и есть нанятые, с помощью которого экономисты характеризуют объективную границу доходного увеличения объема производства.
Согласно закону относительно убывающей эффективности производства, эффективность использования ресурсов падает по мере максимизации производства определенного продукта. И происходит это потому, что на каждую дополнительную единицу продукта приходится расходовать всевозрастающее количество дополнительных единиц ресурсов (об этом нам говорит форма кривой производственных возможностей). В конце концов наступает момент, когда дополнительный результат(«дополнительный доход») становится равным дополнительным затратам(«дополнительным расходам»), необходимым для его достижения.Это и есть та ситуация, в которой «дополнительное» становится «предельным», поскольку достигается экономический предел максимизации объема производства (а с ним — максимизации и затрат ресурсов, и величины общего дохода).
Здесь надо обратить внимание на два момента. Во-первых, на то, что речь идет именно об экономическом пределе: дополнительные ресурсы сами по себе способны произвести дополнительную продукцию, однако она становится экономически невыгодной, так как расходы начинают превышать доходы. Во-вторых, на то, что всякое «предельное» есть «дополнительное», но не всякое «дополнительное» является «предельным», только сопоставление доходов и расходов может обнаружить превращение «дополнительного» в «предельное».
Очевидно, что любого участника рыночной экономики интересует величина его максимально возможного («предельного»)
дохода. Экономическая теория дает общее решение этой универсальной задачи.
Построим график, по вертикали которого отложим величины дополнительного дохода и величины дополнительных расходов (денежных затрат на производственные ресурсы). По горизонтали же представим величины объема производства. Все три показателя находятся в жесткой зависимости, величина дополнительных расходов предопределяет объем дополнительного производства, который в свою очередь — величину дополнительного дохода. Именно это и представлено на графике предельных затрат, на котором сопоставляются дополнительные доходы и расходы (каждая последующая единица дополнительного дохода сравнивается с величиной требуемых для этого дополнительных расходов) — см. график 4.2.
предельный объем
дополнительного
производства
объем производства
График 4 2. Модель предельного дохода
На графике такое сопоставление примет следующий вид: кривая дополнительных доходов устремится вниз, тогда как кривая дополнительных расходов — вверх. Точка их пересечения и покажет «предельный» (максимально доходный) объем производства, расходов и доходов. Далее наращивать объем производства бессмысленно, так как величина дополнительных расходов превысит величину дополнительных доходов.
Если мы расчленим «издержки» и «доходы» на составляющие их «единицы», то можно сформулировать следующий принцип: общий объем дохода достигает максимума тогда, когда величина дохода от новой дополнительной единицы используемого ресурса становится равной величине расхода на эту единицу.
Отсюда следуют два вывода-
1) если производитель использует различные ресурсы, то максимальная эффективность их использования достигается? только тогда, когда обеспечена предельная доходность от каждой «единицы» каждого ресурса («микроэкономическая предельная эффективность»);
2) если все экономические субъекты добьются предельной доходности по всем «единицам» применяемых ресурсов, то общество войдет в точку наивысшей экономической эффективности производства («макроэкономическая предельная эффективность»)
Ограниченность («редкость») ресурсов накладывает печать «предельности» практически на все стороны производства (его объем, структуру, динамику, эффективность), а тем самым и на все стороны экономики (величину инвестиций, доходов, рентабельности, прибыли, уровень цен, платежеспособность, спрос и т. д.).
Основные положения концепции предельности сводятся к следующим. Между количеством и полезностью блага существует обратная зависимость:чем больше наличного блага, тем меньше его полезность. Поскольку количественный прирост блага изменяется с его каждой новой дополнительной единицей, то мера полезности любого блага подвижна
Следовательно, каждая новая дополнительная (или убывающая) единица блага изменяет величину его полезности Полезность «последней» единицы блага и определяет полезность всех единиц данного блага.
Полезность же (ценность) той единицы блага, которая равна расходам на нее, получила название «предельной полезности». А так как полезность блага формирует его рыночную цену, то предельная полезность образует предельную рыночную цену данного блага.
При таком подходе «капитал» и «труд» — как равноправные
факторы производства — также приобретают предельную производительность (т. е. чем больше их применяется в производстве, тем относительно меньше их плодотворность), что, в свою очередь, задает предельные величины прибыли и зарплаты. Отсюда экономическая логика действий производителя — получить максимум прибыли при наиболее рациональном использовании ограниченного объема находящихся в его распоряжении ресурсов. Рациональное («прибыльное») использование достигается максимизацией наименее затратных в данной ситуации факторов производства. Эта максимизация имеет объективно заданные пределы, по приближении к которым наращивание ресурсов сопровождается падением доходности.
Конечно, в жизни все сложнее. На практике для измерения динамики предельной полезности необходимо ранжирование потребностей, учет величины доходов, наличия товаров-заменителей, уровня цен на них И тем не менее концепция предельной полезности относится к фундаментальным основам современной экономической теории.
Лекиия 5. Рыночная экономика: модель и реальность