По дисциплине «Конкурентоспособность региональной экономики»
ПЕРЕЧЕНЬ ТЕМ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ
Виды заданий для внеаудиторной самостоятельной работы студента:
- чтение учебников, учебных пособий, электронных учебников, законодательных актов, дополнительной литературы,составление плана текста;
- конспектирование текста;
- составление глоссария;
- выписки из текста;
- работа со словарями и справочниками;
- учебно-исследовательская работа;
- использование компьютерной техники и Интернета и др. при выполнении творческих домашних заданий для закрепления и систематизации знаний:
- работа с конспектом лекций (обработка текста);
- повторная работа над учебным материалом (электронного учебника, первоисточника, дополнительной литературы);
- составление плана и тезисов ответа на вопросы промежуточного контроля;
- составление таблиц для систематизации учебного материала;
- ответы на контрольные вопросы;
- аналитическая обработка текста (аннотирование, рецензирование, реферирование, конспект-анализ, работа с обучающей программой и др.);
- подготовка сообщений к выступлению на практическом занятии, конференции;
- составление библиографии;
- тестирование и другие.
Овладение знаниями для формирования умений и навыков:
- решение задач и упражнений по образцу;
- решение ситуационных (профессиональных) задач;
- подготовка к деловым играм, тренингам, проблемным урокам практических работ.
Перечень вопросов, выносимых на самостоятельное изучение.
Вопросы, выносимые на самостоятельное изучение состоят в изучении, конспектировании и анализе литературных источников. Методические рекомендации по самостоятельному изучению вопросов тем дисциплины:
1. Необходимо прочитать литературные источники, проанализировать качество и полноту изложения материала по изучаемым вопросам в литературных источниках.
2. Законспектировать ответы на вопросы самостоятельного изучения.
3. Ответить на контрольные вопросы.
4. Рекомендуется письменно составить свои вопросы к тексту (не менее трех).
5. Рекомендуется дать собственные комментарии позиции автора(ов) литературного источника, согласие или несогласие с автором(ами), аргументацию своей интерпретации.
6. Контроль за внеаудиторной самостоятельной работой осуществляется на практических занятиях, индивидуальных и групповых консультациях, защите контрольной работы (ЗФО), тестировании, зачете.
Практическое занятие. Круглый стол.Тема 1. Сущность, цели, задачи, принципы, роль, место и значение конкуренции и конкурентоспособности в системе региональной экономики
Цель: освоение и закрепление компетенций: ОК-3, ПК-6,ПК-12; ПК-22.
Вопросы (проблемы) для обсуждения
1. Конкуренция как экономическая категории. Понятие, конкурентоспособности региональной экономики, ее содержание и формы.
2.Типология научных подходов к исследованию конкуренции, концепции и модели конкуренции и конкурентоспособности в условиях рыночной экономики
3. Типология конкуренции и характеристика типов, видов и методов и интенсивности конкуренции.
Темы докладов
4.Субъекты и объекты конкуренции и конкурентоспособности.
5. Факторы конкурентоспособности
6.Конкурентный потенциал, конкурентные преимущества и их классификация в региональной экономике.
Темы рефератов
6.Базовые признаки и условия конкурентоспособности региона – природно-сырьевые ресурсы, трудовые ресурсы и их квалификация, научный и управленческий потенциал, производственная база, инфраструктура. предпринимательский климат, стоимость рабочей силы и другие.
7. Факторы, определяющие интенсивность конкуренции региона.
8. Противоречия формирования конкурентоспособности региональной экономики
Реализуемые образовательные технологии: информационные технологии (презентация отчетов), метод группового решения творческих задач.
Коллективное обсуждение. Обмен мнениями. Метод анализа конкретных ситуаций, технология развития критического мышления.
Контролируемые компетенции: ОК-3, ПК-6,ПК-12; ПК-22;
ОК-3 - способность использовать основы экономических знаний в различных сферах деятельности;
ПК-6- владение навыками количественного и качественного анализа при оценке состояния экономической, социавальной, политической среды, деятельности органов государственной власти Российской Федерации, органов власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных предприятий и уреждений, политических партий, оьщественно-политических, коммерческих и некомммрческих организаций;
ПК-12- способность разарабатывать социально-экономические проекты (программы развития), оценивать экономические, социальные, политические условия и последствия реализации госудврственных (муниципальных) программ;
ПК-22- Умение оценивать соотношение планируемого результата и затрачиваемых ресурсов.
Рекомендуемая литература для подготовки - источники 1, 2, 3, 5, 6, 8, 9, 10, а также данные Росстата, периодика – статьи отраслевых журналов, специализированных Интернет-сайтов, аналитические обзоры, проводимые на предприятии, выбранном студентом для выполнения индивидуальных практических заданий по данной дисциплине и другие