Отраслевая и профессионально-квалификационная структура
В изменениях, происходящих в отраслевой структуре рабочей силы развитых стран в последние десятилетия, прослеживаются две важнейшие тенденции: резкое сокращение численности занятых в сельском хозяйстве и существенное увеличение их в сфере услуг в связи с ее расширением и превращением в ведущую сферу приложения общественного труда. Так, занятость в сельском хозяйстве США сократилась с 6,5 млн. человек в 1955 г. до 3,4 млн. человек в 1997 г., а в сфере услуг возросла с 30,1 млн. человек в 1955 г. до 96,5 млн. человек в 1997 г., составив 74,2% от общего числа занятых. В 70-90-х гг. происходил также ускоренный рост занятости в наукоемких отраслях экономики. Здесь занятость растет в два раза быстрее, чем в промышленности в целом.
В России пока отраслевая структура занятости заметно отличается от той, которая сложилась в развитых странах: в материальном производстве у нас занято более 49% экономически активного населения, а в сфере услуг — около 51% (табл. 14.1).
Таблица 14.1.
Отраслевая структура занятости в России[31]
Отрасли | 1980 г. | 1990 г. | 1997г. | |||
млн. чел. | % | млн. чел. | % | млн. чел. | % | |
Всего занято | 73,33 | 75,3 | 65,4 | |||
Сфера материального производства, всего | 41,8 | 57,0 | 41,7 | 55,4 | 30,4 | 46,4 |
В том числе: промышленность | 23,8 | 32,5 | 22,8 | 30,3 | 15,5 | 23,7 |
сельское и лесное хозяйство | 11,0 | 15,0 | 9,9 | 13,2 | 9,3 | 14,2 |
строительство | 7,0 | 9,6 | 9,0 | 12,0 | 5,6 | 8,5 |
Сфера услуг, всего | 31,5 | 43,0 | 33,6 | 44,6 | 35,0 | 53,6 |
В том числе: транспорт и связь | 7,0 | 9,6 | 5,8 | 7,7 | 5,1 | 7,8 |
торговля, общественное питание, сбыт и заготовки | 6,0 | 8,3 | 5,9 | 7,8 | 6,9 | 10,6 |
жилищное коммунальное хозяйство и бытовое обслуживание населения | 2,8 | 3,9 | 3,2 | 4,3 | 3,4 | 5,2 |
здравоохранение, социальное обеспечение, физкультура и спорт | 3,5 | 4,8 | 4,3 | 5,6 | 4,5 | 7,0 |
образование, культура, искусство | 6,0 | 8,2 | 7,3 | 9,6 | 7,4 | 11,3 |
наука и научное обслуживание | 3,3 | 4,5 | 3,1 | 4,2 | 1,4 | 2,2 |
кредитование, финансы и страхование | 0,4 | 0,5 | 0,4 | 0,5 | 0,8 | 1,2 |
аппарат органов управления | 1,3 | 1,8 | 1,8 | 2,4 | 2,8 | 4,3 |
Другие отрасли | 0,9 | 1,3 | 1,8 | 2,4 | 2,6 | 4,0 |
Заметна эволюция и в профессионально-квалификационном составе рабочей силы. Само понятие «профессионально-квалификационная структура рабочей силы» неоднозначно. Оно включает три самостоятельных, хотя и тесно связанных между собой понятия: профессиональную структуру рабочей силы, ее квалификационную структуру, содержание квалификации. При этом под профессиональной структурой понимается совокупность представителей различных профессий и профессиональных групп, под квалификационной структурой — совокупность работников различных уровней квалификации. Содержание квалификации различных профессий представляет набор требуемых для выполнения данной работы навыков, знаний, опыта, других компонентов квалификации.
В США, например, преобладающей категорией в профессиональной структуре рабочей силы стали работники преимущественно умственного труда, или так называемые белые воротнички. Они составили в 1997 г. 58,7% всей занятой рабочей силы. Сюда относятся инженеры, техники, ученые, административно-управленческий персонал, а также многочисленные группы конторских и торговых служащих. В своей массе это работники наемного труда.
Доля представителей рабочих профессий составила в указанном году около 25,1 % рабочей силы. Еще одной укрупненной профессиональной категорией рабочей силы, выделяемой американской статистикой и представляющей физический труд, являются так называемые работники обслуживания. В 1997 г. они составили около 13,5% рабочей силы страны. В России доля работников физического труда достигала в 1996 г. почти 60% рабочей силы.
Говоря о квалификационной структуре, необходимо отметить, что характерной чертой качественной эволюции современной рабочей силы является рост ее образовательного уровня. Только за период с 1970 по 1997 г. в США доля лиц, получивших среднее образование, возросла в структуре рабочей силы с 52 до 89,1%, а получивших законченное и незаконченное высшее образование — с 21 до 56,2%. Сходные процессы характерны и для других развитых стран.
По показателям образования и квалификации рабочей силы Россия находится на одном из ведущих мест в мире. Так, на начало 1998 г. высшее образование в стране имело более 19% всех занятых, а среднее (общее и специальное) — около 69%. В том же году государственными и негосударственными высшими учебными заведениями было выпущено около 460 тыс. специалистов. В 1997/1998 учебном году в России насчитывалось более 3 млн. студентов вузов (207 студентов на 10 тыс. населения). Уровень образования рабочей силы и в целом населения является одним из важных сравнительных конкурентных преимуществ России в Международном разделении труда.
Основное направление развития в содержании квалификации — переход от преимущественно физической работы, заключающейся в ручном управлении станками и агрегатами, к преимущественно нефизическому труду, выражающемуся в анализе и контроле производственных процессов. Разумеется, это лишь тенденция, в таком положении находится все еще меньшинство рабочих, поскольку новая технология не является господствующей. Непременным атрибутом рабочей квалификации нового типа является ее способность быстро адаптироваться к меняющейся технике, новым формам организации труда и производства.
Использование ЭВМ существенно меняет характер труда инженерно-технического персонала. Особо в этом плане отметим роль персональных компьютеров, а также систем автоматизированного проектирования. Пользование информационной техникой требует от инженеров, помимо специальности, знаний программирования.
Коренным образом изменяются содержание труда и функции многих категорий конторских работников: они становятся операторами ЭВМ, персональных компьютеров или терминальных устройств.