Проблемы подсчета ВНП и оценки благосостояния нации
Показатель ВНП дает возможность в денежном выражении измерить объем годового производства страны. Вместе с тем считается, что ВНП не полностью отражает реальное экономическое благосостояние нации, что связано с рядом обстоятельств.
Во-первых, некоторые товары и услуги, созданные в данном году не поступают на рынок, а, следовательно, не имеют рыночной цены. В показателе ВНП они учитываются по условно начисленной стоимости. Например, услуги государственных служащих (полицейских, пожарных, работников управленческого аппарата и т.п.) не имеют рыночной стоимости, но в ВНП учитываются соответствующие расходы государства на заработную плату этим работникам.
Во-вторых, многие товары и услуги производятся и потребляются в домашних хозяйствах, не попадая на рынок, и не учитываются в показателе ВНП. Так, еда, приготовленная дома и в ресторане, может быть совершенно одинаковой, но лишь стоимость еды в ресторане учитывается в ВНП. Прислуга и домохозяйка могут выполнять одинаковую работу, но труд последней никак не будет учтен, а вот заработная плата прислуги войдет в ВНП, рассчитанный по доходам.
В-третьих, во всех странах существует проблема учета теневой экономики. Доля теневой экономики в Германии – 9%ВВП, в США – 10%, Италии, Греции, Испании –25%, Колумбии – 70% ВВП. При этом теневики либо вовсе не платят налогов, либо декларируют лишь часть полученной прибыли, т.е. платят меньшую сумму налогов.
В-четвертых, в показателе ВНП отсутствует оценка негативных результатов расширения производства (истощение ресурсов, изменение климата, загрязнение окружающей среды), что влечет за собой уменьшение благосостояния общества.
В-пятых, показатель ВНП не учитывает равномерность распределения совокупного выпуска продукции, а также не показывает выпуск продукции на душу населения.
ВНП — чистый и точный показатель, однако он не является показателем благосостояния общества.
В настоящее время общепризнан как универсальный агрегированный показатель Индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП). Он включает:
1) индекс ожидаемой продолжительности жизни, который в определенной степени можно считать отражением состояния системы здравоохранения и социального обеспечения страны;
2) индекс уровня образования, отражающего степень грамотности взрослого населения и охвата населения начальным, средним и высшим образованием и таким образом характеризующего состояние системы образования страны;
3) индекс ВВП на душу населения(в долларах США по паритету покупательной способности), указывающего на уровень доходов граждан страны.
ИЧРП, равный 1, будет иметь страна, в которой средняя продолжительность жизни равна 85 годам, ВВП на душу населения (по паритету покупательной способности) равен 40000 долларам США, в которой 100% населения являются грамотными, а все, кто достиг соответствующего возраста, посещают начальную или среднюю школу, учатся в высшем или среднем учебном заведении. Ближе всего сегодня к этому показателю находится Норвегия, ИРЧП которой равен 0,944.
ИЧРП, равный 0, будет иметь страна, в которой средняя продолжительность жизни равна 25 годам, ВВП на душу населения (по паритету покупательной способности) равен 100 долларам США, в которой 100% населения неграмотны и никто не получает никакого образования. Ближе всего к этой крайности находится сегодня Сьерра-Леоне, ИРЧП которой равен 0,275.
ЛЕКЦИЯ 3. РЫНОК БЛАГ. МОДЕЛЬ AD-AS
3.1. Совокупный спрос
3.2. Совокупное предложение
3.3. Макроэкономическое равновесие
3.4. Эффект храповика
Совокупный спрос
Объединенные цены (уровень цен) и объединенные равновесные количества товаров (реальный объем национального производства) называются совокупностями.
Совокупный спрос (АD - aggregate demand)представляет собой сумму всех расходов на конечные товары и услуги, произведенные в экономике. Он отражает связь между объемом совокупного выпуска, на который предъявлен спрос экономическими агентами и общим уровнем цен в экономике.
В структуре совокупного спроса можно выделить:
1) спрос на потребительские товары и услуги (С);
2) спрос на инвестиционные товары и услуги (Ig);
3) спрос на товары и услуги со стороны государства (G);
4) спрос на чистый экспорт (Xn).
Совокупный спрос можно представить как сумму совокупных расходов всех субъектов макроэкономики:
AD = C + Ig + G + Xn. (3.1)
При прочих равных условиях, чем ниже уровень цен, тем большую часть реального объема национального производства захотят приобрести субъекты внутри страны, а также зарубежные покупатели. И наоборот, чем выше уровень цен, тем меньший объем национального продукта они захотят купить. Таким образом, зависимость между уровнем цен и реальным объемом ВНП, на который предъявлен спрос, является обратной, и этим объясняется отрицательный наклон кривой AD (Рисунок3.1).
Кривая совокупного спросапоказывает различные объемы товаров и услуг (реальный ВНП), которые потребители, фирмы и государство готовы купить при любом возможном уровне цен. На оси абсцисс указываются значения реального объема производства (реального ВНП), а на оси ординат – уровень цен или индекс-дефлятор ВНП.
Рисунок 3.1 - Кривая совокупного спроса AD
На характер кривой совокупного спроса влияет ряд ценовых и неценовых факторов.
Движение по кривой совокупного спроса осуществляется под воздействием ценовых факторов.
Ценовые факторы совокупного спроса: эффект процентной ставки, эффект реальных кассовых остатков и эффект импортных закупок.
Эффект процентной ставки: с повышением уровня цен повышаются и процентные ставки, а рост процентных ставок сопровождается сокращением потребительских расходов и инвестиций. Дело в том, что повышение уровня цен расширяет спрос на наличные деньги. Потребителям нужны дополнительные деньги для производства покупок, предпринимателям — для закупки сырья, оборудования, выплаты заработной платы и т.д. Если объем денежной массы не меняется, то растет цена пользования деньгами, т.е. процентная ставка, а это ограничивает расходы и по покупкам, и по инвестициям. В результате сокращается спрос на реальный объем производимого национального продукта.
Эффект реальных кассовых остатков также усиливает нисходящую траекторию кривой совокупного спроса. Это связано с тем, что с ростом цен покупательная способность доходов и финансовых активов населения снижается. Если же цены будут снижаться, покупательная способность станет возрастать, а расходы — увеличиваться.
Эффект импортных закупок выражается в соотношении национальных цен и цен на международном рынке. Если цены на национальном рынке возрастут, покупатели больше приобретают импортных товаров, а на международном рынке сокращается продажа отечественных товаров. Таким образом, эффект импортных закупок приводит к уменьшению совокупного спроса на отечественные товары и услуги. Снижение цен на товары усиливает экспортные возможности экономики и увеличивает долю чистого экспорта в совокупном спросе.
Неценовые факторы совокупного спроса. К ним относится все, что вызывает изменения в потребительских, инвестиционных, государственных расходах, а также в расходах на объем чистого экспорта.
Действие неценовых факторов приводит к сдвигам графика совокупного спроса. Если оно способствует увеличению совокупного спроса, кривая от линии АD1 смещается к АD2; если неценовые факторы ограничивают совокупный спрос, кривая смещается влево к АD3 (рисунок 3.2).
Рисунок 3.2 - Смещение кривой AD под влиянием неценовых факторов
Изменения в потребительских расходах происходит под влиянием таких факторов как: численность населения, рост доходов потребителя, задолженность потребителя, ожидания потребителей и подоходные налоги.
Изменения в инвестициях происходят под влиянием процентных ставок, ожидаемой прибыли от инвестиций, налогов с предприятий, новых технологий, наличия избыточных мощностей.
Рост денежной массы снижает ставку процента и увеличивает капиталовложения, а уменьшение массы денег увеличивает ставку процента и ограничивает инвестиции. Ожидаемые прибыли увеличивают спрос на инвестиционные товары, а налоги с предприятий уменьшают спрос на инвестируемые товары. Новые технологии стимулируют инвестиционные процессы и расширяют совокупный спрос, а наличие избыточных мощностей, наоборот, сдерживает спрос на новые инвестиционные товары.
Изменения государственных расходов вызывается преимущественно политическими решениями руководства страны.
Изменения в чистом экспорте страны вызывается динамикойнационального дохода в зарубежных странах, изменением валютных курсов, политическими решениями.