Управление по целям (результатам) - П. Друкер

Основные принципы:

1 Система управления должна обеспечивать достижение всех целей и задач организации;

2 Каждый руководитель (сверху – донизу) должен иметь чёткие цели в рамках своих обязанностей;

3 Цели и задачи всех менеджеров согласуются, в идеальном случае формируется иерархия целей, конкретизируемых на каждом последующем уровне при достижении сверху вниз.

Исходная установка – малая отдача теории управления в практике управления.

Достижения - передача опыта в практике управления, а не обучение теории; деловые игры.

Стратегический подход.

Суть. Концепция управления организацией, в основе которой лежит разработка и реализация стратегий: формирование миссии, определение целей, проведение стратегического анализа и реализация стратегии, стратегический контроль.

Особенности. Позволяет прогнозировать изменения в макросреде, подготовить организацию к тому, чтобы наилучшим образом использовать возможности, избежать или минимизировать внешние риски.

Теория «Z» (У. Оучи) - японский опыт, главным принципом которого является особая сплочённость коллектива и традиция. Ориентация на общее обучение, большие затраты на него, групповое принятие управленческих решений, пожизненный найм.

Теория «А» - американский подход, для которого характерны главенствование административной технологии и специализации. Обучение на всех уровнях различным операциям, стремление к малым затратам на обучение, тенденция к краткосрочным контрактам с подчинёнными.

Маркетинговая концепция (Ф. Котлер).

Суть. Целью предприятия или фирмы является производство товаров и услуг, поэтому влияние рынка имеет главенствующее значение. Предусматривает ориентацию управляющей подсистемы на потребителя, создание конкурентоспособных продуктов на основе анализа спроса, рынка, конкурентов.

Особенности.

· Учет спроса.

· Продаётся то, что пользуется спросом.

· Широкий ассортимент.

· Цели диктует внешний фактор – потребитель через рынок.

Мотивационный подход к управлению (Абрахам Маслоу (1908-1979).

Основываясь на том, что потребности первичны, исследователи полагали, что если руководство компаний проявит большую заботу о ее работниках, то и уровень удовлетворенности персонала в компании возрастет, следовательно, это приведет к увеличению производительности труда.

Главной целью школы была разработка универсальных принципов управления.

Файоль выделил 14 основных принципов управления:

1 Разделение труда;

2 Власть и ответственность;

3 Дисциплина;

4 Единство распорядительства (единоначалие);

5 Единство руководства;

6 Подчинение частных интересов общим;

7 Вознаграждение по труду;

8 Централизация и децентрализация;

9 Иерархия руководства – склярная цепь;

10 Порядок;

11 Справедливость;

12 Постоянство состава персонала;

13 Инициатива;

14 Единение персонала (корпоративность).

Главное внимание Файоль уделял управлению персоналом, прежде всего административными кадрами. Он отмечал, что управлять – значит, вести предприятие к его цели, извлекая максимальные возможности из всех имеющихся в распоряжении ресурсов.

Развитие отечественной управленческой мысли неразрывно связано с формированием Российского государства. Развитие управленческой мысли в России связано как с деятелями государственного уровня (Петром I, Екатериной II, Александром I, министрами М.М. Сперанским, С.Ю. Витте, П.А. Столыпиным), так и отечественными предпринимателями (были выработаны 7 принципов ведения дел в России). Большой вклад в исследование проблем управления, как до революции, так и после неё внесли учёные, государственные и хозяйственные деятели:

А.А. Богданов – заложил в начале XX в. общую теорию систем управления;

А.Т. Гастёв в 20-е гг. разработал идею «узкой» базы, смысл которой заключается в том, что совершенствование производства надо начинать с организации труда отдельного человека – от директора до рядового рабочего. Создал школу научной организации труда.

М.П. Керженцев, исходя из того, что в организационной деятельности людей в различных областях существует много общего, выделил и раскрыл ряд общеорганизационных признаков, таких как выработка плана, учёт, контроль, чёткое распределение задач, прав, обязанностей и ответственности внутри организации. Он отмечал: «Плохой работник чаще всего от того, что ему дали не его дело».

И.М. Бурдянский – основатель и первый директор Казанского института научной организации труда предпринял попытку упорядочить управленческую терминологию.

Особую роль в становлении кибернетики – науки об управлении сложными системами разной природы - в середине ХХ в. в нашей стране сыграли академики А.И. Берг, А.Н. Колмагоров и др. Их главная заслуга – раскрытие неразрывной связи управления с процессами целенаправленной переработки информации.

В конце 30-х гг. ленинградский математик Канторович открыл новую область прикладной математики – линейное программирование, что дало ему возможность обосновать стандартные методы оптимального распределения производственных ресурсов, решать сложные плановые задачи.

Особая роль в становлении и развитии советской системы управления принадлежала Ленину и Сталину.

В военное время усилилась централизация управления, возросли ответственность кадров за соблюдение государственной и плановой дисциплины. Квартальные, месячные и декадные народохозяйственные планы стали основной формой планирования.

В 60-е и последующие годы отечественная наука управления продолжала своё развитие с учётом новых требований.

Проблемам совершенствования управления и рыночного механизма хозяйствования в аграрном производстве России посвящены научные исследования Г.И. Будылкина, В.Р. Боева, В.В. Кузнецова, И.Г. Ушачёва и др.

В России наиболее активное развитие направлений научной мысли и научных положений системного управления формируется в настоящее время, когда предприятия, организации и фирмы, трансформируясь в мировую экономическую систему хозяйствования, попадают в жесткие условия конкурентной среды. В этих условиях требуется системность действий менеджеров, решения которых должно опираться на анализ результатов состояния всех компонентов, входящих в объект управления.

Корни российского менеджмента в основном выходят из управления централизованной плановой экономикой советского государства. В период становления и развития социалистического государства управление экономикой осуществлялось в жесткой централизованной постановке целей для всех типов предприятий и организаций. В начале это была электрификация страны, потом индустриализация, затем военный период милитаризации экономики и потом построение развитого социалистического общества по различным целевым программам (освоение космоса, поднятие целины, строительство БАМа и т.д.). Все это заставило выработать принципы и методы системного управления ресурсами страны. Этот опыт централизованного планового ведения народного хозяйства был использован в зарубежной практике и на данном этапе развития российского государства этот опыт является основой российского менеджмента. Идеи научного управления социалистическим хозяйством, научной организации труда были сформулированы в 20-е гг. Богдановым А.А., Витке Н.А., Гастёвым А.К.

В этот период были сформулированы основные системные принципы управления:

§ формирование структур управления для всех уровней организации экономики;

§ централизация органов управления экономикой страны;

§ отраслевой метод управления экономикой;

§ единоначалие в управлении;

§ разделение труда;

§ строжайшая дисциплина труда;

§ учет и контроль результатов труда, в т.ч. мерой потребления;

§ поощрение инициативы;

§ стимулирование труда;

§ стабильное закрепление кадров;

§ концентрация ресурсов на главных направлениях развития общества.

Главным достижением в проводимой политике управления народным хозяйством является победа в великой отечественной войне, когда методы управления и развитая экономика позволили и экономически ,и технически противостоять аналогичной системе управления экономикой Германии.

Вторым достижением менеджмента планового ведения хозяйства является вывод страны в 80-е гг. по производству валового продукта на душу населения на второе место в мире после США.

Главной ошибкой в управлении советской экономикой является то, что экономика не была вовремя переведена на рыночные отношения, а психология людей не перестроена в этом направлении. За эту ошибку России пришлось расплачиваться глубоким общесистемным политическим и экономическим кризисом.

Основная задача современного этапа развития менеджмента и экономики в России - впитать мировой опыт управления, опираясь на собственные достижения в науке управления и практике ее применения, внедрить его во вновь строящиеся экономические отношения и на основе этого добиться вывода страны на мировой уровень производства.

Наши рекомендации