Основные задачи, возникающие перед правительствами государств
1. Разработка законов, норм и правил владения собственностью и функционирования рынков.
2. Осуществление государственных (правительственных) закупок экономических благ с целью обеспечения ими предпринимательского и домохозяйственного секторов, а также производство государственным сектором общественных благ с дальнейшей их реализацией в частично оплачиваемое или бесплатное использование (потребление).
Правительственные расходы на закупки экономических благ способствуют перераспределению ресурсов с частного на общественное потребление экономических благ. Если правительство закупит на 10 млрд грн благ, то часть населения сможет благодаря деятельности правительства потребить оплаченные обществом блага.
3. Осуществление трансфертных выплат: по социальному страхованию, на случай безработицы, субсидий, субвенций, помощи.
4. Взимание налогов. Сумма затрат на государственные закупки экономических благ и выплату трансфертов составляет расходы государства.
Основным источником поступлений (доходов), обеспечивающих возможность осуществления этих расходов, являются налоги.
Избыточная сумма расходов составляет дефицит государ-ственного бюджета, который финансируется денежной эмиссией или заимствованиями.
Влияние трансфертов (налогов) отличается от влияния государственных закупок. Если, к примеру, правительственные налоги увеличатся на 10 млрд грн, то, вероятно, на эту величину частные лица сократят потребление.
Осуществляя трансфертные выплаты, правительство ме-няет структуру производства экономических благ в частном секторе экономике.
правительственное регулирование национальной экономики
5. Прямое влияние правительства на распределение
ресурсов. Правительство взначительной степени может
влиять на структуру производства, манипулируя налогами
расходами, рекомендуя "что" производить. Путем регламентирования норм права правительство влияет на то, "как" производить. При помощи налогов и трансфертных выплат правительство влияет на решение проблемы "для кого" производить.
6. Опосредованное влияние правительства на распределение ресурсов осуществляется через налоги и субсидии. Увеличивая налоги на определенные группы товаров, правительство ограничивает объемы их производства, а субсидируя — стимулирует их рост.
7. На правительство возлагается ответственность по решению проблем природной среды.
8. Национальная безопасность государства обеспечивается исключительно правительственным финансированием.
9. Защита конкурентной среды.
10. Урегулирование проблем, связанных с нарушением действия рыночных сил, и т. п.
Решение далеко не полного перечня задач, встающих перед правительством, требует использования определенных инструментов (средств).
Инструменты (средства) — это действия, при помощи которых можно реализироватъ цели и решать задачи, стоящие перед правительством.
Правительство может оказывать влияние на экономику, проводя фискальную, монетарную, внешнеэкономическую, социальную, антимонопольную политику, а также политику ценообразования, индикативное планирование, амортизационную политику и т. п. Каждая из перечисленных выше составляющих имеет свою структуру средств (инструментов) влияния на экономику со стороны правительства.
На рис. 19.4 схематически изображена структура средств правительственного влияния на экономику.
Рис. 19.4. Инструменты правительственного влияния на экономику
Глава 19
Правительство использует для влияния на экономику прямые и косвенные методы.
Прямые методы влиянияеще называют административными, а непрямые — экономическими. Административныеи экономические методы используют соответственно прямые и косвенные инструменты влияния.
Прямые методы правительственного влияния базируются на властно-распорядительных отношениях ипроявляются В форме административного влияния на поведение, функционирование и результативность экономических субъектов, ограничивая в определенной степени их хозяйственную свободу.
К прямым методам относятся:
— разрешения на осуществление лицензируемых видов деятельности, регистрацию и т. п.;
— регламентация деятельности экономических субъектов и введение законов, инструкций, нормативов и т. п.;
— запреты осуществлять определенные виды экономической деятельности, а также действий и бездеятельности;
— применение наказаний и стимулов;
— разнообразные формы целевого финансирования: государственныеинвестиции, предоставление субсидий предпринимательскому сектору и сектору домохозяйств;
— прямое влияние на экспорт: льготы на кредитование экспорта, отмена пошлин;
— государственный заказ.
Косвенные методы— это система правовых и экономических инструментов, при помощи которых государство влияет на поведение хозяйственных субъектов, а также на функционирование и результаты экономики, не ограничивая экономической свободы хозяйствующих субъектов.
Во-первых, выбор метода влияния на экономику основывается на экономической целесообразности. И хотя административное вмешательство в экономику часто воспринимается как грубое, чрезмерное, ограничивающее хозяйственную свободу субъектов, необходимо отдать ему должное, отметив, что ни один экономический инструмент не может работать без администрирования.
правительственное регулирование национальной экономики
Во-вторых, сужение рамок экономической свободы — это не только недостаток. Если, к примеру, индивидуальная свобода одних субъектов ограничивает свободу других, то административное вмешательство в ограничение экономической свободы первых является оправданным и желаемым. Это касается многих сфер деятельности:
— жесткий правительственный контроль монопольных рынков;
— урегулирование внешних отрицательных эффектов и их последствий для окружающей среды (запрет на строительство жилья, предприятий и т. п. на территории заповедников; запрет использовать вредные технологии и т. п.);
— разработка стандартов и контроль за их соблюдением;
— определение и поддержание минимально допустимого уровня благосостояния, гарантированного минимума заработной платы, выплат по безработице;
— защита национальных интересов в системе мирового хозяйства (лицензирование экспорта, контроль импорта, использование иностранных кредитов, инвестиций, валютных ограничений и т. п.).
Административные методы, таким образом, зиждят-ся на силе государственной власти и включают:
— средства запрета (скупки акций конкурентов; запрет осуществлять строительство или производство посредством прекращения выдачи или действия лицензий);
— средства разрешения (выдача лицензий, разрешение использовать ранее запрещенные ресурсы или иные экономические блага);
— средства принуждения(государство обязывает предпринимателей обеспечивать безопасные условия труда; организовывать производственное обучение, устанавливать очистительные сооружения, осуществлять обязательное страхование ит. п.).
Кроме того, административные методы управления основываются на командных формах приказов и распоряжений тех, кто находится выше в иерархии. Им свойственна вертикальность.
Глава 19
Экономические (косвенные) методы основываются ца экономическом интересе и используют инструменты фи. скальной, монетарной, внешнеэкономической, социальной ценовой, антициклической и антиинфляционной политики
Иногда люди переоценивают роль экономических методов и недооценивают роль административных. Такое отношение к административным методам характерно для постсоциалистических стран в связи с тем, что система административного управления привела к разрушению экономики.
Однако независимо от страны или уровня экономической системы, правительственное влияние на экономику можно осуществлять только в единстве обоих методов. Объясняется это тем, что любой экономический регулятор включает администрирование, поскольку контролируется определенной хозяйственной службой. Например, бюджетная система ощутит влияние ставки налогообложения только после того, как будет принято административное решение о ее снижении или увеличении.
С другой стороны, в каждом административном регуляторе имеется нечто экономическое, поскольку это решение применяется для влияния на поведение инвестора, производителя, потребителя, экспортера или импортера и т. п.
Несмотря на неразрывное единство этих двух методов, они все-таки противоположны.
Целесообразность использования административных методов определяется тем, что, во-первых, здесь известен отдающий команду, ее исполнитель, ответственный за последствия реализации административного управленческого решения, т. е. отношения "управленец — исполнитель" персонифицированы.
Во-вторых, там, где фактор времени является определяющим или достаточно весомым, административные методы незаменимы; они позволяют быстро решить проблему. Даже если решение оказалось ошибочным, его можно быстро отменить, что нельзя сделать при управлении экономическими методами.
В-третьих, административные методы незаменимы при решении экстремальных, экстраординарных проблем. Каж-
правительственное регулирование национальной экономики
дая страна должна иметь систему чрезвычайного управления на случай войны, стихийных бедствий, технологических аварий, эпидемий, попыток осуществления государственного переворота и т. п.
Административные методы запрограммированы на скорость, а не на экономическую эффективность. Здесь воля опирается не на экономический интерес, а на власть.
Эти методы просты и понятны, но они мало приспособлены к управлению массовыми явлениями и процессами. А. Бек в книге "Новое назначение" описывает постановление политбюро о сборе чайного листа, подписанное И. Сталиным, где определяются число и месяц начала сбора урожая, а также требование, чтобы лист чая был зрелым (кондиционным). Естественно, это постановление в полном объеме выполнить невозможно, ведь природа не подчиняется постановлениям правительства и лист может созреть раньше или позже определенной постановлением даты. Если же начать сбор своевременно, лист может оказаться некондиционным.
Попытка распространить административные методы не только на управление функционированием системы, но и на ее развитие оказалась трагической для судьбы экономической системы.
Кроме того, административные методы достаточно трудоемки и дороги. Если решение, которое мог принять один человек, принимается коллегиально, это не только делает его более дорогим, но и создает персональную безответственность.
Экономическим методам, в отличие от административных, свойственна горизонтальность. В их основе лежат взаимовыгодные связи. Рыночная культура предполагает исключительную честность и порядочность партнеров (социальный капитал), она уничтожает тех, кто предает партнера.
Экономические методы лучше всего подходят для регулирования массовых явлений. И в этом их преимущества. вместе с тем экономическим методам свойственны недостатки:
Глава 19
1) для них сложно определить заблаговременно долгосрочные последствия, здесь имеет место проблема измерения результата;
2) ошибки, допущенные правительством при использовании этих методов, умножаются на массовость явлений и подлежат регулированию.
Проблема усложняется тем, что, во-первых, ошибка обнаруживается только со временем, во вторых, на нее влияет мультипликационный эффект, в-третьих, приостановка действия ошибочных решений при использовании экономических методов требует много времени.
Оба метода используются на всех уровнях экономической системы. Но чем выше уровень иерархии, тем больше используют административные методы.
На самом высоком уровне правительственной власти удельный вес административных и экономических методов зависит от доходной части бюджета. Если государственная казна пуста — превалируют административные методы, если она полна — экономические.
19.3. Основные направления и рамки правительственного влияния на экономику
Определить меру влияния правительства на экономику весьма сложно. Поэтому чаще всего эту меру определяют при помощи удельного веса ВВП, ВНД или ЧНД, перераспределяемого через государственный бюджет. Имеется еще один способ определения меры участия правительства в экономической жизни — индекс экономической свободы (ИЭС).
Индекс экономической свободы — это агрегированный индикатор, включающий десять показателей, тоже имеющих сложное строение, свидетельствующий об уровне вмешательства правительства в экономику. Содержание данного индекса достаточно подробно описано в учебнике "Макроэкономика" под редакцией профессора В.Д. Базилевича
правительственное регулирование национальной экономики
(тема 3). Чем больше участие правительства в экономике, теМ меньший уровень экономической свободы, а сама она оказывает определяющее влияние на развитие экономики. в связи с этим возникает потребность в определении рамок правительственного влияния на экономику.
Минимальную черту правительственного влияния определяют:
— правовая база функционирования экономики;
— организация денежного обращения;
— урегулирование экстернальных отрицательных эффектов;
— производство общественных благ.
Максимальная черта правительственного влияния
определяется как точка равновесия между расходами, связанными с государственным вмешательством, и выигрышем в социально-экономической эффективности.
Рассмотрим некоторые из основных направлений государственного влияния на экономику.
Влияние правительства на экономический рост в долгосрочном периоде без перерывов в краткосрочных периодах осуществляется посредством действия фискальных и монетарных инструментов.
Стимулирование экономического роста осуществляется путем увеличения объема государственных закупок (G), уменьшения налогов (Т) и увеличения трансфертных выплат домохозяйствам и бизнесу (Тг). Это бюджетно-налоговые средства влияния.
Кроме того, экономический рост можно стимулировать монетарными средствами путем: уменьшения учетной ставки процента (і), по которой коммерческие банки получают кредиты в национальном (центральном) банке; уменьшения нормы обязательных банковских резервов (г), которые определяются в процентах от объема депозитов коммерческих банков и на беспроцентной основе сохраняются в центральном банке; выкупа государственных ценных бумаг у населения центральным банком. Все эти мероприятия направлены На увеличение предложения денег в экономике, что делает
Глава 19
их более дешевыми, способствуя расширению кредита оживлению деловой активности и экономическому росту.
Ограничительная политика экономического роста используется в периоды стремительного роста, когда возникает опасность "перегрева" экономики ("бума"), за которым следует падение (т. е. разрыв в долгосрочном росте). Такой рост необходимо ограничивать.
Средства фискальной политики, ограничивающие экономический рост: уменьшение государственных закупок (G), увеличение налогов (Г), уменьшение трансфертных выплат (Тг). Это ограничивает совокупный спрос, и, как следствие, объем национального производства.
Ограничительные средства монетарной политики направлены на увеличение учетной ставки процента (г), увеличение нормы обязательных банковских резервов (г), продажу населению государственных ценных бумаг. В результате таких действий уменьшается предложение денег, они дорожают, сужается кредит, что ограничивает экономический рост.
Антиинфляционная политика тоже бывает двух видов: направленная на преодоление инфляции радикальными средствами и ориентированная на ограничение темпов роста цен с целью приспособления (адаптации) к этой ситуации. Преобладающее большинство стран мира использует адаптивную антиинфляционную политику. США, Великобритания и некоторые другие страны отдают предпочтение радикальным методам борьбы с инфляцией.
Целью долгосрочной антиинфляционной политики является ликвидация инфляционных ожиданий населения. Реализуется данная цель следующими средствами преодоление бюджетных дефицитов; контроль за приростом денежной массы; формирование надлежащих золотовалютных резервов и т. п.
Краткосрочная антиинфляционная политика направлена прежде всего на ограничение темпов инфляции. Для решения данной проблемы правительство направляет свой усилия на уменьшение диспропорции между совокупным
правительственное регулирование национальной экономики
просом и совокупным предложением. Средствами реализации этой цели являются:
— стимулирование производства путем увеличения госу
дарственных закупок, инвестиций;
—- поиск социально нейтральных источников увеличения бюджетных поступлений;
— активизация политики импорта;
— рост процентных выплат по депозитам для стимулирования сбережений и ограничения объема потребительского спроса.
Социальная политика правительства ставит две основные задачи:
1) обеспечение накопления человеческого и социального капитала;
2) социальная защита наиболее уязвимых слоев населения.
Решение первой задачи осуществляется посредством использования правительством следующих средств: определение и установление минимальной заработной платы; нормирование условий труда и продолжительности рабочего времени; финансирование переквалификации и повышения квалификации; финансирование обеспечения базового уровня услуг здравоохранения; финансирование (частичное или полное) образовательных услуг в учебных заведениях разного уровня; индексация денежных доходов в условиях инфляции; установление необлагаемого налогом минимального дохода; дифференциация налоговых ставок в зависимости от Уровня дохода; предоставление налоговых льгот и т. п.
Вторая задача решается при помощи таких средств: социальное обязательное страхование, т. е. гарантированная государством система мероприятий по обеспечению граждан в старости (пенсионное страхование), на случай болезни и потери трудоспособности (медицинское страхование); поддержка материнства и детства (социальная помощь семьям с Детьми), а также социальная помощь малообеспеченным, инвалидам, ветеранам, одиноким.
Необходимо подчеркнуть, что система социального страхования тоже состоит из двух направлений:
Глава 19
— первое связано с восстановлением и сохранением тру. доспособности;
— второе гарантирует материальное обеспечение граждан, утративших трудоспособность или не имевших ее.
Мы рассмотрели только несколько направлений экономической политики. На самом деле их значительно больше. В связи с этим возникает проблема количественного сопоставления целей и инструментов. Понятно, чем больше инструментов можно использовать, тем вероятнее достижение цели.
Кроме того, необходимо учитывать, что один инструмент можно использовать для достижения разных целей. Поскольку цели могут противоречить друг другу, эффект политики, не учитывающей описанных выше факторов, может быть сведен к нулю. Поэтому, разрабатывая экономическую политику, важно не включать одновременно в правительственные программы противоречивые цели. Сначала необходимо определить цель, реализация которой имеет более важное значение или является предпосылкой для автоматического либо целенаправленного решения других задач.
Кроме того, необходимо учитывать противоречия между текущими и долгосрочными целями. Таким образом, процесс определения целей и средств их реализации полон противоречий, ограничений, неопределенности последствий правительственных действий в долгосрочной перспективе, что, с одной стороны, является основанием для критики любых мер правительства, а с другой — усложняет процеду ру определения эффективности правительственного вмешательства в связи с тем, что, во-первых действия правительства запрограммированы не столько на экономический, сколько на социальный результат, во-вторых, цены, в которых измеряется результат правительственной деятельности, часто существенно отличаются от рыночных, в-третьих, результат правительственного влияния определяется не только действиями правительства, но и естественными фак-торами и рынком.
правительственное регулирование национальной экономики
УЧЕБНЫЙ ТРЕНИНГ Основные термины и понятия
Индекс экономической свободы. Индикативное планирование. Инструменты правительственного влияния на экономику. Максимальная черта правительственного вмешательства. Методы правительственного влияния на экономику: косвенные (экономические) и прямые (административные). Минимальная черта правительственного вмешательства. Модели правительственного влияния: адаптивная и проак-тивная. Общедоступные и платные смешанные общественные блага. Общественные блага. Отказы рынка. Политика цен. Стимулирующие и ограничительные мероприятия правительства. Цели правительственного влияния на экономику. Частные блага. Чистые и смешанные общественные блага. Экономическая политика: фискальная, монетарная, внешнеэкономическая, социальная, антиинфляционная, антициклическая, антимонопольная, инвестиционная, экономического роста, амортизационная.
Контрольные вопросы и задания
1. Назовите факторы, обусловливающие необходимость правительственного влияния на экономику, и раскройте их Удержание.
2. Чем обусловлены отрицательные (экстернальные) внешние эффекты в экономике и каким образом правительство может их регулировать?
3. Что означает термин "отказы рынка"? Раскройте структуру и содержание отказов рынка.
Глава 19
4. Почему блага, индивидуальное потребление которых следует оплатить, называют частными?
5. Чем обусловлена необходимость производства обще-ственных благ? Как обеспечивается доступ индивидов к использованию общественных благ разных видов?
6. Раскройте содержание и структуру средств влияния правительства на производство смешанных общедоступных и платных общественных благ.
7. Какие типы и модели правительственного влияния на экономику вы знаете? Раскройте их содержание и модели.
8. Дайте определение экономической политики правительства. Назовите ее основные направления.
9. Раскройте качественные и количественные связи между целями и инструментами экономической политики.
10. Назовите основные инструменты монетарной, фискальной, внешнеэкономической и социальной политики.
11. Раскройте содержание, преимущества и недостатки прямых и косвенных методов влияния на экономику. В каких условиях лучше срабатывают прямые, а в каких — косвенные методы?
12. Чем определяются максимальная и минимальная черта государственного вмешательства в экономику?
13. Раскройте содержание и механизм правительственного влияния на экономический рост фискальных и монетарных инструментов.
14. Охарактеризуйте правительственное влияние на инфляцию в краткосрочном и долгосрочном периодах.
15. Раскройте содержание функций и инструменты социальной политики.
Литература
1. Базилевич В. Д. Макроекономіка: підручник / В.Д. Б&" зилевич, К.С. Базилевич, Л.О. Баластрик / за ред. В.Д. Базй" левича. — К. : Знання, 2007. — Розд. 13; розд. 3, парагр 8.
правительственное регулирование национальной экономики
2. Стігліц Е. Дж. Економіка державного сектора / ттяс Е. Стігліц, пер. з англ. А. Олійник, Р. Сільський. — К. : Основи, 1998. - Р. 3.
3. Єщенко ІІ.С. Сучасна економіка : навч. посіб. / П.С. Єщенко, Ю. Палкін. — К. : Вища шк., 2005. — Розд.
18,19-
4. Єщенко П.С. Нова модель держави / П.С. Єщенко,
5.Є. Квасюк, О.А. Бірюков. — Слов'янськ : Печатный двор,
2002. — Розд. 1,4.
5. Перехідна економіка : підручник / В.М. Геєць,
Є.Г. Панченко, Е.М. Лібанова та ін. ; за ред. В.М. Гейця. —
К. : Вища шк., 2003. — Розд. 5, 25.
6. Радіонова І.Ф. Макроекономіка: теорія та політика : підручник / І.Ф. Радіонова. — К. : Таксон, 2004. — Т. 8.
7. Чарлз У. Голая экономика. Разоблачение унылой науки / У. Чарлз. — М. : Олимп-Бизнес, 2004.
8. Экономическая теория : учебник / под общ. ред. акад. В.И. Видяпина, А.И. Добрынина, Г.П. Журавлевой, Л.С. Та-расевича. — М. : ИНФРА-М, 2000. — Гл. 28.
Глава 20 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РЫНОЧНОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ ЭКОНОМИКИ УКРАИНЫ
Догмы спокойного прошлого не будут срабатывать в бушующем будущем. Раз мы взялись за новое дело, мы должны иначе думать и действовать.
Авраам Линкольн
20.1. Объективные предпосылки
и направления рыночной трансформации
экономики Украины
Определяющей чертой современной отечественной экономики является ее трансформационный характер, связанный с качественными преобразованиями базисных основ общественной жизни.
Объективная необходимость рыночной трансформации экономики Украины обусловлена исчерпанием экстенсивных факторов хозяйственного роста, социально-экономической неэффективностью, негибкостью и низкой адаптивностью командно-административной системы к условиям научно-технического прогресса и постиндустриальных преобразований.
Как составная часть единого народнохозяйственного комплекса СССР на конец 80-х годов XX в., украинская экономика характеризовалась следующими признаками:
— тотальным директивным планированием и админи-стративным контролем над всеми сферами общественной жизни;
теоретические аспекты рыночной трансформации экономики
-- преобладающей ориентацией на удовлетворение нужд союзной кооперации;
— переобремененностью ресурсоемкими, экологоопас-ными базовыми отраслями;
— значительной материале-, капитале- и энергоемкостью;
— технико-технологической отсталостью, невосприятием ряда важных направлений НТП;
— гипертрофированным развитием военно-промышленного комплекса;
— значительным удельным весом отраслей, производящих промежуточный продукт;
— скрытой инфляцией, масштабным дефицитом экономических благ;
— нерациональной занятостью, "уравниловкой", низкой оплатой труда;
— низким уровнем производительности труда, отсутствием действенной мотивации к трудовой деятельности и т. п.
Таким образом, объективными предпосылками радикальных преобразований отечественной экономики стали масиїтабность и острота социально-экономических проблем, крах предыдущих попыток реформирования командной экономики без изменения ее сущностных характеристик.
Трансформационный характер экономики Украины связан со следующими переходными процессами:
суверенизацией национального хозяйственного комплекса;
— либерализацией и демократизацией экономической
Жизни;
плюрализацией форм собственности и хозяйствования;
- структурной постиндустриальной перестройкой;
- формированием инновационного типа общественного воспроизводства;
- гуманизацией и социализацией экономических процессов;
Глава 20
— радикальным изменением функций и роли государ-ства;
— становлением гражданского общества с развитыми демократическими институтами;
— гармонической интеграцией в глобальную социально-экономическую среду.
Общий стратегический вектор развития Украины
— построение смешанной социально ориентированной экономики постиндустриального типа.
Трансформационные процессы, происходящие в Украине, имеют определенную специфику, связанную со следующим:
— продолжительное время отечественная экономика
функционировала как составная часть единого народнохо
зяйственного комплекса СССР, развивающегося на дирек
тивно-плановой основе;
— искусственная оторванность от общецивилизационного прогресса определила инверсионный характер перехода к социально ориентированной рыночной экономике (рис. 20.1);
— постсоциалистические трансформации характеризуются исключительно высокой зависимостью экономических процессов от политических решений.
Переходный период, в который вступила экономика Украины в конце XX в., связан с глубинными социально-экономическими преобразованиями, неминуемым следствием которых стал межсистемный кризис, охвативший всю систему общественных отношений.
Межсистемный трансформационный кризис — кризис, связанный с переходом хозяйственной системы к новому качественному состоянию, радикальным изменением экономических основ и институциональной структуры общества.
Трансформационный спад экономики Украины (1990-2000 гг.) был вызван рядом объективных и субъективных факторов (рис. 20.2).
теоретические аспекты рыночной трансформации экономики
Глава 20 |
С 2000 г. вУкраине началось постепенное возрождение экономики,проявляющееся в стабильном ежегодном приросте ВВП. Вместе стем замедление экономической динамики в 2004—2006" гг. было вызвано следующими факторами:
— исчерпанием инерции возобновительного роста экстенсивного характера, приобретенной впредыдущие годы, когда экономическая активность повышалась после глубокого ипродолжительного трансформационного спада!
теоретические аспекты рыночной трансформации экономики
— ухудшением внешнеэкономической конъюнктуры и
потерей украинскими экспортерами части внешних рынков;
— резкой номинальной ревальвацией гривни, ее перманентной реальной ревальвацией, чрезмерно резким снижением уровней тарифной защиты, вызвавшими ухудшение позиций украинских товаропроизводителей на внешних рынках, их вытеснение с части внутренних рынков в результате существенного увеличения прироста импорта;
— значительным повышением фискального давления на хозяйствующих субъектоввследствие пересмотра доходной части государственного бюджета и отмены преобладающей части налоговых льгот;
— отрицательным влиянием фискализации экономики на инвестиционные процессы,резким замедлением инвестиционной активности иоттоком инвестиционных ресурсов из инновационно ориентированных отраслей промышленности, что привело к утверждению традиционно-сырьевой модели отечественного производства и экспорта1.
Долгосрочная стратегия инновационных преобразований отечественной экономики, неразрывно связанная с социально-рыночным выбором общества, предусматривает переосмысление места и роли человека в воспроизводственном процессе, осознание того, что постиндустриальные тенденции и глобализация мирохозяйственного развития изменяют относительную ценность ресурсов, превращая интеллект и информацию в главное богатство наций, которое легко перемещается из страны в страну.
Стратегическим приоритетом развития отечественной экономики на современном этапе является переход к человекоцентрической модели общественно-го прогресса и превращение человеческого ресурса в его интеллектуальной, инновационной и информационной составляющих в приоритетное направление капиталовложений.
Про внутрішнє і зовнішнє становище України у 2005 році : ослання Президента України до Верховної Ради України // Економіст. — 2006. — № 2 (232). — С. 44—45.
Глава 2о
Вместе с тем обновление модели экономического роста на основе изменения типа общественного воспроизводства форм накопления богатства и представлений о критериях эффективности экономики наталкивается на серьезные преграды, а именно:
— технологическую многоукладность отечественной экономики, постоянное воспроизводство устаревших технологических укладов;
— отсутствие эффективных собственников и действенных механизмов стимулирования инновационной активности;
— деформированную отраслевую структуру, основанную на доминирующем развитии сырьевой составляющей экономики;
— существование устаревших неформальных институтов, связанных с предыдущим хозяйственным опытом;
— неразвитость сложного комплекса постиндустриальных характеристик личности: инициативности, умения творчески мыслить, принимать ответственность на себя и адаптироваться к стремительно изменяющимся условиям.
Учет мирового опыта постиндустриальных преобразований развитых государств мира и отечественной практики хозяйствования позволяет сделать вывод, согласно которому важнейшими предпосылками утверждения человеко-центрической модели экономического роста выступают следующие:
— преодоление устаревших представлений о зависимости экономического прогресса наций исключительно от расширенного воспроизводства материально-вещественных составляющих общественного богатства;
— обеспечение динамического экономического роста на основе проведения активной инвестиционной политики, направленной на активизацию человеческого капитала;
— формирование национальной инновационной системы как органической целостности науки, инноваций и производства;
— усовершенствование национального законодательства в соответствии с требованиями международных стандартов
теоретические аспекты рыночной трансформации экономики
и соглашений в сфере интеллектуальной собственности, ее коммерциализация и надлежащая правовая защита; — структурная перестройка экономики отраслевого и территориального направления, реструктуризация институциональной системы, административно-территориальная реформа;
— постепенное изменение социально-экономического генотипа нации в направлении роста социальной активности, самостоятельности, высвобождение творческого потенциала личности;
— становление гражданского общества с развитыми демократическими институтами, способными обеспечить самореализацию личности и самоорганизацию социума;
— внедрение новой парадигмы внешнеэкономических
связей, направленной на гармоническую интеграцию стра
ны в глобальную экономическую среду.
Таким образом, развитие экономики Украины на современном этапе связано с решением ряда стратегических проблем, которые определяют основные ориентиры экономической политики правительства (рис. 20.3).