Основные задачи, возникающие перед правительствами государств

1. Разработка законов, норм и правил владения соб­ственностью и функционирования рынков.

2. Осуществление государственных (правительст­венных) закупок экономических благ с целью обеспечения ими предпринимательского и домохозяйственного секто­ров, а также производство государственным сектором общественных благ с дальнейшей их реализацией в час­тично оплачиваемое или бесплатное использование (потреб­ление).

Правительственные расходы на закупки экономических благ способствуют перераспределению ресурсов с частного на общественное потребление экономических благ. Если правительство закупит на 10 млрд грн благ, то часть населе­ния сможет благодаря деятельности правительства потре­бить оплаченные обществом блага.

3. Осуществление трансфертных выплат: по соци­альному страхованию, на случай безработицы, субсидий, субвенций, помощи.

4. Взимание налогов. Сумма затрат на государственные закупки экономических благ и выплату трансфертов состав­ляет расходы государства.

Основным источником поступлений (доходов), обеспечи­вающих возможность осуществления этих расходов, явля­ются налоги.

Избыточная сумма расходов составляет дефицит государ-ственного бюджета, который финансируется денежной эмиссией или заимствованиями.

Влияние трансфертов (налогов) отличается от влияния государственных закупок. Если, к примеру, правитель­ственные налоги увеличатся на 10 млрд грн, то, вероятно, на эту величину частные лица сократят потребление.

Осуществляя трансфертные выплаты, правительство ме-няет структуру производства экономических благ в частном секторе экономике.

правительственное регулирование национальной экономики

5. Прямое влияние правительства на распределение
ресурсов. Правительство взначительной степени может
влиять на структуру производства, манипулируя налогами

расходами, рекомендуя "что" производить. Путем регла­ментирования норм права правительство влияет на то, "как" производить. При помощи налогов и трансфертных выплат правительство влияет на решение проблемы "для кого" производить.

6. Опосредованное влияние правительства на распре­деление ресурсов осуществляется через налоги и субсидии. Увеличивая налоги на определенные группы товаров, пра­вительство ограничивает объемы их производства, а субси­дируя — стимулирует их рост.

7. На правительство возлагается ответственность по решению проблем природной среды.

8. Национальная безопасность государства обеспечи­вается исключительно правительственным финансирова­нием.

9. Защита конкурентной среды.

10. Урегулирование проблем, связанных с нарушением действия рыночных сил, и т. п.

Решение далеко не полного перечня задач, встающих пе­ред правительством, требует использования определенных инструментов (средств).

Инструменты (средства) — это действия, при по­мощи которых можно реализироватъ цели и решать за­дачи, стоящие перед правительством.

Правительство может оказывать влияние на экономику, проводя фискальную, монетарную, внешнеэкономическую, социальную, антимонопольную политику, а также полити­ку ценообразования, индикативное планирование, аморти­зационную политику и т. п. Каждая из перечисленных выше составляющих имеет свою структуру средств (инструмен­тов) влияния на экономику со стороны правительства.

На рис. 19.4 схематически изображена структура средств правительственного влияния на экономику.

Основные задачи, возникающие перед правительствами государств - student2.ru

Рис. 19.4. Инструменты правительственного влияния на экономику

Глава 19

Правительство использует для влияния на экономи­ку прямые и косвенные методы.

Прямые методы влиянияеще называют администра­тивными, а непрямые — экономическими. Администра­тивныеи экономические методы используют соответствен­но прямые и косвенные инструменты влияния.

Прямые методы правительственного влияния базиру­ются на властно-распорядительных отношениях ипро­являются В форме административного влияния на поведе­ние, функционирование и результативность экономических субъектов, ограничивая в определенной степени их хозяй­ственную свободу.

К прямым методам относятся:

— разрешения на осуществление лицензируемых видов деятельности, регистрацию и т. п.;

— регламентация деятельности экономических субъек­тов и введение законов, инструкций, нормативов и т. п.;

— запреты осуществлять определенные виды экономи­ческой деятельности, а также действий и бездеятельности;

— применение наказаний и стимулов;

— разнообразные формы целевого финансирования: го­сударственныеинвестиции, предоставление субсидий пред­принимательскому сектору и сектору домохозяйств;

— прямое влияние на экспорт: льготы на кредитование экспорта, отмена пошлин;

— государственный заказ.

Косвенные методы— это система правовых и экономи­ческих инструментов, при помощи которых государство влияет на поведение хозяйственных субъектов, а также на функционирование и результаты экономики, не ограничи­вая экономической свободы хозяйствующих субъектов.

Во-первых, выбор метода влияния на экономику основы­вается на экономической целесообразности. И хотя админи­стративное вмешательство в экономику часто воспринима­ется как грубое, чрезмерное, ограничивающее хозяйствен­ную свободу субъектов, необходимо отдать ему должное, отметив, что ни один экономический инструмент не может работать без администрирования.

правительственное регулирование национальной экономики

Во-вторых, сужение рамок экономической свободы — это не только недостаток. Если, к примеру, индивидуальная свобода одних субъектов ограничивает свободу других, то административное вмешательство в ограничение экономи­ческой свободы первых является оправданным и желаемым. Это касается многих сфер деятельности:

— жесткий правительственный контроль монопольных рынков;

— урегулирование внешних отрицательных эффектов и их последствий для окружающей среды (запрет на строи­тельство жилья, предприятий и т. п. на территории заповед­ников; запрет использовать вредные технологии и т. п.);

— разработка стандартов и контроль за их соблюдением;

— определение и поддержание минимально допустимого уровня благосостояния, гарантированного минимума зара­ботной платы, выплат по безработице;

— защита национальных интересов в системе мирового хозяйства (лицензирование экспорта, контроль импорта, использование иностранных кредитов, инвестиций, валют­ных ограничений и т. п.).

Административные методы, таким образом, зиждят-ся на силе государственной власти и включают:

— средства запрета (скупки акций конкурентов; запрет осуществлять строительство или производство посредством прекращения выдачи или действия лицензий);

— средства разрешения (выдача лицензий, разрешение использовать ранее запрещенные ресурсы или иные эконо­мические блага);

— средства принуждения(государство обязывает пред­принимателей обеспечивать безопасные условия труда; ор­ганизовывать производственное обучение, устанавливать очистительные сооружения, осуществлять обязательное страхование ит. п.).

Кроме того, административные методы управления основываются на командных формах приказов и распоря­жений тех, кто находится выше в иерархии. Им свойствен­на вертикальность.

Глава 19

Экономические (косвенные) методы основываются ца экономическом интересе и используют инструменты фи. скальной, монетарной, внешнеэкономической, социальной ценовой, антициклической и антиинфляционной политики

Иногда люди переоценивают роль экономических мето­дов и недооценивают роль административных. Такое отно­шение к административным методам характерно для постсо­циалистических стран в связи с тем, что система админи­стративного управления привела к разрушению экономики.

Однако независимо от страны или уровня экономической системы, правительственное влияние на экономику можно осуществлять только в единстве обоих методов. Объясняет­ся это тем, что любой экономический регулятор включает администрирование, поскольку контролируется определен­ной хозяйственной службой. Например, бюджетная система ощутит влияние ставки налогообложения только после того, как будет принято административное решение о ее сниже­нии или увеличении.

С другой стороны, в каждом административном регуля­торе имеется нечто экономическое, поскольку это решение применяется для влияния на поведение инвестора, произво­дителя, потребителя, экспортера или импортера и т. п.

Несмотря на неразрывное единство этих двух методов, они все-таки противоположны.

Целесообразность использования административных методов определяется тем, что, во-первых, здесь известен от­дающий команду, ее исполнитель, ответственный за послед­ствия реализации административного управленческого ре­шения, т. е. отношения "управленец — исполнитель" персо­нифицированы.

Во-вторых, там, где фактор времени является определя­ющим или достаточно весомым, административные методы незаменимы; они позволяют быстро решить проблему. Даже если решение оказалось ошибочным, его можно быстро от­менить, что нельзя сделать при управлении экономически­ми методами.

В-третьих, административные методы незаменимы при решении экстремальных, экстраординарных проблем. Каж-

правительственное регулирование национальной экономики

дая страна должна иметь систему чрезвычайного управле­ния на случай войны, стихийных бедствий, технологиче­ских аварий, эпидемий, попыток осуществления государ­ственного переворота и т. п.

Административные методы запрограммированы на ско­рость, а не на экономическую эффективность. Здесь воля опирается не на экономический интерес, а на власть.

Эти методы просты и понятны, но они мало приспособле­ны к управлению массовыми явлениями и процессами. А. Бек в книге "Новое назначение" описывает постановле­ние политбюро о сборе чайного листа, подписанное И. Ста­линым, где определяются число и месяц начала сбора уро­жая, а также требование, чтобы лист чая был зрелым (кон­диционным). Естественно, это постановление в полном объеме выполнить невозможно, ведь природа не подчиняет­ся постановлениям правительства и лист может созреть раньше или позже определенной постановлением даты. Если же начать сбор своевременно, лист может оказаться некондиционным.

Попытка распространить административные методы не только на управление функционированием системы, но и на ее развитие оказалась трагической для судьбы экономиче­ской системы.

Кроме того, административные методы достаточно трудоемки и дороги. Если решение, которое мог принять один человек, принимается коллегиально, это не только де­лает его более дорогим, но и создает персональную безответ­ственность.

Экономическим методам, в отличие от административ­ных, свойственна горизонтальность. В их основе лежат взаимовыгодные связи. Рыночная культура предполагает исключительную честность и порядочность партнеров (со­циальный капитал), она уничтожает тех, кто предает парт­нера.

Экономические методы лучше всего подходят для регу­лирования массовых явлений. И в этом их преимущества. вместе с тем экономическим методам свойственны недо­статки:

Глава 19

1) для них сложно определить заблаговременно долго­срочные последствия, здесь имеет место проблема измере­ния результата;

2) ошибки, допущенные правительством при использова­нии этих методов, умножаются на массовость явлений и подлежат регулированию.

Проблема усложняется тем, что, во-первых, ошибка об­наруживается только со временем, во вторых, на нее влияет мультипликационный эффект, в-третьих, приостановка действия ошибочных решений при использовании экономи­ческих методов требует много времени.

Оба метода используются на всех уровнях экономической системы. Но чем выше уровень иерархии, тем больше ис­пользуют административные методы.

На самом высоком уровне правительственной власти удельный вес административных и экономических методов зависит от доходной части бюджета. Если государственная казна пуста — превалируют административные методы, если она полна — экономические.

19.3. Основные направления и рамки правительственного влияния на экономику

Определить меру влияния правительства на экономику весьма сложно. Поэтому чаще всего эту меру определяют при помощи удельного веса ВВП, ВНД или ЧНД, перерас­пределяемого через государственный бюджет. Имеется еще один способ определения меры участия правительства в эко­номической жизни — индекс экономической свободы (ИЭС).

Индекс экономической свободы — это агрегированный индикатор, включающий десять показателей, тоже имею­щих сложное строение, свидетельствующий об уровне вме­шательства правительства в экономику. Содержание данно­го индекса достаточно подробно описано в учебнике "Макро­экономика" под редакцией профессора В.Д. Базилевича

правительственное регулирование национальной экономики

(тема 3). Чем больше участие правительства в экономике, теМ меньший уровень экономической свободы, а сама она оказывает определяющее влияние на развитие экономики. в связи с этим возникает потребность в определении рамок правительственного влияния на экономику.

Минимальную черту правительственного влияния определяют:

— правовая база функционирования экономики;

— организация денежного обращения;

— урегулирование экстернальных отрицательных эф­фектов;

— производство общественных благ.
Максимальная черта правительственного влияния

определяется как точка равновесия между расходами, свя­занными с государственным вмешательством, и выигрышем в социально-экономической эффективности.

Рассмотрим некоторые из основных направлений госу­дарственного влияния на экономику.

Влияние правительства на экономический рост в дол­госрочном периоде без перерывов в краткосрочных перио­дах осуществляется посредством действия фискальных и монетарных инструментов.

Стимулирование экономического роста осуществляет­ся путем увеличения объема государственных закупок (G), уменьшения налогов (Т) и увеличения трансфертных вы­плат домохозяйствам и бизнесу (Тг). Это бюджетно-нало­говые средства влияния.

Кроме того, экономический рост можно стимулировать монетарными средствами путем: уменьшения учетной став­ки процента (і), по которой коммерческие банки получают кредиты в национальном (центральном) банке; уменьшения нормы обязательных банковских резервов (г), которые опре­деляются в процентах от объема депозитов коммерческих банков и на беспроцентной основе сохраняются в централь­ном банке; выкупа государственных ценных бумаг у населе­ния центральным банком. Все эти мероприятия направлены На увеличение предложения денег в экономике, что делает

Глава 19

их более дешевыми, способствуя расширению кредита оживлению деловой активности и экономическому росту.

Ограничительная политика экономического роста ис­пользуется в периоды стремительного роста, когда возника­ет опасность "перегрева" экономики ("бума"), за которым следует падение (т. е. разрыв в долгосрочном росте). Такой рост необходимо ограничивать.

Средства фискальной политики, ограничивающие эко­номический рост: уменьшение государственных закупок (G), увеличение налогов (Г), уменьшение трансфертных вы­плат (Тг). Это ограничивает совокупный спрос, и, как след­ствие, объем национального производства.

Ограничительные средства монетарной политики на­правлены на увеличение учетной ставки процента (г), увели­чение нормы обязательных банковских резервов (г), прода­жу населению государственных ценных бумаг. В результате таких действий уменьшается предложение денег, они доро­жают, сужается кредит, что ограничивает экономический рост.

Антиинфляционная политика тоже бывает двух видов: направленная на преодоление инфляции радикальными средствами и ориентированная на ограничение темпов роста цен с целью приспособления (адаптации) к этой ситуации. Преобладающее большинство стран мира использует адап­тивную антиинфляционную политику. США, Великобрита­ния и некоторые другие страны отдают предпочтение ради­кальным методам борьбы с инфляцией.

Целью долгосрочной антиинфляционной политики является ликвидация инфляционных ожиданий населе­ния. Реализуется данная цель следующими средствами преодоление бюджетных дефицитов; контроль за приростом денежной массы; формирование надлежащих золотовалют­ных резервов и т. п.

Краткосрочная антиинфляционная политика направ­лена прежде всего на ограничение темпов инфляции. Для решения данной проблемы правительство направляет свой усилия на уменьшение диспропорции между совокупным

правительственное регулирование национальной экономики

просом и совокупным предложением. Средствами реализа­ции этой цели являются:

— стимулирование производства путем увеличения госу­
дарственных закупок, инвестиций;

—- поиск социально нейтральных источников увеличения бюджетных поступлений;

— активизация политики импорта;

— рост процентных выплат по депозитам для стимулиро­вания сбережений и ограничения объема потребительского спроса.

Социальная политика правительства ставит две основные задачи:

1) обеспечение накопления человеческого и социального капитала;

2) социальная защита наиболее уязвимых слоев населе­ния.

Решение первой задачи осуществляется посредством ис­пользования правительством следующих средств: определе­ние и установление минимальной заработной платы; норми­рование условий труда и продолжительности рабочего вре­мени; финансирование переквалификации и повышения квалификации; финансирование обеспечения базового уров­ня услуг здравоохранения; финансирование (частичное или полное) образовательных услуг в учебных заведениях разно­го уровня; индексация денежных доходов в условиях инфля­ции; установление необлагаемого налогом минимального до­хода; дифференциация налоговых ставок в зависимости от Уровня дохода; предоставление налоговых льгот и т. п.

Вторая задача решается при помощи таких средств: соци­альное обязательное страхование, т. е. гарантированная государством система мероприятий по обеспечению граж­дан в старости (пенсионное страхование), на случай болезни и потери трудоспособности (медицинское страхование); под­держка материнства и детства (социальная помощь семьям с Детьми), а также социальная помощь малообеспеченным, инвалидам, ветеранам, одиноким.

Необходимо подчеркнуть, что система социального стра­хования тоже состоит из двух направлений:

Глава 19

— первое связано с восстановлением и сохранением тру. доспособности;

— второе гарантирует материальное обеспечение граж­дан, утративших трудоспособность или не имевших ее.

Мы рассмотрели только несколько направлений эконо­мической политики. На самом деле их значительно больше. В связи с этим возникает проблема количественного сопо­ставления целей и инструментов. Понятно, чем больше ин­струментов можно использовать, тем вероятнее достижение цели.

Кроме того, необходимо учитывать, что один инструмент можно использовать для достижения разных целей. По­скольку цели могут противоречить друг другу, эффект по­литики, не учитывающей описанных выше факторов, мо­жет быть сведен к нулю. Поэтому, разрабатывая экономичес­кую политику, важно не включать одновременно в правительственные программы противоречивые цели. Сна­чала необходимо определить цель, реализация которой име­ет более важное значение или является предпосылкой для автоматического либо целенаправленного решения других задач.

Кроме того, необходимо учитывать противоречия между текущими и долгосрочными целями. Таким образом, про­цесс определения целей и средств их реализации полон про­тиворечий, ограничений, неопределенности последствий правительственных действий в долгосрочной перспективе, что, с одной стороны, является основанием для критики любых мер правительства, а с другой — усложняет процеду ру определения эффективности правительственного вмеша­тельства в связи с тем, что, во-первых действия правитель­ства запрограммированы не столько на экономический, сколько на социальный результат, во-вторых, цены, в кото­рых измеряется результат правительственной деятельно­сти, часто существенно отличаются от рыночных, в-треть­их, результат правительственного влияния определяется не только действиями правительства, но и естественными фак-торами и рынком.

правительственное регулирование национальной экономики

УЧЕБНЫЙ ТРЕНИНГ Основные термины и понятия

Индекс экономической свободы. Индикативное планиро­вание. Инструменты правительственного влияния на эконо­мику. Максимальная черта правительственного вмешатель­ства. Методы правительственного влияния на экономику: косвенные (экономические) и прямые (административные). Минимальная черта правительственного вмешательства. Модели правительственного влияния: адаптивная и проак-тивная. Общедоступные и платные смешанные обществен­ные блага. Общественные блага. Отказы рынка. Политика цен. Стимулирующие и ограничительные мероприятия пра­вительства. Цели правительственного влияния на экономи­ку. Частные блага. Чистые и смешанные общественные бла­га. Экономическая политика: фискальная, монетарная, внешнеэкономическая, социальная, антиинфляционная, антициклическая, антимонопольная, инвестиционная, эко­номического роста, амортизационная.

Контрольные вопросы и задания

1. Назовите факторы, обусловливающие необходимость правительственного влияния на экономику, и раскройте их Удержание.

2. Чем обусловлены отрицательные (экстернальные) внешние эффекты в экономике и каким образом правитель­ство может их регулировать?

3. Что означает термин "отказы рынка"? Раскройте структуру и содержание отказов рынка.

Глава 19

4. Почему блага, индивидуальное потребление которых следует оплатить, называют частными?

5. Чем обусловлена необходимость производства обще-ственных благ? Как обеспечивается доступ индивидов к ис­пользованию общественных благ разных видов?

6. Раскройте содержание и структуру средств влияния правительства на производство смешанных общедоступных и платных общественных благ.

7. Какие типы и модели правительственного влияния на экономику вы знаете? Раскройте их содержание и модели.

8. Дайте определение экономической политики прави­тельства. Назовите ее основные направления.

9. Раскройте качественные и количественные связи между целями и инструментами экономической политики.

10. Назовите основные инструменты монетарной, фи­скальной, внешнеэкономической и социальной политики.

11. Раскройте содержание, преимущества и недостатки прямых и косвенных методов влияния на экономику. В ка­ких условиях лучше срабатывают прямые, а в каких — кос­венные методы?

12. Чем определяются максимальная и минимальная черта государственного вмешательства в экономику?

13. Раскройте содержание и механизм правительствен­ного влияния на экономический рост фискальных и моне­тарных инструментов.

14. Охарактеризуйте правительственное влияние на ин­фляцию в краткосрочном и долгосрочном периодах.

15. Раскройте содержание функций и инструменты со­циальной политики.

Литература

1. Базилевич В. Д. Макроекономіка: підручник / В.Д. Б&" зилевич, К.С. Базилевич, Л.О. Баластрик / за ред. В.Д. Базй" левича. — К. : Знання, 2007. — Розд. 13; розд. 3, парагр 8.

правительственное регулирование национальной экономики

2. Стігліц Е. Дж. Економіка державного сектора / ттяс Е. Стігліц, пер. з англ. А. Олійник, Р. Сільський. — К. : Основи, 1998. - Р. 3.

3. Єщенко ІІ.С. Сучасна економіка : навч. посіб. / П.С. Єщенко, Ю. Палкін. — К. : Вища шк., 2005. — Розд.

18,19-

4. Єщенко П.С. Нова модель держави / П.С. Єщенко,
5.Є. Квасюк, О.А. Бірюков. — Слов'янськ : Печатный двор,
2002. — Розд. 1,4.

5. Перехідна економіка : підручник / В.М. Геєць,
Є.Г. Панченко, Е.М. Лібанова та ін. ; за ред. В.М. Гейця. —
К. : Вища шк., 2003. — Розд. 5, 25.

6. Радіонова І.Ф. Макроекономіка: теорія та політика : підручник / І.Ф. Радіонова. — К. : Таксон, 2004. — Т. 8.

7. Чарлз У. Голая экономика. Разоблачение унылой на­уки / У. Чарлз. — М. : Олимп-Бизнес, 2004.

8. Экономическая теория : учебник / под общ. ред. акад. В.И. Видяпина, А.И. Добрынина, Г.П. Журавлевой, Л.С. Та-расевича. — М. : ИНФРА-М, 2000. — Гл. 28.

   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   

Глава 20 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РЫНОЧНОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ ЭКОНОМИКИ УКРАИНЫ

Догмы спокойного прошлого не будут срабатывать в бушующем будущем. Раз мы взялись за новое дело, мы долж­ны иначе думать и действовать.

Авраам Линкольн

20.1. Объективные предпосылки

и направления рыночной трансформации

экономики Украины

Определяющей чертой современной отечественной эко­номики является ее трансформационный характер, связан­ный с качественными преобразованиями базисных основ общественной жизни.

Объективная необходимость рыночной трансформа­ции экономики Украины обусловлена исчерпанием экс­тенсивных факторов хозяйственного роста, социально-экономической неэффективностью, негибкостью и низ­кой адаптивностью командно-административной сис­темы к условиям научно-технического прогресса и постиндустриальных преобразований.

Как составная часть единого народнохозяйственного комплекса СССР на конец 80-х годов XX в., украинская эко­номика характеризовалась следующими признаками:

— тотальным директивным планированием и админи-стративным контролем над всеми сферами общественной жизни;

теоретические аспекты рыночной трансформации экономики

-- преобладающей ориентацией на удовлетворение нужд союзной кооперации;

— переобремененностью ресурсоемкими, экологоопас-ными базовыми отраслями;

— значительной материале-, капитале- и энергоемко­стью;

— технико-технологической отсталостью, невосприяти­ем ряда важных направлений НТП;

— гипертрофированным развитием военно-промышлен­ного комплекса;

— значительным удельным весом отраслей, производя­щих промежуточный продукт;

— скрытой инфляцией, масштабным дефицитом эконо­мических благ;

— нерациональной занятостью, "уравниловкой", низкой оплатой труда;

— низким уровнем производительности труда, отсутстви­ем действенной мотивации к трудовой деятельности и т. п.

Таким образом, объективными предпосылками ради­кальных преобразований отечественной экономики ста­ли масиїтабность и острота социально-экономических проблем, крах предыдущих попыток реформирования командной экономики без изменения ее сущностных ха­рактеристик.

Трансформационный характер экономики Украины связан со следующими переходными процессами:

суверенизацией национального хозяйственного ком­плекса;

— либерализацией и демократизацией экономической
Жизни;

плюрализацией форм собственности и хозяйствова­ния;

- структурной постиндустриальной перестройкой;

- формированием инновационного типа общественного воспроизводства;

- гуманизацией и социализацией экономических про­цессов;

Глава 20

— радикальным изменением функций и роли государ-ства;

— становлением гражданского общества с развитыми де­мократическими институтами;

— гармонической интеграцией в глобальную социально-экономическую среду.

Общий стратегический вектор развития Украины

— построение смешанной социально ориентированной экономики постиндустриального типа.

Трансформационные процессы, происходящие в Укра­ине, имеют определенную специфику, связанную со сле­дующим:

— продолжительное время отечественная экономика
функционировала как составная часть единого народнохо­
зяйственного комплекса СССР, развивающегося на дирек­
тивно-плановой основе;

— искусственная оторванность от общецивилизационного прогресса определила инверсионный характер перехода к со­циально ориентированной рыночной экономике (рис. 20.1);

— постсоциалистические трансформации характеризу­ются исключительно высокой зависимостью экономических процессов от политических решений.

Переходный период, в который вступила экономика Украины в конце XX в., связан с глубинными социально-экономическими преобразованиями, неминуемым след­ствием которых стал межсистемный кризис, охвативший всю систему общественных отношений.

Межсистемный трансформационный кризис — кри­зис, связанный с переходом хозяйственной системы к но­вому качественному состоянию, радикальным изменени­ем экономических основ и институциональной структу­ры общества.

Трансформационный спад экономики Украины (1990-2000 гг.) был вызван рядом объективных и субъективных факторов (рис. 20.2).


Основные задачи, возникающие перед правительствами государств - student2.ru

теоретические аспекты рыночной трансформации экономики



Глава 20

Основные задачи, возникающие перед правительствами государств - student2.ru

С 2000 г. вУкраине началось постепенное возрождение экономики,проявляющееся в стабильном ежегодном при­росте ВВП. Вместе стем замедление экономической дина­мики в 2004—2006" гг. было вызвано следующими факто­рами:

— исчерпанием инерции возобновительного роста экс­тенсивного характера, приобретенной впредыдущие го­ды, когда экономическая активность повышалась после глубокого ипродолжительного трансформационного спада!

теоретические аспекты рыночной трансформации экономики

— ухудшением внешнеэкономической конъюнктуры и

потерей украинскими экспортерами части внешних рынков;

— резкой номинальной ревальвацией гривни, ее перма­нентной реальной ревальвацией, чрезмерно резким сниже­нием уровней тарифной защиты, вызвавшими ухудшение позиций украинских товаропроизводителей на внешних рынках, их вытеснение с части внутренних рынков в резуль­тате существенного увеличения прироста импорта;

— значительным повышением фискального давления на хозяйствующих субъектоввследствие пересмотра до­ходной части государственного бюджета и отмены преобла­дающей части налоговых льгот;

— отрицательным влиянием фискализации экономи­ки на инвестиционные процессы,резким замедлением ин­вестиционной активности иоттоком инвестиционных ре­сурсов из инновационно ориентированных отраслей про­мышленности, что привело к утверждению традиционно-сырьевой модели отечественного производства и экспорта1.

Долгосрочная стратегия инновационных преобразований отечественной экономики, неразрывно связанная с соци­ально-рыночным выбором общества, предусматривает пере­осмысление места и роли человека в воспроизводственном процессе, осознание того, что постиндустриальные тенден­ции и глобализация мирохозяйственного развития изменя­ют относительную ценность ресурсов, превращая интеллект и информацию в главное богатство наций, которое легко пе­ремещается из страны в страну.

Стратегическим приоритетом развития отече­ственной экономики на современном этапе является переход к человекоцентрической модели общественно-го прогресса и превращение человеческого ресурса в его интеллектуальной, инновационной и информационной составляющих в приоритетное направление капита­ловложений.

Про внутрішнє і зовнішнє становище України у 2005 році : ослання Президента України до Верховної Ради України // Економіст. — 2006. — № 2 (232). — С. 44—45.

Глава 2о

Вместе с тем обновление модели экономического роста на основе изменения типа общественного воспроизводства форм накопления богатства и представлений о критериях эффективности экономики наталкивается на серьезные преграды, а именно:

— технологическую многоукладность отечественной эко­номики, постоянное воспроизводство устаревших техноло­гических укладов;

— отсутствие эффективных собственников и действен­ных механизмов стимулирования инновационной активно­сти;

— деформированную отраслевую структуру, основанную на доминирующем развитии сырьевой составляющей эконо­мики;

— существование устаревших неформальных институ­тов, связанных с предыдущим хозяйственным опытом;

— неразвитость сложного комплекса постиндустриаль­ных характеристик личности: инициативности, умения творчески мыслить, принимать ответственность на себя и адаптироваться к стремительно изменяющимся условиям.

Учет мирового опыта постиндустриальных преобразова­ний развитых государств мира и отечественной практики хозяйствования позволяет сделать вывод, согласно которо­му важнейшими предпосылками утверждения человеко-центрической модели экономического роста выступают следующие:

— преодоление устаревших представлений о зависимо­сти экономического прогресса наций исключительно от рас­ширенного воспроизводства материально-вещественных со­ставляющих общественного богатства;

— обеспечение динамического экономического роста на основе проведения активной инвестиционной политики, на­правленной на активизацию человеческого капитала;

— формирование национальной инновационной системы как органической целостности науки, инноваций и произ­водства;

— усовершенствование национального законодательства в соответствии с требованиями международных стандартов

теоретические аспекты рыночной трансформации экономики

и соглашений в сфере интеллектуальной собственности, ее коммерциализация и надлежащая правовая защита; — структурная перестройка экономики отраслевого и территориального направления, реструктуризация инсти­туциональной системы, административно-территориальная реформа;

— постепенное изменение социально-экономического ге­нотипа нации в направлении роста социальной активности, самостоятельности, высвобождение творческого потенциа­ла личности;

— становление гражданского общества с развитыми де­мократическими институтами, способными обеспечить са­мореализацию личности и самоорганизацию социума;

— внедрение новой парадигмы внешнеэкономических
связей, направленной на гармоническую интеграцию стра­
ны в глобальную экономическую среду.

Таким образом, развитие экономики Украины на совре­менном этапе связано с решением ряда стратегических про­блем, которые определяют основные ориентиры экономичес­кой политики правительства (рис. 20.3).

Наши рекомендации