Проблемы, связанные с осуществлением дискреционной политики. Механизм действия встроенных стабилизаторов при автоматической политике
Негативные последствия дискреционной фискальной политики
Эффективная дискреционная политика предполагает грамотную диагностику происходящих экономических процессов, на основе которой правительство настраивает свои рычаги: налоги и государственные расходы. Однако узнать, во что выльются возникшие тенденции макроэкономики полностью не удается. Поэтому правительство не всегда может предугадать действительные направления развития экономики, что вынуждает его принимать решения по настройке фискальной политики с запозданием. Запаздывание действия необходимых рычагов дискреционной политики связано также с обычными административными процедурами по организации мероприятий, обусловленных проведением новой хозяйственной политики. Причем, эффект от принятия новой фискальной политики обычно приходит не сразу, т.к. вложения средств в развитие производства окупаются по истечении достаточно большого срока времени.
Ситуация осложняется и наличием:
1) лага распознавания – это промежуток времени между фактическим появлением безработицы или инфляции и моментом их фиксации;
2) административного лага (или лага осуществления) – это промежуток времени между фиксацией фактов безработицы или инфляции и принятием соответствующих мер воздействия;
3) функционального лага (или лага эффективности) - это промежуток времени между задействованием мер воздействия и достижением результатов.
Эти лаги также ухудшают возможности дискреционной фискальной политики быстро настраиваться на происходящие изменения в экономике и эффективно их корректировать.
Монетаристы при этом говрили, что дискриционная политика опережает эк-ий цикл на 1-1,5 года. Поэтому меры, принимаемые правительством в одной фазе, могут начать действовать уже в другой. Например, правительство стало постепенно сокращать денежную массу, чтобы сдержать быстрый экономический рост. Но наибольшее сокращение пришлось уже на этап экономического спада, что привело к увеличению его темпов.
Современные экономисты, приверженцы так называемой «новой классики», считают, что проведение любой стабилизационной политики фискальной или монетарной) неэффективно. Это связано со след. обстоятельствами.
Во-первых, государственные воздействия приводят к сокращению темпов роста экономики и к обнищанию нации.
Во-вторых, когда экономика достигает высокого уровня развития и приближается к полной занятости, дискреционная политика сопровождается ростом бюджетного дефицита и накоплением государственного долга, при этом дефицит растет даже в условиях подъема экономики.
В-третьих, нейтрализация экономическими агентами усилий государства по стабилизации экономики происходит не только в долгосрочный, но и краткосрочный период. Поэтому предлагаемая Кейнсом и Фридменом политика регулирования спроса абсолютно
неэффективна.
Теоретики концепции рациональных ожиданий утверждают, что и дискреционная фискальная политика неэффективна и может усиливать экономическую нестабильность. Допустим, экономика находится в фазе спада. Государство реагирует на это понижением налогов, предоставляя, например, скидку с налога на капиталовложения. Это повышает ожидаемую прибыль от инвестиционных проектов и тем самым стимулирует инвестиционные расходы и совокупный спрос. То есть фискальная политика действует эффективно. Однако если ситуация повторяется несколько раз, предприниматели приходят к мысли, что на спад в экономике политики реагируют предоставлением скидки с налога на капиталовложения или какой-нибудь другой налоговой скидки. Следовательно, когда наступит спад, предприниматели не станут торопиться с капиталовложением, ожидая грядущего сокращения налогов, которое увеличит прибыльность этих инвестиций. Но решение отсрочить капиталовложения усиливает спад. Когда же налоги действительно сократятся, поток инвестиций станет необычайно сильным. Налоговая политика государства увеличила неустойчивость инвестиций и усилила как циклическую фазу спада, так и фазу подъема. Вывод: дискреционная политика скорее усиливает, а не смягчает циклические колебания. В соответствии с теорией рациональных ожиданий было бы гораздо лучше отказаться от дискреционной политики в пользу денежного правила.
Под автоматическими (встроенными) стабилизаторами понимается экономический механизм, который автоматически (без вмешательства государства) реагирует на изменение экономической ситуации.
Эти стабилизаторы служат для смягчения реакции экономической системы на изменение объемов потребления плановых инвестиций частного сектора и сальдо экспортно-импортных операций.
Рассмотрим механизм воздействия встроенных стабилизаторов на экономику.
Подоходный налог действует следующим образом: при спаде уровень деловой активности (Y) сокращается, а поскольку налоговая функция имеет вид: Т = tY (где Т – величина налоговых поступлений, t – ставка налога, а Y – величина совокупного дохода (выпуска)), то величина налоговых поступлений уменьшается, а при «перегреве» экономики, когда величина фактического выпуска максимальна, налоговые поступления увеличиваются. Заметим, что ставка налога остается неизменной. Однако налоги – это изъятия из экономики, сокращающие поток расходов и, следовательно, доходов (вспомним модель кругооборота). Получается, что при спаде изъятия минимальны, а при перегреве максимальны. Таким образом, из-за наличия налогов (даже аккордных, т.е. автономных) экономика как бы автоматически «остужается» при перегреве и «подогревается» при рецессии. Как было показано в главе 9, появление в экономике подоходных налогов уменьшает величину мультипликатора (мультипликатор при отсутствии ставки подоходного налога больше, чем при ее наличии: [1/(1- mpc)] > [1/(1- mpc(1- t)]), что усиливает стабилизационный эффект воздействия на экономику подоходного налога. Очевидно, что наиболее сильное стабилизирующее воздействие на экономику оказывает прогрессивный подоходный налог.
Налог на добавленную стоимость (НДС) обеспечивает встроенную стабильность следующим образом. При рецессии объем продаж сокращается, а поскольку НДС является косвенным налогом, частью цены товара, то при падении объема продаж налоговые поступления от косвенных налогов (изъятия из экономики) сокращаются. При перегреве, наоборот, поскольку растут совокупные доходы, объем продаж увеличивается, что увеличивает поступления от косвенных налогов. Экономика автоматически стабилизируется.
Что касается пособий по безработице и по бедности, то общая сумма их выплат увеличивается при спаде (по мере того, как люди начинают терять работу и нищать) и сокращаются при буме, когда наблюдается «сверхзанятость» и рост доходов. (Очевидно, что для того, чтобы получать пособие по безработице, нужно быть безработным, а чтобы получать пособие по бедности, нужно быть очень бедным). Эти пособия являются трансфертами, т.е. инъекциями в экономику. Их выплата способствует росту доходов, а, следовательно, расходов, что стимулирует подъем экономики при спаде. Уменьшение же общей суммы этих выплат при буме оказывает сдерживающее влияние на экономику.
В развитых странах экономика на 2/3 регулируется с помощью дискреционной фискальной политики и на 1/3 – за счет действия встроенных стабилизаторов
9. Мультипликаторы государственных расходов и налоговые мультипликаторы при фиксированных ценах. Мультипликатор сбалансированного бюджета.
Фискальная политика гос-ва в коротком периоде может сопроводаться эффектами мультипликаторов гос.расходов, налогов и сбалансированного бюджета. В конечном итоге результат этой политики выражается в приросте дохода, пр-ва продукции. Поэтому мультипликативные эффекты играют важную роль при выборе мероприятий бюджетно-налоговой политики.
Бюджетный мультипликатор (мультипликатор гос.расходов)- отношение изменения реального национального дохода к вызвавшему его изменению гос.расходов
mg= ∆Y/∆G- 1/(1-Cy)
модель мультиплмикатора изменится если мы учтем уровень налогооблоджения:
mg=1/(1-Cy(1-t)), где t-предельная налоговая ставка = ∆T/∆Y
Налоговый мультипликатор – отношение изменения реального национального дохода к вызвавшему его изменению налогов.
mt=∆Y/∆T=-Cy/(1-Cy). Модель налоговогомультипликатора в закрытой экономике при прогрессивной системе налогообложения имеет вид:
mt=-Cy/(1-Cy(1-t))
мультипликационный эффект от снижения налогов слабее, чем от увеличения гос.расходов, следовательно, при выборе направлений бюджетно-налоговой политики учитывается, что увеличение гос.расходов окажет большее влияние на рост дохода, нежели снижение налогов.
Мультипликатор сбалансированного бюджета - равное увеличение госуд-х расходов и налогов вызывает увеличение дохода на величину, равную приросту гос-х расходов и налогов. – численный коэф-т равный1. норвежский экономист Хаавельмо доказал, что при кейнсианской ф-ии потребления, даже при сохранении сбалансированного бюджета, возникает мультипликационный эф-т, при этом мультипликатор сбалансированного бюджета равен единице ∆Y=∆G=∆T. Этот вывод получил название теоремы Хаавельмо и объясняется тем, что мультипликатор гос.расходов больше налогового.