Международная торговая система

1 января 1995 г. начала свою деятельность Всемирная торговая организация, ВТО (World Trade Organization, WTO), учитывающая нормы действовавшего до 1994 г. Генерального соглашения по тарифам и торговле, ГАТТ (General Agreement on Tariffs and Trade, GATT).

Генеральное соглашение по тарифам и торговле играло ведущую роль в регулировании международной торговли. Оно представляло собой многостороннее международное соглашение, содержащее свод правовых норм, на которых основывались торговые отношения между странами-участницами. Соглашение было подписано в Женеве 30 октября 1947 г. и вступило в силу 1 января 1948 г. для 23 подпи­савших его стран. В 1994 г. участниками ГАТТ было 118 государств.

ГАТТ выполняло три функции:

v оказание воздействия на государственную торговую, политику путем выработки правил мировой торговли;

v форум для переговоров по либерализации торговли;

v урегулирование споров.

Основной целью ГАТТ было обеспечение безопасности и пред­сказуемости международных торговых отношений путем:

ü ликвидации таможенных и других торговых ограничений;

ü устранения всех форм дискриминации в международной торговле в целях повышения уровня жизни, обеспечения полной занятости;

ü повышения реальных доходов населения и спроса, более эффек­тивного использования сырья, роста производства и торгового об­мена.

Принципы ГАТТ:

1. Осуществление торговли без дискриминации (принцип наибо­лее благоприятствуемой нации: все договаривающиеся стороны при установлении и отмене пошлин обязаны обеспечивать каж­дой стране одинаково благоприятные условия);

2. Защита отечественной промышленности только путем установ­ления таможенных пошлин, а не количественных ограничений и иных мер;

3. Сокращение пошлин в результате многосторонних перегово­ров и исключение возможности их повышение в дальнейшем;

4. Проведение консультаций между странами-участницами для урегулирования проблем торговли;

5. Обеспечение справедливой конкуренции в результате развития международной торговли;

6. Заключение региональных торговых соглашений;

7. Предоставление льготного режима для развивающихся стран;

8. Установление особых норм регулирования международной тор­говли текстилем и одеждой.

В структуру ГАТТ входили: сессия договаривающихся сторон, совет представителей, комитеты, рабочие группы, органы по урегулирова­нию споров и секретариат.

До 1994 г. прошли восемь так называемых торговых раундов, це­лью которых были дальнейшая либерализация мировой торговли и устранение торговых барьеров.

1947 — Женева/Швейцария;

1949 — Аннеси/Франция;

1951 —Торки/Великобритания;

1956 — Женева/Швейцария;

1960-1961 — Женева/Швейцария (Диллон-раунд);

1964—1967 — Женева/Швейцария (Кеннеди-раунд);

1973—1979 — Женева/Швейцария (Токио-раунд);

1986-1993 — Женева/Швейцария (Уругвайский раунд).

До 1963 г. в результате 5 туров переговоров были согласованы некоторые взаимные уступки участников по снижению таможенных тарифов, меры по сокращению и регулированию нетарифных торго­вых барьеров.

В 1964—1967 гг. был проведен 6-й тур переговоров (Кеннеди-ра­унд), в ходе которого была достигнута договоренность о снижении тарифов в течение 5 лет в среднем на 35%. В ходе этого раунда впер­вые была сделана попытка существенно ограничить нетарифный протекционизм и был согласован антидемпинговый кодекс.

В 1973-1979 гг. проходил 7-й тур переговоров (Токио-раунд), в рамках которого было намечено поэтапное снижение таможенных пошлин (примерно на 33% на промышленные товары) в течение 8 лет начиная с 1 января 1980 г., а также был достигнут определен­ный прогресс в сокращении нетарифных барьеров в международной торговле.

В 1986—1993 гг. был проведен Уругвайский раунд многосторонних торговых переговоров, в ходе которого была согласована организа­ционная структура, намечены планы и графики работы переговорных групп, образован специальный орган, призванный наблюдать за выполнением обязательств государств-участников не вводить торговые ограничения, противоречащие ГАТТ, и постепенно отменить существующие ограничения. Были созданы 15 переговорных групп: по таможенным тарифам, по нетарифным барьерам, по товарам природного происхождения, по текстилю и одежде, по сельско­хозяйственным товарам, по тропическим товарам, по субсидиям и компенсационным пошлинам, по торговым аспектам прав на интел­лектуальную собственность, по защитным мерам в торговле, по функ­ционированию системы ГАТТ, по соглашениям в рамках ГАТТ, по процедурам разрешения споров, по торговле услугами.

Уругвайский раунд выявил многочисленные конфликты среди участников, особенно по вопросам о распространении правил ГАТТ на торговлю сельскохозяйственными товарами, услугами и правами на интеллектуальную собственность. Сохраняющиеся противоречия в торговле аграрными товарами и в области субсидирования сельско­хозяйственного производства, особенно между США и ЕС, а также между развивающимися и промышленно развитыми странами, не позволили, как намечалось, подписать в декабре 1990 г. заключи­тельный документ.

Заключительный акт Уругвайского раунда (118 государств-участ­ников, подписан в 1994 г.) распространяется на все сферы перего­воров, зафиксированные в Декларации Пунта-дель-Эсте 1986 г. (в первой части Декларации речь шла о движении товаров в целях дальнейшей либерализации и расширения мировой торговли, усиле­ния роли ГАТТ, совершенствования мировой торговой системы и поощрения мирового сотрудничества путем усиления координации торговой политики, во второй части — о создании рамочных условий для торговли услугами), за исключением результатов переговоров о доступе к рынку (обещания многих стран сократить или отменить определенные таможенные пошлины и нетарифные ограничения в сфере торговли товарами), а также первоначальных договоренностей о либерализации торговли услугами.

Итогами Уругвайского раунда стали создание новой многосторон­ней системы международной торговли и замена ГАТТ Всемирной торговой организацией (ВТО). Заключительный акт содержит:

¨ соглашение об образовании ВТО (заменяет ГАТТ после рати­фикации);

¨ соглашение о таможенных тарифах и торговле товарами 1994 г. с многочисленными меморандумами по отдельным товарным группам;

¨ протокол Уругвайского раунда (включен в ГАТТ в 1994 г.);

¨ генеральное соглашение по торговле услугами;

¨ меморандум по процедуре урегулирования споров (в случае установления нарушений согласованных торговых норм будущие члены ВТО обязаны, с одной стороны, отказаться от проведения односторонних акций, а с другой — привести в действие преду­смотренный меморандумом механизм (консультации, создание органа по урегулированию спорных вопросов, выработка им решений, рассмотрение этих решений в апелляционной инстан­ции);

¨ процедуру контроля за торговой политикой договаривающихся сторон ГАТТ;

¨ решение об углублении согласования процессов мировой эко­номической политики;

¨ другие соглашения, касающиеся самых различных областей торговли (сельское хозяйство, текстиль и одежда, торговые барь­еры, инвестиции в сфере торговле, антидемпинговая политика, торговые аспекты охраны интеллектуальной собственности и др.);

¨ решение о мерах помощи в случае негативного влияния ре­форм на развивающиеся страны, зависящие от импорта продо­вольствия.

Переговоры под эгидой ГАТТ в 60-х и 70-х гг. сократили тамо­женные барьеры с 25—30 до 3—4% и помогли утроить объем мировой торговли за 70—80-е гг.

Подписанное в 1994 г. Соглашение об образовании Всемирной торговой организации (ВТО), которая начала свою деятельность в 1995 г., предусматривает создание общих институциональных рамок, которые объединили бы предыдущие решения с решениями Уруг­вайского раунда и включили бы все принятые под патронажем ГАТТ договоренности и соглашения. Новая организация должна руководствоваться в своих действиях Меморандумом о правилах урегулиро­вания споров (Understanding on Rules and Procedures Covering the Settlement of Disputes) и Механизмом пересмотра торговой политики (Trade Policy Review Mechanism).

Основной целью ВТО является коммерческая и экономическая ориентация государств-членов на повышение уровня жизни путем:

à обеспечения полной занятости;

à роста производства и торгового обмена товарами и услугами;

à оптимального использования источников сырья в целях обеспе­чения долгосрочного развития, защиты и сохранения окружающей среды.

Как главное отличие ВТО от ГАТТ необходимо отметить, что ГАТТ охватывала только торговлю товарами, а в ВТО еще входят Соглашение о торговле услугами (ГАТС) и Соглашение по торговым аспектам интеллектуальной собственности (ТРИПС).

Соглашение по ТРИПС устанавливает стандарты защиты прав интеллектуальной собственности и порядок их применения. Соглашение предусматривает, что каждая страна-член ВТО должна выполнять обязательства, вытекающие из других международных соглашений по правам интеллектуальной собственности, дополняя их обязательствами по ТРИПС и гарантируя, что в каждой стране-участнице будут применены строгие процедуры принуждения для защиты прав интеллектуальной собственности.

Соглашение состоит из семи частей. В части I рассматриваются общие принципы. Часть II содержит стандарты защиты различных видов интеллектуальной собственности: авторского права и смежных прав, торговых знаков, географических указаний, промышленных образцов, патентов, топология (топография) интегральных микросхем, коммерческой тайны. Часть III регламентирует меры принуждения к соблюдению прав интеллектуальной собственности, а часть IV описывает процедуры приобретения и доказательства таких прав. Наконец, Соглашение предлагает согласительные процедуры в части V, временные соглашения в части VI, организационные и заключительные положения в части VII.

Членство в ВТО означает, что страна, подписавшая все 18 основных соглашений ("многосторонние торговые соглашения"), принимает на себя все права и обязанности по заключенным соглашениям.

ВТО имеет следующую структуру:

1. Конференция министров (раз в два года).

2. Всеобщий совет:

Комитет по урегулированию разногласий,

Комитет по пересмотру торговой политики (Trade Policy Review Mechanism, TPRM).

3. Вспомогательные органы:

Совет по услугам,

Совет по товарам,

Совет по торговым аспектам защиты прав на интеллектуальную собственность;

Комитет по торговле и развитию,

Комитет по бюджетным вопросам.

Согласно положениям ГАТТ и ВТО основным инструментом ре­гулирования внешней торговли должен быть таможенный тариф. В соответствующих документах содержатся правовые нормы, определяющие условия таможенного тарифного регулирования. Применение для целей регулирования внешней торговли других средств разрешается на основе решений Уругвайского раунда ГАТТ и некоторых других соглашений. Например, допускается принятие следующих мер:

· административные ограничения внешней торговли по неэконо­мическим соображениям;

· административные ограничения внешней торговли в целях выхода из тяжелого экономического положения (серьезный ущерб, на­несенный национальной промышленности, нарушение равновесия платежного баланса и др.);

· пресечение недобросовестной конкуренции поставщиков иност­ранных товаров;

· добровольные ограничения экспорта и импорта по взаимному согласию правительств или фирм стран — экспортеров и импорте­ров;

· ограничения, вводимые по неэкономическим соображениям (за­щита национальной безопасности, охрана окружающей среды и др.).

Однако иногда меры, принимаемые, например, по неэкономи­ческим соображениям, сознательно используются в протекционист­ских целях. Достигнутые договоренности в рамках ГАТТ/ВТО существенно ограничили возможность произвольной трактовки правил регулирования внешней торговли и создали общие условия их при­менения. Например, к 2000 г. должны быть отменены добровольные ограничения экспорта и импорта, а срок действия мер против недо­бросовестной конкуренции ограничен пятью годами.

Для устранения такого серьезного препятствия в международной торговле, каким является расхождение национальных систем внешне­экономического регулирования, ВТО проводит соответствующую унификацию. Например, установлены общие принципы определения таможенной стоимости и страны происхождения товаров, действуют соглашения по техническим барьерам в торговле, по санитарным и фитосанитарным нормам и др.

Россия не является членом ВТО, поэтому ее торговые отношения с другими странами основаны не на соответствующих документах ГАТТ/ВТО, а на двусторонних торговых договорах и соглашениях, содержащих режим наибольшего благоприятствования. В то же время вступление в ВТО является одной из приоритетных задач внешне­торговой политики России.

Для подготовки к семинару:

Продумайте ответы на следующие вопросы:

1. Почему в мировой экономике темпы роста международной торговли выше темпов роста мирового производства?

2. Если темпы роста мирового производства ниже темпов роста международной торговли, как это влияет на мировую экономику? Проведите сравнение характера роста международной торговли с другими показателями общеэкономического роста.

3. Какое объяснение географической структура торговли можно дать с точки зрения теории абсолютных преимуществ?

4. Какие группы товаров выделяются в существующих товарных классификациях и номенклатурах?

5. Какова взаимосвязь понятий «международное разделение труда», «экономическая безопасность страны» и «международная торговая система»?

6. Каким образом внешняя торговля обеспечивает странам экономию ограниченных ресурсов.

7. В чем положительные и отрицательные стороны участия страны в международной торговой системе?

8. Какие принципы и цели ГАТТ сохранили свою роль и значение в ВТО, какие прекратили существование, и какие появились вновь?

Наши рекомендации