Анализ зарубежной практики обеспечения устойчивого развития экономики регионов
В настоящее время во многих зарубежных странах растет децентрализация государственного управления, его регионализация. Важнейшим элементом при этом выступают отношения "центр-регион", которые во многом обуславливают отличительные качества региональной политики, применение инструментов и методов управления. В основе этого процесса лежит научно-методологическая база теории фискального федерализма, которая базируется на двух основополагающих принципах – субсидиарности, предполагающего принятие решений наиболее компетентной инстанцией, и фискальной эквивалентности, направленного на эффектное использование общественных ресурсов (налоговых поступлений), за счет увязки интересов тех, кто использует эти ресурсы, и тех, кто принимает соответствующие решения. Таким образом, между центральным правительством и регионами возникают экономические отношения, которые в наиболее концентрированном виде отражаются в разделении полномочий в экономической сфере между правительством и региональными властями, в организации бюджетной системы, а также в государственной региональной экономической политике[34].
Ключевыми принципами управления региональным развитием в Японии являются ограниченность территории и природных ресурсов, необходимость гармонизации природы и деятельности людей, требование создания адекватных условий для существования и деятельности людей в различных частях страны и комплексное использование национальной территории. Основные этапы управления региональным развитием в Японии представлены в таблице 2.
Таблица 2
Этапы управления региональным развитием в Японии[35]
Период | Основные направления | Методы и инструменты |
1950- 1960 гг. | Приоритетными задачами ставились восстановление хозяйства, преодоление дефицита продовольствия, сырья и материалов для промышленности и строительства. Проблемы развития отдельных районов не рассматривались на государственном уровне | Финансовая помощь регионам для восстановления жилого фонда, коммуникаций, сельскохозяйственного продовольствия |
1960- 1970 гг. | "План удвоения национального дохода на 1961 – 1970 гг.", принятый на общегосударственном уровне определил основные направления – сближение уровней социально-экономического развития районов страны (в первую очередь устранение различий между районами по размерам национального дохода на душу населения) путем рационального использования национальных ресурсов и надлежащего распределения рабочей силы, капитала, научно технических ресурсов | Финансовые трансферты регионам с размером национального дохода на душу населения ниже среднего по стране, выделение "точек роста" и создание на их основе специальных промышленных зон, основу которых составляли отрасли тяжелой и химической промышленности и соответствующие инфраструктурные объекты с созданием новых рабочих мест |
1970- 1980 гг. | Перенаселенность городов, рост цен, загрязнение природной среды промышленными отходами, упадок сельских районов и нарастание диспропорций в развитии привели к отказу от сосредоточения населения в больших городах и определили направление силы нации на развитие всей территории Японии | Равномерное размещение промышленных объектов и инвестирования инфраструктурных объектов, в том числе социальных |
1980- 1990 гг. | Концепция регионального развития на базе высокотехнологических комплексов определила два основных направления – "поляризованное развитие" и "местные сообщества", при активном участии местных предпринимателей и населения, с учетом природно-географических и социально-экономических особенностей | Создание и реализация региональными органами власти самостоятельных в вопросах выбора набора отраслей проектов с учетом социальной направленности, косвенные методы государственной финансовой поддержки (кредитные и налоговые льготы) |
1990- 2000 гг. | Рассредоточение функций центральных органов власти (причем не только производственных, но и исследовательских, коммуникационных, управленческих, культурных) по различным "полярным" регионам страны разработка самостоятельной научно-технической стратегии для регионов | Оживление регионов через местные сообщества, внутри- и межрегиональное взаимодействие |
Отличительной чертой японского опыта является усиление региональной составляющей, регионы получили большую самостоятельность, в том числе и в планировании конкретных программ развития.
Представленная в японской Белой книге по проблемам окружающей среды модель экологически устойчивого развития включает следующие компоненты:
- обеспечение "качественного экономического роста", профилирующими параметрами которого являются приумножение реального благосостояния, сохранение и наращивание природного и человеческого капитала, увеличение информационного и интеллектуального общественного продукта;
- интеграция экологической и экономической политики, что дает новое понимание устойчивости. Она достигается за счет учета экологического фактора при принятии деловыми кругами тех или иных решений, постепенным внедрением в жизнь экологически идеальной индустриальной структуры, разработкой экологически чистых технологий;
- широкое использование экономических регулятивных инструментов в сферах ценообразования, налогообложения, внешней торговли и т.д.;
- обеспечение справедливых прав на пользование общим природным достоянием человечества на основе международных соглашений;
- первоочередной учет роли человеческого капитала, т.е. знаний и опыта, а также состояния здоровья и уровня жизни населения.[36]
Через региональную политику государственное воздействие направляется на повышение деловой активности населения путем создания благоприятной среды для разнообразных видов предпринимательской деятельности, улучшения общего "имиджа" региона. Следствием этого является рост доходов населения и общего уровня жизни в ранее проблемных регионах. При этом в странах рыночной экономики доминантной целью управления развитием экономики является повышение эффективности использования промышленного потенциала региона, отвечающее целям общенационального благосостояния.
Анализ деятельности стран Европейского союза (далее – ЕС) выявляет определенные сходства элементов управления развитием регионов, при сохранении значительных национальных свойств, особенности которых показаны в таблице 3. ЕС использует систему бюджетно-финансового выравнивания при усилении стимулирующей функции, способствуя развитию региональных инициатив и экономического потенциала регионов.
Таблица 3