Их классификация и взаимодействие

Их классификация и взаимодействие - student2.ru

Рис. 2.4. Взаимосвязь потребностей и интересов


Экономические отношения каждого общества проявля­ются прежде всего как интересы, считал Ф. Энгельс. Осозна­ние потребностей и стремления их удовлетворить предопре­деляют мотивацию поведения человека, побуждая его к определенному целевому действию. В реальной действи­тельности потребности приобретают конкретную форму ин­тересов (рис. 2.4).

Глава 2

Интерес (от лат. interesse — иметь важное значение) — форма проявления потребности, осознанное стремле­ние человека к ее удовлетворению.

Экономические интересы являются сущностной характе­ристикой движущих сил формирования и развития эконо­мических субъектов.

Экономические интересы — осознанное стремление хозяйствующих субъектов к удовлетворению экономиче­ских потребностей, являющееся объективным побуди­тельным мотивом их хозяйственной деятельности.

По своей сущности экономические интересы объектив­ны. Они отражают место и роль хозяйствующих субъектов в системе общественного разделения труда и экономических отношений. Вместе с тем экономические интересы являют­ся субъективными и всегда имеют своих носителей.

Субъекты экономических интересов — отдельные ин­дивиды, домохозяйства, коллективы (группы) людей, обще­ство в целом.

Объекты экономических интересов — экономическиеблага (вещественные товары, услуги, информация и т. п.).

Плюрализм экономических потребностей порождает раз­нообразие экономических интересов, образующих сложную и динамическую систему, многомерную в фазах воспроиз­водства, в пространстве и времени, в статике и динамике. Экономические интересы общества могут быть классифици­рованы по разным критериям, а именно:

• по субъектам:

— личные;

— коллективные, групповые;

— общественные;

• по насущности, важности:

— главные, первоочередные;

— второстепенные;

• по временным признакам:

— текущие;

— перспективные;

Экономические потребности общества. Экономические интересы

• по объектам:

— имущественные;

— финансовые;

— интеллектуальные и т. п.;

• по степени осознания:

— действительные;

— кажущиеся, мнимые;

• в зависимости от возможностей реализации:

— реальные;

— утопические.

Хозяйствующие субъекты являются выразителями спе­цифических экономических интересов. В рыночной эконо­мике:

— экономические интересы домашних хозяйств на­правлены на максимизацию общей полезности с учетом су­ществующих цен и доходов;

— экономические интересы предпринимателей на­правлены на максимизацию прибыли, снижение затрат и повышение конкурентоспособности продукции;

— экономические интересы государства направлены на реализацию нужд общества в целом.

По территориальному признаку выделяют такие эко­номические интересы:

— муниципальные;

— региональные;

— национальные;
объединения государств;
общечеловеческие (глобальные).

Территориальный срез системы экономических интере­сов отдельной страны формируется на основе распределения полномочий между органами государственной власти и местного самоуправления. Муниципальные и региональные интересы направлены на реализацию экономического по­тенциала отдельной территории с целью обеспечения нужд определенного территориального сообщества.

Вместе с тем государственные и муниципальные служа­щие, осуществляющие мероприятия по практической реа­лизации данных интересов, являются носителями личных

Глава 2

потребностей, не всегда совпадающих с общественными. Это разногласие порождает коррупцию — отрицательное соци­альное явление, связанное со злоупотреблением государ­ственной властью, корыстным использованием служащими официальных полномочий, авторитета и возможностей их реализации для получения личных выгод в частных или узкогрупповых корпоративных интересах.

Основные формы коррупции: взяточничество, злоупотре­бление должностным положением, превышение властных или должностных полномочий, разворовывание государ­ственного или коллективного имущества, нецелевое исполь­зование бюджетных средств и т. п.

Согласно Международной конвенции против коррупции, принятой 29 марта 1996 г., коррупция — это попытка полу­чить прямо или опосредованно правительственным чинов­ником или лицом, которое выполняет публичные функции, любого предмета, который имеет денежную стоимость или Другую пользу (подарка, послания, обещания, преимуще­ства) в обмен на любое действие или бездеятельность при исполнении служебных обязанностей; предложение либо предоставление прямо или косвенно такой пользы; любые действия или бездеятельность во время выполнения прави­тельственными чиновниками или лицами, которые выпол­няют публичные функции, своих обязанностей с целью по­лучения незаконного дохода для себя или третьей стороны; мошенническое использование или утаивание имущества, полученного вследствие указанных действий.

Практика подтверждает, что основными инструмента­ми преодоления коррупции являются:

— контроль за соблюдением законности и обеспечение прозрачности деятельности органов государственной власти;

— четкая спецификация прав собственности;

— конкурсное размещение государственных и муници­пальных заказов, предоставление прав на аренду недвижи­мости и т. п.;

— гласность в вопросах получения и использования бюд­жетных средств;

-Экономические потребности общества. Экономические интересы

— внедрение принципа "единого окна , согласно которо­
му все необходимые документы для регистрации субъектов
предпринимательской деятельности рассматривает уполно­
моченный орган управления.

Система взаимосвязанных и взаимодействующих инте­ресов общества всегда противоречива. Поэтому перед каж­дым обществом возникает проблема поиска эффективного механизма их согласования. Единство интересов достигает­ся в процессе их взаимодействия и взаимореализации.

Пути объединения экономических интересов:

— субординированное подчинение одних экономических интересов другим;

— координированное согласование разносторонних ин­тересов всех экономических субъектов.

Проблема соотношения и приоритетности интересов эко­номических субъектов остается дискуссионной. Механизм их согласования определяется сущностью экономической системы.

рис. 2.5. Иерархия интересов экономических субъектов командно-административной системе


Командно-административная экономика характери­зуется жесткой субординацией экономических интере­сов (рис. 2.5) на основе приоритетности и абсолютизации государственного интереса, который отождествляется с общественным и противопоставляется коллективным и личным интересам. При этом субординация и подчине­ние интересов обеспечивается централизованным директив­ным планированием и идеологической пропагандой.

Их классификация и взаимодействие - student2.ru

Глава 2

По мере развития общества и усложнения экономических интересов жесткое администрирование, отсутствие обрат­ной связи начинают противоречить принципам функциони­рования сложных самоорганизующихся систем. Игнориро­вание роли и значения личного интереса как мощного фак­тора социально-экономического прогресса, подчинение его государственному в условиях командно-административной экономики приводит к рассогласованности системы эконо­мических интересов, в том числе:

— искажению мотивационного поведения экономиче­ских субъектов;

— угнетению стимулирующей роли потребностей;

— снижению ответственности и стимулов к высокоэф­фективному труду;

— потере трудовых ценностей и социальных установок населения;

— развитию психологии иждивенчества и экономиче­ской зависимости от государства.

Их классификация и взаимодействие - student2.ru

Рис. 2.6. Координация интересов экономических субъектов в рыночной экономике

В условиях экономической свободы и конкуренции хо­зяйствующих субъектов создаются предпосылки для фор-


В отличие от командно-административной системы в ры­ночной экономике доминирует личный интерес потребите­ля. Практика успешного развития передовых западных стран подтверждает, что не субординация, а координация интересов является самым эффективным средством их согласования и реализации (рис. 2.6).

Экономические потребности общества. Экономические интересы

мирования целостной, органической системы взаимосвя­занных и взаимообусловленных экономических интересов. Их противоречивое взаимодействие основано на принципах обратной связи и самоорганизации, носит творческий ха­рактер и оказывает содействие прогрессивному развитию общества.

Процесс эволюции современных развитых стран на осно­ве социально ориентированной и регулируемой рыночной экономики создает предпосылки для координации и гармо­нического развития системы экономических интересов гражданского общества. Вместе с тем корпоратизация эко­номической жизни порождает проблему согласования эко­номических интересов владельцев, менеджеров и наемных работников с целью недопущения их оппортунистического поведения. Важную роль в согласовании индивидуальных и корпоративных интересов в современных смешанных эко­номиках играет государство.

Отстаивание и содействие реализации интересов отдель­ных групп в современном обществе приобрело форму лоб­бизма. Лоббизм (от англ. lobby — кулуары) — влияние на законодателей и чиновников, направленное на поддержку отдельных предприятий, областей, социальных групп, сло­ев населения, путем личной заинтересованности должност­ных лиц.

С точки зрения известного западного исследователя М. Олсона, лоббистская деятельность является свеобраз-ным коллективным благом, нуждающимся в определенном уровне организованности группы. При этом малочисленные и лучше организованные группы часто оказываются более эффективными в отстаивании собственных интересов. Яр­кий пример такой деятельности — предоставление налого­вых льгот отдельным фирмам или областям, следствием чего является увеличение налогового бремени других групп предпринимателей, общества в целом. Как отмечает М. Ол-сон, "организованные и активные интересы малых групп склонны побеждать неорганизованные и незащищенные интересы больших групп. Часто сравнительно небольшая

8-631 65

Глава 2

группа или область добивается таможенного тарифа или на­логовых скидок за счет миллионов потребителей или нало­гоплательщиков, несмотря на якобы доминирующее прави­ло большинства"1.

2.4. Мотивы и стимулы эффективного хозяйствования

Как отмечал известный немецкий мыслитель Г. Гегель, ближайшее рассмотрение истории убеждает в том, что дей­ствия людей вытекают из их потребностей, страстей, инте­ресов и только они играют главную роль.

Обеспечение высокой мотивации хозяйственной деятель­ности — одна из важнейших экономических проблем. В истории экономической мысли сформировались разные под­ходы к ее решению (табл. 2.1).

Вместе с тем в современной экономической теории выдели­лись два направления исследования проблем мотивации:

— содержательные теории, которые акцентируют вни­мание на причинах, побуждающих хозяйствующих субъ­ектов к определенной деятельности, и на нуждах и интере­сах как определяющих факторах экономической мотива­ции;

— процессные теории, авторы которых исследуют меха­низм мотивации экономического поведения с учетом вос­приятия хозяйствующими субъектами определенной ситуа­ции и ожидания ими возможных последствий от избранного варианта хозяйственной деятельности.

Диалектическое единство потребностей, интересов и сти­мулов порождает мотивацию как внутреннее побуждение человека к конкретному действию (рис. 2.7). Таким обра­зом, экономические потребности и интересы лежат в основе стимулирования — побуждения хозяйствующих субъектов

1 Олсон М. Логіка колективної дії. Суспільні блага і теорія груп / М. Олсон ; пер. з англ., післямова С. Слухая. — К. : Лібра, 2004. — С 194.

66

Таблица 2.1. Проблема мотивации хозяйственной деятельностив истории экономической мысли

Трактовка проблемы мотивации хозяйственной деятельности Представители
(Мотивация хозяйственной деятельности носит религиозно-этический характер и (обусловлена тем, что человек, в отличие от животных, должен работать, обеспе-Ічивая свое существование и развивая свои физические и духовные способности путем преодоления бездеятельности Ф. Аквинский (1226—1274)
Проблема мотивации наемных работников связана с проблемой той части обще­ственного продукта, которую они получают в форме заработной платы. Посколь­ку человек ленив по своей природе, то превышение заработной платой физиоло­гического минимума неизбежно вызывает снижение трудовой активности наемных работников (теория минимальной заработной платы) Меркантилисты, некото­рые представители класси­ческой школы (XV—XVIII вв.)
Целостная концепция мотивационного механизма рыночного хозяйства основы­вается на модели "экономического человека" (приоритетности личного интереса как могущественного стимула прогрессивного развития общества) и концепции "невидимой руки рынка" (механизма стихийной координации поведения и согласования экономических интересов хозяйствующих субъектов в условиях рыночной конкуренции и взаимодействия спроса и предложения) А. Смит (1723—1790)
Экономическое принуждение имеет биологическую основу и является главным мотивом хозяйственной деятельности индивидов. Наемные работники обречены на минимальную заработную плату не вследствие их лености или несправедливо­го общественного устройства, а в результате действия закона народонаселения Т. Мальтус (1766—1834)

Окончание табл. 2.1

Трактовка проблемы мотивации хозяйственной деятельности Представители
В процессе становления капиталистического способа хозяйствования, связанного с эпохой первоначального накопления капитала, важную роль играет внеэконо­мическое принуждение. Дальнейшее развитие капитализма, связанное с погоней за прибавочной стоимостью, базируется на экономическом принуждении, прояв­лением которого является отсутствие у рабочих гарантий занятости. Формирова­ние мотивационного механизма будущего коммунистического общества связано с внеэкономическим принуждением (трудовой повинностью) и альтруизмом (изменением психологии людей) К. Маркс (1818—1883)
Побудительные мотивы хозяйственного поведения человека являются предметом исследования экономической науки. Самым стойким стимулом к хозяйственной деятельности является желание получить доход от нее А. Маршалл (1842—1924)


Экономические потребности общества. Экономические интересы

определенным действиям путем применения материаль­ных стимулов.

Стимул (от лат. stimulus — буквально остроконеч­ная палка, который подгоняют животных, стрекало) — раздражитель, вызывающий ту или иную реакцию, по­буждение к действию, побудительная причина.

Их классификация и взаимодействие - student2.ru

Первоосновой хозяйственной деятельности являются по­требности, которые в сознании человека превращаются в интересы и мотивы побудительных целевых действий.

Мотив (от лат. moveo — двигаю, толкаю) — побудитель­ная причина действий и поступков человека. Побуждение экономических субъектов к определенным действиям по­рождает конкретный результат в виде удовлетворения, ча­стичного удовлетворения или неудовлетворения потребно-сти, образовывая таким образом логическую цепочку актив­ной деятельности (рис. 2.8).


Глава 2

Их классификация и взаимодействие - student2.ru

Рис. 2.8. Потребности и интересы как источник активности экономических субъектов

Таким образом, противоречивое взаимодействие произ­водства и потребления, интересов, потребностей и стимулов является движущей силой социально-экономического раз­вития. Вместе с тем стимулирующая роль экономических потребностей, интересов и сформированных на их основе мотивов хозяйственного поведения определяется социально-экономической средой и специфическими чертами конкрет­ной экономической системы.

УЧЕБНЫЙ ТРЕНИНГ

Наши рекомендации