Б. Экономическая роль государства

Три функции государства. Обсуждая роль государства, мы в общем говорим о том, что оно устанавливает правила деятельности. Но каковы конкретно его функции? Их три: эффективность, справедливость и стабильность. Действия государства относительно эффективности заключаются в попытках исправле-

ния таких “ошибок” рынка, как, например, монополия. Госу­дарственные программы по поддержанию справедливости пере­распределяют доход в пользу бедных и убогих. Стабилизацион­ная политика заключается в сглаживании взлетов и падений делового цикла, сдерживании безработицы и инфляции, под­держании экономического роста. Рассмотрим эти функции.

Эффективность. Современная экономика часто страдает от просчетов, допущенных при определении рыночной конъюнкту­ры. Но, развивая роль государства по исцелению от экономичес­ких недомоганий, мы должны ожидать “государственных оши­бок”, т.е. ситуации, в которой уже само государство вызывает болезнь или усугубляет ее.

Несовершенная конкуренция. Серьезная опасность кроется в монополии или в несовершенной конкуренции. Совершенная конкуренция предполагает достаточное количество производи­телей с тем, чтобы ни одна фирма не могла определяющим образом влиять на цену товара. “Несовершенная конкуренция” возникает, когда какой-либо конкурент может так влиять на цену. В реальности почти все владельцы, кроме, может быть, миллионов фермеров, втянуты в несвободную конкуренцию.

Экономическая жизнь состоит из элементов конкуренции и монополии. Преобладающей является модель несвободной конкуренции. И руководители фирм, и рабочие неоднозначно относятся к конкуренции. Мы все любим ее, когда она расширяет рынок. Но мы считаем ее нечестной, когда она урезает наши прибыли. Когда власть монополий становится значительной, мы наблюдаем высокие цены, несоответствие спроса и предло­жения, сверхприбыли, которые можно использовать для допол­нительной рекламы или даже для подкупа законодателей.

Государство не полагает монополии неизбежностью. Еще на­чиная с 1890 г. правительство США использует антитрестовские законы и экономическое регулирование для улучшения нашей несовершенной рыночной системы.

Внешние причины. Другой путь, продвигаясь по которому освобожденный рыночный механизм может привести к неэф­фективному производству, связан с внешними факторами. Многие взаимосвязи возникают вне рынка. Фирма использует, например, такой дефицитный ресурс, как чистый воздух или вода, не возмещая расходов по их очистке, неизбежно возникающих впоследствии.

Общественные блага.Возможно предотвратить бесполезные затраты фирм путем регулирования,но его недостаточно для

поддержания производства товаров, используемых всем обществом. Здесь мы имеем дело с экономической деятельностью, ко­торая не может быть передана частным предприятиям. Важны­ми примерами могут служить поддержание обороноспособности, внутреннего порядка, строительство шоссейных дорог, поддерж­ка науки и здравоохранения.

Налоги. В наше время большинство государственных расхо­дов оплачивается из налогов. Это важная форма регулирования: каждый является субъектом налоговых законов.

Справедливость. Давайте представим, что экономика функ­ционирует со стопроцентной эффективностью. Однако многие не будут считать ее идеальной. Почему? Кошка богатого хозяина может получить молоко, которое необходимо ребенку из бедной семьи, чтобы быть здоровым. Это происходит не потому, что плохо работают спрос и предложение. Рыночный механизм сде­лал свое дело — отправил товар тому, кто проголосовал за него деньгами. Защитники и критики ценового механизма должны признавать, что эффективная рыночная система воспроизводит существенное неравенство. Если страна тратит больше на про­дукты для животных, чем на образование бедных, обнаружи­вается дефект распределения дохода, а не рынка. Государство может изменить эту ситуацию посредством перераспределительной политики, которая проявляется, во-первых, в прогрессив­ном налогообложении; во-вторых, в поддержке доходов: помощь престарелым, нетрудоспособным, многодетным, страхова­ние безработных и др.

Стабильность. Кроме поддержания эффективности и спра­ведливости государство вовлекается в макроэкономическую функцию поддержания экономической стабильности. Сегодня благодаря вкладу Д. Кейнса, его последователей и его критиков мы лучше представляем, как контролировать взлеты и падения экономического цикла. Мы знаем теперь, что в результате ос­торожного использования государственной финансовой и нало­говой власти можно влиять на уровень производств, занятости, инфляции.

Обзор трех видов деятельности государства показывает, по­чему США 1980-х годов называют смешанной экономикой. Ры­ночный механизм определяет цены и производство во многих сферах, в то время как государство регулирует рынок посред­ством налогообложения, расходов, регулирования. Обе сторо­ны — рынок и государство — существенны. Управлять эконо-

микой в отсутствие того или другого все равно, что пытаться аплодировать одной рукой.

Глава 11. Безработица

Безработица — центральная проблема современного общества. Высокий уровень безработицы означает недоиспользование ресурсов и низкие доходы населения.

Экономические потери периода безработицы значительно больше, нежели потери, связанные с монополизацией, тарифа­ми или квотами. В 70—80-е годы они составили 1 трлн. долл. Отметим, что вынужденная незанятость отрицательно влияет на нравственный облик человека, вредит его психике. Потеря работы — это психическая травма, уступающая по уровню вы­званного стресса только смерти ближайшего родственника или заключению в тюрьму.

Мы различаем три вида безработицы.

1 .Фрикционная безработица порождена постоянным движением населения из одного региона в другой, от профессии к профессии, а также сменой этапов жизни (учеба, работа, рождение и уход за ребенком для женщин, пенсия). Фрикционная безработица существует даже при полной занятости. В силу движения от профессии к профессии и поиска лучшей работы фрикционная безработица часто рассматривается как добровольная.

2. Структурная безработица имеет место в случае, когда спрос и предложение на рабочую силу не совпадают, причем соотношение между этими показателями для различных видов труда и в различных регионах и секторах экономически неоди­наково.

3. Циклическая безработица порождена общим низким спро­сом на рабочую силу во всех отраслях, сферах, регионах. Так, во время спада 1982 г. уровень безработицы вырос в 48 из 50 шта­тов США. Только наличие циклической безработицы свидетель­ствует об ухудшении состояния рынка рабочей силы. Особо от­метим, что подростковая безработица носит преимущественно характер фрикционной. Подростки часто меняют место работы, продолжительность работы на одном месте у них в 12 раз короче, чем у взрослых. Достигнув зрелого возраста, они стабилизируют свою занятость. Уровень безработицы различен также в зависи­мости от расовой принадлежности. Так, для взрослых рабочих негров этот показатель в 2 раза выше, чем у белых.

Естественный уровень безработицы. Это такой уровень, при котором факторы, повышающие и понижающие цены и заработную

плату, находятся в равновесии. В современной эконо­мике, обремененной высоким уровнем инфляции, естественный уровень безработицы характеризуется как предельно низкий (допустимый).

Отметим, что если в начале 60-х годов естественный уровень безработицы в США составлял 4%, то в 80-х он составил 6—7%. Такой рост — одна из наиболее неприятных тенденций экономического развития. Причин тому несколько: в состав рабочей илы все активнее вовлекаются подростки, женщины и представители национальных меньшинств.

Кроме отмеченных ранее причин на занятость влияет экономическая политика. В течение 26 недель безработный получает 0% прежней заработной платы в форме государственной страховки и освобождается от налогов, что в сумме эквивалентно 60—70% прежнего заработка. Естественно, что в таких обсто­ятельствах рабочие более разборчивы и неторопливы в выборе новой работы, избегают низкооплачиваемых должностей.

В качестве итога перечислим меры, которые могли бы спо­собствовать снижению естественного уровня безработицы: улуч­шение информированности населения о возможностях занятос­ти; совершенствование профессиональной подготовки по дефи­цитным специальностям; снижение уровня государственной за­щищенности безработных; проведение общественных работ.

Наши рекомендации