ТЕНЕВАЯ ЭКОНОМИКА И КОРРУПЦИЯ В АЗЕРБАЙДЖАНЕ Автор: Р. Джабиев

Как известно, теневая экономика - это производство, распределение, обмен и потребление товарно-материальных ценностей и услуг, скрываемые от органов государственного управления и общественности. Сюда же можно отнести социально-экономические отношения между отдельными гражданами и социальными группами, предполагающие использование государственной собственности в корыстных личных или групповых интересах. Существуют различные виды теневой экономики. Это может быть криминальная экономика, встроенная в официальную экономику, но основанная на хищениях, должностных и хозяйственных преступлениях; подпольная, скрываемая от всех форм контроля, - наркобизнес, азартные игры, проституция; преступные посягательства на личную собственность граждан (кража, грабеж, вымогательство); фиктивная экономика, основанная на фальсификации показателей действующей системы хозяйственного учета и финансовой отчетности; неформальная экономика- система взаимодействия между экономическими субъектами, базирующаяся на личных отношениях и дополняющая (или заменяющая) официально установленный порядок организации и реализации экономических связей. Теневая экономика служит источником и питательной средой для коррупции.

Теневая экономика и коррупция - зло, не только наносящее огромный ущерб экономике, но и ведущее к моральному и духовному разложению общества, к потере стимулов к труду и другим негативным явлениям. По оценкам экспертов МВФ, общий объем теневых операций в мире сегодня достигает 10 - 11 трлн. долларов, что сопоставимо с размером валового внутреннего продукта США. В развитых странах теневая экономика составляет в среднем 12 - 16% ВВП, в развивающихся странах - 40 - 50, в странах с переходной экономикой - 23 - 25%. Относительно низкие показатели имеют такие страны, как Австрия, США и Швейцария (8 - 10% ВВП). В среднем эшелоне находятся такие страны, как Ирландия, Канада, Франция и Германия - там теневая экономика оценивается в 15 - 16% ВВП. Наибольший удельный вес теневой экономики отмечается в Греции, Италии, Испании, Бельгии, где она достигает 29%1.

СИТУАЦИЯ В НЕЗАВИСИМОМ АЗЕРБАЙДЖАНЕ

Азербайджан в числе других постсоветских государств унаследовал от старой административно-хозяйственной системы множество негативных явлений, которые можно прямо или косвенно отнести к теневой экономике и которые существовали в республике в разных формах и проявлениях. В основе теневой экономики уже независимого Азербайджана лежит продолжающийся трансформационный кризис. Он затронул все сферы общественной жизни - экономику и политику, идеологию и культуру, национальные и межгосударственные отношения. В обстановке глубокого системного кризиса стимулы для развития теневой экономики не исчезли, а, наоборот, стали еще мощнее. Теневая экономика в республике лишь несколько модифицировалась с учетом изменившихся методов хозяйствования.

В советские времена в процессе производства стоимость компонентов продукции в республике часто учитывалась по несколько раз, в результате чего получался повторный счет, искусственно увеличивающий ее стоимость. В результате к началу 90-х годов продукция в Азербайджане, по некоторым оценкам, на 20% состояла из приписок.

В настоящее время в независимом Азербайджане, по данным Госкомстата республики, объем теневой экономики оценивается в 2.6 млрд. манатов, что составляет около 9% ВВП2. Однако, по мнению экспертов из международных организаций, масштабы теневой экономики Азербайджана

ДЖАБИЕВ Рауф Мирзоевич, доктор экономических наук, профессор, советник по экономическим вопросам Агентства международной информации "Новости Азербайджана" ([email protected]).

1 См.: Попов Ю. Н., Тарасов М. Е. Теневая экономика в системе рыночного хозяйства. М., 2005.

2 См.: Зеркало. 28.10.2010.

стр. 84

достигают 60% ВВП3. Прямое следствие этого -высокий уровень коррупции. В 2010 г. в соответствующем рейтинге международной организации Transparency International Азербайджан был отнесен к государствам, особенно сильно пораженным этим злом (134-е место в мире)4.

Высокий уровень коррупции - не сугубо азербайджанское явление. Не так давно Европейский банк реконструкции и развития опубликовал доклад об экономическом положении в Центральной и Восточной Европе, в котором впервые проанализировал ситуацию с теневой экономикой и коррупцией на постсоциалистическом пространстве. По мнению экспертов банка, взятки превратились здесь в своеобразный вид налога. Удельный вес фирм, часто и регулярно выплачивающих взятки в Азербайджане, достигает максимальных значений - более 59%. Далее следуют Румыния -50.9, Узбекистан - 46.6, Армения - 40.3, Грузия -36.8%5.

Вместе с тем нельзя сказать, что в Азербайджане не ведется борьба с теневой экономикой. Начиная с 2004 г., когда страна вступила в группу государств по борьбе с коррупцией Совета Европы {GRECO), здесь были осуществлены важные законодательные и институциональные мероприятия. За два года в республике были приняты законы "О борьбе с коррупцией" (2004 г.), "О процедурах декларирования финансовых средств государственными чиновниками" (2005 г.), "Об изменениях и поправках некоторых законодательных актов Азербайджанской Республики в связи с борьбой с коррупцией" (2006 г.). В 2004 - 2006 гг. действовала Государственная программа по борьбе с коррупцией, в 2007 - 2010 гг. реализовывалась государственная стратегия по борьбе с коррупцией и увеличению прозрачности.

В январе 2011 г. состоялось очередное заседание Госкомиссии по борьбе с коррупцией под руководством главы администрации президента Р. Мехтиева, после чего работа в этом направлении продолжилась. За последний год в республике было возбуждено несколько громких уголовных дел. По обвинению в коррупции и превышении должностных полномочий были арестованы военные комиссары Сураханского и Бинагадинского районов Баку, начальник отдела кадров Военной прокуратуры республики, два сотрудника министерства налогообложения. Были привлечены к уголовной ответственности ряд лиц, работавших в сфере Минобразования, Министерствах труда и социальной защиты, сельского хозяйства, экологии и природных ресурсов, Министерстве связи, Госкомитете по земле и картографии. Более десятка человек - в банковском секторе, 8 - из муниципальных органов, 5 представителей частного бизнеса. В основном дела возбуждались в связи с выявлением фактов взяточничества, легализации имущества и денег, нажитых преступным путем, использования служебного положения в корыстных целях, в том числе с целью расхищения чужого имущества, превышения служебных полномочий и пр.

Известно, что рыночные реформы в Азербайджане были направлены на развитие частного сектора, его активизацию, сокращение роли властных структур в экономике. На деле же получилось, что именно чиновники, обладавшие самыми значительными по сравнению с другими социальными группами деловым опытом и инициативностью, а также рычагами власти, сумели с наибольшей выгодой для себя воспользоваться открывшейся экономической свободой. Монополизм и олигархия, несовершенство законов, оторванность их от реальной действительности, неразвитость демократических институтов, низкая правовая морально-нравственная культура, бесконтрольность и произвол со стороны властей - все это создает прочную основу для расцвета в Азербайджане теневой экономики и коррупции.

Можно сказать, что вместо обещанной демократии азербайджанский народ получил господство группы казнокрадов. Сегодня свобода и независимость часто трактуются не как самостоятельность и ответственность, а как возможность делать то, что хочется для приобретения все новых благ. На практике произошел разрыв между декларируемой и реальной независимостью, в силу чего население не видит связи между понятиями "свобода", "независимость", "самостоятельность" и "ответственность". Произвол и беззаконие наблюдаются в самых разных сферах жизни. Переход к рыночным отношениям в Азербайджане происходит в условиях, когда государство не в состоянии обеспечить достойный уровень жизни населению. Не существует больше гарантированной конституцией занятости населения, постоянно присутствует угроза безработицы. Страх потерять работу стал важным элементом усиления экономической зависимости трудящихся.

Вместе с тем, как ни парадоксально, азербайджанское общество воспринимает теневую экономику и коррупцию не как зло, а как устоявшийся

3 См.: Неделя. 28.10.2010.

4 См.: http://transparency.org

5 См.: Джабиев Р. М. Социально-экономическое развитие Азербайджана за годы независимости. Баку, 2005; Обозреватель. 10 - 16.09.2004.

стр. 85

феномен на фоне проводимых в стране реформ. Об этом в стране говорят все, в том числе политические и государственные деятели, которые своими реальными действиями зачастую сами создают коррупционную пирамиду, которая подрывает все начинания по реформированию экономики республики. Чиновничий аппарат, разрабатывая социально-экономические программы, законы и подзаконные акты, заведомо включает в них такие статьи и положения, которые либо противоречат другим подзаконным актам, либо создают условия для свободного трактования тех или иных статей. Поэтому чиновник с легкостью может навязать предпринимателю свое видение по любому вопросу.

Сегодня рыночные реформы в Азербайджане лишили простых людей привычных социальных ниш, уровня жизни и сбережений. Хотя цены были отпущены, введена свободная торговля и реализован ряд других мер по либерализации экономики, рыночные механизмы в полной мере так и не были созданы. В промышленности, сельском хозяйстве и других секторах экономики Азербайджана многие годы бездействуют предприятия с сотнями тысяч рабочих мест. В результате людям приходится искать средства к существованию и новые виды занятий вне сложившихся формальных экономических институтов найма и увольнения, оплаты труда, материального и морального поощрения и т.д. Многие из них вынуждены зарабатывать за счет участия в теневой хозяйственной деятельности.

В современном Азербайджане в условиях, когда коррумпированная власть чиновников забирает себе львиную долю продукта, создаваемого обществом, население, не имея возможности оказывать давление на властные структуры, самоизолировалось от всего - от экономики, политики, идеологии, нравственности, науки, культуры и т.д.

В этой связи уместно привести слова Людвига Эрхарда из его книги "Благосостояние для всех", где он говорит: "Свобода господствует только там, где не злоупотребляют властью для подавления свободы, где она укоренена в кодексе нравственности и права того или иного народа и становится общеобязательным законом, высшей ценностью самого общества"6. Еще раньше выдающийся англо-ирландский государственный деятель и публицист, родоначальник идеи консерватизма Эдмунд Бэрк в 1777 г. отмечал: "Свобода не может существовать долгое время в обществе, где процветает теневая экономика и коррупция"7. Надо полагать, что в стране, где теневая экономика и коррупция стали нормой, не могут нормально развиваться экономика, образование, наука и культура. По мнению представителей иностранных компаний, работающих в Азербайджане, теневая экономика и коррупция в стране достигли таких масштабов, которые уже угрожают экономической и политической безопасности страны.

Монополизировав ключевые отрасли и сектора экономики, чиновники выкачивают из них миллионы, без труда обходя пошлины и налоги. Сегодня теневая экономика и коррупция в Азербайджане укоренились прежде всего в сырьевой и топливно-энергетической отраслях, финансово-кредитной, налоговой, таможенной сферах, торговле и услугах, в процессе приватизации госсобственности и т.д.

Наиболее благоприятную среду для развития теневой экономики традиционно обеспечивают торговля и сфера услуг. Именно здесь не составляет особого труда проводить теневые операции. Азербайджанское государство пока не может похвастать особыми успехами на поприще борьбы со всевозможными злоупотреблениями в этой сфере. К примеру, соответствующим указом президента предусматривалось обязательное использование контрольно-кассовых аппаратов в торговых и других организациях, чтобы учитывать все их доходы и контролировать правильность уплаты налогов. Также были введены ограничения на использование наличных денег в расчетах юридических лиц. Но на практике все эти правила оказались неработоспособными и легко обходятся.

В системе мелкооптовых продаж, когда товар отпускается покупателю прямо со склада, проконтролировать использование контрольно-кассовых аппаратов очень сложно. По некоторым оценкам, сегодня около 60% реализуемых в Азербайджане товаров не имеют накладных. Например, фирма закупает и завозит в страну 1000 т пшеницы, но в документации мельничного предприятия записываются только 300 т. Потом вся эта мука превращается в хлеб, но официально из общего объема будет зарегистрирована только его меньшая часть. Тем самым сильно занижаются показатели оборота и прибыли, казна теряет налоги, оказывается недостоверной статистика потребления хлеба.

Торговые центры с ежедневным оборотом в 20 - 30 тыс. манатов в отчетных документах фигурируют как объекты с оборотом в 10 раз меньше. Поэтому оптово-розничным структурам не

6 Эрхард Л. Благосостояние для всех. М., 1994.

7 Мысли и афоризмы великих людей. М., 2005.

стр. 86

составляет большого труда производить расчеты наличными деньгами. Товар может перевозиться при наличии всех положенных документов. Однако после разгрузки и реализации оптом от них нередко не остается никаких следов. Товар был -и товара нет. Такая же вакханалия творится и в строительном бизнесе. Продажу квартир оформляют по 500 - 600 долл. за кв. м при рыночной цене в 1500 - 2000 долл.

Расчеты по импорту в Азербайджане 42-х товарных групп, стоимость каждой из которых превышает 1 млн. долл., показали, что движение товаров происходит, в основном, по "серой" схеме, то есть путем занижения стоимости товаров. Это позволяет сделать вывод о том, что немалая часть продукции проходит таможенный контроль с нарушением установленных правил. В результате занижения стоимости товаров в страну завозится неучтенная продукция, которая затем перекочевывает на прилавки магазинов. Впоследствии она не учитывается в торговой сети - на нее не пробиваются чеки, а следовательно, она не облагается никакими налогами, а чистая прибыль оседает в карманах торговых работников. Как показали опросы, проведенные с бизнесменами ряда компаний и фирм, основную причину роста цен на продовольственные и непродовольственные товары те объясняют всевозможными поборами как на таможне, так и в других официальных структурах Азербайджана.

Несмотря на то, что правила и механизмы оценки перевозимой через границу продукции разработаны на основе международных стандартов, в жизни применяется совсем другой подход. Так, согласно действующему законодательству, декларант имеет право самостоятельно заявить стоимость перевозимого товара или груза, однако на практике его стоимость всегда определяют сотрудники таможни. Иногда отсутствие всех требуемых документов, подтверждающих истинную стоимость товаров или их несоответствие перевозимым грузам, дает право таможенникам самим определять их стоимость. Это, естественно, становится предметом "купли-продажи" между декларантом и сотрудниками таможни. Подобные переговоры обычно завершаются "соглашением" о размере неофициального платежа по более низким ставкам, чем официальные.

Как показали опросы, проведенные среди предпринимателей, действие таможенного режима осуществляется по "белым", "серым" и "черным" схемам. "Белая" схема - это достоверное декларирование ввозимой продукции с полным объемом поступлений в бюджет таможенных сборов и налогов. "Черная" схема - это нелегальные и контрабандные товары, импорт которых осуществляется в обход таможни без уплаты импортной пошлины и налогов. Часто используется еще один способ - фальсифицирование кода товарной классификации, когда в документах декларируется не реально ввозимый, а другой товар - более дешевый или с нулевым тарифом, который на языке таможенников называется "товаром прикрытия". Но надо признать, что самой распространенной практикой стали серые схемы, по которым товар провозят по фальшивым документам, в которых искусственно занижена его стоимость.

К не менее важным проблемам теневой экономики можно отнести и нетарифное регулирование внешней торговли Азербайджана. Дело в том, что соответствующие разрешения, сертификаты, свидетельства и другие документы для импорта и экспорта определенных товаров выдаются различными министерствами и ведомствами, что затрудняет их получение в оговоренный срок. Это в свою очередь приводит к ситуации, когда трудно вовремя обеспечить всю требующуюся документацию. Для того, чтобы ускорить процедуру таможенного оформления, частные лица и перевозчики товаров часто предпочитают "договориться" с сотрудниками таможни. Поэтому для дальнейшего улучшения работы в этом направлении необходимо обеспечить прозрачность в работе таможенных органов и пересмотреть вопросы учета и отчетности по товарообороту между Азербайджаном и другими странами.

РАСЦВЕТ КОРРУПЦИИ В УСЛОВИЯХ ТЕНЕВОЙ ЭКОНОМИКИ

Как известно, коррупция - это моральное разложение должностных лиц, выраженное в незаконном обогащении, взяточничестве, хищении и срастании с теневыми структурами. В кодексе поведения должностного лица по поддержанию правопорядка, принятого Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН N 34/169 в 1979 г., коррупция определена как "злоупотребление служебным положением для достижения личной или групповой выгоды, а также незаконное получение государственными служащими выгоды в связи с занимаемым служебным положением". Согласно этому определению, коррупция не ограничивается, как это часто полагают, взяточничеством. К коррупции также относятся и незаконное присвоение общественных средств, к которым имеет доступ чиновник, использование служебного положения для создания особо благоприятных условий для

стр. 87

своих родных и друзей, незаконное использование в личных целях служебной информации.

В настоящее время в основу оценок уровня коррупции принимаются: официальная статистика (экономическая, криминальная, социальная и др.); социологические исследования, анкетирование, опросы; экспертные оценки; интегральные (агрегированные) индексы, которые строятся на основе статистических обобщений нескольких индексов, полученных другими исследователями.

К сожалению, в настоящее время в Азербайджане исследования в этом направлении системно не проводятся. Поэтому есть некоторые основания сомневаться в заключениях зарубежных экспертов, которые относят Азербайджан к числу наиболее серьезно коррумпированных государств мира. На наш взгляд, такие оценки несут на себе отпечатки некоего субъективизма. Это связано с тем, что на выбор ответов влияют не только личный опыт респондентов и их специфика. В частности, среди респондентов, из которых формируется выборка, могут быть местные граждане, нерезиденты, чиновники, бизнесмены и прочие категории.

Далее, существенные различия в применяемых методах исследований также не дают полной характеристики коррупции, так как в разных странах используются различные определения коррупции, что также ведет к неоднозначному пониманию самого явления.

Кроме того, государственные статистические данные, как правило, тесно коррелируются с интенсивностью борьбы с коррупцией. Чем она активнее, тем больше фиксируются случаи коррумпированности. Иными словами, в странах, где борются с коррупцией, там и в статистике активнее фиксируются данные о ней, а где предпочитают молчать, там и статистические данные скромнее.

Методы оценки, основанные на усредненных мнениях экспертов, по самой свое сути являются довольно субъективными, поскольку результаты в значительной степени зависят от выбора респондентов, задаваемых им вопросов и методики обработки получаемых результатов. Между тем большинство подходов к расчету индекса восприятия коррупции базируется на опросах некой референтной группы респондентов. В основе значительного числа опубликованных работ в различных научных изданиях и СМИ также лежат методы опросов. Отдельные обобщения и выводы по коррупции делаются на основе экспертных оценок. Но и здесь большинство так называемых экспертов, на наш взгляд, неспособны предложить заслуживающие доверия конкретные цифры. К примеру, один эксперт отмечает, что в Республике Азербайджан чиновниками присваивается 25% бюджетных денег. Другой же эксперт считает, что в карманах чиновников оказывается около трети бюджета. Такой значительный разброс оценок - неизбежный результат непрозрачности республиканского бюджета!

Сходные по точности "экспертные" оценки даются по нефтяным доходам страны. Механизмы и способы присвоения нефтедолларов настолько покрыты тайной, что, не зная досконально технологии добычи и переработки нефти, неправомерно делать скоропалительные выводы. Неудивительно, что разные "специалисты" по-своему интерпретируют коррупцию в нефтяной сфере. Нередко называются суммы присвоенных от продажи нефти и нефтепродуктов денег, равные величине бюджета страны. На наш взгляд, это, по меньшей мере, несерьезно. Нужны тонкие экономические методы выявления коррупции, которые в своей основе базировались бы на данных официальной статистики. Конечно, здесь существуют серьезные методологические и организационные сложности. Но такой подход, на наш взгляд, был бы более обоснован, чем любые другие (анкетирование, опросы респондентов и т.д.).

Более чем 40-летняя работа автора в этом направлении показывает, что рассчитать уровень коррупции на основе имеющейся статистической информации все-таки возможно. Например, если раскрыть структуру реального, а не номинального ВВП, а затем разбить его на промежуточное и конечное потребление как в натуральной, так и в стоимостной величине, то получится разность между учтенным и фактически произведенным ВВП. А это уже метод определения масштабов приписок. По подсчетам экспертов Гарвардского университета, коррупция увеличивает стоимость товаров и услуг от 5 до 15%. Применительно к Азербайджану этот показатель колеблется в пределах 10 - 15%.

Еще один пример связан с инвестициями. Известно, что до того как каждый азербайджанский манат капиталовложений превращается в готовый продукт, он в каждом отдельном звене производства меняет свою форму, превращаясь то в незавершенную, то в промежуточную, то в готовую продукцию. Сегодня каждый вложенный манат в экономику Азербайджана не приносит ощутимой отдачи. Следовательно, на сумму недостающей отдачи от каждого инвестированного маната

стр. 88

и будет исчисляться эффективность капиталовложений.

Так или иначе, на практике существует множество способов присвоения народных средств. Один из них называют "двойной бухгалтерией", когда одна часть прибыли показывается для отчета и налогообложения, другая же ее часть присваивается. Такой метод работы практикуется многими местными предпринимателями. На вопрос, с чем это связано, около 75% опрошенных прямо ответили - с коррупцией.

Возьмем, к примеру, машиностроительный завод, который по кооперационным связям комплектует свою готовую продукцию. В зависимости от цикла и ритмичности производства часть комплектующих изделий поступает на завод своевременно, а часть - с задержкой. Поэтому на каком-то производственном участке скапливаются комплектующие изделия, а на другом участке их недостает. В результате сдерживается производство на последующих циклах и в целом производство готовой продукции по заводу. Однако отчетность ведется в том и другом случаях, и незавершенная продукция показывается как готовая. А это уже приписка. Не случайно на складах предприятия скапливается как готовая, так и незавершенная продукция.

Такая же картина может наблюдаться в торговле, когда оптом закупается товар, скажем, на 100 тыс. манатов, а в накладной его стоимость записывается как 50 тыс. манатов. За 50 тыс. купленного товара оплата осуществляется путем перечисления, а за остальные расплачиваются наличными. Когда товар поступает в магазин, такая же операция производится и там - часть товара пропускается через кассовые аппараты, а часть реализуется мимо них. В результате за 50 тыс. оплаченного наличными товара не вносится никаких налогов в бюджет. А это уже теневая экономика. А когда с этих неучтенных товаров коммерсант получает неучтенную прибыль, которой он делится с закрывающими глаза на его аферы официальными лицами, - вот это уже коррупция.

Как отмечают практически все азербайджанские предприниматели, с момента регистрации компании вплоть до ее закрытия или банкротства на всех стадиях деятельности приходится платить представителям контролирующих инстанций. Многие фирмы не выдерживают таких поборов и становятся банкротами. Поэтому в Азербайджане крупное предпринимательство до сих пор развито слабо. Функционирует в основном малый бизнес. Однако во всех передовых странах благосостояние народа держится на среднем и крупном бизнесе, благодаря которому растет валовой национальный продукт, прибыль и отчисления в бюджет.

Для потенциальных инвесторов коррупция -это дополнительный налог, который удерживает их от активной инвестиционной деятельности. Ежегодный доклад Всемирного банка о мировом развитии не обошел вниманием эту проблему. Авторы доклада взяли для изучения группу из 39 развитых и развивающихся стран и подсчитали, что в странах с переходной экономикой разгул коррупции (проявляющийся, в частности, в низкой предсказуемости требуемого размера и действенности взяток) снижает уровень капиталовложений с потенциальных 28.5% до фактических 12.3 % ВВП8. Если размер и результативность взяток более или менее предсказуемы, то отрицательное влияние коррупции на экономику несколько ниже, но это, как правило, редкое исключение.

В системе теневой экономики современного Азербайджана значительную роль играют офшорные структуры. Схемы, по которым вывозились капиталы, особенно в начальный период независимости, не отличались большим разнообразием. Как правило, это был перевод денег за границу под товар, который в страну никогда не поступал; указание завышенных цен на импортные товары с переводом разницы на зарубежный счет; занижение цен на экспортные товары с аналогичным уводом денег; предоплата фиктивных консультативных и иных услуг, например, по подбору выгодных партнеров.

Качественно новые возможности для коррупции создаются в условиях слияния власти и капитала и появления всесильной олигархии. Довольно распространено мнение, будто коррупцию можно победить с помощью сильного государства, диктатуры. Однако большинство имеющихся исследований показывает, что одной из причин ее распространения служит, наоборот, излишнее государственное вмешательство в экономику. К примеру, сегодня государство неспособно жестко установить соотношение между уровнем доходов собственников и уровнем оплаты труда их наемных работников. Поэтому оно нередко вводит различные ограничения, регулирующие и контролирующие финансово-хозяйственную деятельность предприятий, компаний и фирм. Вмешательство государственных органов в экономику всегда вело к искусственному неравенству в положении различных компаний и фирм, всегда,

8 См.: Обозреватель. 03 - 09.09.2004.

стр. 89

прямо или косвенно, приносило выгоды одним и потери - другим.

Несмотря на то что в настоящее время в Азербайджане проводится соответствующая работа по снижению налогов, однако надо признать, что в республике существуют все еще довольно высокий уровень налоговых изъятий и репрессивный характер системы налогообложения. Такая система, при которой изымается до 40 - 50% прибыли, а частная фирма не имеет правовой защиты перед налоговыми органами, - одно из следствий того, что в условиях экономической либерализации государство стремится сохранить командные высоты в экономике и контролировать основные финансовые потоки. В результате в стране сформировалась стойкая система уклонения от уплаты налогов и перевода значительной доли деловой активности в тень.

Бытует также мнение, что если чиновникам установить приличную зарплату, то они не будут брать взяток. На практике все оказывается не так просто. Чиновники среднего и высшего уровня в Азербайджане и сегодня уже получают зарплату, в 3 - 4 раза превышающую среднемесячную зарплату по республике, а коррупция по-прежнему процветает. В данном случае представляет интерес исследование, проведенное российским фондом ИНДЕМ. Оно показало, что повышение зарплаты чиновничьего аппарата напрямую не влияет на размах коррупции. Даже если мы сегодня возьмем под контроль всю армию чиновников, предварительно повысив им зарплату, результат будет один - взяточники останутся, но при этом "тарифы" по взяткам возрастут.

Корень проблемы в том, что сегодня зарплата чиновника никак не связана с конечными результатами его труда - фактически оплачивается количество часов, проведенных на рабочем месте. В этой связи имеет смысл сосредоточить усилия на разработке новой системы оплаты труда, предполагающей ее большую индивидуализацию в зависимости от трудового вклада и пользы, принесенной государству.

Не менее важным фактором процветания теневой экономики и коррупции следует назвать продолжительность нахождения правительства у власти. По наблюдениям экспертов, перекосы в функционировании государства резко усиливаются, когда одно и то же правительство находится у власти более двух сроков подряд. Наименьший риск в этом смысле присущ странам, где правительство у власти находится не более пяти лет, и серьезно возрастает там, где этот срок превышает десять лет.

ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ БОРЬБЫ С КОРРУПЦИЕЙ

Необходимо отметить, что в ряде стран к коррупционерам применяются довольно жесткие меры. Например, в США за неверно заполненную налоговую декларацию можно подвергнуться штрафу до 1 тыс. долл., а умышленное занижение размера доходов карается штрафом в 5 тыс. долл. или тюремным заключением до пяти лет.

В КНР против теневой экономики и коррупции осуществляются серьезные репрессивные меры. По оценкам китайских экспертов, ущерб, который наносится государству теневой экономикой и коррупцией, достигает 30 млрд. долл. За использование служебного положения в целях личного обогащения в этой стране дают в среднем пять лет тюрьмы, а при отягчающих обстоятельствах могут приговорить и к высшей мере наказания. Поэтому борьбу с теневой экономикой и коррупцией в Китае метко называют схваткой не на жизнь, а на смерть.

Сингапур часто ставят в пример как страну, победившую коррупцию. Здесь, в соответствии с решением суда, могут конфисковать всю собственность чиновника, если он не в состоянии объяснить ее происхождение. Разрыв между достатком и жалованьем - повод для разбирательства, недостоверные данные о доходах - для увольнения.

В Израиле проблема коррупции возведена в ранг чуть ли не угрозы национальной безопасности. Борьбой с этим социальным злом занимаются полиция, прокуратура и ведомство государственного контроля, которое также рассматривает жалобы граждан. К примеру, за получение взяток в тюрьму отправились министр финансов и бывший министр труда и соцобеспечения. Первый получил пять лет тюрьмы, второй - четыре года9.

В РФ Президент Д. Медведев также выступил с важными инициативами по внесению соответствующих поправок в Уголовный кодекс РФ. Выступая в конце 2010 г. с посланием Федеральному собранию, президент заявил, что взяточничество и коммерческий подкуп должны караться штрафом, стократным их размеру. При этом вводится и верхний предел всех штрафов за преступления, связанные со взятками, - не более 500 млн. рублей. Если же судом будут приняты альтернативные, более жесткие меры наказания, то нарушителям закона грозит тюремный срок от 8 до 15 лет

9 См.: Известия. 20.04 2011.

стр. 90

с обязательным штрафом в размере 70-кратной суммы взятки10.

Следует отметить, что ряд стран провели акции по легализации теневых капиталов. Например, в Казахстане издан закон "Об амнистии граждан республики Казахстан в связи с легализацией ими денег". Президент страны Н. Назарбаев, обращаясь к нации, отметил: "В год десятилетия независимости страны мы простили всем грехи не вполне законного накопления капиталов и теперь вы можете без всякой оглядки легализировать свои деньги и вложить их в экономику родной страны. Никто не спросит источник их происхождения -это я вам гарантирую". Благодаря такой акции правительству Казахстана удалось привлечь в экономику страны порядка 200 млн. долларов.

Аналогичные меры по легализации теневых капиталов были приняты в 2004 г. в Грузии. "Тем, кто представит налоговую декларацию, в которой легализует налоги, укрываемые в течение многих лет, и скажет, что готов выплатить задолженность, я даю свое слово президента - они будут освобождены от всякой ответственности", - заявил тогда М. Саакашвили.

* * *

Меня часто спрашивают мои коллеги и друзья: можно ли победить коррупцию в Азербайджане? Я отвечаю, что можно. Но не скоро. В таком же ключе следует рассматривать наш закон "О борьбе с коррупцией", который вступил в действие с начала 2005 г. Заметим, речь идет о борьбе с коррупцией. Это значит, что заранее известно, что Азербайджану предстоит долгая война на этом фронте. Беда в том, что на обычной войне враг известен, а здесь - он повсюду и нигде. Ясно, однако, что бороться нужно в первую очередь с коррупцией в высших эшелонах власти. Сегодня мало кто в стране по-настоящему верит в те благие намерения, которые декларированы во многих нормативно-правовых актах по коррупции. Нужны решительные действия правительства, правоохранительных и других органов, всего населения, направленные против коррупционеров и взяточников.

Немало предстоит сделать в плане совершенствования нормативно-правовой базы борьбы с коррупцией. Пока что государственное законодательство Азербайджана во многом отстает от новых реалий экономической жизни. Противоречия между быстро меняющимися условиями рыночного хозяйства и существующей законодательной базой позволяют коррупционерам использовать возникающие прорехи в правовой сфере. Сокращение теневой экономики хотя бы до уровня 10% ВВП должно быть выдвинуто в качестве стратегической задачи наряду с увеличением ВВП, борьбой с бедностью, снижением инфляции и т.д.

Ключевые слова: Азербайджан, переходная экономика, теневая экономика, коррупция, программы борьбы с коррупцией.

10 См.: Известия. 14.04.2011.

стр. 91

Заглавие статьи "АЛЬТЕРНАТИВНЫЙ КАПИТАЛИЗМ" ИЛИ АЛЬТЕРНАТИВА КАПИТАЛИЗМУ?
Автор(ы) И. СЕМЕНЕНКО
Источник Мировая экономика и международные отношения, № 7, Июль 2012, C. 92-106
Рубрика
  • НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ
Место издания Москва, Россия
Объем 70.6 Kbytes
Количество слов
Постоянный адрес статьи http://ebiblioteka.ru/browse/doc/27521429

"АЛЬТЕРНАТИВНЫЙ КАПИТАЛИЗМ" ИЛИ АЛЬТЕРНАТИВА КАПИТАЛИЗМУ? Автор: И. СЕМЕНЕНКО

(Проблемы концептуализации современного развития)

Наши рекомендации