Концепции переходной экономики в России

Тема № 9. Становление российского предпринимательства в

Переходной экономике

ПЛАН:

Концепции переходной экономики в России.

Особенности становления предпринимательства в переходный период.

Теневая экономика.

Концепции переходной экономики в России.

Россия и другие страны Европы и Азии в ходе экономических реформ переходят от административно-командной системы к системе современной рыночной экономики. Вначале преобладала точка зрения (причем и среди отечественных, и среди иностранных экономистов), что этот переход займет годы. Теперь становится ясно, что этот переход, по крайней мере в странах СНГ, растянется на десятилетия. В строящих современную рыночную экономику странах еще долгое время будет существовать своеобразная, так называемая переходная экономика, или экономика переходного периода. Это некая смесь элементов административно-командной и современной рыночной систем. В ряде стран к этой смеси добавляются также элементы традиционной хозяйственной системы.

К настоящему времени сформировались основные черты этого периода. Это своеобразное сочетание экономических институтов административно-командной и рыночной систем. Переходная система означает постепенное усиление в ней элементов современного рыночного хозяйства и ослабление элементов административно-командной системы.

Экономические развитие общества неизбежно связано с переходом экономики из одного состояния в другое.

Переходная экономика – это экономическая система, в которой сочетаются экономические отношения и механизмы, присущие как отмирающей, так и нарождающейся системам; взаимодействие старой и новой систем приводит к вытеснению первой и утверждению последней в качестве господствующей.

Основные черты переходной экономики включают в себя:

1) формирование новой экономической системы;

2) многоукладность экономики;

3) неустойчивость развития;

4) относительная длительность преобразования в переходной экономике.

Переход от административно-командной к рыночной экономической системе в разных странах имеет общие закономерности. Этот процесс включает:

1) либерализацию экономики;

2) глубокие изменения в отношениях собственности;

3) структурные преобразования;

4) финансовую стабилизацию.

Главные направления формирования рыночной экономики:

1) либерализация экономики. Это система мер, направленных на отмену или резкое сокращение запретов и ограничений, а также государственного контроля во всех сферах хозяйственной жизни;

2) демократизация экономики и создание конкурентной среды. Предполагает создание равных условий для деловой активности всех экономических агентов, а также доступ на рынок иностранных конкурентов и поощрение малого бизнеса;

3) институциональные преобразования. Включают в себя:

а) изменения отношений собственности;

б) формирование рыночной инфраструктуры;

в) создание новой системы государственного регулирования экономики.

4) структурные преобразования. Направлены на устранение или смягчение унаследованных от прежней системы диспропорций в отраслевой структуре народного хозяйства. Главная цель перестройки структуры экономики – это производство продукции, пользующейся платежеспособным спросом на внутреннем и внешнем рынках;

5) формирование новой системы социальной защиты населения. Это система мер, направленная на переход к адресной социальной поддержке наиболее нуждающихся слоев населения.

Становление рыночной экономики в России сопровождается с такими негативными тенденциями, как:

1) высокие социальные издержки;

2) высокий уровень безработицы;

3) криминализация экономики;

4) технологическая деградация.

В переходной экономике возникают новые функции государственного регулирования:

1) обеспечение институционально-правовой основы деятельности всех экономических субъектов;

2) ликвидация негативных эффектов рыночного поведения;

3) разработка нового хозяйственного законодательства;

4) демонополизация и поощрение конкуренции;

5) приватизация государственной собственности и поощрение частного сектора.

Государственное регулирование – одна из основных форм участия государства в экономической жизни, состоящая в прямом или косвенном воздействии на распределение ресурсов и формирование пропорций.

Необходимость государственного регулирования экономики в переходный период обусловлена:

1) требованием устранения внешних факторов;

2) производством общественных благ;

3) обеспечением экономики необходимым количеством денег;

4) осуществлением целенаправленного процесса реформирования административно-командной экономики.

Перечисленные выше проблемы определяют цели государственного регулирования в переходной экономике.

В настоящее время выделяют следующие формы экономического регулирования:

1) административное регулирование (за счет использования лицензирования и квотирования, контроля над ценами, доходами, валютным курсом, а также других форм);

2) правовое регулирование (на основе гражданского и хозяйственного законодательства, путем установления системы норм и правил).

3) прямое экономическое регулирование (через различные формы безвозмездного финансирования секторов, отраслей, территорий и предприятий);

4) косвенное экономическое регулирование (использует в основном рычаги кредитно-денежной, налоговой, амортизационной, валютной, внешнеэкономической политики и др.).

На микроуровне регулирующее воздействие государства осуществляется посредством:

1) налогов (НДС, налогов на доходы, акцизов и др.);

2) дотаций (выплат производителям или потребителям, обеспечивающих доведение цены продаж до равновесной);

3) фиксированных цен, устанавливаемых государством (выше или ниже равновесных) на отдельные товары или их группы.

Наши рекомендации