Концепции переходной экономики в России
Тема № 9. Становление российского предпринимательства в
Переходной экономике
ПЛАН:
Концепции переходной экономики в России.
Особенности становления предпринимательства в переходный период.
Теневая экономика.
Концепции переходной экономики в России.
Россия и другие страны Европы и Азии в ходе экономических реформ переходят от административно-командной системы к системе современной рыночной экономики. Вначале преобладала точка зрения (причем и среди отечественных, и среди иностранных экономистов), что этот переход займет годы. Теперь становится ясно, что этот переход, по крайней мере в странах СНГ, растянется на десятилетия. В строящих современную рыночную экономику странах еще долгое время будет существовать своеобразная, так называемая переходная экономика, или экономика переходного периода. Это некая смесь элементов административно-командной и современной рыночной систем. В ряде стран к этой смеси добавляются также элементы традиционной хозяйственной системы.
К настоящему времени сформировались основные черты этого периода. Это своеобразное сочетание экономических институтов административно-командной и рыночной систем. Переходная система означает постепенное усиление в ней элементов современного рыночного хозяйства и ослабление элементов административно-командной системы.
Экономические развитие общества неизбежно связано с переходом экономики из одного состояния в другое.
Переходная экономика – это экономическая система, в которой сочетаются экономические отношения и механизмы, присущие как отмирающей, так и нарождающейся системам; взаимодействие старой и новой систем приводит к вытеснению первой и утверждению последней в качестве господствующей.
Основные черты переходной экономики включают в себя:
1) формирование новой экономической системы;
2) многоукладность экономики;
3) неустойчивость развития;
4) относительная длительность преобразования в переходной экономике.
Переход от административно-командной к рыночной экономической системе в разных странах имеет общие закономерности. Этот процесс включает:
1) либерализацию экономики;
2) глубокие изменения в отношениях собственности;
3) структурные преобразования;
4) финансовую стабилизацию.
Главные направления формирования рыночной экономики:
1) либерализация экономики. Это система мер, направленных на отмену или резкое сокращение запретов и ограничений, а также государственного контроля во всех сферах хозяйственной жизни;
2) демократизация экономики и создание конкурентной среды. Предполагает создание равных условий для деловой активности всех экономических агентов, а также доступ на рынок иностранных конкурентов и поощрение малого бизнеса;
3) институциональные преобразования. Включают в себя:
а) изменения отношений собственности;
б) формирование рыночной инфраструктуры;
в) создание новой системы государственного регулирования экономики.
4) структурные преобразования. Направлены на устранение или смягчение унаследованных от прежней системы диспропорций в отраслевой структуре народного хозяйства. Главная цель перестройки структуры экономики – это производство продукции, пользующейся платежеспособным спросом на внутреннем и внешнем рынках;
5) формирование новой системы социальной защиты населения. Это система мер, направленная на переход к адресной социальной поддержке наиболее нуждающихся слоев населения.
Становление рыночной экономики в России сопровождается с такими негативными тенденциями, как:
1) высокие социальные издержки;
2) высокий уровень безработицы;
3) криминализация экономики;
4) технологическая деградация.
В переходной экономике возникают новые функции государственного регулирования:
1) обеспечение институционально-правовой основы деятельности всех экономических субъектов;
2) ликвидация негативных эффектов рыночного поведения;
3) разработка нового хозяйственного законодательства;
4) демонополизация и поощрение конкуренции;
5) приватизация государственной собственности и поощрение частного сектора.
Государственное регулирование – одна из основных форм участия государства в экономической жизни, состоящая в прямом или косвенном воздействии на распределение ресурсов и формирование пропорций.
Необходимость государственного регулирования экономики в переходный период обусловлена:
1) требованием устранения внешних факторов;
2) производством общественных благ;
3) обеспечением экономики необходимым количеством денег;
4) осуществлением целенаправленного процесса реформирования административно-командной экономики.
Перечисленные выше проблемы определяют цели государственного регулирования в переходной экономике.
В настоящее время выделяют следующие формы экономического регулирования:
1) административное регулирование (за счет использования лицензирования и квотирования, контроля над ценами, доходами, валютным курсом, а также других форм);
2) правовое регулирование (на основе гражданского и хозяйственного законодательства, путем установления системы норм и правил).
3) прямое экономическое регулирование (через различные формы безвозмездного финансирования секторов, отраслей, территорий и предприятий);
4) косвенное экономическое регулирование (использует в основном рычаги кредитно-денежной, налоговой, амортизационной, валютной, внешнеэкономической политики и др.).
На микроуровне регулирующее воздействие государства осуществляется посредством:
1) налогов (НДС, налогов на доходы, акцизов и др.);
2) дотаций (выплат производителям или потребителям, обеспечивающих доведение цены продаж до равновесной);
3) фиксированных цен, устанавливаемых государством (выше или ниже равновесных) на отдельные товары или их группы.