Антимонопольная политика государства
Проблема существования конкуренции на рынке и повышения и состязательности в современных условиях имеет огромное значение. Монополизация различных отраслей экономики стала быстро и широко распространяться. Фирмы, располагающие значительной монопольной властью, стали ею злоупотреблять. Государство же со своей стороны должно способствовать созданию условий достижения наивысшей эффективности национальной экономики. В первую очередь, речь идет о стимулировании развития конкурентоспособных рыночных структур. Одной из форм государственного регулирования является антимонопольная деятельность.
Методы государственного регулирования естественных монополий:
1) ценообразование по предельным издержкам. Поскольку кривая средних издержек (АС) на всем своем протяжении расположена выше кривой МС, то такой тип ценообразования ведет к потерям со стороны монополии. Государство в этом случае должно предоставить монополисту субсидию в размере негативной прибыли;
2) ценообразование Расмея (Р = АС). Фирма не получает прибыли, но и не несет убытков;
3) введение конкуренции за рынок монополии (конкуренция Демзеца). Государство организует конкуренцию за франчайзинговые права по обслуживанию рынка естественной монополии (тендер). Также в этом случае роль государства заключается в установлении минимальных стандартов качества;
4) внедрение конкуренции на рынок естественной монополии. Разновидность конкуренции Демзеца. Возможна за счет создания условий, облегчающих вход фирм в отрасль или путем реорганизации отрасли с помощью разделения монопольного производства на несколько фирм;
5) ценовая дискриминация. Товар предоставляется любому покупателю, который готов оплачивать, по крайней мере, величину предельных издержек. P1 = AC, P2 = MC. Доход от цены для первой категории покрывает совокупные издержки (VC + FC), так что отпадает необходимость в субсидировании потребителей второй категории. В итоге прибыль нулевая, но убытков нет;
6) нелинейное ценообразование. Цена меняется в зависимости от объема покупки. Постоянная часть – отношение постоянных издержек к числу покупателей (e = F/N), переменная часть зависит от объема покупки. В итоге прибыль нулевая;
7) пиковое ценообразование. Применяется в отраслях естественной монополии, если есть сильные колебания спроса во времени и выпуск нельзя хранить (например, телефонные услуги, транспорт). Вне пика потребители оплачивают только переменные издержки, которые являются их собственными издержками потребления товара (P = AVC). Постоянные издержки оплачиваются в период пика (P = AVC + b, b – дополнительные издержки использования капитала в период пика);
8) контроль качества товара. У фирмы-монополиста нет стимула улучшать качество товара, дополнительная прибыль от продажи более качественного товара пойдет государству, а не самой фирме.
Ценовое регулирование деятельности монополий должно сопровождаться контролем качества товара фирмы посредством установления минимальных стандартов качества или посредством периодической проверки реальных характеристик предоставляемой продукции или через учет жалоб потребителей;
9) регулирование инвестиционных решений. В случае установления государством цены фактора производства на уровне предельных издержек может возникнуть эффект Аверча-Джонсона (если государственная регулируемая цена фактора производства превышает его рыночную цену, этот фактор производства будет использоваться в непропорционально большем объеме).
Антимонопольная политика государства
Монополия представляет собой такую рыночную структуру, при которой на рынке действует единственная фирма-продавец какого-либо товара.В силу того, что фирма-монополист контролирует рынок целиком, остаточный спрос на её продукцию относительно неэластичен. Монополист является ценополучателем – объём его продаж оказывает влияние на цену, по которой этот объём может быть продан.
Целью антимонопольного регулирования является обеспечение эффективного производства и использования ресурсов, ликвидация нежелательных рыночных структур, помощь одним группам экономических агентов за счет других, борьба с недобросовестной конкуренцией.
Антимонопольное регулирование может осуществляться посредством установления потолка цен. В этом случае монополист «теряет» часть кривой спроса. Оптимальный выпуск находится на изломе кривой. Выпуск монополиста растет по сравнению с тем, который он производил в отсутствие регулирования. Говорить о воздействии такого «потолка» на выбор монополиста целесообразно, если цена регулирования ниже цены монополиста.
Также можно выделить и другие методы государственного регулирования:
– введение конкурса на место управляющего монополией;
– установление потолка рентабельности;
– реорганизация отрасли с помощью разделения монопольного производства на несколько фирм;
– внедрение конкуренции на рынок, где действуют монополии (за счет создания условий, облегчающих вход фирм в отрасль);
– попытка заинтересовать монополиста в снижении цен.
Международная и отечественная практика антимонопольного регулирования
Целью антимонопольного регулирования является обеспечение эффективного производства и использования ресурсов, ликвидация нежелательных рыночных структур, помощь одним группам экономических агентов за счет других, борьба с недобросовестной конкуренцией.
В зарубежных странах существует целый блок антитрестовского законодательства, занимающегося вопросом монополистической практики, нечестной конкуренции, установления жестких цен и т.п. За эти незаконные действия предусматриваются санкции в соответствии с гражданским и уголовным правом. В дополнение к уголовным санкциям закон Шермана и закон Клэйтона позволяют частному лицу или фирме преследовать в судебном порядке компанию, занимающуюся незаконным установлением жестких цен, и требовать возмещение причиненного ими ущерба в тройном размере.
В США антимонопольное регулирование осуществляют федеральные и местные суды, Министерство юстиции и Федеральная торговая комиссия. Начало борьбы с монополизацией – 1890-е гг. (антитрестовское законодательство, запрет на монополизацию торговли между странами).
В Европе запреты на монополии мало распространены. Значительное внимание уделяется регулированию монополий и доминирующих фирм. Существует запрет на слияния; исключение – если они способствуют экономическому прогрессу.
В России антимонопольное регулирование осуществляется в соответствии с Законом «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» (1991 г.). В 1995 г. в закон были внесены существенные изменения и дополнения.
Антимонопольное законодательство РФ состоит из Конституции РФ, указанного закона, издаваемых в соответствии с ним федеральных законов, указов Президента Российской Федерации, постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации.
Проведение государственной антимонопольной политики осуществляется антимонопольным органом исполнительной власти – федеральным антимонопольным органом, который создает свои территориальные органы.
К основным задачам федерального антимонопольного органа относятся:
– содействие формированию рыночных отношений на основе развития конкуренции и предпринимательства;
– предупреждение, ограничение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции;
– государственный контроль над соблюдением антимонопольного законодательства.
Российское законодательство вводит запрет на:
– злоупотребление монопольной властью;
– создание искусственного дефицита на рынке для повышения цены;
– навязывание контрагенту условий договора, не выгодных для него;
– включение в договор дискриминирующих условий для конкурентов;
– создание препятствий к выходу с рынка;
– нарушение порядка ценообразования.
Допускается заключение картельных соглашений, если это способствует насыщению рынка товарами и улучшению качества производимой продукции. Также законодательно устанавливается потолок рентабельности (отношение прибыли к затратам), равный 65 %. Фирма с рентабельностью свыше 65 % считается доминирующей, ниже 35 % – недоминирующей.
В случае нарушения антимонопольного законодательства коммерческие и некоммерческие организации (их руководители), федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления (их должностные лица), граждане, в том числе индивидуальные предприниматели, несут административную ответственность в виде предупреждения или штрафа либо уголовную ответственность в соответствии с действующим законодательством.
Контрольные вопросы
1. Какова основная причина государственного вмешательства в экономику?
2. Какие концепции составляют основу отраслевой политики?
3. Охарактеризуйте основные типы отраслевой политики.
4. Какие методы государственного вмешательства применяются в отраслевой политике?
5. В чем преимущества косвенных методов государственного регулирования перед прямыми?
6. Охарактеризуйте основные методы государственного регулирования естественных монополий.
7. На чем основана антимонопольная политика государственного регулирования?
8. Каков опыт государственного регулирования в зарубежных странах?
9. Как проводится антимонопольное регулирование в Российской Федерации?
Рекомендуемая литература
1. Джуха В.М., Курицын А.В., Штапова И.С. Экономика отраслевых рынков: учеб.пособие. – Ростов н/Д.: Феникс, 2010. – 253 с.
2. Пахомова Н.В., Рихтер К.К. Экономика отраслевых рынков и политика государства: учебник. – М.: Экономика, 2009. – 815 с.
3. Розанова Н.М. Экономика отраслевых рынков: учебник. – М.: Юрайт, 2009. – 912 с.
4. Хэй Д., Моррис Д. Теория организации промышленности. – СПб.: Эконом.шк., 1999. – 574 с.
5. Яковлев А.А. Основные направления структурной политики и регулирования отраслевых рынков. – М.: ГУ ВШЭ, 2000. – 317 с.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Предлагаемое учебное пособие представляет собой важное подспорье для студентов, т.к. до недавних пор преобладающей дисциплиной подготовки специалистов экономической направленности выступали курсы общей экономической теории в виде микро- и макроэкономики. Современное общество ставит новые задачи, поэтому требуется теоретическая база в специальных областях. Одной из таких областей является экономика отраслевых рынков – наука о способах формирования, видах и экономических последствиях функционирования рыночных структур, включая особенности поведения предприятий на уровне отдельных отраслей и регионов.
В связи с тем, что экономика отраслевых рынков не так давно привлекла внимание отечественных ученых, отмечается дефицит подобной литературы, особенно в региональных высших учебных заведениях. Поэтому авторы надеются оказать посильную помощь всем заинтересованным лицам в ознакомлении с данным специфическим направлением экономической теории, не только начинающим экономистам, но и тем, кто хотел бы углубить свои знания.