Программы регулирования турбореактивного одноконтурного двухвального двигателя (ТРД)
Двухроторные (двухвальные) одноконтурные ТРД могут выполняться с нерегулируемым и регулируемым соплом:
- у двухвального одноконтурного двигателя с нерегулируемым соплом единственным РФ является (Gт) в ОКС, определяющий все ПРП. При этом, в качестве РП может быть (nн) или (nв). Соответственно, для поддержания заданного режима работы
двигателя чаще всего используются три программы регулирования:
nн = const | или | nв = const | или | Тг* = const |
При выборе (РП) учитывается диапазон изменения (Н и V) полета самолета для которого предназначен данный ТРД, а также влияние полетных условий на протекание характеристик двигателя при выбранной программе регулирования. Наиболее существенным фактором, определяющим выбор программы регулирования является диапазон изменения скоростей полета (числа М). Так с ↑М (Твх*) происходит:
- ″затяжеление″ ротора КНД;
- ″облегчение″ ротора КВД.
Это связано (соответственно):
1).С ↑α на рабочих лопатках ротора КНД, следовательно, с ↑Lкнд;
2). С ↓α на рабочих лопатках ротора КВД, следовательно, с ↓Lквд.
На графике комбинированная программа регулирования будет иметь следующий вид:
Тг* |
Тг* max=const |
nн max=const |
nн |
nв max=const |
nв |
1,0 | 1,7 | М | |
Такие комбинированные программы регулирования, обеспечивающие наиболее благоприятное протекание эксплуатационных характеристик двигателя, обычно применяется на СУ, предназначенных для ЛА с широким диапазоном скоростей полета.
На дозвуковых скоростях полета самолета реализуется программа (nн max=const), в соответствии с которой (Тг*), (nв) и (Рдв) с ↑М непрерывно растут.
При достижении скорости полета (М=1), (Тг*) достигает максимального значения с этого момента САР переходит на программу регулирования (Тг* max=const). При этом (nв) и (Рдв) при увеличении скорости полета продолжают расти (вследствие ″облегчение″ ротора КВД). Одновременно с этим (nн) начинает снижаться, т.к. работа ТНД становится недостаточной для вращения с постоянной скоростью ″затяжеленного″ ротора КНД.
При достижении М=1,7 частота вращения (nв) достигает максимального значения, что вызывает необходимость перехода на программу регулирования (nв max=const). При этом (Тг*) начинает снижаться, что вызывает ↓↓(nн) и соответственно ↓↓(Рдв);
- у двухвального одноконтурного двигателя с регулируемым соплом можно независимо управлять двумя РП:
§ (nн) за счет изменения (Fкр с);
§ (Тг*) или (nв) за счет изменения (Gт).
nн = const Тг* = const |
Для поддержания заданного режима обычно используется программа