Основы и особенности устойчивого развития системы регионального уровня
Идеология устойчивого развития, перерастающая в целостную теорию, возникла как общепланетарная (общемировая) система взглядов, направленная на оценку характеристик развития настоящего и будущего поколений. Особое значение для дальнейшего развития этой теории имеют два важных взаимообуславливаемых момента:
1) будущее состояние явления невозможно оценить без глубокого анализа происходящего сегодня, в настоящем времени;
2) в соответствии с принципом пространственного распределения любого явления к его исследованию целесообразно подходить на основе оценки возможного потенциала развития региональных систем, что позволит в дальнейшем раскрыть механизмы перехода к устойчивому развитию.
Исследователи отмечают, что «ведущей парадигмой региональных исследований должна стать концепция устойчивого развития. К этому подталкивает сама природа региона как единства разнокачественных систем ¾ экономической, социальной и экологической. Этому соответствуют и традиции междисциплинарного исследования, равно как понимание самой экономики в первую очередь как физической (в противовес тенденции ее виртуализации)»1.
Прежде чем говорить об основных проблемах теории устойчивого развития на региональном уровне, необходимо установить суть и содержание понятия «региональная система».
Региональная система, как нам представляется, занимает третье место в иерархии территориальных систем ¾ после общемировой и общегосударственной (национальной) систем. В то же время на этот счет имеются и другие точки зрения: в частности, некоторые ученые понимают под регионом в том числе и группу территорий, возможно, даже обособленных государственными границами. Принципиальная структура иерархии территориальных систем представлена на рис. 6.1.
Рис. 6.1. Место региональной системы в иерархии территориальных систем
устойчивого развития
Таким образом, по нашему мнению, региональная система ¾ это совокупное единство элементов региона (экономической, социальной и экологической сфер), выступающих в качестве его структурно-функциональных подсистем, тесно взаимодействующих, дополняющих друг друга и имеющих общую координируемую цель (повышение качества жизни населения).
Исходя из изложенного выше, считаем возможным сформулировать концептуальную позицию, которая отражает суть устойчивого развития в целом и дополняет ее с точки зрения значения и роли предпосылок, содержания и результатов устойчивого развития региональной системы. Речь идет о целевой разработке инструментария для оценки (выявления) устойчивого развития региональной системы.
Предлагаемая концептуальная позиция позволяет проследить устойчивое развитие региональной системы и состоит в наличии глубоко интегрированных, самогенерирующихся элементов, выступающих в системе одновременно предпосылкой, содержанием и результатом. Эти элементы отвечают, в частности, за экономически эффективное развитие экономической подсистемы, социально целесообразное (ориентированное) развитие социальной подсистемы и экологически безопасное развитие экологической подсистемы с соответствующими (результирующими) параметрами целевых установок (при условии макроэкономической стабильности национальной экономики и политико-институциональной зрелости общества).
Поскольку основные характеристики сущности устойчивого развития региональной системы заключаются в глубокой интегрированности ее экономической, социальной и экологической подсистем в рамках экономически эффективного, социально целесообразного и экологически безопасного развития, необходимы измерения параметров (индикаторы) данного процесса.
Таким образом, в основе механизмов реализации устойчивого развития региональной системы лежит глубокая интегрированность и комплементарность ее структурно-функциональных подсистем ¾ экономической, социальной и экологической. Без этого невозможна реализация предназначения устойчивого развития ¾ удовлетворение интересов нынешнего поколения с учетом интересов тех, кто придет ему на смену. В то же время сама региональная система выступает в качестве подсистемы системы более высокого порядка ¾ национальной (государственной), что, в свою очередь, актуализирует некоторые аспекты экономического, социально-политического и институционального соотношения между ними.
Мы убеждены в равнозначности установления режима устойчивого развития системы национального уровня через достижение той же цели на региональном уровне и наоборот. Равнозначность этих процессов может рассматриваться как инструмент реализации, регулирования и управления процессом перехода к устойчивому развитию и учитываться при воздействии на становление устойчивого развития глобального и локального уровней.
Кроме того, при переходе к режиму устойчивого развития важна направленность действий (движения) между региональным и национальным порядками в иерархиях систем. Поскольку в специальной литературе эта сторона проблемы перехода к устойчивому развитию вообще не освещается, остановимся на этом вопросе подробнее. Можно выделить три варианта протекания процесса перехода к устойчивому развитию.
1. Процесс может быть параллельным, его результат ¾ одновременный выход национальной и региональной систем к режиму устойчивого развития. Основное условие успешной реализации данного варианта ¾ полная согласованность действий между уровнями национальной и региональной систем при общей направленности на устойчивое развитие.
2. Одна из систем в ходе параллельного однонаправленного перехода к режиму устойчивого развития опережает другую. Вероятнее всего, опережающее движение может быть свойственно региональной системе как саморазвивающемуся элементу национальной системы. Уже сегодня обнаруживается тенденция, заключающаяся в том, что «отдельные регионы РФ способны делать такие движения, которые страна в целом делать не способна»2. Еще большего внимания заслуживает предложение3 проверить высказанную американским профессором Р. МакИнтайром гипотезу о «системной коллизии» ¾ ситуации, когда центральные правительства пытаются следовать курсом либерализма и монетаризма, а входящие в них регионы и муниципальные структуры продолжают работать в русле концепций «социального государства» (welfare state) и «защиты окружающей среды».
3. Национальная и региональная системы движутся в разных направлениях, вероятнее всего, в противоположных. В этом случае высока вероятность того, что система одного уровня прекратит движение к устойчивому развитию из-за невозможности реализовать цели такого развития системой другого уровня.
Очевидно, что при прочих равных условиях приемлемыми являются первый и второй варианты. Второй вариант более вероятен, так как протекающая в настоящее время трансформация общественного обустройства в России выводит ряд регионов к рубежу, хотя и слабой, стабилизации социально-экономического положения, в то время как в целом по стране утверждать это нет оснований.
Необходимо уточнить отправные точки (рубежи) перехода к устойчивому развитию и спрогнозировать, какой должна быть общая ситуация в субъектах развития, достигших режима устойчивости. Функционально-структурная модель, представляющая схематическую формализацию перехода региональной системы к устойчивому развитию, изображена на рис. 6.2.
Рис. 6.2. Функционально-структурная модель перехода региональной системы
к устойчивому развитию
В основе предлагаемой функционально-структурной модели перехода региональной системы к устойчивому развитию лежит взаимозависимое сочетание трех ключевых элементов. Это сочетание, по существу, определяет характеристики трех целевых задач, реализуемых при устойчивом типе развития региональной системы, ¾ экономической эффективности, социальной целесообразности (ориентированности), экологической безопасности. Эти элементы адресно «привязаны» к соответствующим функциям (экономической, социальной и экологической) развития подсистем региональной системы. Данное функциональное сочетание региональной системы находится под ощутимым воздействием со стороны внешней среды, представленной в первую очередь системой более высокого ранга ¾ национальной системой (или надсистемой региональной системы). Для обозначения неустойчивого состояния региональной системы (вариант А), в том числе под влиянием внешней среды, избран один параметр этой системы ¾ состояние макроэкономики, которое в модели изображено в виде пунктирного круга (что подчеркивает нестабильность ее нынешнего положения).
Очевидно, что на региональную систему непосредственное воздействие оказывает также состояние самого общества с его специфическими возможностями реализации функции организации, управления и контроля над данной системой, являющейся одним из срезов сформировавшегося общественного уклада. Общество с высоким уровнем политико-институциональной зрелости способно выработать инструментарий для реализации этих функций и с его помощью перевести всю систему развития на устойчивый путь. В условиях неустойчивой модели развития данный общественный уклад находится в зачаточном состоянии (в варианте А нашей модели это отражено пунктирной внешней окружностью).
При формализации (в виде функционально-структурной модели) процесса перехода к устойчивому развитию региональной системы (вариант А) допущение таких характеристик, как экономически эффективное, социально целесообразное и экологически безопасное развитие ее подсистем, весьма условно. Ведь именно из-за невозможности полностью реализовать данные характеристики развития подсистем требуется переход к модели устойчивого развития.
Третью, заключительную позицию (вариант В) модели перехода региональной системы к устойчивому развитию занимают три замкнутых круга из сплошных линий, внутренний из которых заштрихован. Данный вариант ¾ попытка отражения состояния региональной системы при полном, окончательном переходе к устойчивому развитию, когда все элементы развития ее подсистем (экономически эффективное, социально целесообразное и экологически безопасное развитие) реализованы. Следовательно, наступает органическая синхронность реализации всех задач, стоящих перед региональной системой.
Но, очевидно, что до полной реализации данного режима региональная система должна пройти периоды постепенного взаимозависимого сочетания развития разных подсистем, когда некоторые отдельные их части смогут дополнять друг друга как устойчиво развиваемые, а другие ¾ как стремящиеся к этому (вариант Б). Областью устойчивого развития (заштрихована) постепенно будут охвачены все большие сектора региональной системы.
На практике реализация такого сочетания может протекать различными путями и в разных формах. Например, вовлеченной в режим устойчивого развития может быть часть территории региона, где размещены рентабельныепроизводства с высоким уровнем технологии (экономическая сфера) и реальных доходов занятых (социальная сфера), создана возможность реального контроля и предотвращения отрицательного антропогенного (производственного, бытового и т. д.) воздействия на окружающую среду (экологическая сфера). Таким образом, в режиме устойчивого развития смогут функционировать не только фирмы, но и целые отрасли (сектора рынка), отдельные социальные группы с воспроизводящимся пространством здоровой окружающей среды. Очевидно, при условиях, которые обозначены нами выше, реализация таких важнейших элементов устойчивого развития, как экономически эффективное, социально целесообразное и экологически безопасное развитие, вполне возможна.
Таким образом, в механизме реализации устойчивого развития основополагающим должно стать стремление к пространственному расширению таких территорий.
Переход к устойчивому развитию требует соответствующей организации управления и регулирования. Общая модель организации данного процесса может быть представлена в виде следующей схемы (рис. 6.3).
Рис. 6.3. Общая модель (принципиальная схема) процесса организации управления и регулирования перехода региональной системы к устойчивому развитию
Рекомендация:
Для самоконтроля полученных знаний выполните тренировочные задания
из набора объектов к текущему параграфу
1 Пчелинцев О. С. Проблемы социально-экономического обоснования региональной политики // Проблемы прогнозирования. ¾ 2002. ¾ № 1. С. 3-20.
2 Шелехов А. М.О некоторых терминах устойчивого развития // ЭКОС. ¾ 2002. ¾ № 7. С. 17-21.
3 Пчелинцев О. С. Проблемы социально-экономического обоснования региональной политики // Проблемы прогнозирования. ¾ 2002. ¾ № 1. С. 3-20.