Научно-теоретические основы управленческой деятельности
Лекция 2
Социальное управление рассматривается как вид управления, процесс воздействия на общество, социальные группы, отдельных индивидов с целью упорядочения их деятельности.
Сущность социального управления связана с весьма неоднозначным смыслом, вкладываемым в понятие «социальное». Как известно, это понятие рассматривается и в широком смысле, когда им охватываются все существующие в обществе явления и процессы, во всех сферах (тождественно понятию «общественное»), и в узком смысле как охватывающее явления и процессы, относящиеся лишь к одной сфере общественной жизни — социальной, аккумулирующей в себе экономические, политические и другие сферы.
Соответственно разный смысл придается и социальному управлению: управление в любых общественных системах или разновидность управленческой деятельности, воздействующая на явления и процессы лишь социальной сферы общественной жизни.
Социальным управлением может именоваться вся совокупность видов управленческой деятельности, относящихся к разным сферам общественной жизни, то же, но уже в широком смысле тождественным понятию «управление общественными системами и процессами».
В узком значении социальное управление определяется, как процесс воздействия на социальную среду для достижения поставленных целей, в широком — сфера деятельности людей.
Выделим основные признаки социального управления, применяемые в социальной деятельности.
Общие характеристики социального управления:
• существует при наличии совместной деятельности людей или общностей;
• обеспечивает упорядоченное воздействие на участников совместной деятельности;
• направлено на достижение определенной управленческой цели;
• характеризуется наличием субъекта и объекта управления;
• субъект управления наделяется определенным властным ресурсом;
• объект управления подвластен субъекту, сознательно-волевое поведение которого должно изменяться в соответствии с указаниями субъекта;
• реализуется в рамках определенного механизма.
Виды социального управления:
• государственное;
• местное (муниципальное);
• общественное самоуправление
Элементы социального управления:
• субъект управления;
• объект управления;
• управленческие связи (прямые и обратные).
Стадии процесса управления:
• анализ управленческой ситуации;
• выработка и принятие решения;
• организация и исполнение решения;
• контроль выполнения;
• подведение итогов, внесение коррективов.
Прежде всего, необходимость социального управления обусловлена фактом разделения труда в группах людей, крупных коллективах (ассоциациях), в масштабе государства, а также потребностью его кооперации. Следовательно, как совместный труд людей составляет основу всякого человеческого общества, так и управление является необходимым элементом общего труда, существования и развития общества.
Управленческая деятельность призвана обслуживать реализацию целей и функций управления, обеспечивать подготовку и проведение в жизнь управленческих решений. Ее можно определить как набор (совокупность) выработанных историческим опытом, научным познанием и талантом людей навыков, умений, способов, средств целесообразных поступков и действий человека в сфере управления.
Управленческий труд — вид трудовой деятельности по выполнению функций управления в организации. Назначением управленческого труда является обеспечение целенаправленной и скоординированной деятельности трудового коллектива (ассоциации) по решению стоящих перед ним задач. Предметом управленческого труда является информация, средством — организационная и вычислительная техника, результатом — управленческое решение.
Объективная необходимость управленческого труда порождает особую группу работников — управляющих.
В сферу деятельности людей по социальному управлению помимо управленческих работников входят научные работники, занимающиеся исследованиями и разработками в сфере социального управления, а также преподаватели, осуществляющие подготовку, переподготовку и повышение квалификации управленческих кадров.
Социальное управление осуществляется в технических и биологических системах. Сразу скажем, что нас интересует такое воздействие, которое осуществляется в социальных системах и может быть понято как воздействие субъекта управления на объект управления с целью его сохранения или перевода в новое желательное состояние.
Отметим, что воздействие в социальных системах может быть разным по объему, содержанию, направленности, силе власти. В зависимости от этого меняется содержание понятия «управление».
Управленческая деятельность отличается интеллектуальным характером, поскольку всегда есть процесс выработки, принятия и практической реализации управленческих решений, призванных изменять состояние и течение общественных процессов, уровень использования социальных ресурсов общества, а опосредованно — сознание и поведение людей. Она должна адекватно отражать социальную действительность, вскрывать имеющиеся ресурсы, находить средства и резервы, выбирать оптимальные способы совершенствования социальных систем и перевода их на новый уровень.
В управленческой деятельности содержится и эмоционально- психологический компонент с ярко выраженной доминантой воли. Каждый человек, занятый управлением, постоянно совершает мыслительные и волевые операции анализа, оценки, решения, подчинения и исполнения, команды и контроля и т.д. Это создает в социальных организациях особый социально-психологический микроклимат, активно влияющий на сознание, чувства, жизненные ориентации человека и формирует определенный тип поведения и деятельности. Постоянное напряжение воли, груз ответственности, дисциплинированность, подчинение собственного «я» управленческой функции — вот естественные компоненты, которые присущи управленческой деятельности в нормальном органе управления. Если этого нет, формируемые и реализуемые
таким органом управляющие воздействия вряд ли могут пользоваться авторитетом у людей и в должной мере влиять на их сознание и поведение.
Социальное управление как управление воздействия на социальные процессы, коллективы, классы изучается общественными (социальными науками) и подчиняется законам и принципам.
К законам науки управления относятся общие, существенные и необходимые связи, изучаемые наукой управления. Законы управления выражают важные внутренние устойчивые черты, особенности процесса управления. К последним относятся законы необходимого разнообразия, интеграции и специализации управления, приоритетности социальных целей, возрастания субъективности и интеллектуальности управления, доминирования глобальной цели системы, доктринальности, развития самодеятельной активности каждой подструктуры. Осознанное использование законов позволяет приводить деятельность людей в соответствие с объективными требованиями жизни.
Закон необходимого разнообразиягласит: разнообразие управляющей системы должно быть не меньше разнообразия управляемого объекта. Чем сложнее объект управления, тем сложнее должен быть и орган, который им управляет. Следовательно, суть этого закона в том, что управляющая подсистема должна обладать достаточным разнообразием управляющих воздействий и пропускной способностью для переработки информации и выдачи управляющих решений, с тем, чтобы успешно справиться с разнообразием системы и обеспечить ее функционирование и развитие в соответствии с заданной программой. Это означает, что информация должна содержать максимум сведений, позволяющих обеспечить формирование управляющих воздействий, соответствующих разнообразию объекта управления.
Закон специализации управленияпредполагает, что управление современными общественными делами ведет к расчленению его функций, их специфическому проявлению в конкретных условиях, на разных уровнях управления, различных направлениях. В связи с этим управление требует высокого профессионализма в различных сферах: экономической, социальной, политической, психологической, организационно-технической, правовой, экологической, демографической и т.п. Субъект управления, осваивая различные области профессиональных знаний и опираясь на их, многообразие, интегрирует, объединяет многознание в принятых управленческих решениях, проектах, программах и концепциях.
Закон интеграцииуправления означает объединение в управлении различных специализированных действий на разных уровнях и направлениях управления в единый управленческий процесс в рамках единого социального организма — системы. В качестве интегрирующих факторов выступают цели, задачи и интересы общества, которые требуют поддержания нормальной жизнедеятельности и развития сложной социальной системы в соответствии с постоянными изменениями внутренней и внешней среды.
Закон экономии времениопределяет объективный процесс рационального использования времени обществом и отдельной личностью для более быстрого достижения намеченных целей; характеризует эффективность управления, которая во многом зависит от скорости и адекватности реакции субъекта управления на объект управления.
Закон приоритетности социальных целей,суть которого в том, что целью развития общества является повышение качества жизни, благосостояния, социального самочувствия людей.
Осознание этой закономерности привело цивилизованные страны к построению социального государства, социально-ориентированного рынка, социальному партнерству. Более того, выявление этой закономерной связи обусловило установление не только качественных, но и количественных характеристик в достижении социальной справедливости. Так, стабильность в обществе предполагает, что разница в доходах самых богатых и самых бедных не должна превышать 10-кратной величины. По объективным причинам не более 10% населения могут проживать на пороге бедности. Это критическая отметка для большинства развитых стран. Иначе в обществе наблюдаются застой, стагнация, нарастание кризисных явлений.
В конце XX в. изменилась парадигма общественного развития: вектор развития определяет не только экономика, не хозяйство само по себе, наращивание или сокращение его объемов, а развитие всей хозяйственной жизни для повышения качества жизни всех граждан. Улучшение социальных параметров, прежде всего здоровья граждан (физического и духовного), является главным источником повышения эффективности экономических результатов, качества продукции.
Закон возрастающей субъективности и интеллектуальности в управленииупреждает характер управленческого воздействия. Для управленческих отношений характерна следующая закономерность: будучи отношениями людей, складывающимися в процессе управления, все они в той или иной форме проходят через сознание людей, создаются и совершенствуются людьми в зависимости от объективных изменений в производстве и обществе. Поэтому природа управленческих отношений двойственна, она объективно-субъективная.
Следовательно, важно признать как неоспоримый факт то, что управление, будучи субъективной деятельностью разных субъектов управления (государственный орган, общественный институт, отдельный человек), несет на себе печать этой субъективности в виде общей и управленческой культуры (ее наличия или отсутствия), специфики традиций и исторического опыта, интересов, потребностей, установок, позиций той или иной личности, являющейся лидером, и т.п. Чем выше уровень управления, на котором расположен субъект управления, отдельный лидер, тем больше простор для проявления как позитивной, так и негативной субъективности.
Характер субъективности в управлении во многом зависит от выбора, обоснования генеральной цели общества.
Закон доминирования глобальной цели в развитии социальной системыявляется основополагающим для социального управления. Суть его в том, что каждая социальная система (в широком смысле слова) состоит из ряда подсистем (экономической, политической, технической, организационной, социальной, духовно-культурной). В своем единстве они составляют целостный организм, но поддержание целостности возможно только при доминировании генеральной, главной цели над целями каждой подсистемы.
Особое внимание следует обратить на единство теории и практики.
В практике социального управления должны реализовываться следующиезакономерности управления:
• система социального управления целостна, что обусловлено культурными, политическими и экономическими факторами общественного развития. Целостность проявляется в неразрывной цепи отношений управления (от высших органов управления до низших его звеньев), единстве социального управления со всеми его составными частями на основе гармонизации разных целей и интересов общества, сочетании основных функций и методов управления;
• между управляемой и управляющей подсистемами социальной системы должна соблюдаться пропорциональность, предполагающая рациональную соотносительность внутри них, а также между ними с целью обеспечения наиболее эффективного функционирования этих подсистем;
• между централизацией и децентрализацией функций социального управления должно соблюдаться оптимальное соотношение. Уровень централизации управления меняется в процессе общественного развития, иэто изменение является законом социального управления. Для каждого этапа общественного развития должен быть свой оптимальный уровень централизации (децентрализации);
• различные слои населения должны принимать участие в социальном управлении, повышении его эффективности и ответственности, поскольку общественное производство материальных и духовных благ подчинено цели удовлетворения потребностей населения.
На основе познания и использования законов управления формируются принципы управленческой деятельности как руководящие идеи, исходные положения, позволяющие формировать систему управления и подбирать совокупность методов, необходимых для достижения поставленных целей.
Являясь в определенной мере искусством, живым творчеством, эффективное рациональное управление невозможно без познания его основных законов и принципов, которые позволяют сократить социальное время для принятия и реализации управленческих решений.
Принципы социального управления — правила, основные положения и нормы поведения, которыми руководствуются органы управления в социальных условиях, сложившихся в обществе. Они определяют требования к системе, структуре, процессу и механизму социального управления.
Принципы управления представляют собой результат обобщения людьми объективно действующих законов и закономерностей, присущих им общих черт, характерных фактов и признаков, которые становятся общим началом их деятельности. Следовательно, принципы социального управления — это руководящие идеи, исходные положения, отражающие законы развития отношений управления.
К основным принципам социального управления относят:
• единоначалие в принятии решений и коллегиальность при обсуждении;
• единство воздействия всех методов управления для поддержания целостности социальной системы;
• сочетание отраслевого и территориального управления;
• приоритетность в достижении стратегических целей;
• научность социального управления, его прогнозирование;
• мотивация (стимулирование) труда;
• ответственность за результаты социального управления;
• рациональный подбор, подготовка, расстановка и использование кадров;
• экономичность и эффективность управления;
• системность (рассмотрение объекта или субъекта управления
как системы, состоящей из различных звеньев);
• иерархичность (рассмотрение систем как многоступенчатых, многоуровневых, которые требуют деления на элементы; при этом каждая ступень управляет нижестоящей ступенью и одновременно является объектом управления по отношению к вышестоящему уровню);
• необходимость разнообразия (управляющая система должна обладать не меньшей сложностью и разнообразием, чем управляемая система);
• обязательность обратной связи (получение информации о результатах воздействия управляющей системы на управляемую путем сравнения фактического состояния с заданным);
• сочетание единоначалия и коллегиальности;
• ситуационное управление по прогнозированию возмущений;
• программно-целевое обеспечение;
• делегирование полномочий;
• гуманизм и нравственность в управлении;
• гласность в принятии решения.
Принципы управления позволяют формировать систему методов и выбирать каждый метод в отдельности, однако каждый отдельный метод не имеет такого же воздействия на принципы управления.
Принципы социального управления должны:
• основываться на законах развития общества, законах управления;
• соответствовать целям социального управления и отражать основные свойства, связи и отношения управления;
• учитывать временные и территориальные аспекты процессов социального управления;
• в необходимых случаях иметь правовое оформление, получать закрепление в различных нормативных документах. Системы принципов управления изменяются в процессе развития социального управления. Тем не менее, основные принципы управления полностью исчезнуть не могут, так как выражают общие требования к системе социального управления. Формы и методы использования этих принципов на различных этапах социального развития могут и должны быть различными.
Управление социальной работой может рассматриваться с учетом как вертикального исследования разных уровней администрирования (государственной вертикали власти или системы «специалист социальной службы — клиент социальной службы»), так и горизонтального совершенствования технологий социальной работы.
Управление социальной работой является разновидностью социального управления. Вид его определяется особенностью объекта управления, которым является человек, общности людей.
Под управлением социальной работой следует рассматривать следующие основные содержательные уровни.
Первый уровень — организационно-структурный. Управление социальной работой организуется на различных уровнях: федеральном, региональном (территориальном), локальном, имеет соответствующие организационные структуры: министерство, комитеты (управления) социальной защиты (помощи), территориальные службы, центры социального обслуживания.
Второй уровень — функциональный, выполнение как общих, так и конкретных функций. Общими функциями, т.е. независимыми от уровня субъекта, его компетенции и т.д., считаются прогнозирование, планирование, организация, координация, стимулирование, учет и контроль. Конкретные функции — виды работы применительно к должности (обязанности и права), подразделению (функции подразделения) и предприятию, организации, учреждению (направления деятельности).
Третий уровень — деятельность руководителей разных уровней в системе социальной защиты, помощи. Разнообразные функции руководителя находят отражение в разнообразии выполняемых ролей: он является организатором, администратором, психологом, социальным психологом, информационным работником, юристом, экономистом, политиком, предпринимателем, педагогом. Деятельность руководителей считается основой для научных исследований, развития управления как науки.
Четвертый уровень управления социальной работой — процесс, включающий следующий ряд элементов:
• целевая ориентация. Основа любого вида управления — информация, на базе которой определяются и закрепляются (в организационно-административных документах) цели,задачи;
• распределение функций и формирование организационных структур, подбор и расстановка кадров (персонала);
• соответствие целей, задач и решений ресурсам (информационным, материальным, трудовым, финансовым, временным). Ресурсное обеспечение — важное условие выполнения намеченных целей, задач, принимаемых решений;
• использование разнообразных форм и методов управления или средств, которые обеспечивают достижение тех или иных результатов;
• использование обратной связи, а именно учет, контроль, проверка исполнения.
Пятый уровень управления — вид профессиональной деятельности, управленческий труд, включающий триаду: предмет труда (информация), средства труда (организационные и технические) и человек, обладающий определенными знаниями, навыками и умениями.
Шестой уровень — управление социальной работой как наука и учебная деятельность. В науке управления применяется как общеметодологический инструментарий (анализ, синтез, индукция, дедукция, абстрактное и конкретное, системный подход и т.д.), так и специфический, обусловленный необходимостью исследования систем и процессов социального управления, функций и организационной структуры, деятельности руководителей и возглавляемых ими коллективов. Другая составная часть науки управления — теория или система обобщенного знания, которая на уровне отдельного человека (руководителя, специалиста) называется эмпирической теорией, а на уровне значительно больших обобщений — макротеорией.
Управление социальной работой имеет ряд особенностей, определяющих специфический характер описываемой деятельности:
• разработка теоретических основ управления в социальной работе, формулировка его концепции и дерева целей;
• исследование организационных структур управления социальной работой;
• моделирование деятельности социальных служб, использование различных методов при исследовании проблем организации социальной работы;
• разработка критериев, позволяющих оценивать качество функционирования системы управления социальной работой;
• исследование информационных основ управления в социальной работе,
• проведения мониторинга;
• разработка научных методов прогнозирования социальной работы;
• разработка алгоритмов организации личной работы социальных управленцев и оптимальных вариантов делегирования полномочий сотрудникам органов управления социальной работой;
• исследование методов мотивации социальной работы, обоснование предложений по использованию содержательных и процессуальных теорий мотивации.
Социальное управление имеет свои пределы. Некоторые из них порождаются самой природой управления, другие — особенностями процесса управления, его субъектами.
Управление социальной работой направлено:
• на оказание помощи и поддержки;
• защиту людей, особенно слабо защищенных слоев и групп;
• нормальное функционирование различных сфер жизни;
• ведение деятельности социальной направленности. Различные интересы как сильный субъективный момент вносят сложности в управление социальными системами. Отношения по управлению, так же как и любые отношения между людьми, никогда не могут быть чисто рациональными, только служебными, исключительно официальными. В них неизбежно проявляются личные, групповые интересы, которые воздействуют на эти отношения, преломляя их через себя. Происходит сложное взаимодействие целей, причем вклад разных работников неодинаков и зависит от их статуса, активности и т.д.
В управлении социальной работой все направления деятельности должны рассматриваться в комплексе экономических и социокультурных задач общества.
Большое значение в управлении социальной работой играют методы управления, которые представляют собой способы, средства, приемы воздействия на работников для координации их деятельности в организации. К методам управления относят следующие.
1. Административные методы— организационное и распорядительное воздействие, дисциплинарная и материальная ответственность, кадровые решения, приказы, распоряжения, указания, инструкции, контроль выполнения.
2. Правовые методы — правовые нормы, регулирующие деятельность персонала (могут быть обязательными для исполнения, предписывающими, что можно делать и чего нельзя; рекомендательными, указывающими, как правильно поступать в соответствии с нормами права в определенной ситуации; поощрительными, одобряющими деятельность персонала), нормы административной и уголовной ответственности.
3. Экономические методы — стимулирование деятельности персонала и повышение его материальной заинтересованности: повышение оплаты труда в зависимости от качества и сложности выполняемой работы, выплата премий, предоставление льгот, участие в прибылях, хозяйственный расчет и др.
4. Социально-психологические методы — воздействие на сознание и поведение персонала:
• формирование коллективов с учетом типологии личности и характера работников, создание нормального психологического климата, творческой атмосферы;
• личный пример руководителя своим подчиненным, который оказывает мотивационное воздействие на сотрудников в плане их самовыражения и причастности к работе на фирме с эффективным руководством;
• ориентирующие условия — цели, стоящие перед организацией, ее миссия;
• участие работников в управлении;
• удовлетворение культурных и духовных потребностей — предоставление социального общения (корпоративные мероприятия, досуг сотрудников и членов их семей). В государственных предприятиях эти функции выполняют профсоюзы;
• установление социальных норм поведения и социальное стимулирование коллектива (ассоциации);
• установление моральных санкций и поощрений — разумное сочетание позитивных и негативных стимулов;
• социальная профилактика и социальная защита работников —бесплатная медицинская помощь, профилактические осмотры, льготы, талоны на питание, бесплатные путевки, компенсации на проезд, другие виды не денежного стимулирования. Однако такие методы социальной защиты оказывают свое мотивационное воздействие в тех организациях, где стоимость рабочей илы относительно низкая и требуются дополнительные меры материального поощрения работников.
5. Морально-этические методы — способы нравственного регулирования поведения работников (премирование грамотами и т.д.).
Одной из основных функций руководителя является административная работа, которая предполагает организацию контроля, создание необходимых условий для деятельности персонала, координацию деятельности подчиненных.
В социальной работе различают несколько видов контроля:
• стратегический (управленческий) и тактический (административный). Стратегический (управленческий) контроль направлен на решение стратегических задач, тактический (административный) призван обеспечивать выполнение текущих задач, программ, планов;
• финансовый (осуществляется на основе представления финансовой отчетности по соответствующей форме от подразделений; включает анализ расхода бюджетных средств, всевозможных инвестиций и т.д.);
• контроль качества;
• социальный контроль (включает два основных элемента —нормы и санкции).
В социальной работе контроль развивается в системе социальных служб, системе социального обслуживания, социальной защиты населения.