Ретроспективный анализ народнохозяйственного комплекса региона
В Башкирской АССР накоплен значительный опыт исследования темпов развития и пропорций экономики на основе метода МОБ. По существу, Башкирская АССР была одной из немногих среди автономных республик, краев и областей, где регулярно составлялись и анализировались отчетные и плановые межотраслевые балансы и на основе полученных данных разрабатывались методологические и практические вопросы внедрения этого метода в плановую практику. Большая достоверность полученных результатов обеспечивалась широким сочетанием стоимостных МОБ Башкирской АССР с балансами вышестоящих и однотипных регионов.
В системе отчетных МОБ Башкирской АССР анализировался совокупный общественный продукт. По его размерам автономная республика опережала многие союзные республики. Абсолютный размер СОП в 1987 г. составил 24 469,8 млн. руб. (в ценах, действовавших в отчетном году). Национальный доход в том же году составил 8846,3 млн. руб. В то же время если в 1967-1972 гг. среднегодовые темпы прироста СОП составляли 6,4%, то в период 1973-1977 гг. ¾ 5,6, в 1978-1982 гг. ¾ 4,9, а в 1983-1987 гг. ¾ лишь 2%.
Начиная с 1980-х гг. в ряде отраслей промышленности (газовой, угольной, нефтеперерабатывающей, цветной металлургии) происходило сокращение производства. Не способствовало повышению темпов роста СОП или хотя бы их стабильности положение дел в сельском хозяйстве. За 1981-1985 гг. прирост среднегодового объема продукции сельского хозяйства в сравнении с 1966-1970 гг. составил всего 11%.
За 1966-1987 гг. материальные затраты в СОП Башкирской АССР выросли с 50 до более чем 60%. Соответственно снизилась доля чистой продукции, что свидетельствовало о повышении затратности хозяйствования (табл. 4.1-4.3).
Таблица 4.1
Структурные параметры регионального продукта Башкирской АССР, %
Таблица 4.2
Отраслевая структура общественного продукта Башкирской АССР, %
Таблица 4.3
Динамика отраслевых темпов роста валовой продукции и чистой продукции, %
(1966 г. = 100%)
По данным МОБ за 1982 г. более 58% стоимости совокупного общественного продукта Башкирской АССР приходилось на фонд возмещения. В фонде возмещения предметы труда занимают 89%.
Экономия материальных ресурсов уменьшает фонд возмещения и является фактором роста национального дохода, поэтому экономное использование материальных ресурсов и снижение материалоемкости продукции относится к числу важнейших факторов повышения эффективности общественного производства.
В отраслевой структуре СОП чуть больше двух третей приходилось на долю промышленности, что свидетельствует о высокой степени индустриализованности экономики. Однако в промышленности получили преимущественное развитие фондоемкие отрасли; производились преимущественно полуфабрикаты и комплектующие изделия, особенно в нефтехимии, лесопереработке, цветной металлургии и машиностроении; недостаточно развиты были отрасли перерабатывающей и легкой промышленности, производство стройматериалов; сравнительно низок уровень концентрации профильной продукции; в машиностроении республики слабо развита промышленность межотраслевых производств, не было специализированных предприятий по производству инструмента, ремонту станочного оборудования; рост объемов привозной нефти и вывоза нефтепродуктов вызывал возрастание межрайонных перевозок и перегрузку транспорта. В 1982 г. средняя дальность межрайонного обмена Башкирской АССР по нефтяным грузам (включая сырую нефть и продукты переработки нефти) возросла по сравнению с 1966 г. на 220 км. При этом средняя дальность ввоза сырой нефти за этот период возросла на 650 км. Производство средств производства резко преобладало над производством предметов потребления. Последнее было недостаточно развито даже в отраслях, непосредственно связанных с обеспечением населения одеждой, питанием, жильем.
Развитие сельского хозяйства республики не удовлетворяло (с точки зрения ассортимента) потребности населения в продуктах питания и перерабатывающей промышленности в сельскохозяйственном сырье. Фондооснащенность сельского хозяйства Башкирии составляла 75% уровня РСФСР, энерговооруженность ¾ 80%. В республике перерабатывалось около 34% сельскохозяйственной продукции, в РСФСР ¾ более 39%. Производство продуктов пищевой промышленности (особенно по основным источникам белка животного происхождения) было ниже достигнутого в РСФСР (если производство продукции сельского хозяйства на душу населения Башкирии составляло 106,1% уровня РСФСР, то производство мяса в мясоперерабатывающей промышленности ¾ 84,3%, колбасных изделий ¾ 64,8%).
Строительная индустрия республики осваивала непрерывно возрастающие из года в год объемы капитальных вложений и обеспечивала увеличение ввода в действие основных фондов. Капитальные вложения государственных и кооперативных предприятий и организаций (без колхозов) в 1981-1985 гг. в 1,8 раза превысили вложения за 1966-1970 гг., а ввод в действие основных фондов был выше соответствующего показателя в 1,9 раза. В 1981-1985 гг. остро стояла задача значительного повышения темпов ввода в действие основных фондов (по сравнению с увеличением капитальных вложений) и сокращения незавершенного строительства, потому что соотношение ввода фондов и капитальных вложений в 1976-1980 гг. существенно снизилось, особенно по сравнению с 1971-1975 гг. Это соотношение в 1981-1985 гг. составляло 0,985 (выше запланированного уровня). Высокий в сравнении с СССР удельный вес прироста основных производственных фондов в объеме накопления был связан с инвестиционной политикой последних десятилетий, которая осуществлялась по отраслевому принципу. Шло приоритетное направление капитальных вложений на развитие фондоемких отраслей промышленности ¾ первичной переработки нефти, нефтехимии, химии, электроэнергетики, машиностроения и строительной базы. В то же время развитию основных фондов отраслей производственных и социальных услуг не уделялось должного внимания. Темпы роста капитальных вложений в непроизводственную сферу в Башкирской АССР в 1981-1985 гг. были в два с лишним раза ниже, чем в среднем по СССР.
В результате анализа был выявлен один из негативных моментов структуры общественного производства в республике ¾ несбалансированность сфер производства и материального обращения, недоразвитие инфраструктурной подсистемы. Этот недостаток был характерен для большинства регионов страны и на описываемом этапе развития экономики тормозил весь ход общественного воспроизводства.
Сравнительный анализ структуры общественного производства республики и других регионов страны позволил обнаружить значительные межрегиональные различия в уровне развития сферы материальных услуг. Тесная связь сферы услуг с промышленностью предполагает (при прочих равных условиях) более высокий удельный вес первой в общественном производстве высокоиндустриальных регионов, к числу которых относилась и Башкирская АССР. В действительности же сложилась иная, противоположная ситуация ¾ доля отраслей материальных услуг республики в совокупном продукте, основных фондах и численности занятых в материальном производстве была ниже, чем в целом по СССР. Интегральный коэффициент уровня развития (по численности и фондам) хотя в динамике и проявлял тенденцию к росту, тем не менее уступал среднесоюзному. В республике сложился запаздывающий тип инфраструктуры.
На транспорте ¾ ведущей отрасли производственной инфраструктуры ¾ большее развитие получили транзитные грузоперевозки. В результате объемы транзитных потоков грузов через Башкирию настолько возросли, что продукция транспорта Башкирской АССР больше чем наполовину формировалась за счет доходов от транзита. Это означает, что предоставление услуг (вывоз продукции) другим экономическим районам страны стало профилировать в деятельности транспорта и, как следствие, отрасль вошла в группу территориальной специализации.
С помощью ряда методических приемов при составлении и анализе МОБ автономной республики удалось учесть районные особенности и, таким образом, с большей степенью достоверности оценить специализацию и комплексное развитие территориального звена. Установлено, что отрасли территориальной специализации Башкирской АССР отличались высокой эффективностью на фоне иных отраслей не только экономики республики, но и РСФСР ¾ крупнейшего территориального звена в системе народного хозяйства страны. Например, нефтеперерабатывающая промышленность обладала самым высоким показателем эффективности затрат по валовой и чистой продукции (отношение соответственно валовой и чистой продукции к себестоимости). В 1987 г. она почти на 27 и 15% превышала аналогичные показатели по РСФСР. В этой же отрасли также выше, чем в РСФСР, был размер прибыли, приходящейся на единицу валовой продукции, и ниже ¾ на единицу чистой продукции. За отраслью нефтепереработки шли следующие отрасли специализации: органический синтез, приборостроение, производство синтетического каучука, стекольная, химико-фармацевтическая промышленность и др. Анализ двух отношений показателей БАССР и РСФСР по всем отраслям специализации (эффективности затрат по валовой и чистой продукции и прибыли, приходящейся на единицу валовой и чистой продукции) свидетельствовал, что в БАССР из 56 указанных выше отношений (четыре отношения на 14 отраслей) 38 имели более высокий уровень, чем в РСФСР. Из оставшихся 18 показателей половина превышала 80% от уровня РСФСР.
Определение места и роли Башкирской АССР в воспроизводствеобщественного продукта, специализация и комплексное развитие ее экономики тесно увязывались с оценкой пропорций, осуществляемой с использованием информации межотраслевых балансов. Непосредственное количественное выражение в МОБ находят такие пропорции, как региональное соотношение в производстве и потреблениинационального дохода, промежуточный и конечный продукт, производственное и непроизводственное потребление и др.
Значительное место было отведено исследованию пропорций между производством продукции и вывозом ее за пределы района, потреблением продукции и ее ввозом из других районов, отраслевой структурой ввоза и отраслевой структурой использования продукции в районе, пропорций между удельным весом ввоза продукции в ее использовании в районе и отраслевой структурой использования продукции в районе, отраслевой структурой вывоза и отраслевой структурой производства в районе, удельным весом вывоза в производстве района и удельным весом той или иной отрасли в производстве вышестоящего района. Благодаря производству и потреблению как факторам межрайонного обмена формируются те или иные пропорции вывоза и ввоза. В этом смысле установление количественной зависимости между объемами межрайонного обмена, с одной стороны, и факторами, определяющими этот объем ¾ с другой, позволяет активно воздействовать на формирование пропорций в районе.
Анализ зависимости показателей межрайонного обмена от показателей производства и потребления продукции можно проводить не только в вертикальном (отраслевом), но и горизонтальном (территориальном) разрезе, т. е. ряд отраслей материального производства можно заменить рядом республик и экономических районов. При таком подходе вместо отраслевых показателей отдельно взятого района использовались сводные показатели районов, что создает преимущество в анализе территориальных пропорций. Коэффициенты корреляции между производством и вывозом продукции (в различных вариациях) по Литовской, Латвийской и Эстонской ССР, Башкирской, Татарской и Карельской АССР, Краснодарскому и Хабаровскому краям и Сахалинской области составили 0,917 и 0,952, т. е. получились близкими к функциональной.
Поскольку территориальные звенья экономики специализируются на производстве наиболее эффективных с народнохозяйственной точки зрения продуктов, атрибутом функционирования хозяйственного комплекса любого района является обмен продуктами. Межрайонный обмен выступает как объективная необходимость и выражает определенную, установившуюся систему воспроизводственных отношений. Поэтому вполне очевидно, что он представляет собой экономическую категорию, отражающую отношения производства и потребления между различными территориальными звеньями народнохозяйственного комплекса страны.
Существует определенная закономерность в изменении показателей, характеризующих значение межрайонного обмена в зависимости от ранга региона. С возрастанием масштаба, расширением внутренних связей зависимость экономики района от внешних факторов ослабляется. Исследование удельного веса межрайонного обмена и вывоза в общих перевозках, проведенное с полным охватом территории СССР по всем категориям экономических, административных, таксономических единиц, показало, что изменение показателей межрайонного обмена обратно пропорционально рангу региона (ранжирование основывалось на эффективности функционирования экономики). Так, средневзвешенные показатели удельного веса вывоза в общих перевозках в 1964-1980 гг. имели следующие характеристики: средний зональный ¾ 8,0% (Восточная зона ¾ 20,6%, Западная зона ¾ 3,7%), средний союзно-республиканский ¾ 17,4%; средний по укрупненным экономическим районам ¾ 20,3%; средний по крупным экономическим районам ¾ 28,0%; средний по автономным республикам и областям Поволжья и Урала ¾ 39,7% (табл. 4.4, 4.5).
Таблица 4.4
Экономические связи Башкирской АССР в 1982 г.
(сводные показатели по всем видам транспорта)
* Выделен в 1982 г. из состава Северо-Западного района (ср. п. 1 табл. 4.5).
Таблица 4.5
Соотношение экономических районов в межрайонном обмене
с Башкирской АССР (1964-1980 гг.),
% к итогу
МОБ представляет собой сочетание единых межотраслевых и межрайонных связей (при определяющей роли первых). Поэтому априорно допускалось предположение, что в рамках автономной республики экономические показатели межрайонных связей за отдельный год могут не соответствовать особенностям межотраслевых связей того же периода. Сами по себе межотраслевые связи более стабильны по сравнению с межрайонными. Хотя они постоянно изменяются вследствие в первую очередь научно-технического прогресса, тем не менее этот процесс более равномерен. Межрайонные связи, находясь под воздействием в основном особенностей размещения и уровня текущего планирования, более подвижны. Средняя дальность как показатель территориального разделения труда имеет в масштабах страны устойчивую тенденцию к возрастанию. В автономной же республике многолетнее систематическое возрастание или уменьшение средней дальности не обязательно, т. е. какой-либо ярко выраженной тенденции нет. Так, за 1964-1987 гг. на железнодорожном транспорте наблюдалось 14 периодов возрастания дальности при 10 периодах ее снижения.
При рассмотрении по всем видам транспорта одновременно было выявлено, что дальность перевозок межрайонного обмена имеет тенденцию к возрастанию, но не монотонному, как по стране в целом, а с восемью периодами снижения. Следовательно, показатель средней дальности перевозок в автономной республике за отдельный год мог не отражать многолетнюю тенденцию, а его использование в качестве базиса в перспективных расчетах ¾ привести к ошибкам. Вот почему был сделан вывод о правомерности определения транспортной наценки в МОБ автономной республики на основе динамики средней дальности перевозок. При таком подходе исследователи могут получить показатели межрайонных связей, аналогичные межотраслевым, и в дальнейшем использовать их для долгосрочного прогнозирования.
При определении транспортной наценки, в отличие от союзных показателей, мы исходили из того положения, что в пределах автономной республики продукция, создаваемая транспортом, не равна транспортной наценке, накладываемой на произведенную продукцию. Действительно, продукция транспорта складывается из доходов всех видов перевозок в пределах района, тогда как наценка накладывается лишь на произведенную продукцию, но с учетом доведения ее до конечного потребителя. Разработанная в принципе методика балансировки продукции транспорта и транспортной наценки трудно осуществима в реальных расчетах, так как она не адаптирована к особенностям регионов. Поэтому большинство региональных балансов составлялись по принципу равенства продукции и наценки, что стало их существенным недостатком. Избежать его можно с помощью дифференцированных расчетов экономических связей не только по межрайонному обмену (с выделением доли от поставщика до границ автономной республики и от ее границ до конечного потребителя), но и по внутрирайонным и транзитным перевозкам всех основных грузов в динамике по всем видам транспорта. В межотраслевых балансах Башкирской АССР продукция транспорта предварительно дифференцировалась на составные части:
1) внутриреспубликанские перевозки;
2) вывоз;
3) ввоз;
4) продукция, создаваемая от перевозок транзитных грузов.
В 1987 г. перечисленные выше элементы составляли в продукции транспорта республики 38,2, 20,7, 9,8 и 31,3% соответственно. На основе этих показателей и экономических связей нетрудно рассчитать транспортную наценку и затем сбалансировать ее с продукцией. Сумма наценки по всем видам транспорта составила в 1987 г. 4,2% стоимости продукции республики у конечного потребителя. Из общего размера наценки 37% приходилось на внутриреспубликанские перевозки, а 63% ¾ на вывоз. Превышение наценки над транспортной продукцией в условиях Башкирской АССР составило 21 млн. руб. Таким образом, анализ экономики Башкирской АССР за длительный ретроспективный период показал, что профиль, «лицо» народного хозяйства республики определялись высокоразвитой промышленностью и сельским хозяйством. При этом промышленная продукция резко превалировала над продукцией всех других сфер материального производства, составляя 70,7% СОП. Удельный вес промышленности в СОП республики был выше по сравнению с соответствующими показателями по стране.
Значительные абсолютные объемы производства продукции способствовали высокому удельному весу вывоза в составе конечного продукта Башкирской АССР. В 1982 г. положительное сальдо межрайонного обмена значительно возросло, превысив 2,6 млрд. руб. Анализ межотраслевых балансов Башкирской АССР свидетельствует о продолжающемся углублении территориальной специализации республики. Во второй половине 80-х гг. Башкирскую АССР в общесоюзном разделении труда представляли 20 отраслей вместо 12, как в 1966 г. Следовательно, республика продолжала оставаться активной ячейкой воспроизводственного процесса страны.
Из анализа обобщающих показателей экономического развития республики за рассматриваемый период следует: темпы прироста основных производственных фондов почти в 1,5 раза опережали темпы прироста совокупного общественного продукта, а также численности занятых в материальном производстве. В результате снижалась фондоотдача. В свою очередь, не очень высокими темпами росла производительность общественного труда. Значительно выросла материалоемкость продукции. Все это привело к тому, что в ретроспективный период в экономике преобладали экстенсивные факторы развития, на долю которых приходилось 2/3 всего прироста продукции (табл. 4.6).
Таблица 4.6
Система показателей экономической эффективности народнохозяйственного комплекса
Башкирской АССР
Башкирская АССР, опережая по многим показателям развития народного хозяйства общесоюзный уровень и даже отдельные промышленно развитые области РСФСР, в то же самое время отставала по показателям, характеризующим уровень жизни населения. Ретроспективный анализ наиболее обобщающих показателей уровня жизни населения ¾ используемого национального дохода на душу населения, личного и общественного потребления ¾ свидетельствовал о неблагоприятных тенденциях в социально-экономическом развитии республики.
Использованный национальный доход на душу населения составлял 74%, а непроизводственное потребление ¾ лишь 82% уровня РСФСР. Отставание уровня непроизводственного потребления объяснялось, главным образом, слабым развитием сферы услуг и нерациональной структурой личного потребления. Так, общественное потребление в БАССР на душу населения составляло лишь 78,5% уровня РСФСР. Значительным было отставание по уровню развития социально-культурного обслуживания (здравоохранения, просвещения), пассажирского транспорта, жилищно-коммунального хозяйства. Отставание выражалось в низкой обеспеченности детскими дошкольными учреждениями, больничными койками, врачами, средним медицинским персоналом, недостатке жилья и т. д.
В соответствии с этим, а также с более полным учетом специфических задач БАССР (более ускоренного социального развития) на 1991-2010 гг. выдвигались:
■ экономические цели ¾ обеспечение обоснованных темпов роста совокупного общественного продукта и национального дохода республики; кардинальные структурные преобразования общественного производства и неуклонное повышение его эффективности; качественное совершенствование производительных сил на основе глубокой интенсификации, систематического повышения производительности труда, достижения наивысшей экономии общественного труда за счет комплексного развития; увеличение доли конечного продукта в производимом в республике СОП с целью повышения ее вклада в территориальное перераспределение создаваемого в стране национального дохода;
■ социальные цели ¾ подъем благосостояния народа на качественно новую ступень; рост реальных доходов; совершенствование системы заработной платы; ускоренный рост общественных фондов потребления за счет более высоких темпов развития общественного потребления; укрепление материально-технической базы отраслей непроизводственной сферы; ликвидация существенного отставания в развитии социально-культурного обслуживания, жилищно-коммунального хозяйства, пассажирского транспорта; вовлечение новых трудовых ресурсов в отрасли обслуживания и совершенствование качественной структуры занятости; повсеместное и полное удовлетворение потребностей жителей города и села во всех видах высококвалифицированного обслуживания; обеспечение активной демографической политики; преодоление существенных различий между городом и деревней; выравнивание условий социального развития по подрайонам республики; принятие конструктивных мер по воссозданию нормальной экологической среды на всей территории республики; достижение к 2000 г. рациональных норм потребления по основным продуктам питания.
Для реализации этих целей в Башкирской АССР, одной из первых среди автономных республик, краев и областей СССР, использовались модели динамического МОБ на 1976-1990 гг., а затем ¾ динамического МОБ с элементами оптимизации на 2000-2010 гг. При этом наряду с обоснованием высоких темпов развития, совершенствованием структуры производства, повышением вклада республики в воспроизводство общественного продукта СССР предполагалось достичь уровня непроизводственного потребления и накопления в республике не ниже среднесоюзных. С учетом значительного ущерба, уже нанесенного окружающей среде, были основаны количественные параметры вышеназванных показателей, на пять пунктов превышающие среднесоюзный уровень. Однако вполне осуществимые планы так и остались на бумаге из-за принципиального изменения общественной ориентации и вектора социально-экономического развития страны.
Рекомендация:
Для самоконтроля полученных знаний выполните тренировочные задания
из набора объектов к текущему параграфу