Индия в мировой экономике
После обретения страной независимости в 1947 г. правительство взяло курс на модель импортозамещения на базе активного государственного участия. Экономическая политика последовательно реализовывалась в рамках пятилетних планов. В 2007 г. Индия начала реализовывать 11 пятилетний план. Экономическую стратегию страны можно разделить на 2 этапа:
· с момента получения независимости до начала 1990-х гг. Концепция «смешанной экономики», которая предусматривала активную роль государства в перестройке колониальной экономики, формирование ключевых отраслей промышленности в рамках государственного сектора при сохранении частного сектора и развитии основных элементов рыночного механизма. Расширение внутреннего рынка достигалось за счет замещения импорта и серьезных ограничений на ввоз иностранных товаров.
· с начала 90-х гг. до настоящего времени. Либерализация экономики, превращение рыночных отношений в центральный принцип экономического развития страны, снижение доли государственного сектора во всех сферах национально хозяйства.
В настоящее время законодательство предусматривает свободное допущение иностранного капитала в целый ряд секторов экономики, вплоть до создания предприятий со 100%-ным иностранным участием. Одновременно было ликвидировано лицензирование значительных товарных групп экспорта и импорта, произведено существенное сокращение участия государства во внешней торговле, поставлена задача перехода к полной обратимости рупии.
Существенную роль в укреплении и развитии внешнеэкономических позиций Индии сыграла ее валютная политика. Курс рупии за последние десятилетие по отношению к доллару снизился в 2,2 раза (данные учебника булатов ливенц). Следствием этого было повышение конкурентоспособности индийского экспорта. Тем не менее платежный баланс Индии по текущим операциям был положительным только в 2001/02 – 2003/04 финансовых годах.
Отрицательное сальдо в торговле товарами частично компенсируется растущими поступлениями от экспорта услуг, оплаты труда индийцев-эмигрантов и инвестиционных доходов, которые в 2005/06 достигли 42,6 млрд долл. (около 4,5% по отношению к ВВП). Основа этих поступлений – переводы индицев-эмигрантов. Миграционные потоки из Индии изменились не только количественно, но и качественно и во многом состоят из людей высокой квалификации, особенно в сфере информационных технологий. Индийцы направляются сегодня не столько на нефтяные скважины стран Персидского залива, а в США и Канаду, что существенно увеличивает их валютные переводы на родину. Это отражается на росте золотовалютных резервов страны ( в начале 2007 г. достигли 180 млрд.долл, почти одинадцатимесчное покрытие импорта страны)).
Сальдо по капитальным операциям положительно: чистый приток всех иностранных инвестиций в 2005/06 достиг 17 млрд.долл. Ежегодный приток прямых иностранных инвестиций составляет в среднем 3,5 млрд.долл. До 35% этих инвестиций сделаны нерезидентами индийского происхождения. Значительная часть прямых капиталовложений осуществляется в Индии через оффшорную зону, которой стало государство Маврикий. Вместе с тем следует отметить растущий экспорт индийских прямых инвестиций (около 2,5 млрд.долл в 2005/06), что свидетельствует об укреплении позиций национальных корпораций на внешнем рынке. Внешний долг страны в 2006 г. составил 126 млрд.долл, т.е. 18% по отношению к ВВП, и его подавляющая часть имеет долгосрочный характер.
Доля Индии в мировой торговле товарами невелика – 1%. В 2005/06 г. товарный экспорт достиг 105 млрд.долл., а импорт – 156,9 млрд.долл. Наиболее быстрыми темпами увеличивается торговля услугами. В мировой торговле услугами доля Индии составила 2,3%.
Наиболее крупные позиции в индийском экспорте занимают программное обеспечение (почти 20%), а также одежда, хлопчатобумажная пряжа и ткани, электроника, ювелирные изделич, машины и инструменты, транспортное оборудование, металлоизделия, фармацевтика, химикалии, кожаные изделия, продукция художественных промыслов. Несмотря на то что большую часть потребляемой нефти Индии ввозит, высокими темпами растет экспорт ее нефтепродуктов, чего удалось достигнуть благодаря созданию современного нефтехимического комплекса.
На экспорт сельскохозяйственных товаров (чай, кофе, табак, специи, орехи кешью, фрукты, овощи, морепродукты, хлопок-сырец, продовольственное зерно)т приходится 10%. Индия – крупный экспортер обработанных драгоценных и полудрагоценных камней, жемчуга (12%). Доля машин и оборудования в ее вызове достигла уже 12%, а вывоз минерального сырья незначителен (2%). Для поддержки внешней торговли и притока иностранного капитала в стране имеется 7 зон свободной торговли, одобрено создание 36 особых экономических зон.
Крупнейшая статья импорта – энергоресурсы, главным образом нефть (22,5%). Второе место (17%) занимает оборудование. Традиционно сохраняется большой объем ввоза жемчуга, драгоценных и полудрагоценных камней, золота и серебра (21%). Во многом это объясняется тем, что, являясь крупнейшим экспортером ювелирных изделий, Индия не имеет соответствующей сырьевой базы для их производства.
Крупнейшие партнеры Индии – ЕС (21% внешнеторгового оборота страны), США (10%), Китай (6%), Объединенные Арабские Эмираты (5%), а также другие страны Азии.
В последние годы, Индия продолжает играть заметную роль в Ассоциации государств Юго-Восточной Азии,[122] Ассоциации регионального сотрудничества Южной Азии, и Всемирной торговой организации.
Международный валютный фонд (МВФ) прогнозирует замедление роста ВВП Индии до 5,25% в 2009-2010 финансовом году.
Индия сократила экспорт золота и ювелирных украшений на 35% в феврале 2009 года, экспорт данной продукции был сокращен в условиях кризиса и падения спроса на товары категории «люкс». Индия сократила экспорт чая в феврале на 25% относительно того же месяца прошлого года в связи с его нехваткой, а также из-за снижения спроса, в том числе со стороны России
Правительство объявило о выделении до 5 млрд долл. на содействие экспортёрам. Ряд аналитиков ожидают частичной переориентации экономики Индии на торговлю с другими азиатскими странами, особенно Китаем, также на внутренний спрос, и на крупные инфраструктурные проекты. По заявлению премьер-министра Манмохана Сингха, сделанному в сентябре 2008, индийское правительство «придаёт высший приоритет мерам по изоляции страны от глобального финансового кризиса. Предприняты меры по девальвации индийской рупии, и по вливанию государством средств в экономику. Центральный банк Индии снизил базовую процентную ставку.[85]
В июле-августе 2008 наблюдался спад продаж новых легковых автомобилей, в основном местного производства.[86] В ноябре продажи упали на 19 %.
В декабре 2008 отмечено, впервые за 15 лет, сокращение промышленного производства, происходящее на фоне негативной реакции инвесторов на террористическую атаку в Мумбаи. Наблюдается резкое падение котировок акций, и бегство иностранного капитала из Индии.
Роль МВФ
МВФ - межправительственная организация, предназначенная для регулирования валютно-кредитных отношений между государствами-членами и оказания им финансовой помощи при валютных затруднениях, вызываемых дефицитом платежного баланса, путем предоставления кратко- и среднесрочных кредитов в иностранной валюте. Фонд- специализированное учреждение ООН - практически служит институциональной основой мировой валютной системы. МВФ был учрежден на Международной валютно-финансовой конференции ООН, проходившей в 1944 г. в Бреттон-Вудсе (США). Практическую деятельность Фонд начал с 1 марта 1947 г.
Членами МВФ являются 186 стран, в т.ч. Россия с 01.06.1992 года. Капитал МВФ формируется в основном за счёт квот (взносов стран-членов). Размер квоты каждой страны – члена зависит от размеров её экономики. От размера квоты зависит количество голосов страны в МВФ, размер кредита стране, доля страны в капитале, распределяемом Фондом. Система управления МВФ включает 3 органа. Высшим руководящим органом является Совет управляющих, состоящих из представителей всех стран – членов (обычно министров финансов или руководителей центральных банков). Совет управляющих решает ключевые вопросы, поэтому его основные функции: внесение изменений в статьи Соглашения об учреждении, принятие новых членов, определение размеров квот, выборы членов. Текущее управление Фондом осуществляет Совет директоров. Это постоянно действующий орган. Функции Совета директоров: предоставление кредитов, надзор за политикой валютных курсов и другие. Совет директоров избирает Директора – распорядителя на 5 лет. Его функции: возглавлять штат сотрудников Фонда, ведать текущими вопросами, выполнять роль председателя Совета директоров.
Цели: 1) стимулирование международного сотрудничества в валютной сфере; 2)создание благоприятных условий для расширения и сбалансированного роста международной торговли; 3)оказание помощи в создании многосторонней системы платежей и в устранении ограничений на обмен валюты; 4) предоставление на временной основе финансовых средств странам – членам Фонда для корректировки их платежных балансов, сокращение продолжительности и масштабов дефицита международных платежных балансов стран – участниц Фонда.
Главная цель - поддержание стабильности мировой валютной системы. Для стран – участниц это означает недопущение резких и значительных колебаний валютных курсов и исключение девальваций национальных валют для получения несправедливых конкурентных преимуществ перед другими странами-членами.
Основные меры:
1. Разработка «Кодекса валютного поведения» и контроль за его соблюдением государствами – членами. Кодекс включает 5 правил: а) стабильность валютного обмена; б) многосторонний характер операций текущего ПБ (операции текущего ПБ – это покупка и продажа товаров и услуг за рубежом, а также односторонние зарубежные переводы; многосторонний характер указанных операций – это их осуществление на основе правил, единых для всех стран – членов Фонда); в) недискриминация (равенство условий кредитования разных стран – членов Фонда); г) конвертируемость валют (это способность национальных валют свободно использоваться). д) внешнее равновесие (покрытие дефицита, урегулирование ПБ). Это сокращение или даже преодоление дефицита ПБ.
2. Предоставление странам – членам финансовых ресурсов для выполнения Кодекса.
3. Согласование действий стран в валютной области.
4. Влияние на экономическую политику стран, испытывающих серьезные трудности в урегулировании ПБ. Такое влияние осуществляется, в основном, через взаимное кредитование – это кредитование экономических программ, одобренных МВФ, за счет финансовых квот стран – членов.
Наблюдение за макроэкономической политикой осуществляется для быстрого покрытия дефицита ПБ страны и погашения задолженности перед МВФ. В процессе наблюдения за макроэкономической политикой стран Фонд выполняет несколько функций: надзора, финансовой и технической помощи.
Надзор – право Фонда осуществлять жесткое наблюдение за экономической политикой стран – членов: политикой валютных курсов и связанной с ней макроэкономической политикой. Финансовая помощь – использование финансовых ресурсов Фонда странами – членами, испытывающими сложности с урегулированием ПБ и предоставившими в Фонд программы реформ. Функцию технической помощи МВФ выполняет в области денежной, валютной политики и банковского надзора, бюджетной и налоговой политики, статистики, разработки финансового и экономического законодательства и подготовки кадров. ТП состоит из двух частей: консалтинга и трейнинга.
МВФ осуществляет кредитные операции только с официальными органами - казначействами, центральными банками, стабилизационными фондами. Различаются кредиты на покрытие дефицита платежного баланса и на поддержку структурной перестройки экономической политики стран-членов.
«Стэнд-бай» - соглашения о резервном кредите, обеспечивают стране-члену гарантию того, что она сможет получать иностранную валюту от МВФ в обмен на национальную в соответствии с договоренностью в любое время при соблюдении страной оговоренных условий. Главное назначение - кредитование макроэкономических стабилизационных программ стран-членов
Механизм воздействия:
1. Кредитные механизмы
2. Консуль
Роль МВФ
1) проводник установки на демонетизацию золота, вытеснение его из мировой вал системы.
2) Международный резервный актив
3) межгос регулирование режима вал курсов стран-членов
4) устранение вал ограничений
5) предоставление кредитов
6) контроль за вал пол стран-членов и мри эк
Банк международных расчетов (БМР, 1930 г.).
БМР - банк центральных банков. Функции:1) содействовать сотрудничеству между центральными банками, обеспечивать благоприятные условия для международных финансовых операций; 2) действовать в качестве банка-агента или банка-депозитария при проведении международных кредитных и других операций своих членов. БМР выполняет операции:• депозитно-ссудные операции с центральными банками;• прием правительственных вкладов по особым соглашениям;
• операции с валютой и ценными бумагами (кроме акций);• куплю-продажу и хранение золота (золотые запасы БМР 210 т), сделки своп с золотом;• операции на мировых рынках (валют, кредитов, ценных бумаг, золота) в качестве агента или корреспондента центральных банков;• содействие развитию взаимных международных расчетов на основе соглашений с центральными банками.
В соответствии с уставом операции банка должны согласовываться с денежно-кредитной политикой центральных банков соответствующих стран. Банку не разрешено открывать текущие счета и предоставлять кредиты правительствам.
Основной источник ресурсов БМР - краткосрочные вклады (до трех месяцев) центральных банков в иностранной валюте или золоте. Для выплаты процентов по ним Банк размещает их на рыночных условиях в других центральных банках, международных организациях или в банках-корреспондентах. Основной активной операцией БМР является предоставление валютных кредитов центральным банкам.
Таким образом, МВФ является ключевым звеном системы регулирования мировой экономики, согласования национальных макроэкономических политик.
Сейчас МВФ располагает$250 млрд. Увеличение ресурсов будет происходить за счет добровольных взносов стран, причем механизмов финансирования будет несколько. Например, Россия и Китай будут покупать облигации МВФ. Предполагается, что облигации будут иметь наивысший кредитный рейтинг и страны смогут размещать в них свои резервы.
Отметим, что за увеличение ресурсов МВФ выступала Россия. В подготовленном к саммиту G20 документе было сказано, что Сумма доступных фонду средств должна быть достаточна для обеспечения выполнения им функций кредитора, говорится в документе. Увеличить ресурсы МВФ до $500 млрд призвал премьер-министр Великобритании Гордон Браун. Увеличение ресурсов МВФ даст ему возможность оказать помощь странам, пострадавшим от глобального экономического кризиса.
Китай, обладающий крупнейшими в мире золотовалютными резервами (более $1,8 трлн), заявил о готовности совместно с МВФ участвовать в программах помощи странам, пострадавшим от кризиса.Эксперты указывают, что Китай мог бы без труда предоставить в распоряжение МВФ значительные ресурсы, добившись расширения влияния в фонде. Но центральную роль в международных усилиях по борьбе с кризисом должен играть все-таки МВФ, считает министр финансов Великобритании Гордон Браун.
Япония готова предложить Международному валютному фонду МВФ $106 млрд, если возникнет необходимость в привлечении дополнительных средств для помощи развивающимся странам.