Гос. бюджет и налоговая система
I Понятие гос. бюджета:
В состав гос. финансов включаются:
1. гос. бюджет;
2. внебюджетные фонды;
3. гос. кредит.
Внебюджетные фонды – специфич. форма распределения и использования фин. ресурсов. Особенность – их сугубо целевой х-р, т.е. предназначение для опр. нужд. Создаются внебюджетные фонды за счет спец. налогов. (# пенсионный фонд, страховой ф., ф. занятости, ф. мед. страх.). Раньше отчислялись свои налоги (в %) в каждый фонд, а сейчас принят единый соц. налог или взнос, т.е. в этом едином фонде собираются, а потом распределяются ср-ва по внебюдж. фондам (с 1 янв 2000)
Бюджет – совокупность бюджетов разных ур-ней гос. упр-я представляют собой бюдж. систему страны.
В унитарном гос-ве бюдж. система состоит из 2-х ур-ней: 1) общенациональный 2) бюджеты местных органов власти.
В федеративном из 3-х звеньев, добавляется промежуточное звено – бюджеты членов федерации.
Виды бюджетов:
1. Федеральный бюджет – предназначен для вып-я фед. нужд.
2. Бюджеты субъектов федерации – обслуживают потребности прав-в субъектов федерации
3. Местные бюджеты – ден. фонд областей, р-нов и др. и предназначены для обслуживания фин. потребностей этих адм. единиц.
Все они в совокупности формируют консолидированный бюджет РФ – он не утверждается, а служит для расчетов и анализа.
Особенности бюджета как части гос. финансов:
1. Гос. бюджет – это особая форма перераспред. отношений.
2. Пропорциии бюджетного перераспределения опр-ся потребностями воспр-ва и общ-ва в целом.
3. Сфера бюджетного распределения занимает центральное место в составе гос. финансов.
II Состав и структура гос. бюджета:
Ведущая роль отводится общенац. или федер. бюджету.
Бюджет состоит из 2-х частей: доходной и расходной.
Доходы: налоговые поступления и неналоговые доходы ( ср-ва гос. займа, гранты – безвозм. перечисления ср-в гос-ву).
Расходы:
1. фин-е отраслей эк-ки;
2. содержание органов гос. власти и упр-я, правоохр. органов;
3. расходы на нац оборону;
4. финансирование соц-культ. разв-я и науки;
5. расходы на внешнеэк. деят-ть;
6. расходы по обслуж гос. долга.
Сальдо бюджета может быть активное – доходы > расходов (бюджетный профиците), пассивное – доходы < расходов (бюджетный дефицит).
III Гос. долг по покрытию бюджетного дефицита:
Причины бюджетного дефицита:
1. бюдж. деф. м.б. связан с кр. вложениями в отрасли эк-ки.
2. чрезвычайные обстоятельства (стих. бедств.) – структурный бюдж. деф-т явл-ся рез-том здравой политики гос-ва.
3. автомвтич. сокрвщение налоговых поступлений и увеличение трансфертов на фоне спада деловой активности – эта причина формирует циклические бюдж. деф-т.
Виды гос. долга: 1 внешний 2 внутренний.
м.б. краткосрочным (до 1г), среднесрочным (1-5 лет), долгосрочным (>5 лет).
Упр-е гос. долгом осущ-ся за счет:
1. конверсия гос. долга – изменение условий займа;
2. консолидация – изменение сроков займа.
Неоклассики: гос-во использ. нац. доход менее эффективно, чем частники => перераспред. дохода через бюджет должно быть сокращено до min; делается ставка на накопление {расширение пр-ва в частном секторе}
IV Понятие налоговой системы:
Налог – это обязательный сбор. который взимается с хозяйствующих субъектов гос-вом в порядке и на усл-ях, установл. законодательными актами.
Сущ-ет 3 варианта НДС: 20%, 10%, 0%.
Введен единый соц. налог, введена единая ставка подоходного налога – 13%, отменен налого на содержание жилищного фонда.
Многоуровневая налоговая система, структура налога:
1. субъект налога – лицо, уплачивающее налог по з-ну;
2. носитель налога – лицо, кот. фактически уплачивает налог;
3. объект налога – прибыль (доход), ст-ть опр. товаров, добавл. ст-ть прдукции, имущество юр. и физ. лиц., передача имущества (дарение и др.), операции с ц.б., земля и т.д.
4. ставка налога – величина налоговых начислений на 1 единицу объекта налога;
Всего 25: 16 фед., 7 на ур-не субъектов, 5 на местном ур-не.
V Виды налогов:
1. Прямые – субъект и носитель налога совпадают.
2. Косвенные – субъект и носитель не совпадают (НДС, акцизы, налого с операций с ц.б., таможенные пошлины и др.).
По субъектам налогообложения:
1. с юр. лиц; 2 с физ. лиц.
По направлению исполнения:
1 общие; 2 специфические.
По бюджету ( куда попадают):
1 федеральные = НДС + налого на прибыль (11% из 30%) + подоходный налог с физ. лиц + акцизы на спиртное + налоги с доходов на ц.б.; 2 налоги субъектов федерации = 19% налога на прбыль + налог на имущество юр. лиц + сборы на регистрацию юр. лиц; 3 местные налоги = налог на землю + налог на имущество физ. лиц + целевые сборы.
По способу взимания:
1 пропорциональные – взимаемые по единой налоговой ставке (налог на прибыль 30 %); 2 прогрессивные – налоговая ставка увеличивается по мере роста налогооблагаемой базы (подоходный налог); 3 регрессивные – ставка налога снижается по мере роста налогооблагаемой базы (акцизы).
В новом налоговом кодексе единый соц. налог имеет регрессивную шкалу. А прогрессивный подоходный налог заменен на пропорциональный.
Лекция 15.
1. Цели бюджетно-налоговой политики
Под фискальной политикой подразумевается воздействие государства на экономическую конъюнктуру посредством изменения объёма государственных расходов и налогообложения с целью стимулирования национального производства, обеспечения занятости и контроля над инфляцией.
Фискальная пол-ка сводится к манипулированию гос. бюджетом.
Различают фискальную экспансию – стимулирующая бюджетно-налоговая политика. Цель: преодоление спада в экономике. В этом случае государство прибегает к увеличению государственных расходов и снижению налогов или комбинированию этих средств.
Фискальная рестрикция – сдерживающая бюджетно-налоговая политика. Цель: ограничить подъём эк-ки. Исп-ся снижение гос. расходов и увеличение налогов или комбинация этих мер.
Стагфляция – в эк-ке наблюдается одновременно и спад произ-ва (увеличение безработицы), и рост инфляции при одновременном сокращении гос. расходов и налогов. Искусственное сдерживание безработицы. Меры бюджетно-налоговой политики сопровождаются эффектом мультипликаторов государственных расходов и налогов.
Модель мульт-ра гос. расходов совпадает с мульт-ром Кейнса.
Как изменится равновесный уровень дохода при изменении гос. расходов на единицу.
Δyp = Ka·ΔG Þ Ka =
Мультипликатор налогов показывает, на сколько изменится равновесный доход при изменении налогов на единицу.
Δyp = -Kta·ΔTA
Kta = -
Мульт-р гос. расходов больше мульт-ра налогов на единицу.
Определяющим при искании мер фискальной политики, является различие между м-ром гос. расходов и мультипликатором налогов.
При подъёме гос-во прибегает к увеличению налогов, при спаде гос-во прибегает к увеличению гос. расходов (если фискальная политика преследует цель развития гос. сектора эк-ки). А если частного сектора, то при подъёме гос-во прибегает к снижению налогов, при спаде – снижение гос. расходов.
Если гос. расходы и налоговые поступления изменяются на одну и ту же величину и в одном и том же направлении, в этом случае говорят о мультипликаторе сбалансированного бюджета. Сальдо бюджета остаётся неизменным:
ΔG = ΔTA.
В простейшем случае мультипликатор равен единице. Изменение равновесного дохода в экономике равно изменению государственных расходов и изменению налогов.
ΔG = ΔTA
Мультипликатор сбалансированного бюджета может быть < 1.
2. Дискреционная и недискр. фискальная политика.
Фискальная политика призвана сгладить негативные проявления в экономике путём воздействия на СС и СП.
Лаффер показал, что результатом снижения налогов является экономический подъём и рост доходов государства.
Анализ кривой Лаффера позволяет обозначить ориентиры налогового вмешательства государства в экономику.
Дискреционная фискальная политика – целенаправленное изм-е величины гос. расходов, налогов, сальдо бюджета в результате спец. решений прав-а. Цель: изм-е V пр-ва, снижение безработицы, темпов инфляции.
Недискреционная фискальная политика – изм-е налоговых поступлений в периоды спада и подъёма эк-ки без вмешательства гос-ва.
Бюджетный дефицит и профицит возникает автоматически вследствие действия встроенных стабилизаторов в экономике.
Встроенный стабилизатор – экономический механизм, позволяющий нивелировать негативные воздействия колебаний экономики без вмешательства государства (прогрессивная система налогообложения, система государственных трансфертов).
В период подъёма экономики увеличиваются налоговые поступления от частного сектора и населения, они сдерживают дальнейший подъём экономики.
3. Воздействие на эк-ку бюдж. дефицита и профицита.
Наличие в эк-ке бюдж. дефицита требует мер по его сокращ-ю.
1. Сокращение бюджетных расходов и изыскание доп. источников доходов.
2. Денежная эмиссия.
3. Заём средств у физ. и юр. лиц своей страны, а также у других государств, международных финансовых организаций.
Сеньораж – доход гос-ва от печатания денег. Возникает тогда, когда темпы роста ден. массы > темпы роста реального ВНП.
4. Направление кредитно-денежной политики.
Кредитно-денежная (монетарная) политика – воздействие на экономику посредством изменения V и структуры денежной массы в целях роста производства, контроля за уровнем занятости и инфляции.
Инструменты монетарной политики:
1. Изменение учётной ставки или ставки рефинансирования ЦБ.
2. Изменение нормы обязательных резервов.
3. Операции на открытом рынке.
1) Если учётная ставка увеличивается – это значит, что V заимствованных кредитов у ЦБ уменьшается, следовательно, операции у ком. банков по предоставлению ссуд уменьшаются. И наоборот: если ↑ Þ ↑ ставки % у коммерческих банков.
Учётная ставка используется как индикатор.
2) Если норма обязательных резервов увеличится, то возможности ком. банков по кредитованию уменьшатся и наоборот.
3) Купля-продажа ЦБ государственных ценных бумаг.
Различают первичный и вторичный рынок.
Первичный рынок – ценные бумаги покупаются у эмитентов, а вторичный рынок – у других хозяйственный объектов. Купля-продажа ЦБ осуществляется на вторичном рынке.
Если наблюдаются изменения денежной массы, государство проводит ликвидацию этого излишка за счёт продаж государственных ценных бумаг на открытом рынке.
Стимулирующая монетарная политика заключается в:
1) Покупка ЦБ ценных бумаг на открытом рынке.
2) Снижение нормы обязательных резервов.
3) Понижение учётной ставки.
Все эти меры приводят к увеличению предложения денег. Поэтому эта политика получила название: “политика денежных денег”.
Сдерживающая монетарная политика:
1) Продажа ценных бумаг на открытом рынке.
2) Увеличение нормы обязательных резервов.
3) Повышение учётной ставки.
Все эти меры ведут к сокращению предложения денег.