Глава 18. макроэкономическое равновесие: базовые модели

«Весьма возможно, что классическая теория пред­ставляет собой картину того, как мы хотели бы, что­бы общество функционирова­ло. Но предполагать, что оно и в самом деле так функ­ционирует, - значит остав­лять без внимания действи­тельные трудности».

Джон Мейнард Кейнс

Важнейшим методом исследования экономической тео­рии, как отмечалось ранее, является метод равновесного анализа. В гл. 5-7, гл.15 этот принцип выступал как постулат о равенстве спроса и предложения на том или ином товарном рынке, а также равенстве спро­са и предложения на всех взаимосвязанных между собой рынках - то­варов, труда, капитала.

В масштабе же всей экономики на первый план выступает равнове­сие между доходами и расходами общества. Графически отмеченное равновесие было представлено схемой кругооборота доходов и расхо-

лов в гл. 16. Таким образом, в макроэкономическом анализе речь идет о выражении равновесия между совокупным предложением (созданным ВВП или национальным доходом)1 и совокупным спросом (использован­ным ВВП или национальным доходом). При этом важнейшим вопросом будет выяснение следующего обстоятельства: обладает ли рыночный механизм, предоставленный самому себе, способностью обеспечить равенство совокупного спроса и совокупного предложения при полной занятости? Классическая, а также неоклассическая теория, с одной сто­роны, и кейнсианская, с другой, по-разному отвечают на этот вопрос.

Порядок изложения в настоящей главе таков: вначале в самом об­щем виде будет рассмотрена классическая модель, затем - кейнсианс­кая. Сравнительный анализ взглядов классиков и Дж. М. Кейнса будет проводиться как в данной главе, так и в темах, посвященных анализу кредитно-денежной, налогово-бюджетной политики (гл. 20 и 22), а также при характеристике основных макроэкономических моделей регулирова­ния (гл. 26).

В нашем анализе кейнсианской теории будут, главным образом, использоваться графические построения П. Самуэльсона, так как именно этим экономистом одним из первых дана графическая ин­терпретация многих положений, сформулированных Дж. М. Кейнсом. В книге же самого Кейнса «Общая теория занятости, процента и де­нег» графический анализ практически не используется. И, наконец, последнее замечание, прежде чем мы обратимся к совокупным вели­чинам. И теория Дж. М. Кейнса, и современная неоклассическая шко­ла подчеркивают огромное значение психологических факторов, и при построении своих моделей допускают использование тех или иных поведенческих предпосылок. Сами термины теории макроэкономи­ческого равновесия пронизаны психологической окраской: «склон­ность», «предпочтение», «ожидания», «стремление» и т. п. - вот далеко не полный перечень терминов, прочно связанных с уже известными нам категориями потребления, сбережения, ликвидности и др. Это -отражение той объективной реальности, в которой действуют живые люди с присущими им мотивациями, стимулами и наклонностями.

Особо важную роль играют ожидания

' в дальнейшем для упроще ния анализа мы будем абстраги роваться от различия между ВВП национальным доходом, пре небрегая амортизацией и Кос венными налогами. Термины«доход», ВВП, «выпуск» будут рассматриваться как синонимы --
экономических агентов. Современная

макроэкономическая теория рассматри-

вает ожидания в связи с такими

проблемами, как налогово-бюд-

жетная политика, кредитно-

денежная политика государтства

ова, функционирование оынка ценных

бумаг, инфляция и антиинфляционная

политика государства и др. .

Глава 18

Макроэкономическое равновесие: базовые модели



§ 1. Классическая теория

макроэкономического равновесия

Воззрения представителей классической и неокласси­ческой школы на проблему макроэкономического равновесия традици­онно рассматриваются в учебной экономической литературе для лучше­го понимания различий в их концепциях и концепции основоположника макроэкономического анализа Дж. М. Кейнса.

Формально никто из представителей классиков и неоклассиков (Д. Рикардо, А. Смит, Ж.-Б. Сэй, А. Маршалл, А. Пигу и др.) не опериро­вал макроэкономическими категориями. Для этих экономистов был харак­терен микроэкономический анализ, однако в их взглядах и подходах впол­не определенно прослеживаются ясные и четкие представления о функци­онировании рыночной системы совершенной конкуренции в целом.

Каковы же эти взгляды? Сразу следует оговориться, что представи­тели классического направления рассматривали модель общеэкономи­ческого равновесия только в краткосрочном периоде для условий со­вершенной конкуренции. В основе этой модели лежит закон рынков Ж.-Б. Сэя, или закон Сэя, французского экономиста. Сущность закона рынков сводится к следующему утверждению: предложение товаровсоздаетсвойсобственныйспрос,или, другими словами, произведен­ный объем продукции автоматически обеспечивает доход, равный цен­ности всех созданных товаров, а, следовательно, достаточен для ее полной реализации. Это означает, что, во-первых, целью владельца до­хода является не получение денег как таковых, а приобретение различ­ных материальных благ, т. е. получаемый доход расходуется целиком. Деньги при таком подходе играют чисто техническую функцию, упроща­ющую процесс обмена товарами. Во-вторых, расходуются только соб­ственные денежные средства экономических агентов.

У внимательного читателя сразу может возникнуть законное сомне­ние: на чем основано утверждение, что весь доход обязательно будет потрачен? Вполне разумно предположить, что какая-то часть получен­ного дохода не будет израсходована его владельцем и приобретет фор­му сбережений, что, в свою очередь, вызовет соответствующее со­кращение в объеме совокупного спроса, росте нереализованной продук­ции и, в конечном счете, приведет к сокращению занятости. Такое пред­положение сразу же ставит под удар справедливость закона Сэя, так как изъятие части средств из кругооборота «доходы — расходы» неминуе­мо приведет к недопотреблению, а, следовательно, к нарушению суще­ствующего равновесия между совокупным предложением и создавае­мым им совокупным спросом.

Понимая справедливость высказанного выше предположения, пред-

ставители классического направления пошли дальше и разработали до­статочно стройную теорию общеэкономического равновесия, объясняю­щую автоматическое обеспечение равенства доходов и расходов при полной занятости, которая не вступает в противоречие с действием за­кона Сэя. Исходным моментом этой теории является анализ таких кате­горий, как процентная ставка, заработная плата, уровень цен в стране. Эти ключевые переменные, которые в представлении классиков явля­ются гибкими величинами (это очень важное допущение!), обеспечива­ют равновесие на рынке товаров, рынке труда и денежном рынке. Став­ка процента уравновешивает спрос и предложение инвестиционных средств; гибкая заработная плата уравновешивает спрос и предложение на рынке труда, так что сколько-нибудь продолжительное существова­ние вынужденной безработицы просто невозможно; гибкие цены обес­печивают «расчищение» рынка, так что длительное перепроизводство (или недопроизводство) также оказывается невозможным; увеличение денежной массы в обращении ничего не меняет в реальном потоке то­варов и услуг, оказывая лишь влияние на номинальные величины (но­минальный ВВП, номинальная заработная плата, абсолютный уровень цен в стране).

Таким образом, рыночный механизм в теории классиков сам по себе способен исправлять дисбалансы, возникающие в масштабах нацио­нальной экономики, и вмешательство государства оказывается ненуж­ным. А раз так, то может показаться, что невозможно рассматривать классическую теорию как аналитическую базу макроэкономической по­литики правительства, если главным в этой политике провозглашается принцип «laissez -faire», т. е. принцип невмешательства государства в хозяйственную жизнь. Однако такой вывод был бы поспешным. Ведь указанный принцип - это тоже вид макроэкономической политики, и ре­комендации современных неоклассиков базируются на выводах класси­ческой школы.

В конце 1920-х - начале 1930-х гг. экономика капиталистических стран столкнулась с устойчивым и беспрецедентно длительным состоя­нием макроэкономического неравновесия, известным под названием Ве­ликой депрессии. Классическая теория в том виде, как она сформиро­валась 100 с лишним лет тому назад, к началу 1930-х гг. оказалась во многих аспектах не способна дать адекватное объяснение происходя­щим кризисным процессам. Дать такое объяснение и стремился Дж. М. Кейнс в своем знаменитом труде «Общая теория занятости, про­цента и денег» (1936 г.).

Прежде чем обратиться к кейнсианской модели общего экономичес­кого равновесия, необходимо остановиться на понятиях и графической 1нтерпретации категорий совокупного спроса и совокупного предложе­ния, общепринятых в современной экономической науке.





Глава 18

Наши рекомендации