Тема 1.2. Введение в экономику. Альтернативная стоимость
1. Задания для самостоятельной работы
1. Раскрыть содержание категорий: производство, общественное разделение труда, экономические ресурсы, факторы производства, экономические блага, оптимальный (рациональный) выбор, экономическая система, экономический рост, экстенсивный тип экономического роста, интенсивный тип экономического роста, традиционное общество, командная система, рыночная экономика, смешанная экономика. Внести соответствующие определения в словарь-справочник.
2. Раскрыть характеристики функционирования и развития производства; дать содержательные характеристики факторов производства и результатов производства. Подготовиться к устному обсуждению вопросов плана семинарского занятия.
3. Провести сравнительный анализ внеэкономического и экономического типов организации общественного производства. Составить таблицу «Сравнительный анализ экономических систем».
4. Подготовиться к проведению ролевой игры на тему «Экономические системы: прошлое и современность».
II. План семинарского занятия
Форма обучения : очная
1. Производство и его объективные характеристики. Задачи Что, Как, Для кого производить?
2. Ресурсы и факторы производства. Экономические блага и их классификация
3. Оптимальный (рациональный) выбор в экономике. Кривая производственных возможностей общества (КПВ) как модель оптимального выбора. Альтернативные издержки.
4. Экономический выбор общества в условиях неполного использования ресурсов. Экономический рост и его типы.
5. Экономическая система: содержание, основные элементы и типы. Характеристика традиционного общества и командной экономики.
6. Рыночная и смешанная экономики. Модели смешанной экономики.
III. Рекомендации по выполнению заданий и подготовке к семинарскому занятию
При выполнении заданий на самостоятельную работу и подготовке к семинарскому занятию следует руководствоваться следующими рекомендациями:
- внимательно изучите указанные разделы учебников и учебных пособий из списка основной литературы;
- при составлении словаря-справочника по данной теме изучите раздел «Содержание темы», изложенный в Рабочей программе дисциплины «Микроэкономика», содержание соответствующих разделов учебной литературы, справочно-информационных и энциклопедических источников, а также материалы конспектов лекций, прослушанных в аудитории. Структурирование словаря может осуществляться по следующим критериям – алфавитному, тематическому, логическому. Целесообразно установить связь и обусловленность категорий, применимость к решению учебных задач и формированию умений осуществлять сравнительный анализ экономических условий и факторов, определяющих мотивацию деятельности экономических агентов. Это позволит овладеть практическим навыком сопоставления, оценки и расчета понесенных затрат и полученных результатов;
- подготовка к устному обсуждению вопросов плана семинарского занятия предполагает написание кратких конспектов ответов на соответствующие вопросы. Работа над подготовкой конспекта может реализоваться в следующих формах: развернутый план-конспект или тезисы. Используйте источники ОЛ-1, ОЛ-2, ДЛ- 4, 5, 7, 8. Постарайтесь раскрыть содержательные характеристики производства, его предпосылок (ресурсы – факторы) и результатов (блага, товары, доходы), сущность проблемы выбора, используя графическую модель кривой производственных возможностей и категорию альтернативные издержки;
- при составлении таблицы используйте критерии: тип собственности, характер распределения ресурсов, решение задач Что, Как, Для кого?, механизм ценообразования, распределение доходов, решение социальных проблем. Таблица должна отразить краткие выводы и обобщения изученного материала и способствовать уяснению принципов функционирования, механизмов связи производства и потребления в традиционном обществе, командной системе, рыночной экономике и смешанной экономики;
- целью проведения ролевой игры является формирование умений давать объяснение закономерностям эволюции хозяйственных систем, выявлять положительные и отрицательные стороны различных экономических систем, аргументировать и отстаивать собственную точку зрения. Реализация данной цели требует усвоения особенностей исторического развития экономических систем и механизмов их функционирования. При подготовке к ролевой игре следует изучить источники ОЛ-1, 2, ДЛ- 2, 3, 4, 5, 7, 8, 11, осуществить подборку статистических и фактических данных в соответствии с темой сообщения, предусмотренной планом проведения ролевой игры. В ходе проведения игры участникам предстоит избрать определенную гражданскую позицию и выступить в роли сторонников и защитников административной системы, идеологов рыночной экономики и приверженцев идеалов и ценностей смешанной экономики, что требует аргументации и использования фактических данных для доказательства собственной позиции. Предварительная работа связана с подготовкой указанной таблицы, эссе или тезисов выступлений по конкретной тематике.
IV. Рекомендуемые источники